Проект мини-музея народной игрушки в группе
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Селезнева Елена Анатольевна

         Одним из средством нравственно-патриотического воспитания является музей.

         Музей-место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

         В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют «мини-музеем».

         Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно - исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini-muzeya_narodnoy_igrushki_v_gruppe.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Создание мини-музея народной игрушки в группе»

Подготовила: воспитатель

МБДОУ  "Детский  сад № 52

"Аленький цветочек"

 Селезнева Е.А.

        Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

        Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои традиции, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

        Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству. Дети не только должны узнать о традициях, но и участвовать в них, привыкать к ним.

        Одним из средством нравственно-патриотического воспитания является музей.

        Музей-место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

        В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют «мини-музеем».

        Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно - исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки.

Этапы проекта мини-музея народной игрушки:

  1. Подготовительный этап

В начале работы мы определили тему, цели и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения.

Цели создания мини-музея:

  • Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;
  • Воспитывать интерес к народным промыслам;
  • Знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки;
  • Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук
  • Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием народной игрушки;
  • Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;
  • Повысить общий культурный уровень родителей.

  1. Этап реализации проекта.

        Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении, таким образом дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.

        Мини-музей располагается в помещении группы, оформленном на полке предназначенной для экспонатов. Представлены народные игрушки разной формы, а так же сделанные руками родителей. Дети не только осваивают приемы изготовления этих игрушек, но и знакомятся: с историей возникновения каждой игрушки.

        Для осуществления плодотворной работы с детьми в нашем мини-музеи был разработан ряд основных принципов:

  1. Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

Знакомясь с деревянными погремушками и свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью «отогнать злых духов», ведь именно для этого мастерили их русские люди.

  1. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно и быть доступными для посетителей для проведения музейного экспериментирования. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини музея доступен ребёнку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку.

        Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

        Мини-музеи в группе позволяет нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно пополняются новыми экспонатами, здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Данный проект позволяет интегрировать образовательные области.

        

Проект мини-музея народной игрушки

Срок реализации - 3 года

Аудитория - воспитанники среднего, старшего возраста

Количество воспитанников - 30 человек

Разновозрастная  группа

(средний, старший возраст)

  1. квартал

Цели :

  • познакомить с музеем народного быта;
  • познакомить с тканевой игрушкой (закрутки и др.) - организация мини-музея в группе;
  • сбор информации и иллюстративного материала;
  • привлечение родителей к организации мини-музея (анкетирование, сбор экспонатов);

-сбор информации художественной литературы по тканевой игрушке - экскурсия в комнату народного быта ДОУ;

  • беседа у экспозиции тканевой игрушки;
  • чаепитие с мамами «Рукодельницы».
  1. квартал
  • познакомиться с семёновской матрёшкой;
  • познакомиться с дымковской глиняной игрушкой;
  • воспитывать интерес к прикладному искусству - организация экспозиции «Русская матрёшка»;
  • изготовление альбома «Виды матрёшек », шаблонов;
  • организация экспозиции дымковской игрушки - беседа у экспозиции «В гости к Матрёшке»;
  • разучивание стихов, загадок о матрёшках;
  • раскрашивание шаблонов матрёшек;
  • развлечение «В гостях у Матрёшек» ;
  • беседа у экспозиции глиняной игрушки;
  1. квартал
  • продолжать знакомить с глиняной игрушкой;
  • познакомить с полхов-майданской игрушкой - сбор информации и иллюстративного материала;
  • СХД - лепка из глины «Птичка» с последующем раскрашиванием;
  • беседа и ознакомление с экспозицией полхов-майданской игрушки;
  • СХД- раскрашивание шаблонов полхов-майданской игрушки;

Разновозрастная группа

(старший, подготовительный возраст)

  1. квартал Цели:
  • познакомить с дендрарием;
  • приобщать к творчеству с природным материалами - привлечение родителей к работе мини-музея (анкетирование, сбор природных материалов)
  • организация экспозиций (игрушки из природного материала)
  • экскурсия в дендрарий, сбор природного материала;

-«Осенние посиделки» (изготовление игрушек из природного) совместно с родителями.

  1. квартал
  • продолжать знакомить с видами глиняной игрушки;
  • познакомить с керамической игрушкой (гжель, ЛФЗ) - изготовление альбомов, шаблонов игр по видам глиняной игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская) ;
  • сбор альбомов керамической игрушки (гжель, ЛФЗ)
  • беседа у экспозиции глиняной игрушки;
  • раскрашивание шаблонов;
  • лепка из глины в вечернее время;
  • лепка по керамике.
  1. квартал
  • познакомить с краеведческим музеем города;
  • познакомить с богородской деревянной игрушкой - изготовление альбомов по деревянной игрушке;
  • организовать конкурс для пап «Папа - мастер» по изготовлению деревянных игрушек
  • экскурсия в краеведческий музей;
  • выставка - конкурс для пап по изготовлению деревянных игрушек.

 Подготовительная группа

  1. квартал

Цели:

  • познакомить с музеем народных промыслов
  • познакомить с игрушками оберегами из природного и бросового материала (солома, бечёвка и др)
  • сбор информации об игрушках - оберегах;
  • сбор художественной литературы, фольклора;
  • привлечение родителей;
  • организация экспозиции игрушек - оберегов - экскурсия в музей народных промыслов;
  • беседа у экспозиции игрушек оберегов;
  • ко Дню Матери «Золотые руки мамы - развлечение в группе»
  1. квартал
  • познакомить с музыкальными народными игрушками;
  • познакомить с традиционными рождественскими игрушками - сбор музыкальных игрушек;
  • привлечение родителей;
  • сбор информации, иллюстраций о рождественской игрушке;
  • чтение художественной литературы;
  • организация экспозиции рождественских игрушек - организация концерта для малышей с использованием музыкальных народных игрушек;
  • беседа у рождественской экспозиции;

«Рождественские посиделки»

  1. квартал
  • познакомить с растяпинской забавой;
  • продолжать знакомить с тестопластикой - организовать посещение студии «Растяпинская забава»;
  • приобрести экспонаты растяпинской забавы;
  • привлечь родителей - экскурсия в студию «Растяпинская забава»;
  • беседа у экспозиции экспонатов растяпинская забава;
  • лепка из солённого теста по мотивам «Растяпинские забавы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы мини – музея «Русская народная игрушка»

В плане указаны темы по которым ведётся работа в музее. Описана работа с детьми и родителями....

Презентация проекта «Использование мини-музея русско- народной игрушки в организации образовательной деятельности с детьми"

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на м...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...

Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"

Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»

Познавательно-творческий проект  Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...