"Природа и мы"
рабочая программа на тему
Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
«ПРИРОДА И МЫ».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Экологическое образование и воспитание, которое формирует экологическое сознание человека, осуществляется в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Следовательно, экологическое образование и воспитание должны начинаться как можно раньше - в дошкольном детстве.
Экологическая работа с детьми дошкольникам осуществляется разными способами. Мы (педагоги) через беседы, наблюдения, информацию даем азы, чтобы научить детей бережному отношению к природе, защищать ее, сохранять ее богатства, потому, что какая среда будет окружать человека в ближайшем будущем, зависит от нашего молодого поколения, но привить любовь к родному краю – там, где они родились, этому должны научить их родители. В связи с этим, были обозначены экологические проблемы в работе с родителями и необходимость их преодоления. Проблемы заключались в том, что, несмотря на формирование навыков у детей бережного отношения к природе со стороны воспитателей, в некоторых семьях происходит обратное. Дети замечают и повторяют неприглядный наглядный показ некоторых родителей по отношению к природе во время пикников, к домашним питомцам и т.п. Поэтому необходима систематическая работа по экологическому просвещению родителей с детьми.
ЦЕЛЬ экологического просвещения родителей - это партнерство педагогов, воспитанников и их родителей в рамках экологического воспитания, где внимание родителей обращено на расширение навыков культуры поведения в природе каждого члена семьи.
ЗАДАЧИ:
1. Повышать компетентность родителей в проблемах по экологическому воспитанию в семье, экологического сознания, культуры у родителей, воспитывающих своих детей.
2. Учить родителей создавать условия в домашней обстановке для проведения совместных практических действий с детьми, для развития интереса к объектам природы через накопление опыта и знаний об окружающей их природе.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ.
1 год (2016-2017 учебный год)
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ :
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Совместные досуги, праздники, акции.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного села, охране природы.
Участники проекта: родители и дети, педагоги.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Октябрь
1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием «Экологическое воспитание детей в семье». 2. Экскурсия в краеведческий музей. Природа нашей республики. Оформление фотостенда в группе «Люби и знай родной свой край».
3. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы в Мордовии.
Ноябрь
1. Провести консультацию «Сохраним леса Мордовии». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема сохранения лесов в Мордовии. 2. Проведение акции «Сохраним леса Мордовии». Развешивание рисунков в своем районе.
3. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.
4. Оформление «Паспортов комнатных растений»
Декабрь
1. Разработать совместно с родителями папку-передвижку, на тему «Как научить ребенка защищать природу».
2. Домашнее задание для родителей «Мусор может быть игрушкой» (привлечение к изготовлению игрушки из бросового материала).
3. Создание уголка «Времена года».
Январь
1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Птицы наши друзья - покормите их». 2. Творческая мастерская. Изготовление кормушек для птиц. Разработка девиза и символа акции «Накорми птиц».
3. Проведение акции «Накорми птиц».
Февраль
1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.
2. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.
3. Реализация проекта «Огород на окне». 4. Развлекательное мероприятие «Праздник Масленица»
Март
Готовимся к прилету птиц.
1. Акция «Скворечник – домик для птиц». Организация выставки, отбор лучших работ, вывешивание скворечников.
2.Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.
3. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.
Апрель
1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А как вы думаете, наш город чистый?»
2. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.
3. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).
Май
1. «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.
2. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».
3. Мероприятия совместно с пожарной частью «Формирование начальных знаний по пожарной безопасности. Правильное поведение в экстремальной ситуации» 4. Оформить информационно-профилактический уголок «Безопасность на водоемах». Проведение игр-тренингов «Море волнуется» о правильном и неправильном поведении на водоемах. 5. Создание альбома с рисунками, фотографиями «Спасатели спешат на помощь».
Июнь
1. Подготовить и провести к 5 июню экологический праздник «Всемирный день охраны окружающей среды» для детей с участием родителей. 2. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу». 3. Домашнее задание на летний отпуск: создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - N 5. - С. 22-27.
9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - N 2. - С. 47-49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...