Рабочая программа группы раннего возраста на 2015 – 2016 учебный год
рабочая программа на тему
Примерная общеобразовательная программа на основе программы "Детство" для группы раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_chast_rab_progr.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Солнышко» Чамзинского муниципального района
ПРИНЯТО: педагогическим советом МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко» Протокол № От « »_______201 год | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко» ______________/Т.Б.Меньшова/ Приказ № От « »___________201 г. |
Рабочая программа группы раннего возраста
на 2015 – 2016 учебный год
Воспитатели:
Рогина Е.А.
Холодова О.Н..
Р.п. Чамзинка
2015 г.
Содержание
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка -2
1.1 Введение -2
1.2 Цели и задачи реализации программы дошкольного образования -4
1.3 Принципы и подходы к реализации программы -5
1.4 Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.-6
1.4.1. Возрастные особенности развития ребенка от 1,6 до 2 лет.-6
1.4.2. Характеристика группового состава детей группы раннего возраста-7
1.4.3. Социальная характеристика семей воспитанников группы раннего возраста-8
2. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы -8
2.1. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возраст -9
2.2 Педагогическая диагностика.-9
II. Содержательный раздел
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. -11
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников -21
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.-26
2.3.1.Ведущие виды деятельности детей младенческого, раннего и дошкольного возраста -26
2.3.2.Виды деятельности детей группы раннего возраста -27
2.4 Физкультурно-оздоровительная работа. -29
2.5. Наиболее существенные характеристики содержания Программы -31
( специфика национальных, социокультурных и иных условий)
2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы -32
2.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников-34
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания -45
3.2.Распорядок и режим дня -47
3.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса -49
3.4. Расписание организованной образовательной деятельности в группе раннего возраста -50
3.5 Учебно-тематический план программы группы раннего возраста -50
3.6. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды -53
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1 Введение
В основе Рабочей программы группы раннего возраста лежит важнейший стратегический принцип современной российской системы образования его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов - семьи, детского сада и школы. Программа комплексная, реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач по основным направлениям развития ребенка.
Программа разработана с учётом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой города Санкт – Петербурга 2014 г.,
В соответствие с нормативно- правовыми документами регламентирующими дошкольное образование:
-Нормативная правовая база на основе которой сформирована программа: -Федеральный закон от 29.12 .12№ 273- ФЗ «Об образовании в российской федерации» Приказ Минобрнауки России; от17 10.13 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
-Комментарии Минобрнауки России к ФГОС ДО от28.02.14 №08-249.
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.13.№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным и программам дошкольного образования»
-Приказ Минобрнауки России от 28.12.10. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Письмо Миннобрнауки России от 07.06.13 №ип-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1. 3049-13)
- Основной образовательной программы МБДОУ д/с «Солнышко»;
-Годового плана МБДОУ д/с «Солнышко» на 2015 – 2016 учебный год;
-Образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей)
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего возраста
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта (2.9. ФГОС ДО).
Программа включает три основных раздела:
- целевой,
- содержательный,
- организационный,
в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений» (п. 2.11 ФГОС ДО).
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
1.2 Цели и задачи реализации Программы (ссылка на ООП ДО)
Образовательная программа дошкольного образования направлена на решение задач, с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, основная
ЦЕЛЬ:
- обеспечение равных возможностей и благоприятных условий для полноценного развития каждого ребенка, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ базовой культуры личности детей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
ЗАДАЧИ:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы дошкольного образования (ссылка на ООП ДО)
Образовательная программа дошкольного образования государственного дошкольного образовательного учреждения построена на основе Стандарта разработанного на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. (п. 1.2 ФГОС ДО).
№ п/п | Принципы, заложенные в нормативных документах, на основе которых разработан ФГОС ДО | Основные принципы дошкольного образования |
1 | Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду | Полноценное проживание ребенком всех этапов детства:
Обогащение детского развития. |
2 | Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей |
учет этнокультурной ситуации развития |
3 | Уважение личности ребенка
| Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования |
4 | Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. |
|
1.4 Значимые характеристики для разработки и реализации программы.
1.4.1. Возрастные особенности развития ребенка от 1,6 до 2 лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность,
преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка .В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности
ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот
период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.4.2. Характеристика группового состава детей группы раннего возраста
Количество детей группы-14
Гендерный состав группы
Мальчики | Девочки |
8 | 6 |
Распределение детей по группам здоровья
Группы здоровья | Количество |
I группа | |
II группа | |
III группа | |
IV группа |
1.4.3. Социальная характеристика семей воспитанников группы раннего возраста
По количеству детей в семье | |||||
1 ребёнок – 5 | 2 ребёнка -9 | 3 ребёнка - 0 | 4 ребёнка - 0 | ||
Полная - неполная | |||||
Полных семей- 11 | Неполных семей- 3 | ||||
По образованию ( кол-во семей) | |||||
Высшее – 5 | среднее специальное – 7 | среднее образование - 2 | |||
Другие характеристики (кол-во семей) | |||||
Возраст родителей – от 25 до 40 лет – 13 | Опекуны - 0 |
Дети, нуждающиеся в регулярной социальной поддержке | Другие социально незащищённые семьи | |||||
Опекаемые | Многодетные | Дети-инвалиды | Из трудных семей | Неполная семья | Родители-инвалиды | Со стороны социальных служб |
0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 0 |
2. Планируемые результаты освоения программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики, имеющие свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но углубляют и дополняют его требования .
В Программе, так же как и в Стандарте, целевые возможности достижений ребенка-это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
2.1. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы,
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; отобразительных -ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование,).
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
2.2 Педагогическая диагностика.
Реализация ООП ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Фиксация результатов производится в картах наблюдений детского развития и педагогом вырабатываются рекомендации по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план второй группы раннего возраста на 2015 – 2016 учебный год
Представлен тематический план для второй группы раннего возраста (1 младшая группа)...
"Рабочая программа группы раннего возраста на 2015-2016 учебный год!
программа для работы в группеираннего возраста...
Рабочая программа группы раннего возраста на 2015-2016 учебный год
В материале представлены все части и разделы рабочей программы группы раннего возраста (цели и задачи, возрастные и индивидуальные особенности детей группы раннего возраста, формы работы с детьми, рас...
План работы по самообразованию на тему: «Дидактические игры для детей раннего возраста» на 2015 – 2016 учебный год.
Представлен план, который я использую в течение 2015-2016 учебного года....
Аналитическая справка уровня рабочей программы детьми группы раннего возраста за 2015-2016 учебный год
Определить уровень сформированности знаний и умений на начало учебного года....
Рабочая программа группы раннего возраста на 2017-2018 учебный год
В материале представлены все части и разделы рабочей программы группы раннего возраста (цели и задачи, возрастные и индивидуальные особенности детей группы раннего возраста, формы работы с детьми, рас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы раннего возраста на 2020-2021 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы раннего возраста №6 (3-50)на 2020-2021 учебный год...