Анализ работы по самообразованию
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Анализ работы воспитателя по самообразованию. Тема: "Формирование здорового образа жизни у дошкольников через использование культурно - исторических традиций России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_po_samoobrazovaniyu_2017.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
«Центр психолого – педагогической помощи семьям с детьми, содействия семейному устройству и постинтернатному сопровождению выпускников «Перспектива» Анализ работы по самообразованию (2016 – 2017 учебный год) Тема: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через использование культурно – исторических традиций России» Воспитатель: Аверина Светлана Николаевна п. Новоандросовао 2017 г. |
«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».
Н.А. Рубакин.
Тема: «Формирование ЗОЖ у дошкольников через использование культурно – исторических традиций России»
«Здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Актуальность. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Подписанное Президентом Российской Федерации Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» как нельзя лучше свидетельствует об этом. Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье – означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие, создание здоровье сберегающей среды. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень продолжительности жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса является формирование у детей культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание его, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, а также окружающих его людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья детей. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам.
Определяющей и направляющей в работе с дошкольниками является Программа воспитания и образования. Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья, формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в физической активности. А также воспитанию таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход к решению различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Проблема. В настоящее время ухудшение здоровья детей в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой, так как замедляет психическое и физическое развитие детей, снижает уровень обучаемости, вызывает отклонения в их социальном поведении, мешает гармоничному развитию личности. До недавнего времени, в практике работы в дошкольных учреждениях практиковалось увеличение двигательной активности детей, повышение моторной плотности физкультурных занятий, но не осознанного отношения к своему здоровью.
Формирование здорового образа жизни у детей является актуальной необходимостью, как и укрепление здоровья подрастающего поколения. Это связано с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Данная проблема особенно значима в работе с воспитанниками детского дома. Как правило, у родителей этих детей отсутствует мотивация к здоровому образу жизни. Они ведут аморальный образ жизни, страдают алкоголизмом, не способны должным образом исполнять обязанности воспитания своих детей. Дошкольники, поступающие в наше учреждение, имеют резидуальное поражение центральной нервной системы, отклонения в физическом и психическом развитии. Наблюдается недостаточная масса тела, несоответствие возраста и роста, нарушение осанки, координации движений, ориентировки в пространстве, замедленность или черезмерная расторможенность, энурез, задержка речевого развития, несоблюдение правил и норм культурного поведения, общения, выполнения гигиенических процедур, соблюдения режима дня, правильного рационального питания.. Несмотря на то, что дети находились в неблагополучных семьях, они очень тяжело переживают разлуку со своими родными и близкими. Поэтому наблюдается отсутствие аппетита, беспокойный сон, частая смена настроения, плаксивость, раздражительность, ситуации конфликта с другими детьми и взрослыми. В таких обстоятельствах важно создать атмосферу доброжелательности, помочь осознать ребёнку его значимость как личности, дать нужный запас знаний, научить необходимым правилам поведения в обществе. Всё это будет способствовать успешной социализации в обществе, формированию полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и обучения.
Работа. Учитывая, что дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни, основным направлением в своей работе с дошкольниками я выбрала формирование здорового образа жизни через использование культурно – исторических традиций России. Считаю, что опыт русского народа является источником духовности. Пословица гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Через народные игры, элементы устной речи – пословицы и поговорки, потешки, колыбельные песни, приобщение к русской народной кухни можно сформировать гармонично развитую личность. Над данной проблемой работаю третий год. В связи с тем, что списочный состав группы почти полностью изменился, цели, задачи по формирования основ здорового образа жизни у дошкольников решила оставить прежними, уделяя большее внимание использованию инновационных средств подачи информации, применению презентации материала.
Цель: Формировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здровьесбережения и ответственного отношения к своему здоровью, на основе возрождая традиции и укрепления народных ценностей.
Задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- Активизировать поиск нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления детей;
- Приобщать дошкольников к ценностям здорового образа жизни путём сохранения народных традиций;
- Искать эмоционально – привлекательные для детей формы получения информации о здоровом образе жизни;
- Воспитывать гармонично развитую личность.
Предполагаемые результаты: Осознание необходимости и значимости здорового образа жизни, сформированность знаний о культуре здоровья, развитие ценного отношения к народным традициям, развитие интереса к совместной деятельности.
Для правильной организации работы по данному направлению, я изучила методическую литературу:
«Твоё здоровье. Укрепление организма» Зайцев Г.К., Зайцев А.Т., «Здоровый ребёнок в социуме» Чумах И.К., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю., «Здоровый дошкольник. Социально – оздоровительная технология XXI века» Антонов Ю.А., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф.,
«Физкультурное воспитание дошкольников» Шебеко Г.С., Ермак И.Н., Шишкина В.А.,
«Народные игры в детском саду. Методические рекомендации» Литвинова Л.Ф.,
«Русские народные подвижные игры» Тимошкина Н.А.,
«Методика использования русских народных игр в ДОУ (старший дошкольный возраст)» Федотова Г.П.
Поставленные задачи реализовала в процессе разнообразных видов детской деятельности:
* игровой;
* коммуникативной;
* трудовой;
* познавательно – исследовательской;
* продуктивной;
* музыкальной;
* чтении художественной литературы.
Особое внимание уделила следующим компонентам:
* занятиям физической культуры и прогулке;
* рациональному питанию;
* соблюдению личной гигиены,
* закаливанию и оздоровлению;
* созданию условий для спокойного сна, дружелюбного отношения друг к другу;
* бережному отношению к окружающей среде и природе*
* медицинскому воспитанию;
* формированию понятия «не навреди себе сам».
В начале работы я провела диагностирование уровня двигательной деятельности и качества выполнения. На её основе составила план работы;
* подобрала комплексы утренней, бодрящей, дыхательной, пальчиковой гимнастики;
* физминутки;
* подвижные, в том числе и народные игры;
* считалки, заклички;
* пополнила предметно – развивающую среду группы. Изготовила для спортивного уголка мешочки с песком для профилактики правильной осанки, следы с ребристой поверхностью для профилактики плоскостопия. Спортивное игровое оборудование находится в групповой комнате, это даёт детям возможность самостоятельно организовать физкультурную деятельность, реализовать индивидуальные интересы, потребности.
Организованная образовательная деятельность дошкольников проводится инструктором по физическому воспитанию в физкультурном зале группы или спортивном зале детского дома. Для проведения занятий имеется необходимый спортивный инвентарь. Ведётся тесная совместная работа воспитателя и инструктора по физическому воспитанию, инструктора занятий лечебной физкультуры. Были проведены интегрированные занятия:
«В здоровом теле – здоровый дух» - цель: знакомство с составляющими «Здоровья» – закаливание, питание, гигиена, спорт.
«Сорок – сорок. Праздник птиц» - цель: формировать представления детей об отношении русского народа к перелётным птицам, традициям их встречи, выпекания Кулика». Воспитывать последовательность сохранения народных обрядов.
«Прощённое Воскресенье» - цель: расширять представления детей об обычаях и обрядах русского народа в проведении масленичной недели. Формировать основы здорового образа жизни при сочетании правильного питания, физической активности, духовного благополучия. (Свидетельство о публикации методического материала на сайте «Страна Знаний»).
По моему мнению, здоровье и благополучное пребывание ребёнка в группе во многом зависит то правильно организованного режима дня, проведения режимных моментов. В своей работе я использую народные потешки, которые способствуют спокойному пробуждению, выполнению гигиенических процедур. «Водичка, водичка, умой моё личко», «Расти, коса, до пояса». Спокойная, размеренная речь, обогащают чувства, формируют отношение к окружающему миру. Наиболее значимы в этом народные пословицы и поговорки. Их использование применимо во всех видах деятельности. Они доступно сообщают детям необходимые знания о здоровом образе жизни, продуктах питания, гигиене тела и жилища. «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Лук – от семи недуг».
Произведения устного народного творчества использую и при проведении пальчиковых упражнений, бодрящей гимнастики в кровати после дневного сна, физминутках в ходе проведения занятий.
Во время проведения утренней гимнастики использую музыкальное сопровождение. Музыка способствует эмоциональной отзывчивости, пластичности, грациозности выполняемых упражнений, позволяет менять темп, ритм движений, повышает двигательную активность. В летний период утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе. Привлекаю детей к показу упражнений, это повышает их самооценку, дисциплинирует. Деловое сотрудничество «На зарядку, становись», «Выше ноги, шире шаг».
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет прогулка.
Пребывание детей на свежем воздухе благотворно влияет на здоровье детей, их психо – эмоциональное состояние. Стараюсь проводить прогулки максимально насыщено. Использую совместные подвижные, народные, спортивные, игры соревновательного характера:
«Лиса в курятнике»;
«Красные ворота»;
«Мяч через сетку»;
«Чья команда впереди».
Провожу индивидуальные упражнения на закрепление физических упражнений с использованием спортивного и игрового оборудования:
«Через скакалку», «Попади в цель».
Во время прогулок провожу физкультурные, спортивные развлечения: «Мы растём сильными и смелыми»;
«К гармонии через движения»;
«В стране «Спортландия».
Регулярно, в каждое время года, организую «Праздник Здоровья». Совместные игры с детьми старших групп: «Вместе – дружная семья», «Весёлые ребята». Такие мероприятия учат детей активному отдыху, формируют культуру общения, развивают физически.
Экскурсии в разное время года в лес, к озеру развивают физическую выносливость. Преодолевая длительное расстояние, у детей тренируются мышцы ног, формируется правильная осанка. Свежий чистый воздух благоприятно влияет на работу внутренних органов организма, эмоциональное состояние. Рассматривание и наблюдение природных объектов расширяет кругозор, воспитывает интерес и любовь к природе, бережное отношение, осознание себя как части природы.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников через использование культурно – исторических традиций России наиболее полно раскрывается в процессе досуговой деятельности. Праздник – это всегда радость, а вместе с тем и деятельность, направленная на «душевную разрядку», реализацию творческого потенциала детей. Приобщаю детей к праздничной культуре государственных праздников: «Богатырские состязания», «Защитники Отечества».
Знакомлю с православными праздниками: «Рождество», «Святая Пасха». Вовлекаю в процесс подготовки, изготовления атрибутов. Такая работа создаёт предкушение праздника, подпитывает эмоционально, способствует сплочению детского коллектива, улучшения микроклимата в группе. Планируя досуговую деятельность, учитываю направление своей работы, включаю игровые упражнения, способствующие физическому развитию, формированию осознанного отношения к своему здоровью.
Досуг «Двенадцать месяцев» - цель: приобщение детей к народным играм, осознание необходимости и значимости здорового образа жизни. (Материал размещён на сайте «Центра «Перспектива»).
Досуг «Ярка – красна пришла весна» - цель: ознакомление детей с традициями русского народа встречи весны, приобщение к ценностям здорового образа жизни путём сохранения народных традиций. (Материал размещён на сайте «Центра «Перспектива»). В ходе проведения данных мероприятий использовала мультимедийный экран, презентацию материала.
В целях и повышения результативности работы, мною использовались здоровьесберегающие технологии: точечный массаж, для профилактики простудных заболеваний, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. В холодный период использовала чесночно – луковую терапию.
Вывод. Проводимая мной работа по формированию здорового образа жизни у детей через использование культурно – исторических традиций России дала положительные результаты.
* У детей сформированы первичные представления о здоровом образе жизни.
*Улучшился уровень развития физических качеств, выполнения упражнений, отмечен устойчивый интерес к двигательной активности.
* Отмечено снижение заболеваемости простудными заболеваниями.
* Сформировались культурно – гигиенические навыки. А это значит, что главная задача – заложить ценности здорового образа жизни, воспитание здорового, гармонически развитого ребёнка, способного легко адаптироваться в обществе выполнена.
В дальнейшем планирую продолжить данную тему самообразования, изучать современные технологии здоровьясбережения дошкольников. Вместе с детьми посетить поселковый музей старины, познакомить с предметами, используемые по уходу за телом. Повышать эффективность воспитательно – образовательной работы с целью повышения уровня знаний воспитанников о культурно – исторических традициях русского народа по формированию здорового образа жизни.
План работы
по формированию здорового образа жизни у дошкольников через использование культурно – исторических традиций России
Месяц | Содержание работы | Форма проведения |
С Е Н Т Я Б Р Ь - О К Т Я Б Р Ь | «Питание и здоровье» Закрепить представление о пользе для здоровья употребления овощей и фруктов. Знакомить с правилами полноценного питания. Расширять представления детей о русской народной кухне, способах заготовки и хранения урожая. Воспитывать бережное отношение к народным традициям. | Диагностика направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ. 1.Беседа: «Овощи и фрукты - полезные продукты». 2.Сбор урожая на участке. 3.Пальчиковые упражнения: «Капуста», «Грибы» 4.Русская народная подвижная игра «Горячая картошка». 5.Дидаетические игры: «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», «Сделай правильный выбор», «Угадай витамин». 6. Дрмматизация русской народной сказки «Репка». 7. Знакомство с народными пословицами и поговорками о здоровой пищи. 8.Занятие «Откуда хлеб пришёл». 9. Раскрашиваем продукты, полезные для здоровья. 10.Игра-демонстрация «Собираем урожай». 11. Обсуждение с детьми «Законов питания». 12.Практическая часть занятия «Огород на подоконнике» (выращивание лука). 13.Загадки об овощах и фруктах. 14. Спортивные соревнования «Сентябрины» 15.Художественно – музыкальный досуг «Капустные посиделки». |
Н О Я Б Р Ь - Д Е К А Б Р Ь | «Чистота и здоровье» Формировать представления детей о значимости санитарно-гигиенических процедурах для здоровья. Закреплять навыки выполнения культурно - гигиенических процедур, ухода за своим телом. Знакомить с народными традициями сохранения здоровья, используя природные факторы. | 1.Беседа: «Всё о русской бане» 2.Загадки о предметах личной гигиены. 3.Подготовка атрибутов для «Банных посиделок» 4.Оздоровительная минутки - самомассаж для профилактики простудных заболеваний. 5.Советы врача. 6. Чтение потешек: «Водичка – водичка», «Расти, коса до пояса». 7. Знакомство с народными пословицами и поговорками об опрятности и чистоте. 8.Русские народные игры: «Красна – девица»», «Платочек», «Гори, гори, ясно». 9.Чтение русской народной сказки «Про ленивицу и рукодельницу». 10.Упражнение «Чистые ладошки», «Чтоб смеялся роток и кусался зубок». 11. Обсуждение темы «Наше здоровье – наша забота» 12. Игровая ситуация «Надо, надо умываться…» 13. Занятие на тему: «Учимся чистоте, аккуратности и опрятности». 15. Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас красивый», «Угадай, кто позвал». 16 Спортивно – музыкальный досуг «Банные посиделки». |
Я Н В А Р Ь | «Здоровье и безопасность» Формировать основы личной безопасности, заботы о своём здоровье. Закреплять представления о признаках здоровья и болезни. Воспитывать культуру здорового образа жизни. | 1.Беседы: «Наше здоровье – наша забота», «Весёлое настроение – отличное здоровье» 2.Игровые ситуации: «Забавные страхи и смешные ужасы», «Вера в своё Я». 3.Обсуждение проблемных ситуаций: «Как кататься с горки», «Осторожно – гололёд». 4.Дидактические игры: «Назови предметы», «Доктора природы», «Вопросы-ответы». 5. Экспериментирование «Растаявший снег». 6. Рисование плаката «Чего не должно быть!». 7. Зарядка «Чтобы нам не болеть». 8.Знакомство с народными пословицами и поговорками о безопасном повелении. 9. Развлечение «Двенадцать месяцев». 10 Зимний праздник Здоровья. |
Ф Е В Р А Л Ь - М А Р Т | «Физкультура и здоровье» Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений. Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных и народных игр. Воспитывать потребность в активном занятии физическими упражнениями и спортом | 1.Беседа по теме: «В здоровом теле – здоровый дух». 2.Утренняя гимнастика. 3.Бодрящая гимнастика в постели. 4.Физкультминутки: «Прогулка в лес», «Доброе утро», «Ванька - встанька», «Ласточка». 5.Интегрированное занятие: «Физкульт – УРА-заниматься есть права!» 6.Пальчиковая гимнастика: «Ладошки», «Блины», «Силачи», «Сорока - воровка». 7.Сюжетно-игравое занятие: «Путешествие в лес». 8 Русские народные игры: «Снежный бой», «Перетяни канат», «Петухи», «Совушка – сова». 9.Игровая программа «Ступени здоровья», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Масленица». 10. Дидактические игры:: «Про воздух», «Про воду», «Какой вид спорта», «Что к чему относится». 11. Физкультурный праздник «Богатырские состязания». 12.Спортивные развлечения: «Мы растем сильными и смелыми», «Кулики». |
А П Р Е Л Ь - М А Й | «Здоровье и окружающий мир» Закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье. Формировать позитивное отношение детей к природе. Воспитывать необходимость следования народным традициям и обрядам. | «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». 2.Дидактические игры: «Растения – лекари», «На воде», «Помоги природе», «Как вырасти здоровым?», «Городок здоровья». 3.Поход по экологической тропе. 4.Коллективные детские рисунки «Защитники природы» 5. Народные пословицы и поговорки о значимости здорового человека для Родины. 6. Интегрированное занятие «Русские посиделки». 7.Кукольное представление «Как природа нам помогает здоровыми быть». 8.Народные подвижные игры: «Городки», «Красные ворота», «Гуси - лебеди», «Назови по порядку», «Разложи по порядку». 9.Экскурсии в лес и на озеро. 10.Совместные игры с детьми старших групп «Вместе – дружная семья». 11. Заучивание народных считалок. 12. Народный календарь: «Вербное воскресенье», «Святая пасха». 13. Спортивные развлечения: «К гармони через движения», «В стране «Спортландия» !4 Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни». |
И Ю Н Ь - И Ю Л Ь - А В Г У С Т | «Здоровье и отдых» Приучать детей заниматься активным отдыхом. Расширить и закрепить представление о взаимосвязи человека и природы. Воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни. | 1.Беседы: «Летом весело играем – летом с пользой отдохнём», «Лето дышит ветерком – на прогулку мы идём», «На солнечной поляночке». 2. Развлекательная программа «Детства – счастливая пора», «День народного танца». 3. Игры с водой «Иван – Купало», «Илья – пророк». 4. Игры с песком: «Замок из песка», «Угощенье детворе», «Чудеса в решите». 5. Спортивные развлечения: «Будем спортом заниматься», «Летний день Здоровья», «Сила, ловкость, красота». 6. Народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Карусель», 7. Музыкальные народные игры: «По малину в лес пойдём», «Завивайся, плетень». 8. Поход по экологической тропе. 9. Экскурсии в лес и на озеро. 10. Дидактические игры: «На воде и у воды», «Если знаешь – быстро называешь», «Проверь себя». 10. Совместные игры с детьми старших групп. 11 Спортивно – музыкальный досуг «Лето красное, прощай». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы по самообразованию по теме: « Дидактическая игра как средство умственного воспитания»
Дидактическая игра является средством воспитания умственной активности детей. В моей работе раскрывается роль игры в умственном воспитании детей, отмечается, что в ней происходят « главнейшие изменени...
Презентация. Анализ работы по самообразованию по теме: "Обучение раннему чтению".
В данной презентации раскрыто содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста чтению. Презентация будет полезна воспитателям ДОО....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
Анализ работы по самообразованию воспитателя Горкиной Светланы Сергеевны, МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №7» за 2016-2017 учебный год.
Тема по самообразованю " Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности"....
Анализ работы по самообразованию за 2015-2016 учебный год
Отчет по самообразованию...
Анализ работы по самообразованию по теме:«Яблоко – один из символов моей малой Родины»
Научить ребенка любить природу не так сложно. Воспитание стремления к здоровому образу жизни, видеть красоту природы имеет большое значение в жизни ребёнка. Любое воспитание, будь то экологическое, эс...
Анализ работы по самообразованию за 2020-2023 учебный год
Анализ работы по самообразованию за 2020-2023 учебный год...