"Разучиваем стихотворение с интересом и увлечением"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
С
разучиванием стихотворений (стихотворных произведений) связаны многие направления в работе с дошкольниками: театрализованная и познавательная деятельность, музыкальное воспитание, занятия математикой и пр. Разучивание решает разные задачи, которые определяются возрастными возможностями детей. В 5-8 лет разучивание стихотворений следует выделить в отдельное направление в речевом развитии. Благодаря выученному стихотворению ребенок может продемонстрировать качество сформированности различных сторон речи, особенно просодику (выразительность, ритмичность, чистоту словопроизношения, темп и пр.). Это может пригодиться ребенку при поступлении в школу, когда, возможно, его попросят рассказать любимое стихотворение. И вот здесь стоит задуматься, какие стихи предложить ребенку для разучивания. Критерии отбора простые:
- небольшой объем (слушать долго ребенка не будут);
- приятное (любимое) для ребенка стихотворение;
- стихотворение с динамикой событий, сменой героев; частым повтором одних и тех же фраз (сложнее детьми усваиваются лирические произведения).
При разучивании стихотворений не стоит пребывать в иллюзиях, что ребенок запомнит что-либо за несколько минут (или за одно занятие).
Разучивание - длительный процесс растянутый во времени и состоящий из нескольких этапов. Каждый эта* связан с решением определенного круга задач. При этом работа на каждом этапе должна быть интересна и привлекательна для ребенка.
Обозначим основные этапы разучивания.
1. Беседа на тему, совпадающую с тематикой стихотворения.
2. Знакомство с произведением. Педагог выразительно читает стихотворение и работает с детьми над его общим смыслом:
- О чем говорится в стихотворении:
- О чем хотел рассказать нам автор:
3. Выстраивание цепочки опорных моментов (картинок, слов, понятий и пр.) для последующего заучивания.
4. Процесс разучивания (постепенный и длительный). Включает в себя:
• совместное рассказывание воспитателем и детьми разных частей стихотворения;
• рассказывание по цепочке (друг за другом и вразбивку);
• рассказывание парами.
На этом этапе педагоги выступают в роли своеобразных «дирижеров».
5. Выразительное исполнение ребенком стихотворения.
Интенсивность работы на каждом этапе зависит от конкретных произведений.
В течение года (без учета праздников) дети могут выучить и выразительно рассказать около пяти-шести стихотворений. Небольшое количество разученных стихов (в рамках развития речи) связано ; большой работой на каждом этапе разучивания и с достаточно интенсивной жизнью детей в группе. На работу по разучиванию каждого стихотворения дается примерно один месяц. Однако если дети быстро разучивают стихотворения и у них есть желание освоить новые стихи, то педагоги предлагают им другие произведения. Разучивание проводится в свободное время в разных формах (фронтально, -подгруппой, индивидуально).
Важно определить место для разучивания в общей жизни детей в детском саду. Для это- го проводится анализ всех педагогических и бытовых мероприятий в группе. Большую помощь окажет педагогам хронометраж дня и недели), который поможет увидеть реальный расклад времени с точки зрения нагрузки на детей. Таким образом определяются моменты, в которые следует вставлять мероприятия по развитию речи, в том числе разучивание стихотворений. При планировании работы по разучиванию стихотворений с детьми подготовительной к школе группы необходимо учитывать следующие моменты:
- декабрь-январь - месяцы подготовки и празднования Нового года. Дети разучивают много стихотворных произведений в рамках подготовки к празднику;
- май - месяц, когда дети прощаются с детским садом. Разучивание не планируется.
Поэтому для планового разучивания стихотворений в рамках речевого развития остается только шесть месяцев.
Примерный перечень стихотворений на год для детей 6-8 лет с краткими методическими рекомендациями
Сентябрь
Ю. Тувим. «Овощи» (перевод С. Михалкова)
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
- Дети работают с обобщенным понятием «овощи»:
- Какие овощи знаете?
- Где растут?
- Как используются?
- Знакомство со стихотворением. Беседа по содержанию.
- Введение зрительных опор (при повторном чтении): картинок с изображением перечисленных в стихотворении овощей и предметов, позволяющих установить последовательность событий и придерживаться ее (корзинка, в которой принесли овощи; стол, на котором овощи завели спор; нож, которым хозяйка начала крошить овощи;
горшок, в котором кипели в крутом кипятке овощи).
- Совместное рассказывание воспитателем и детьми (процесс разучивания).
Выглядит этот процесс примерно следующим образом:
- Воспитатель расставляет картинки с изображением овощей и вместе с детьми повторяет отрывок из стихотворения (этот отрывок дети будут повторять хором):
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
- Воспитатель произносит первые две строчки стихотворения и выкладывает картинку с изображением корзинки.
- Дети повторяют отрывок из стихотворения (перечисляют овощи); при этом воспитатель указывает на каждую картинку. Это позволяет детям запоминать последовательность перечисления овощей, а также делает их хоровое выступление более стройным.
- Воспитатель произносит следующие две строчки стихотворения и выкладывает картинку с изображением стола.
- Дети повторяют отрывок из стихотворения (перечисляют овощи); при этом воспитатель снова указывает на каждую картинку;
- Воспитатель произносит следующие две строчки стихотворения и выкладывает картинку с изображением ножа.
- Дети повторяют отрывок из стихотворения (перечисляют овощи); при этом воспитатель снова указывает на каждую картинку.
- Воспитатель произносит следующие две строчки стихотворения и выкладывает картинку с изображением горшка.
- Дети повторяют отрывок из стихотворения (перечисляют овощи); при этом воспитатель снова указывает на каждую картинку.
- Воспитатель произносит последнюю строчку и изображает, как он нюхает вкусный суп в горшке.
Как видите, на начальном этапе разучивания активность воспитателя преобладает над активностью детей. Однако затем педагог постепенно снижает свою активность (особенно речевую), а детская активность возрастает. Так, дети могут: помогать договаривать отдельные слова в строчках, отдельные строчки, по две строчки. Хоровые ответы постепенно заменяются подгрупповыми (по рядам, по командам, мальчики - девочки) и индивидуальными (по цепочке друг за другом и вразбивку).
Картинки и манипуляции с ними используются практически на всем длительном этапе разучивания стихотворения.
В. Берестов. «Картинки в лужах»
В лужах - картинки!
На первой - дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.
Вторая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее,
Даже синей.
Третья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая.
Но зеленей.
А на четвертой
Картинке
Я промочил
Ботинки.
- Беседа об осени:
- Назовите приметы осени.
- Чем осенний дождь отличается от летнего?
- Что остается на земле после дождя?
- Можно ли сравнить лужи с зеркалом?
- Знакомство со стихотворением. Беседа по содержанию.
- Введение зрительных опор (при повторном чтении): картинок с изображением перечисленных в стихотворении отражений в лужах.
- Совместное рассказывание воспитателем и детьми (процесс разучивания).
Ноябрь
И. Мазнин. "Облака".
Облака, облака,
Пышные, белые.
Расскажите, облака,
Из чего вы сделаны?
Может, вас, облака,
Делали из молока?
Может быть, из мела?
Может быть, из ваты?
Может быть, из белой Из бумаги мятой?
- Никогда, никогда,
Отвечали облака,- Никогда не делали Нас из молока,
Никогда из мела,
Никогда из ваты,
Никогда из белой Из бумаги мятой.
Мы - дождевые,
Мы - снеговые.
Если летом мы плывем,
Мы с собой грозу несем,
Если мы плывем зимою,
Мы пургу несем с собою.
Вот какие мы!
Рекомендации по разучиванию
- Познавательная беседа об облаках с ориентировкой на содержание стихотворения:
- На что похожи облака?
- Какие облака бывают летом?
- Какие - зимой?
- Что несут с собой облака летом, а что зимой?
- Знакомство со стихотворением.
3. Введение зрительных опор (при повторном чтении): картинок с изображением перечисленных в стихотворении предметов, позволяющих установить последовательность событий и придерживаться ее (облака, молоко, мел, мятая бумага, капелька воды и снежинка).
4. Совместное рассказывание воспитателем и детьми (процесс разучивания проходит по аналогии с работой с предыдущими стихотворениями).
Февраль
Э. Успенский. «Над нашей квартирой»
Над нашей квартирой Собака живет,
Собака живет,
Собака живет.
Лает собака
И спать не дает,
Спать не дает
Нам.
А над собакою
Кошка живет,
Кошка живет,
Кошка живет.
Мяукает кошка
И спать не дает,
Спать не дает Собаке.
Ну, а над кошкою Мышка живет,
Мышка живет,
Мышка живет.
Мышка вздыхает И спать не дает,
Спать не дает Кошке.
Ночью по крыше Дождик стучит,
Дождик стучит,
Дождик стучит.
Вот потому-то
И мышка не спит,
Мышка не спит
Всю ночь.
В небе печальные
Тучи бегут,
Тучи бегут,
Тучи бегут.
Тучи рыдают,
И слезы текут,
Слезы текут
Дождем.
А тучи обидел
Маленький гром,
Маленький гром,
Маленький гром,
Который по тучам
Стучал кулаком,
Стучал кулаком -
Ба-бах!
Рекомендации по разучиванию
- Познавательная беседа:
- Каких домашних животных вы знаете?
- Какие животные могут жить в доме?
- Можно ли считать мышку, которая поселилась в доме, домашним животным? Почему нет?
- Знакомство со стихотворением.
3- Введение зрительных опор (при повторном чтении): картинок с изображением перечисленных в стихотворении предметов и объектов, позволяющих установить последовательность событий и придерживаться ее (собака, кошка, мышка, крыша и капли дождя, тучи, молния). В данном случае опорные картинки лучше располагать по вертикали, снизу вверх. Можно использовать изображение многоэтажного дома с окошками, в которые постепенно заселяются герои стихотворения .
- Совместное рассказывание воспитателем и детьми (процесс разучивания). Сначала все повторы в стихотворении дети произносят хором, затем подгруппами и индивидуально.
Март
Э. Флеминг. «Кто дома?» (перевод В. Левина)
Замок. Все ясно:
Никого нет дома.
Такое рассужденье вам знакомо?
- А важно ли, что на дверях - замок? -
Из-под кровати проворчал щенок.
- Ничуть! - сказал котенок на ковре.
- Ничуть! - мышонок пропищал в норе.
- Ничуть! - шепнула муха на стене.
- Ничуть! - вздохнула бабочка в окне.
- Ничуть! - сказал паук на потолке.
- Ничуть! - пропел сверчок на чердаке.
- Что за нелепость: «Дома - никого?».
Да все мы дома,
Все до одного!
Рекомендации по разучиванию
- Беседа о домашних животных:
- Каких домашних животных вы знаете?
- Какие домашние животные живут в специальных домиках? (Куры и петухи - в курятнике; коровы, козы - в хлеву; лошади - на конюшне и т.д.)
- Какие домашние животные живут в доме человека? (Кошки, собаки, попугаи, рыбки и пр.)
- Кто может встретиться в доме человека, но не быть домашним животным? (Мышки, паучки, мухи и пр.)
2. Знакомство с текстом стихотворения и беседа по содержанию. Примерные вопросы:
- Кто участвует в разговоре? Перечисли.
- Все ли персонажи согласны с тем, что в доме никого нет?
- Кто, как и откуда высказал свое несогласие («Ничуть!»)? (Образец ответа: «Сказал котенок на ковре; мышонок пропищал в норе; шепнула муха на стене».)
- Как все персонажи в конце стихотворения ответили на вопрос (нелепость): «Дома - никого?». (Ответ: «Да все мы дома, все до одного'.».)
3- Введение зрительных опор (при повторном чтении): картинок с изображением перечисленных в стихотворении персонажей (щенок, котенок, мышонок, муха, бабочка, паук, сверчок).
- Совместное рассказывание воспитателем и детьми (процесс разучивания). Сначала все повторы в стихотворении дети произносят хором, затем подгруппами и индивидуально. В процесс разучивания желательно включить рассказывание по ролям.
Э. Успенский. «Что мы делали в детском саду»
Что мы делали в детском саду?
Вот что мы делали в детском саду: Сначала себе разносили еду.
Потом плакат рисовали,
Потом себя отмывали.
Потом водили хороводы...
Потом мы ели бутерброды...
Цветы из лейки поливали И ничего не проливали.
Чистили клетки
Для разных зверюшек
И занимались ремонтом игрушек.
Еще мы бегали вперегонки,
Учились завязывать шнурки.
Потом мы пол подметали...
И ни капельки,
И ни капельки не устали.
Рекомендации по разучиванию
- Беседа о том, что дети выросли и наступает пора прощаться с детским садом. В саду дети многому научились. (Чему?) У них появились друзья и пр. А сколько дел они могут переделать за день в детском саду! (Каких?)
- Про таких детей в одном детском саду написал стихотворение Э. Успенский. Послушайте.
- Знакомство со стихотворением.
3- Введение зрительных опор (при повторном чтении): картинок с изображением перечисленных в стихотворении предметов, позволяющих установить последовательность событий и придерживаться ее.
- Совместное рассказывание воспитателем и детьми (процесс разучивания).
Стихи для заучивания
(дополнительные произведения)
В. Берестов. «Где ваш дом?»
- Чайки, чайки, где ваш дом?
Чайки, чайки, где ваш дом?
На земле?
На волне?
Или в синей вышине?
- Ну конечно, на земле!
На земле рождаемся.
Ну конечно, на волне!
На волне качаемся.
Ну конечно, в вышине!
В вышине летаем.
Вот где, вот где мы живем!
Вот где обитаем!
В. Берестов. «Кто как считает»
- Я всех умней! - кричит петух. -
Умею я считать до двух!
- Подумаешь! - ворчит хорек. -
А я могу до четырех!
- Я - до шести! - воскликнул жук.
- Я - до восьми! - шепнул паук.
Тут подползла сороконожка:
- Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука -
Считаю я до сорока!
- Ах, ужас! - ужаснулся уж. -
Ведь я ж неглуп.
Но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы мог!
- А у меня есть карандаш.
Ему что хочешь, то задашь.
Одной ногой умножит, сложит,
Все в мире сосчитать он может!
МБДОУ "Детский сад №1" п. Палатка
Воспитатель :
Бырса Татьяна Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как разучивать стихотворения с детьми.
О стихах...
Разучиваем стихотворение "Хитрый ежик" с помощью мнемотаблицы
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Мнемотаблицы особенно ...
Разучиваем стихотворение И. Ф. Кужелева о реке Кума
Организация работы в освоении образовательной области художественная литература с использованием регионального компонента, мнемотехники....
Разучиваем стихотворения: Н. Рыжова «Вода» и Л. Дайнеко «Огромный дом» по мнемотаблицам.
Каждый день ребенок узнает что-то новое и очень важное, поэтому необходимо уделять внимание развитию его памяти.Мнемотаблицы - это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), кото...
Разучиваем стихотворение:Самуил Маршак «Где обедал воробей» по мнемотаблице.
Мнемотаблицы очень эффективны при разучивании стихотворений.Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает процесс заучивания в игру. В дошкольно...
Консультация для родителей «Как научить ребенка разучивать стихотворения?"
Консультация для родителей «Как научить ребенка разучивать стихотворения?» Цель: способствовать развитию у родителей умений разучивать стихотворения с ребенком наизусть с помощью мнем...
Публикация. Рисуем, играем, разучиваем стихотворение с детьми с сообщим недоразвитием речи.
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы использования метода проектов с целью развития всех компонентов речи в целом, коммуникативных навыков и решения задач социализации и воспитании...