«Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО»
консультация (старшая группа) на тему
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовательной организации. Как должно строиться это взаимодействие сегодня? Нужно ли поучать родителей, пытаться делать из них педагогов? Знание авторитарный подход или сопровождение и поддержка – залог повышения родительской компетентности?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_ineta.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Повышение родительской компетентности
в контексте ФГОС ДО»
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовательной организации. Как должно строиться это взаимодействие сегодня? Нужно ли поучать родителей, пытаться делать из них педагогов? Знание авторитарный подход или сопровождение и поддержка – залог повышения родительской компетентности?
С 2012 г., с момента утверждения новых нормативных правовых актов в сфере образования, регулирующих отношения педагог – родитель, начинается современный этап, который возвращает нас назад, к сотрудничеству и диалогу педагогов с родителями воспитанников, но уже на качественно новом уровне. И этот уровень закрепляется институционально в нормативных документах. Обратимся к нормативной базе и обозначим позиции, характеризующие взаимодействие педагогов и родителей сегодня. Остановимся на трёх основных документах:
- Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (далее – СК РФ);
- Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (далее – Закон №273-ФЗ);
- федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (ФГОС ДО).
Так, статья 63 СК РФ гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей», а также, что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами».
Таким образом, абсолютно снимается вопрос, не одно десятилетие занимавший науку и практику: кто приоритетнее в воспитании и образовании детей – детский сад или семья. Несомненно. Для ребенка, и тем более для ребенка раннего и дошкольного возраста, родители являются самыми важными, самыми значимыми и авторитетными людьми. Всё сказанное и сделанное ими является истиной в последней инстанции. Любой педагог знает, как упрямится ребёнок, если, например, повязать ему шарф «не как мама». Преимущественное право родителей на образование закреплено в законодательстве Российской Федерации.
Современные родители в массе своей люди образованные. Исследования показывают, что родители активно читают литературу о воспитании детей, интересуются различными публикациями в сети Интернет. Однако при общей грамотности сейчас, как и столетие назад, родители продолжают испытывать серьёзные трудности психолого-педагогического характера. Если сравнивать публикации об ошибках и трудностях родителей, опубликованных в конце XIX в., и данные современных исследователей, то мы обнаружим очень много параллелей.
Более того, психологи сегодня отмечают такую проблему, как холодность, а временами и жестокость в детско-родительских отношениях. Родителям, особенно проживающим в условиях крупных городов, не хватает времени на общение с детьми. Дети же остро ощущают нехватку родительского внимания и любви.
Семья нуждается в серьёзной планомерной помощи в воспитании детей. Но помощи адекватной и грамотной. У родителей нет необходимости поучать, а вот сопровождать и поддерживать в их воспитательной практике нужно.
В статье 44 Закона №273-ФЗ сказано, что «… образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
ФГОС ДО одной из задач ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Без такого сотрудничества в конечном итоге невозможно обеспечить полноценное и счастливое проживание ребёнком периода дошкольного детства. А это – семья главная цель и родителей, и педагогов. При всех имеющихся различиях между педагогами и родителями эта общая цель объединяет их. Дополняя друг друга, общими усилиями они имеют возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка.
Сила семейного воспитания кроется в его эмоциональном характере, в базисе, которым является взаимная любовь детей и родителей. А педагоги – это прежде всего профессионалы высокого уровня, которые в диалоге с родителями имеют возможность выстроить ту самую индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка, благодаря которой максимально полно раскроются все заложенные в нём способности и период детства, ценный сам по себе, будет счастливым. А значит, и дальнейшее развитие ребёнка тоже станет эффективным. Но для этого обе стороны должны понять, что путём взаимной конфронтации, отчуждения или минимизации контактов невозможно достигнуть решения единой цели. Без такого подхода мы уподобляемся всем известным лебедю, раку и щуке. Мы тянем ребёнка в разные стороны, а потом начинаем пожинать плоды титанических, но, увы, разнонаправленных усилий.
Сегодня происходит существенная трансформация взаимодействия педагогов и родителей: его сущности, содержания и форм.
Сущность взаимодействия раскрывается в трёх плоскостях, обозначенных нормативными правовыми актами:
- участие в управлении образовательной организацией;
- вовлечённость в образовательный процесс;
- совместное выстраивание индивидуальной траектории развития ребёнка.
В настоящее время родители включены в государственно-общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребёнка.
В настоящее время родители включены в государственно-общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребёнка.
В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность и понимание результативности своей части партнёрства. Без этого взаимодействие не сможет быть эффективным. Педагог – прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причём не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формировании того, что называется родительской компетентностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему «Повышение родительской компетентности в условиях введения ФГОС ДО»
Статья на тему "Повышение родительской компетентности в условиях реализации ФГОС ДО"...
«Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития дошкольника средствами ИКТ в соответствии с ФГОС ДО»
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющ...
"Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."
Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС....
Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО
Проблема взаимодействия педагогов и родителей...
«Повышение родительской компетентности в условиях введения ФГОС ДО»
Повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развити...
Консультация для педагогов «Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО»
Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДОВзаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остаётся неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовател...
Педагогический социально-значимый проект «Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки старших дошкольников через работу родительского клуба «Ступеньки к школе»
Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей....