Формирование ценностного отношения к ЗОЖ
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 общеразвивающего вида»
Г.Руза
Научно-практическая конференция работников дошкольного образования
Тема: «Системные обновления дошкольного образования в условиях модернизации: проблемы, сущность, результаты.
Представление опыта работы
Тема:
«Тема: «Формирование ценностного отношения воспитанников к ЗОЖ»
Место работы:
МАДОУ «Детский сад №3 общеразвивающего вида»
г.Руза
Автор: Бойкова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Г.Руза
26 апреля,2017 год
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Я работаю с детьми второй группы раннего возраста. Ежедневно в своей работе с детьми использую пальчиковые игры. Широко использую пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках, в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, шишками, счётными палочками, массажными мячиками, грецкими орехами. Для развития выразительных средств общения использую такие игры: “Кто пришел?”, “Отгадайте-ка, ребята, кто пришел к нам поиграть?”, “Ладошки”. Привычные бытовые ситуации в жизни детей (особенно на первом году пребывания в детском саду) я сопровождаю играми и упражнениями, которые помогают ощутить собственное тело, а также снять физические зажимы, отработать рефлекс “избегания”. Моя работа направлена на сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости, наформирование у воспитанников знаний о здоровье и здоровом образе жизни, здоровьеразвивающего сознания, совершенствование практических навыков здорового образажизни. Также я провожус детьми индивидуальную работу (закрепление основных видов движений).Большое место занимают индивидуальные и групповые игры с мячами.Это развивает не толькокоординацию, ловкость, точность, но и внимание, уверенность, настойчивость.
Стараюсь создать больше свободной самостоятельной деятельности детей. Она предусматривает формированиесамостоятельной двигательной деятельности детей, обеспечивает возможностьсаморазвития личности. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников. Развиватьсамостоятельную двигательную, активность мне помогает дидактический материал (рисунки, схемы, карточки), которыепомещены в уголке ,а также подборка спортивного оборудования(мячи, кегли, обручи, скакалки ит.д.). Игровые упражнения со спортивным и нестандартным оборудованием способствуют укреплению организма ребенка, а самое важное — они вызывают у детей интерес и желание заниматься физической культурой. Я считаю, что систематическое использование в режиме дня оздоровительных упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии, развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье. Что касается физических нагрузок , то не стремлюсь к изнуряющим тренировкам. Это утренняя гимнастика (я ее провожу согласно времени года – летом на свежем воздухе, зимой – в проветриваемом помещении в облегченной форме); прогулки на свежем воздухе в любую погоду.
Организовала деятельность в группе: утренняя гимнастика, физкультурные и физкультурно -познавательные занятия, гимнастика после сна.В своей педагогической практике используютрадиционную, ритмическую, игровую, сюжетную деятельность ( «Утро в лесу») с использованием полосы препятствий гимнастику. Также провожу гимнастику и после дневного сна, цель которой поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаю щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, умывания),а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастика, самомассаж. Оборудован физкультурный уголок, в нем имеются разнообразные пособия для общеразвивающих упражнений, косички, ленточки, платочки, тарелки –шумелки, мягкие мячики. Детям в любое время доступны обручи, мячи, кегли. В физкультурном уголке находятся различные массажные коврики и дорожки, сделанные руками родителей из бросового и природного материала многие пособия выполнены из крышек от пластиковых бутылок и контейнеров от киндер -сюрпризов. Закрепляю потребность в чистоте и аккуратности, совершенствую культурно-гигиенические навыки, а так же формирую представления о необходимости соблюдения гигиенических правил. В своей работе использую различные методические приемы: показ с подробным объяснением действий, словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, оценка. Приемы меняю по мере усвоения детьми навыков. В дидактических играх «Что к чему», «Разрезные картинки», «Предметы личного пользования», «Что лишнее? «Собираем из частей», «Сложи и назови», «Девочка чумазая» развивается мышление, внимание, закрепляются названия предметов личной гигиены. Дети неукоснительно соблюдают правила гигиены при организации питания: перед тем как накрывать на стол, обязательно вымой руки с мылом. Формирую привычку к соблюдению правил личной гигиены. Рассказываю детям о микробах, доказываю необходимость использования мыла и воды. Помогаю установить связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением самочувствием. (Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня болеть не будут.) В своей работе использую рассказы, ситуативные разговоры, беседы, стихотворения. Моделирование различных проблемных ситуаций, заставляет детей думать, находить решения. Рассматривание иллюстраций, сюжетных и предметных картинок позволяет детям зрительно запоминать ситуации. Для меня существует один приоритет: каждому ребенку в моей группе должно быть хорошо, уютно и комфортно. Этические беседы «Зачем говорят «здравствуй», «Праздник вежливости», «Правила дружной игры», «Зайчик, который всем помогал» помогают установить дружеские взаимоотношения между детьми. Особое место уделяю работе с родителями. Руками родителей изготовлены пособия для развития самостоятельной двигательной деятельности, для общеразвивающих упражнений и развития основных движений. В приемной оформлен уголок «Это интересно!». А для наглядности мы создали игру «Грязнули». Цель игры: помочь детям запомнить ситуации, когда необходимо мыть руки и демонстрация способов распространения бактерий и микробов от одного человека к другому.
Я считаю, что взаимодействие всех субъектов педагогического процесса здоровье сберегающей деятельности приведет нас к конечному желаемому результату: модели идеально здорового ребенка, готового к дальнейшему обучению в школе. Прежде всего, создание благоприятного психологического климата в процессе обучения и воспитания, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и воспитанниками. Очень важно создать позитивный психологический настрой. Важной задачей воспитателя является поддержание положительного эмоционального состояния воспитанников. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»
Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкол...
Формирование ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту у детей старшего дошкольного возраста посредством комнаты экологии
Индивидуально-творческий проект на высшую категорию...
Проект Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста средствами реализации программы кружка «Крепыши»»
Программа «Крепыши» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Разработана в соответствии с ФГТ и целями и задачами детского сада....
Воспитание личностной культуры ребенка посредством формирования ценностного отношения к рукотворному миру
В данной статье отражены формы и методы работы, как традиционные, так и авторские, а также решаются следующие задачи: - обогощение чувственно - эмоционального опыта освоения детьми знаний и...
Социализация воспитанников детского дома средством формирования ценностного отношения к своему здоровью. Ершовские чтения.
«Тема самообразования:«Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в условиях детского дома с использованием здоровьесберегающих технологий».Известно, что вода и камни точит, с...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье»
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. Здоровье, э...
«Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье»
«Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье»...