Конспект занятия «Добрые друзья»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Архипова Марина Ивановна

Задачи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- дать детям представление о дружбе и добрых друзьях (помочь им осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные);

- помочь детям глубже осознать понятие «добрые друзья»;

- вызвать желание иметь друзей, делать для них добрые дела;

- создать условия для активного взаимодействия детей и родителей;

- формировать умение понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;

 - создать условия для усвоения детьми моральных и нравственных ценностей (любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии).

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-создать условия для развития диалогической и монологической форм речи детей, речевых умений (отвечать на вопрос педагога, говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли и др.);

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь своему другу;

- развивать коммуникативные способности детей (готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта; обогащение содержания общения детей со взрослым и сверстниками на тему дружбы и верных друзей);

-развивать  адекватную самооценку детей. 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 

- воспитывать доброжелательное, заботливое, уважительное отношение к сверстникам и близким людям;

- содействовать воспитанию дружного коллектива детей дошкольной группы;

-создать условия для воспитания уважительного, внимательного, доброжелательного отношения к родителям;

-воспитание  в детях доверие опыту старших.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_istoki.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Добрые друзья»

Задачи. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 

- дать детям представление о дружбе и добрых друзьях (помочь им осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные);

- помочь детям глубже осознать понятие «добрые друзья»; 

- вызвать желание иметь друзей, делать для них добрые дела;

- создать условия для активного взаимодействия детей и родителей;

- формировать умение понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;

 - создать условия для усвоения детьми моральных и нравственных ценностей (любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии). 

РАЗВИВАЮЩИЕ: 

-создать условия для развития диалогической и монологической форм речи детей, речевых умений (отвечать на вопрос педагога, говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли и др.);

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь своему другу;

- развивать коммуникативные способности детей (готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта; обогащение содержания общения детей со взрослым и сверстниками на тему дружбы и верных друзей);

-развивать  адекватную самооценку детей.  

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:  

- воспитывать доброжелательное, заботливое, уважительное отношение к сверстникам и близким людям;

- содействовать воспитанию дружного коллектива детей дошкольной группы;

-создать условия для воспитания уважительного, внимательного, доброжелательного отношения к родителям;

-воспитание  в детях доверие опыту старших.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая, игровая, музыкальная, двигательная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора; ручной труд.

Формы организации: подгрупповая деятельность (8 человек); совместная и самостоятельная  деятельность детей; сотрудничество с родителями.

Формы реализации детских видов деятельности: коллективная декламация стихотворения; диалог с педагогом и родителями; беседа о дружбе и друзьях; чтение поэтического текста; рассказы из личного опыта; отгадывание загадок; восприятие фрагмента литературного текста  из сказки и поэтического текста; восприятие видео эпизодов сказки; коммуникативная игра «Дом дружбы», оформление страницы Альбома «Добрые друзья» совместно с родителями;  размышления над содержанием пословиц и поговорок.

Оборудование или материал к ННОД:  книги для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья», иллюстрации к сказкам  о дружбе и друзьях, музыкальное сопровождение, мультимедийный экран, ноутбук, музыкальный центр, фонограмма песни «Настоящий друг», крупные мягкие модули, образ солнышка, вырезанный из плотной бумаги; заготовки талисманов «Сивка – Бурка».

Предварительная работа по плану интеграции:

- чтение художественной литературы о друзьях и дружбе, взаимоотношениях детей;

- обсуждение различных ситуаций о дружбе;

- прослушивание песен о дружбе;

- знакомство с пословицами о друзьях и дружбе, работа над смыслом пословиц;

- чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Зимовье»;

- речевая игра «Скажи соседу комплимент», «Угадай, кто это»;

- беседа с детьми по русским народным сказкам о дружбе и друзьях;

- проведение в семье активного занятия «Добрые друзья».

ХОД НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ     (В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ)

Играет тихая мелодия детской песни про друзей, дети  заходят в зал и встают в полукруг. Родители сидят на внешнем полукруге.

Воспитатель:

- Ребята, к нам пришли гости.  Предлагаю поприветствовать всех присутствующих.

Дети приветствуют хором:

Рады гостям,

Как добрым вестям!

Всех привечаем,

Душевно встречаем!

Дети стоят в кругу 

В.: Ребята, когда заходили в зал, вы слышали детскую песню, а теперь я предлагаю прослушать фрагмент этой песни ещё раз.

Дети вместе с педагогом слушают отрывок из песни  «Настоящий друг».

 Присоединение к теме занятия. 

Воспитатель (В.): Дети, о ком и о чем поется в этой песне? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать? (Ответы детей).

В.: Да, вы совершенно правильно решили, мы будем сегодня говорить с вами о дружбе и добрых друзьях.  А дружбу я предлагаю поискать в сказках.

В.:    Я прочту строки из русской народной сказки, а вы постарайтесь вспомнить ее название. «В самую полночь прискакал в пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая – золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал, тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет»

-Ребята, вы догадались, как называется эта сказка?  (Ответы детей).

-Кто главные герои этой сказки? (Ответы детей).  

-Что помогло главному герою Иванушке найти путь к счастью?   (Ответы детей).

- Можно ли Иванушку и Сивку-бурку назвать добрыми друзьями?  (Ответы детей).

-  А почему их можно назвать добрыми друзьями? Как вы думаете? (Ответы детей).

В.: -Добрые, истинные друзья любят, доверяют, помогают и уважают друг друга.

     В сказке «Сивка-бурка» мы видим истинную дружбу между Иванушкой и Сивкой-буркой. Они помогали и доверяли друг другу, всё это помогло Иванушке обрести свое счастье.

     А сейчас я вам буду загадывать загадки, а если вы правильно отгадаете, то герои сказки будут появляться в оконцах дома на нашем большом экране.

Загадывание загадок детям:

Верховодит в стаде он,

Меж коров гуляет,

Коль увидит вдруг врага,

Тут же забодает!        (Бык)

Шубка в завитых колечках.
Две дуги  его рога.
Воду пьёт в студёных речках
И пасётся на лугах.
Если вдруг его ты встретишь,
То идёт он на таран.
Он упрямей всех на свете,
Потому что он -……
(Баран)

У меня есть к вам вопрос –
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая, на вас глядит.
Подскажите мне друзья –
Как зовут её – (Свинья).

Ходит в перьях, не спешит,

часто на людей шипит.

Я немножко его боюсь. Угадали? Это... -  (Гусь)

Кто  кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него  есть перья - пух!
И зовут его ... ! 
(Петух) 

В.:

-Ребята, вы догадались из какой сказки все эти герои?  (Ответы детей).

-Как вы думаете, что помогло домашним животным дать отпор волку, лисе и медведю?  (Ответы детей).

-Можно ли назвать героев сказки «Зимовье зверей» добрыми друзьями? Почему?  (Ответы детей).

В.:

-Добрые друзья живут в согласии, умеют прощать и могут сообща дать отпор любому врагу.

О дружбе много пословиц сложил наш народ. Предлагаю вспомнить некоторые из них. Я помню вот такую пословицу:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Дети вспоминают и проговаривают свои пословицы:

1. Человек без друга, что земля без воды.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба дороже денег.

6. Без друга в жизни туго.

7. Друг познается в беде.

8. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

9. Старый друг лучше новых двух.

10. Дружба не гриб, в лесу не растёт.

В.: Уважаемые родители! Прошу Вас прочитать детям  первую пословицу на стр.4 книги «Добрые друзья» и  объяснить смысл:

Человек без друзей, что дерево  без корней.

- Как много пословиц мы вспомнили про дружбу и верных друзей! Как много важного дали они нам!

В.: Уважаемые родители, дорогие дети! Я предлагаю Вам потрудиться вместе,  дружно из мягких модулей  построить «Дом дружбы».  Родителям предлагаю прочитать для детей слова, характеризующие настоящих верных друзей, а детям – из модулей построить «Дом дружбы». 

(Дети и родители трудятся над созданием дома).

В.:  Молодцы и родители, и дети, построили замечательный «Дом дружбы», а сейчас я попрошу родителей еще раз прочитать детям слова, характеризующие настоящих друзей.  Замечательно, предлагаю порадоваться  и всем вместе спеть песню «Настоящий друг».

(Дети и родители под фонограмму поют песню).

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

    Педагог предлагает детям сесть в круг: «А теперь посидим рядком, да поговорим ладком, вместе порассуждаем о дружбе и верных друзьях». 

 В.:    Ребята, конечно, каждому человеку необходим верный надежный друг. Для дружбы мы выбираем человека, которого любим и которому доверяем. А вы хотите узнать про мою подругу? (Рассказ педагога о своей подруге).   У меня есть замечательная подруга, мы дружим с ней уже много лет, её зовут Ирина, иногда я называю её ласково Ириша. Мне интересно с ней смотреть и обсуждать фильмы, рассказывать друг другу разные истории из своей жизни. Вместе мы готовим с ней по выходным и праздникам вкусные пироги и печенье, выращиваем красивые цветы. Вместе мы радуемся успехам друг друга и помогаем в беде.  Я доверяю своей подруге, могу поделиться с ней своими секретами и знаю, что она никому не расскажет о них. Мы часто встречаемся и интересно проводим время. Если мы не можем встретиться, то просто разговариваем по телефону. Дружба с  Ириной у меня началась ещё в детском саду, когда я была маленькой, такой же, как вы сейчас, именно там я с ней и познакомилась.

   Ребята, а у вас есть друзья? Кто хочет рассказать о своем друге или подруге? Расскажите, как его зовут. Где с ним познакомились. Почему вы считаете его (её) своим добрым, хорошим другом (подругой)? Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил тебя)?

(Рассказы детей о своих друзьях).

В.: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее.

А может ли быть другом взрослый человек? (папа, бабушка, мама, сестрёнка, брат). Конечно, могут, ведь они нас очень любят, заботятся о нас, учат доброму и только хорошему.

Ребята, может попросим родителей рассказать истории из своего детства о своих друзьях и подругах.

 (Рассказы двух родителей).

Я благодарю и детей, и родителей за рассказы о своих друзьях и за откровенность.

Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить.

2. Основной этап.

В.: Ребята, я предлагаю вам ответить на вопрос: «Кого можно назвать настоящим другом?»

Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя, затем передает слово дальше по кругу, дотрагиваясь до соседнего плеча.

В.: Я от всей души благодарю вас за ваши высказывания. Я согласна, что настоящий друг всегда поможет, научит, защитит, старается сделать что-нибудь хорошее, и он добр ко всем остальным.

3. Заключительный этап.

В.: Сегодня мы много говорили о  друзьях и дружбе, и я хочу вас спросить: «Считаете ли вы себя настоящим другом? Почему?» (не забываем, отвечать полным ответом)

Я уверена, что вы будете  дружными добрыми друзьями. Дружба – самое ценное качество человека. Настоящая дружба основывается на взаимном доверии, честности, умении уступать, прощать, жить в согласии, проявлять внимание и заботу.

И в знак дружбы, я предлагаю Вам ребята  сделать талисмана Сивку – Бурку совместно с родителями.

(Выполнение творческого задания)

Рефлексия для взрослых.

В.: С какими чувствами вы пойдете домой? Что Вы испытываете в данный момент? Что Вы чувствовали при рассуждениях о дружбе и друзьях? С какими чувствами Вы могли бы поделиться? Какое чувство вызвало песня «Настоящий друг»? (Высказывание родителей). 

В знак благодарности, хотелось бы подарить Вашим семьям солнышки, на которых напечатаны пословицы о дружбе.  А вечером дома предлагаю собраться всей семьей и на оборотной стороне написать свою пословицу о дружбе.

   В.: Наша встреча подошла к концу.  Спасибо вам всем – и детям, и родителям за ваш труд души! Спасибо за ваше доброжелательное отношение и помощь! Спасибо за наш теплый и важный разговор!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное занятие «Добрые друзья»

Активное занятие «Добрые друзья»...

Конспект активного занятия «Добрые друзья».

Конспект активного занятия «Добрые друзья»....

Итоговое активное занятие «Добрые друзья»

Тема осваиваемой духовно-нравственной категории - «Любовь»Тема итогового занятия: «Добрые друзья», ведущая образовательная область «Социально-коммуникативн...

Открытое занятие «Добрые друзья» по программе социокультурные истоки в подготовительной группе.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,познавательное, речевое развитие....