Анализ работы по самообразованию по теме: « Дидактическая игра как средство умственного воспитания»
консультация на тему
Дидактическая игра является средством воспитания умственной активности детей. В моей работе раскрывается роль игры в умственном воспитании детей, отмечается, что в ней происходят « главнейшие изменения в психике ребёнка… развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития». Вот почему одной из наиболее важных задач является разработка и практическое освоение в работе приёмов формирования игры, развития в ней познавательной и творческой активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_po_d.d.i.docx | 173.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно – эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
Анализ работы по самообразованию по теме:
« Дидактическая игра как средство умственного воспитания»
Подготовил воспитатель:
С.Р.Лебедева
г. Пыть – Ях
2014 г.
Анализ работы по самообразованию по теме:
« Дидактическая игра - как средство умственного воспитания»
Цель: Систематизировать и углубить знания детей по теме "Дидактические игры – как средство умственного воспитания".
Задачи: Помочь детям методически правильно использовать игровые методы и приёмы обучения детей в дидактической игре, сделать обучение доступным, интересным; раскрыть роль игры как средство воспитания, обучения и развития, определить её место в жизни ребёнка, рассмотреть зависимость системы игр от характера познавательной деятельности детей, от средств наглядности и формы их проведения.
Дидактическая игра является средством воспитания умственной активности детей. В моей работе раскрывается роль игры в умственном воспитании детей, отмечается, что в ней происходят « главнейшие изменения в психике ребёнка… развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития». Вот почему одной из наиболее важных задач является разработка и практическое освоение в работе приёмов формирования игры, развития в ней познавательной и творческой активности детей.
Главная задача, которая решается при совместной деятельности,- предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них радостное настроение.
За последние годы накоплен экспериментальный и теоретический материал по вопросам организации жизни и деятельности детей в условиях где ведущее место отводится использованию игровых приёмов как на занятиях, так и собственно игре как форме организации детской жизни. Поэтому тема данной работы была и остаётся актуальной на сегодняшний день.
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей. « Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями».
Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.
Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать»…
Поскольку данная проблема актуально, темой данного исследования является
« дидактическая игра – как средство умственного воспитания».
Выбранная мною тема определяется тем, что для эффективного осуществления работы по умственному воспитанию дошкольников средствами дидактической игры необходимо развивать у детей способность мыслить, сравнивать, приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения; приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, с закреплением в практической деятельности.
Дидактические игры различаются по обучаемому содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действием и правилам, организации и взаимоотношением детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присуще всем играм, но в одних отчетливо выступает один, в других – иные. В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Мною для мониторинга использовались следующие известные виды дидактических игр.
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игры-путешествия отражают реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодоление, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях. Становится близким ребенку, радует его. Цель игры – путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры – путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитие сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – поручения, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежать действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзину все предметы красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
Игры предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал …?», «Кем бы хотел быть и почему?». Иногда началом такой игры может послужить картина. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
Игры – загадки: Возникновение загадок уходят в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно отгадать. Содержание загадок является окружающая действительность. Главной особенностью загадок является логическая загадка. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры – загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать догадываться – доставлять радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры – беседы (диалоги): В основе игры – беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами являются непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, в возбуждении интереса и тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры – беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единство слова, действие, мысли и воображения детей. Игра – беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать.
В этом году я взяла новых детей, познакомила с дидактической игрой, с её видами. Детям было очень интересно, они с удовольствием играли. Я показала им игры которые сама сделала. Некоторые показала на ноутбуке. Дети конечно играют дома на компьютере, но они не знали что можно самим их сделать. Тогда вместе с детьми мы сделали игру « Добрые герои сказок против зла». В течении года намии было сделана ещё пять игр, которые делились на виды дидактических игр. Мои дети очень умные и сообразительные, любят сочинять и выдумывать. Они повзрослели за этот год сами играют, хотя очень любят когда мы играем вместе с ними.
Мониторинг показал:
Высокий уровень-15
Средний уровень-14
Низкого уровня никто не показал, так как это дети. А дети любят любой вид игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы «Дидактическая игра - как средство умственного воспитания»
О плане работы за год...
Дидактическая игра - как средство умственного воспитания
«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».А.В.Запорожец...
Дидактическая игра,как средства умственного воспитания дошкольников...
Дидактическая игра,как средства умственного воспитания дошкольников......
Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....
«Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»
Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни. Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективны...
План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность: ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир. Именно в направлении экологического воспитания дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознател...
План работы по самообразованию по теме: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»
План работы по самообразованию по теме:«Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...