Проект мини-музея «Деревянные игрушки»
проект на тему
Музей представляет собой упорядоченный перечень экспонатов - предметов, изделий из дерева: игрушек, предметов быта (посуда, инструменты) и искусства (картины, статуэтки).
Проект ставит своей целью познакомить детей с русской деревянной игрушкой, как наследницей и хранительницей тайн народной культуры; углублять представления о дереве как символе русского народа; формировать интерес и бережное отношение к игрушке; воспитывать чувство уважения к народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект мини-музея «Деревянные игрушки» | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад № 102”
Проект
на 2016–2017 учебный год
Воспитатели группы компенсирующей направленности № 11
Абрамова Н.М.,
Семенова О.В.
Мини-музей «Деревянные игрушки»
1 этап. Целеполагание
1.1. Актуальность
Я считаю, что выбранная мною тема проекта «В гостях у деревянной игрушки» сегодня очень актуальна. Ребёнок познаёт мир и учится взаимодействовать с ним через игрушки. Но перед взрослыми стоит дилемма, какую же игрушку выбрать своему ребёнку. Большинство родителей останавливают свой выбор на ярких, красочных игрушках, или, отдавая дань рекламе, покупают развивающие замудрённые конструкции. Но почему мало кто задумывается о старой русской традиции – деревянной игрушке?
Наши предки знали о целебной силе дерева, считали, что при контакте человека с деревом происходит биоэнергетический обмен, деревья помогают обрести равновесие и гармонию.
Любые деревянные предметы в доме, в том числе и деревянные игрушки – обладают своей силой. Дерево – материал твёрдый, но приятный и тёплый на ощупь. Чем хорошо дерево – выполненная из него любая игрушка утрачивает режущие углы, она становится пластичной и не может поранить ребёнка. А ещё деревянные игрушки обычно не содержат лишних ненужных деталей, раскрывают огромный потенциал для развития детской фантазии и воображения.
Берёза – считается хранительницей домашнего очага, исцеляющее, защищающее дерево.
Бук – символ изобилия и благополучия.
Дуб – символ силы, мужества, долголетия, верности.
Клён – помогает обрести душевное равновесие.
Липа – радость, тепло, покой, защита; способствует избавлению от депрессии.
Ольха – дерево, покровительствующее семье.
Каждый, хоть раз в жизни почувствовал лесную атмосферу: пронизанную особым светом, наполненную звуками и запахами.
Свет, звуки, запахи имеют поистине живительную силу, благотворно влияющую на душу человека. Те же чувства испытывает ребёнок, беря в руки деревянную игрушку. Почему встала необходимость создания мини-музея в нашей группе. В городе есть музеи, но в процессе взаимодействия с семьями воспитанников – это беседы, анкетирование, тесты и т. д. – мы выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не были в музеях.
Причины этого могут различными, родители много работают, и у них не остаётся времени на общение с детьми, родители не знают с какого возраста можно посещать с детьми музеи, и наверное, самая главная проблема современных родителей – нежелание развивать своих детей. Многие родители считают, что ребёнок дошкольного возраста все необходимые знания получит в детском саду.
Поэтому педагоги нашей группы решили помочь детям увидеть в деревянной игрушке глубочайший смысл, почувствовать, заключённую в ней энергию, впитать её доброту, прикоснуться к русской народной культуре и для решения данной проблемы – создать мини-музей деревянной игрушки.
1.2. Участники проекта:
Педагоги, дети, родители.
1.3. Тип проекта: долгосрочный (октябрь – май)
1.4. Цель:
• Поэтапно познакомить детей с русской деревянной игрушкой, как наследницей и хранительницей тайн народной культуры, используя приёмы музейной педагогики.
• Углублять представления о дереве как символе русского народа.
• Формировать интерес и бережное отношение к игрушке.
• Воспитывать чувство уважения к народному творчеству.
1.5. Задачи
Воспитательные:
• Воспитывать нравственно-патриотические качества через музейную педагогику.
• Воспитывать аккуратность и бережное отношение к игрушке.
Обучающие:
• Познакомить детей с русской народной игрушкой и их разнообразием.
• Активизировать словарь детей.
• Учить различать игрушки по форме и размеру.
Развивающие:
• Формировать интерес к старинной деревянной игрушке.
• Развивать мелкую моторику рук тактильное восприятие и сохранённые анализаторы
Профиль музея: познавательный
Характеристика помещения: Музей находится в спальной комнате. Музей расположен в деревянном шкафу.
Руководитель музея: воспитатели 11 группы Абрамова Наталья Михайловна и Семёнова Ольга Викторовна.
Аспекты музейной деятельности
Музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая
- фондовая
- научная
- экспозиционная
- познавательная
Оформление музея: Музейные экспонаты собраны в соответствии с учетом возрастных особенностей детей, направленных на развитие интереса и представления об окружающем мире. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества (история развития деревянного промысла, история развития и создания деревянной игрушки, знакомство с народно-прикладным искусством).
2 этап. Подготовка к реализации проекта
• Довести до участников проекта важность данной проблемы.
• Приобщать детей к музейной культуре.
• Подобрать методическую и художественную литературу, деревянные игрушки по данной теме.
• Подобрать атрибуты для игровой деятельности, пополнить мини-музей по разделам «Деревянная игрушка» для развития творческой и продуктивной деятельности детей.
• Привлекать родителей для реализации данного проекта.
План работы музея «Деревянные игрушки» на 2016–2017 учебный год.
Работа с детьми
№ | Содержание | Месяц | Ответственный |
1 | Беседа «Что такое музей» | Октябрь | Воспитатели |
2 | Экскурсии для детей: «Знакомство с музеем», «Как люди использовали дерево», «Плетеная корзина» «Деревянные игрушки» «Богородские игрушки». «Кузнец и медведь» «История создания деревянной ложки», «Скалка, Разделочная доска» «Откуда книга пришла» «История возникновения кораблестроения» «Выжигание по дереву – пирография» «Матрешка» «Деревянная посуда» «Золотая хохлома» «Что мы знаем о музее деревянных игрушек?» | В течении учебного года | Воспитатели |
3 | Создание альбома для рассматривания «Деревянные игрушки» «Хохлома - народные промыслы» | Март | Абрамова Н.М. |
4 | Беседа «День музея – наш праздник» | Май | Семёнова О.В. |
Работа с педагогами
№ | Содержание | Месяц | Ответственный |
5 | Информационные памятки для педагога «Организация экскурсий в музей» | Октябрь | Абрамова Н.М. |
6 | Консультация: «Развитие внутренней готовности к восприятию прекрасного и формирование художественно - познавательных интересов дошкольников через социокультурную среду музея» | Декабрь | Семёнова О.В. |
7 | Консультация: «Растим детей патриотами своей Родины» | Март | Абрамова Н.М. |
8 | Пополнение музея экспонатами | В течение учебного года | Родители и воспитатели |
Работа с родителями
№ | Содержание | Месяц | Ответственный |
9 | На родительских собраниях рассказать о нашем музее (сбор экспонатов, выставка семейных коллекций) | В течение учебного года | Воспитатели |
10 | Консультация на тему: «Идем в музей!» Информационные памятки «Как знакомить детей с музеем» | Декабрь – Февраль | Семёнова О.В. |
11 | Совместная экскурсия детей и родителей в «Музей деревянной игрушки» (Дети выступают в роли экскурсоводов) | Май | Воспитатели |
12 | Пополнение музея экспонатами | В течение учебного года | Родители и воспитатели |
Экспонаты музея
№ | Название экспоната | Кол- во | Постоянное/ временное хранение |
1 | Набор деревянных матрёшек | 1 шт. | |
2 | Самолет деревянный | 2 шт. | |
3 | Вертолет деревянный | 1 шт. | |
4 | Военный корабль деревянный | 1 шт. | |
5 | Танк деревянный | 1 шт. | |
6 | Лодка деревянная | 1 шт. | |
7 | Парусник деревянный | 1 шт. | |
8 | Машинки деревянные | 5 шт. | |
9 | Игрушки деревянные:
Репка Колобок Маша и медведь Три медведя Смоляной бочок Зоопарк Городок
| 1 шт. 2 шт. 2 шт. 2 шт. 1 шт. 1шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 5 шт. 3 набора 20 наборов | |
10 | Ложки деревянные | 3 шт. | |
11 | Тарелки деревянные | 2 шт. | |
12 | Кружка деревянная | 1 шт. | |
13 | Кубки деревянные | 2 шт. | |
14 | Скалка деревянная | 1 шт. | |
15 | Разделочная доска | 3 шт. | |
16 | Подставка под горячее | 3 шт. | |
17 | Молоток деревянный | 1 шт. | |
18 | Киянка | 1 шт. | |
19 | Стиральная доска | 3 шт. | |
20 | Картины – пирография | 3 шт. | |
21 | Скворечник | 1 шт. | |
22 | Кормушка | 1 шт. | |
23 | Шкатулка деревянная | 1 шт. | |
24 | Шкатулка берестяная | 1 шт. | |
25 | Веретено | 1 шт. | |
26 | Фоторамки | 3 шт. | |
27 | Деревянный дом (конструктор) | 2 шт. |
Список литературы
1. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 2010, № 9
2. Игрушка в жизни ребёнка / под ред. Коссаковской Е. А. - М.: Просвещение, 2009.
3. Первушина О. М. Столбова В. Г. Природа и творчество. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта «Использование мини-музея русско- народной игрушки в организации образовательной деятельности с детьми"
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на м...
Паспорт мини-музея "Разнообразие деревянных изделий"
Уважаемые коллеги! Данный материал поможет создать мини-музей в группе, для формирофания познавтельного интереса детей дошкольного возраста....
Проект мини – музея на тему: «Дымковская игрушка»
Проект по художественно – эстетической образовательной области « Развитие творческих способностей, инициативы и воображения детей старшего дошкольного возраста и реализация их ...
Паспорт проекта мини музея в группе ДОУ на тему: "Игрушки Забавы"
Формирование и поддержка познавательного-исследовательского интереса ребенка одна из важных задач времени. Необходимо чтобы дети не уходили от реального мира в мир электроники и электронных игр. Важно...
Проект мини-музея народной игрушки в группе
Одним из средством нравственно-патриотического воспитания является музей. Музей-место, где хранятся и экспонируются пр...
Паспорт мини-музея «Народная деревянная игрушка»
Название мини-музея: «Народная деревянные игрушка». Профиль музея: Познавательный, игровой. Цель:Познакомить детей со способами игровой деятельности детей с народными деревя...
Проект "Создание мини-музея "Современная деревянная игрушка"
Презентация к проекту https://cloud.mail.ru/public/Ekyi/M5eyGU9EC...