Мастер-класс «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр»
учебно-методический материал (младшая группа)
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_razvitie_rechi_s_isp-em_did.gr_.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр»
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра,
Дидактические игры закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. И на занятиях и в играх развитие знаний, умений, навыков, отношений, мотивов учения имеет зону актуального и зону ближайшего развития. Вся целостная система дидактических игр – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок должен подняться.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя учатся.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление знаний об окружающей жизни. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зернышка до булочки», «Откуда стол пришел?» и т. д. Дидактические игры ставят перед собой задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию – главная задача многих словесных игр. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что прежде чем строить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, маляры и многие другие рабочие.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использовании при усвоении любого материала и проводиться, как с группой детей, так и индивидуально.
Дидактические игры и приёмы на развитие речи с мячом:
1. «Мяч бросай и животных, растения, овощи, фрукты, фигуры, месяцы, дни недели, цифры, дорожные знаки и т. д. – называй»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые понятия.
2 «.Я знаю 5 названий городов, посуды, одежды, мебели т. д.»
Цель: расширение словарного запаса детей за счёт употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
3. «Поговорим о предмете»
Цель: активизация и пополнение словаря ребёнка.
4 «Назови правильно»
Цель: правильно поставить ударение.
Дидактические игры и приёмы на развитие речи сердцем.
1. «Расскажи об этих вещах»
Цель: активизация глаголов, эпитетов, прилагательных. Развитие внимания, элементов произвольного внимания.
2. «Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
3. «Укрась слово»
Цель: развитие воображения и речи, расширение словарного запаса.
Дидактические игры и приёмы с клубком.
1. «Скажи наоборот».
Цель: расширение словаря запаса.
2. «Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
3. «Закончи фразу»
Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение.
Игровые упражнения с часами.
Цель: развитие внимания, мышления. Активизация словаря ребёнка.
Настольно дидактические игры: лото, домино, пазлы.
Таким образом, использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста.
1. Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
2. Обеспечивается психический комфорт;
3. Дети запоминают большое количество речевого материала;
4. Активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнением содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества
Проект по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества Тема проекта: «Устное народное творчество как средство развития связной реч...
Мастер-класс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель мастер-класса:- ознакомление педагогов с методом наглядного моделирования как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохр...
Мастер класс для родителей «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».
Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека, есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условие ...
Мастер-класс "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".
Знакомство педагогов с эффективной методикой запоминания текста....
МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ «Мнемотехника как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»....
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр
Доклад на тему: Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблю...
«Развитие связной речи, детей среднего дошкольного возраста, с использованием дидактических игр»
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего...