Рабочая программа группы раннего возраста на 2015-2016 учебный год
рабочая программа по теме
В материале представлены все части и разделы рабочей программы группы раннего возраста (цели и задачи, возрастные и индивидуальные особенности детей группы раннего возраста, формы работы с детьми, распорядок дня и режим и т.п.). Материал представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
группы раннего возраста №1
оздоровительной направленности ГБДОУ «Радуга»
на период 2015 - 2016 учебный год
Воспитатель:
Добычкина Елена Геннадьевна,
высшая квалификационная категория
2015 г
СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ …………………………………………….. стр. 3
Раздел 1. Целевой
1. Пояснительная записка ……………………………………............................................. стр. 3 - 5
1.1. Цели и задачи образовательной программы ……………………………………........ стр. 5 - 6
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей группы раннего возраста…..... стр. 6 – 8
1.4. Планируемые результаты освоения программы ………………………………………...стр. 8
Раздел 2. Содержательный ……………………………………………………...................... стр. 8
2.1 Задачи и содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка …………………………………………….……………………………..стр.8 – 13
2.2. Игра как особое пространство развития ребенка 3-го года жизни……………….стр. 13 - 14
2.3. Комплексно-тематическое планирование………………………………………… стр. 14 - 15
2.4. Модель организации образовательного процесса ……………………………….... стр. 15- 16
2.5. Формы работы с детьми………………………...………………………………........стр. 16 - 17
2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников………………………………………...стр. 17 - 19
Раздел 3. Организационный……………………………………………………………........стр. 19
3.1. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.. стр. 19 - 20
3.2. Распорядок дня и режим………………………………………………………………стр.21 - 23
3.3. Организация двигательного режима воспитанников………………………………стр. 23 - 24
3.4. Структура НОД……………………………………………………………………… стр. 24 - 26
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды….стр. 26 - 28
3.6. Содержание оздоровительной работы…………………………………………. ….стр. 28 – 30
3.7. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания……….
……………………………………………………………………………………….............стр. 30 - 31
II. ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ……………………………………………………………………………………………………стр.31
III. ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………... стр. 32
Приложение№1 Режимы дня:
Адаптационный режим
Режим дня (холодный период)
Щадящий режим
Индивидуальный режим
Гибкий режим
Режим двигательной активности
Приложение№2 Комплексно-тематическое планирование
- ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Целевой
Детству следует оказывать величайшее уважение
Ювенал
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества
В. А. Сухомлинский
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Рабочая программа предназначена для детей 2- 3 лет (ранняя группа).
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- законом РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании», вступившим в силу с 01.09.2013;
- Уставом Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга «Радуга»;
Рабочая программа рассчитана на 2015/16 учебный год.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей раннего возраста (от 2-х до 3-х лет) оздоровительной направленности.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В структуре рабочей программы заложены образовательные области, проектирующие основной круг компетенций ребенка:
- «Физическое развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Образовательная организация осуществляет воспитание, обучение и развитие в интересах личности, общества, государства, обеспечивает самоопределение личности, создает условия для ее самореализации, обеспечивает охрану жизни и укрепления здоровья, создает благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности воспитанника в самореализации, формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Программа предусматривает, что решение программных образовательных задач по воспитанию и развитию ребенка происходит в:
- непрерывной непосредственно образовательной совместной деятельности, осуществляемой в процессе организации и интеграции различных видов детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, речевой, изобразительной, конструктивной, двигательной, музыкально-художественной, восприятия художественной литературы;
- совместной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- профилактических и оздоровительных мероприятиях;
- совместной деятельности с педагогом;
- самостоятельной деятельности детей;
- в процессе взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.
Воспитание и развитие ребенка происходит, прежде всего, в контексте игры, а также в других формах совместной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, обеспечивающих становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, развитие познавательной мотивации и способностей ребенка (коммуникативных, регуляторных, творческих, познавательных и др.)
Миссией педагогической деятельности является обеспечение оптимальных условий для успешного воспитания, обучения, развития, социализации ребенка на этапе дошкольного детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников образовательной организации) и детей.
- Цель и задачи образовательной программы
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
- Способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей.
- Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.
- Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).
- Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.
- Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- Самостоятельная деятельность детей.
- Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Режим работы группы с 7.30 до 19.30
1.2. Характеристики особенностей развития воспитанников детского сада
Возрастные особенности психического развития
детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки нагляднообразного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения.
Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.
Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста
Группа | Возраст детей | Количество детей (план/факт) | Мальчики/ девочки | Индивидуальные особенности контингента детей |
Группа раннего возраста | 2-3 года | 30/32 | 13/19 | Социальная сфера: гиперактивные – 9; застенчивые – 8; тревожные – 7; агрессивные – 4 Типы темперамента: меланхолики – 5; холерики – 7; флегматики – 8; сангвиники – 12 Особенности психического развития: нормальный уровень развития - 32 |
Организация детской жизнедеятельности осуществляется с учетом возраста и пола
- Планируемые результаты освоения Программы
Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
(к 3-м годам): ‒ ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
‒ использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
‒ владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
‒ стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
‒ проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
‒ ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
‒ у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Раздел 2. Содержательный
2.1. Задачи и содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, направлено на реализацию образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Задачи образовательной деятельности:
- Способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей.
- Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.
- Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).
- Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.
- Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.
Содержание образовательной деятельности:
Люди (взрослые и дети). Узнавание имен мальчиков и девочек в группе. Определение детьми особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежду, прически, предпочитаемые игрушки. Отличие взрослых и детей в жизни и на картинках. Показ и называние основных частей тела и лица человека, его действия. Различение и называние действий взрослых.
Определение ярко выраженных эмоциональных состояний, которые воспитатель называет словом и подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса. Повторение за воспитателем слов, обозначающих эмоциональное состояние, узнавание на картинках.
Семья. Рассматривание картинок, изображающих семью — детей и родителей. Узнавание членов семьи, название их, понимание заботы родителей о детях.
Детский сад. Узнавание своей группы, воспитателей. Ориентация в помещении группы. Понимание правила «можно», «нельзя». По показу и напоминанию взрослого здороваются, прощаются, говорят «спасибо», «пожалуйста». Проявление внимание к словам и указаниям воспитателя, действуют по его примеру и показу. Участие вместе с воспитателем и детьми в общих подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх.
Труд. Представление о простых предметах своей одежды (названия), назначении их, способах надевания (колготок, маечек, футболок, штанишек). Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что расширяет их кругозор. Называние определенных действий, которые взрослый 58 помогает ребенку выстроить в определенной последовательности.
Познавательное развитие
Задачи образовательной деятельности:
- Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.
- Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
- Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
- Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.
- Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).
Содержание образовательной деятельности:
Дети 2-3 лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства - различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру).
Дети осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это, как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг).
Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий.
Проявление интереса к количественной стороне множеств предметов. Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один, два предмета.
Освоение цветов спектра, использование в собственной речи некоторых слов-названий цвета, часто без соотнесения с данным цветом.
Освоение фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), подбор по образцу, «опредмечивание фигуры». Различение по величине, сравнивание 3 предметов по величине.
В процессе ознакомления с природой малыши узнают: объекты и явления неживой природы, которые доступны ребенку для непосредственного восприятия.
Знакомство с животными и растениями, которых можно встретить в ближайшем природном окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях. Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его частях, их характерных признаках, особенностях образа жизни. Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых организмов.
Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой.
Речевое развитие
Задачи образовательной деятельности:
- Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;
- Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения;
- Развивать желание детей активно включаться в речевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).
Содержание образовательной деятельности:
Связная речь. Понимание обращенной речи, сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, ответы на вопросы воспитателя используя фразовую речь или форму простого предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимать ее содержания.
Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов.
В словарь входят:
∙ названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов;
∙ названия некоторых трудовых действий и собственных действий;
∙ имена близких людей, имена детей группы;
∙ обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.
Грамматическая правильность речи. Освоение большинства основных грамматических категорий: окончаний слов; уменьшительно-ласкательных суффиксов; явление словотворчества. Проявление способности выражать свои мысли посредством трех- четырехсловных предложений. Самостоятельная речь детей.
Звуковая культура речи. Развитие звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела.
В звукопроизношении для детей характерна общая смягченность речи. В двухлетнем возрасте такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции. Для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.
В словопроизношение ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. В использовании разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова. Преодоление явления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.
Выразительность речи через сопровождение жестами, мимикой, пантомимикой (движениями). Выражение своего отношения к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств. Проявление эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка.
Художественно-эстетическое
Задачи образовательной деятельности:
- Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.
- Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства).
- Формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепки, аппликации, конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел, предложенный взрослым, создавать изображение по принятому замыслу.
- Активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их возможностей и правил использования), поддерживать экспериментирование с ними, развивать технические умения, зрительно-моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения.
- Развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности звучания; побуждать к подпеванию и пению; развивать умение связывать движение с музыкой.
Содержание образовательной деятельности:
Рассматривание детьми и обыгрывание народных игрушек и предметов промыслов, разнообразных по материалу изготовления и образам. Дети узнают их названия, функциональную направленность (что с ними можно делать: игрушки – играть, посуда – используется в процессе еды и приготовления пищи и т.п.).
Восприятие, рассматривание разных образов: животных (лошадки, медведя, собаки, птицы и т.п.), человека (барышни, няньки). Соотнесение изображения с предметами окружающего мира.
Узнавание некоторых простых 73 элементов росписи предметов народных промыслов. Рассматривание знакомых детских книг. Освоение элементарных правил использования книги. Познание того, что рисунки в книгах - иллюстрации созданы художниками. Учатся внимательно рассматривать изображение, слушать описание взрослого, соотносить изображенное с собственным опытом.
Освоение детьми некоторых изобразительных материалов: различение, называние, выбор по инструкции взрослого.
В практических ситуациях освоение некоторых инструментов и действий с ними, правил использования.
В совместной с педагогом деятельности познание об элементах строительных конструкторов: название деталей, некоторые свойства, способы крепления.
Освоение способов создания простых изображения: на основе готовых основ – нарисованных взрослым образов, линий, точек и отпечатков.
Музыкальное развитие на третьем году жизни включает слушание инструментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрослым. Музыкально-ритмические движения дети воспроизводят по показу воспитателя- элементы плясок. Музыкальная игра включает сюжетно-ролевую игру, где дети могут уже исполнять свои первые роли под музыку. Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней.
Физическое развитие
Задачи образовательной деятельности:
- Обогащать детский двигательный опыт, способствовать освоению основных движений, развитию интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям.
- Обеспечивать смену деятельности детей с учетом степени ее эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей.
- Создать все условия для успешной адаптации каждого ребенка к условиям детского сада.
- Укреплять здоровье детей, реализовывать систему закаливания.
- Продолжать формирование умения ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры.
Содержание образовательной деятельности:
Узнавание детьми разных способов ходьбы, прыжков, ползания и лазанья, катания, бросания и ловли, построений, исходные положения в общеразвивающих упражнениях. Освоение простейших общих для всех правил в подвижных играх.
Узнавание о возможности передачи в движениях действий знакомых им зверей, домашних животных, птиц, рыб, насекомых, сказочных персонажей.
На 3 году жизни происходит освоение разнообразных физических упражнений, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр и их правил.
По мере накопления двигательного опыта у малышей идет формирование новых двигательных умений: строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений; активно включаться в выполнение упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу; сохранять равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед; перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко приземляться; бросать мяч воспитателю и ловить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке, лежа на груди; ползать на четвереньках, перелезать через предметы; действовать по указанию воспитателя, активно включаться в подвижные игры.
Участие в многообразных играх и игровых упражнениях которые направлены на развитие наиболее значимых в этом возрасте скоростно- силовых качества и быстроты (особенно быстроты реакции), а так же – на развитие силы, координации движений. Упражнения в беге содействуют развитию общей выносливости.
2.2. Игра как особое пространство развития ребенка 3-го года жизни
К двум годам ребенок уже способен отображать в игре простейшие действия с предметами, подражая действиям взрослого (кормит и укладывает спать куклу, прокатывает машинки и др.). Ребёнок передает несложный сюжет из нескольких игровых действий. Дети становятся способными действовать с предметами-заместителями, появляются действия и без предмета, в которых сохраняется «рисунок» действия.
Основная черта игровой деятельности детей 3-го года жизни – стремление многократно повторять одни и те же действия, например, кормить куклу или катать её в коляске. Постепенно игровые ситуации насыщаются речевыми элементами, сюжетными диалогами и пояснениями. На третьем году жизни начинают формироваться предпосылки режиссёрской игры, деятельности в которой ребёнок «как режиссер» управляет игрушками, озвучивает их, не принимая на себя ролей. В режиссерской игре происходит формирование игрового отношения детей к предметам (одушевление предмета, придание ему неспецифических значений).
Задачи развития игровой деятельности детей:
1. Развивать игровой опыт каждого ребенка.
2. Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности.
3. Поддерживать первые творческие проявления детей.
4. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками.
Сюжетно-отобразительные и сюжетно-ролевые игры.
Отображение в сюжетно-ролевой игре бытовых действий, взрослых, семейных отношений, передача рисунка роли: как доктор «слушать больного» и делать укол, как шофер крутить руль, как парикмахер подстригать волосы, как кассир выдавать чек и пр. В совместной игре со взрослым воспроизведение действий, характерных для персонажа, проявление добрых чувства по отношению к игрушкам (приласкать зайчика, накормить куклу).
Установление связи игровых действий с образом взрослого (как мама, как папа), с образом животного (как зайчик, как петушок). Подбор необходимых для развития сюжета игрушек и предметов, замещение недостающих игрушек или предметов другими.
Отражение в игровом сюжете эпизодов знакомых стихотворений, сказок или мультфильмов. К концу 3-го года жизни выстраивает цепочки из 2-3 игровых действий, установление связи между действиями в игровом сюжете (сначала… - потом…).
Наблюдение за игровыми действиями других детей, спокойные игры рядом с другими детьми. Во втором полугодии кратковременное игровое взаимодействие со сверстниками.
Передача в движении образов зверей, птиц в играх-имитациях, участие в играх-имитациях, сопровождаемых текстом («Котик и козлик», «Я люблю свою лошадку» и др.). В сюжетных играх использование построек (строим диванчик, кроватку для куклы и укладываем куклу спать).
Режиссерские игры.
Содержанием элементарных режиссерских игр становятся непосредственные впечатления от окружающей действительности (по улице едут машины и идут люди; мама укладывает дочку спать и накрывает одеялом и пр.). Разыгрывание сюжетов многократно повторяемых сказок и потешек.
Сюжетная и предметная игра тесно переплетаются: ребёнок действует с шариками, бусинами как с предметами, закутывает их в платочек, качает, возит; шарики становятся птенчиками в гнездышке, и опять превращаются в шарики.
По побуждению воспитателя сопровождение режиссерской игры игровыми репликами персонажей: «Ау, мама! Где моя мама?»; «Я спрятался, меня не видно!», сопровождение речью движений игрушек. Обыгрывание построек в режиссерской игре: поездка на «транспорте»; катание с горки («Крепче куколка держись, покатилась с горки вниз»); постройка из песка «будки» для собачки; прогулка игрушек по песочным дорожкам.
Дидактические игры.
Игры с дидактическими игрушками — матрешками, башенками, предметами. Настольные игры с картинками, мозаика, кубики и пр.
Ребенок учится принимать игровую задачу: разбирать и собирать игрушки в правильной последовательности (пирамидки, башенки, матрешки); называть цвет, форму, размер. Сравнение двух предметов, составление пар. Действия в соответствии с игровой задачей (положить красный шарик в красную коробочку; большому мишке дать большую чашку, маленькому — маленькую). Развитие умения разговаривать с воспитателем по ходу игры: о названии предмета, о его цвете, размере.
2.3. Комплексно-тематическое планирование
Реализуется девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать — Творить». Личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем в доступных видах деятельности в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие реально проявить творчество, самостоятельность.
Месяц / Неделя | Тема |
Сентябрь | |
1 | Адаптация к детскому саду |
2 | Здравствуй, детский сад |
3 | Адаптация к детскому саду |
4 | Хорошо в детском саду |
Октябрь | |
1-2 | Осень |
3-4 | Что нам осень принесла (овощи и фрукты) |
Ноябрь | |
1-2 | Домашние животные |
3-4 | Дикие животные |
Декабрь | |
1-2 | Зима |
3-4 | Зимние развлечения |
Январь | |
1-2 | Посуда |
3-4 | Мебель |
Февраль | |
1-2 | Наша одежда |
3-4 | Транспорт |
Март | |
1-2 | Мама |
3-4 | Моя семья |
Апрель | |
1-2 | Весна |
3-4 | Птицы |
Май | |
1-2 | Деревья |
3-4 | Цветы |
2.4. Модель образовательного процесса в группе раннего возраста оздоровительной направленности
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Базовый вид деятельности | Периодичность | Интеграция образовательных областей (примерная) |
Утренняя гимнастика | ежедневно | «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное», «Художественно-эстетическое» |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно | «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное» |
Гигиенические процедуры | ежедневно | «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное» |
Беседы при проведении режимных моментов. | ежедневно | «Социально- коммуникативное», «Физическое развитие», «Познавательное развитие» |
Самостоятельная деятельность детей.
Базовый вид деятельности | Периодичность | Интеграция образовательных областей (примерная) |
Игра | ежедневно | «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое» |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития и в комнате Монтессори | ежедневно | «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое» |
2.5. Формы работы с детьми
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами нашей программы и может реализовываться в различных видах деятельности:
в раннем возрасте (1 год - 3 года):
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность;
Формы работы с детьми в рамках вышеуказанных видов деятельности отражены в нижеследующей таблице.
Ведущая деятельность детей раннего возраста
Годы | Ведущая деятельность | Социальная ситуация |
1 - 3 | Предметная деятельность | Усвоение способов деятельности с предметами |
При проектировании образовательного процесса мы опирались на качественные особенности психики, которые проявляются в данный возрастной период, и понятие «ведущая деятельность», введенное психологом Н.А. Леонтьевым, — деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Методы обучения детей – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Выбор метода в рамках настоящей образовательной Программы будет зависеть от цели и содержания предстоящего взаимодействия с детьми:
1. Наглядные методы:
а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные,
замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;
б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;
2. Практические методы:
а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;
б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;
3. Игровые методы и приемы:
а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;
б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Приготовим обед» - знания о посуде, развитие речи и т.д.);
4. Словесные методы:
а) рассказ педагога – изучение учебного материала;
б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;
в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.
Формы, методы и средства, применяемые
в организованной образовательной деятельности
Формы | Методы | Средства |
- групповые; - индивидуальные; -практикумы с элементами исследования. | -объяснительно-иллюстративный -словесный; -частично-поисковый; -исследовательский; -наглядно-демонстрационный; -проблемный. | -дидактический материал; -компьютер и т.п. |
2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни группы.
План совместной работы на учебный год
Сентябрь: «Здравствуй, детский сад!» -адаптационный период. Беседы и рекомендации по запросам родителей. Анкетирование по теме «Какой Ваш ребёнок дома?». Консультации для родителей по вопросам адаптации детей. «Режим дня в детском саду».
Октябрь: Родительское собрание «Давайте познакомимся». Поднимаются организационные вопросы, вопросы, касающиеся адаптации детей. Участие в семейной творческой выставке «Дары осени».
Ноябрь: Создания нового оборудования для книжного уголка. Мероприятие, посвященное Дню матери. Индивидуальные беседы по вопросы вакцинации от гриппа. Фото - выставка из жизни группы ко Дню матери.
Декабрь: Мастер – класс для родителей «Игрушки на ёлку, своими руками». Беседы и рекомендации по запросам родителей. Новогодний детский праздник «Новый год приходит». Участие семей в творческом конкурсе «Мастерская Деда Мороза».
Январь: Консультация на тему «Зимние забавы малышей». Беседы и рекомендации по запросам родителей. Беседа «Что вы читаете ребенку дома». Привлекать родителей к постройке снежной горки на участке.
Февраль: Привлекать к помощи в уборке снега на участке. Фото- выставка «Мой папа самый лучший». Беседы и рекомендации по запросам родителей. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком».
Март: Участие в смотре – конкурсе «Книжкина неделя». Подготовка к утреннику, посвященному дню 8 Марта. Беседы и рекомендации по запросам родителей.
Апрель: Неделя нескучного здоровья привлечение родителей к участию. Консультация на тему «Здоровый образ жизни» (закаливание ребенка). Тест – анкета «Состояние здоровья вашего ребенка». Беседы и рекомендации по запросам родителей.
Май: Итоговое родительское собрание «Наши успехи». Выпускной вечер: «Вот и повзрослели малыши».
Цель сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников - взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников;
- с будущими родителями.
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы считаем:
Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс
Задачи:
1) формирование психолого - педагогической компетенции родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии и образовании детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система работы с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, речевое, познавательное, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное образование в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам образования ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками учреждения. Вовлечение родителей в образовательный процесс важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития ребенка. Для успешного и системного контакта с родителями в учреждении разработана система взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
Каждый специалист, работающий в учреждении, 1 раз в месяц консультирует по своему плану работы, с которым знакомит родителей на родительских собраниях в начале учебного года.
Примерная тематика консультаций для родителей
Специалист | Тема консультаций |
Инструктор по физической культуре | 1. Закаливание – основа здоровья 2. Игры на свежем воздухе. 3. Спортивный досуг семьи. 4. Народные игры: играем вместе с детьми. 5. Физическое и духовное развитие. |
Музыкальный руководитель | 1. Колыбельная в жизни ребенка. 2. Какую музыку надо слушать ребенку. 3. Как развивать музыкальные способности своего ребенка. 4. Ребенок и классическая музыка. |
Заместитель заведующей по УВР, старший воспитатель, педагог-психолог | 1. Как сделать своего ребенка счастливым? 2. Права ребенка и социальная защита. 3. Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья. 4. Воспитание мальчиков и девочек. 5. Программа закаливания в учреждении. 6. Режим дня и его значение в жизни ребенка. 7. Одежда ваших детей. 8. Профилактика простудных заболеваний. 9. Правильное питание дошкольников. 10. Народная медицина. 11. Как подготовить ребенка к приходу в детский сад. |
Раздел 3. Организационный
3.1. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками
Образовательный процесс в учреждении предусматривает решение программных образовательных задач в рамках модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Модель включает в себя: совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность; свободную самостоятельную деятельность детей.
Модель организации образовательного процесса
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Индивидуальная работа с детьми |
3.2. Распорядок и режим дня
Особым событием в жизни малыша 2- 3 лет является знакомство с детским садом. Новая ситуация социального развития ребенка несомненно положительно сказывается на его достижениях и успехах, но в том случае, если адаптация крохи к дошкольному учреждению прошла легко и естественно. Первые дни ребенка приводят примерно на 1час, затем время пребывания в детском саду постепенно увеличивается. Через неделю ребенок остается на обед, а через неделю на сон. Сразу после сна родители могут забрать ребенка, а только позже оставлять на полдник и совместную деятельность. Все дети разные и режим пребывания индивидуальный.
Режим жизнедеятельности воспитанников – пятидневная рабочая неделя, длительность пребывания детей в ГБДОУ Радуга 12 часов с 07.30 до 19.30 часов.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.
Осуществление образовательного процесса в Учреждении зиждется в первую очередь на соблюдении режима жизнедеятельности. Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. При построении режима дня руководствуемся основным принципом - принципом соответствия возрастным психофизическим особенностям детей.
При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности ребёнка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.п.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребёнка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.
Режим скорректирован с учётом работы учреждения и с учётом климата (тёплого и холодного периода).
В связи с климатическими особенностями нашего региона: недостаточным количеством солнечных дней, продолжительной зимой и повышенной влажностью воздуха, в образовательный процесс ДОУ включен ряд мероприятий, направленных на оздоровление детей и предупреждение утомляемости, в летний период жизнедеятельность детей преимущественно организуется на открытом воздухе.
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Режим дня
группы раннего возраста №1 оздоровительной направленности
для детей от 2-х до 3-х лет
Прием детей, осмотр, игры 7.30 - 8.30
Утренняя гимнастика 8.30 – 8.35
Подготовка к завтраку, завтрак 8.35 – 9.00
Подготовка к непосредственно образовательной
деятельности, непосредственно образовательная деятельность 9.00 – 9.30
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак 9.30 - 9.50
Игры, подготовка к прогулке, прогулка
(игры, наблюдения) 9.50 – 11.50
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 11.50 – 12.00
Обед 12.00 – 12.30
Подготовка ко сну, дневной сон 12.30 – 15.15
Постепенный подъем, воздушные
процедуры 15.15– 15.30
Полдник 15.30– 16.00
Игры, самостоятельная художественная
деятельность (НОД) 16.00 – 16.20
Подготовка к прогулке, прогулка, игры 16.30 – 19.00
Уход детей домой 19.30
Распорядок дня включает:
- Прием пищи
Организовано 4-х разовое питание детей, которое проводится в групповых помещениях.
- Ежедневная прогулка детей, её продолжительность составляет не менее 4 - 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
- Дневной сон. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну
- Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена).
- Непосредственная образовательная деятельность. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 3-го года жизни - не более 10 минут.
В летний период учебные непосредственно образовательная деятельность не проводиться. В этот период проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивается продолжительность прогулок.
- Разные формы двигательной активности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах и другие.
Гигиенические и закаливающие процедуры.
В помещении и на прогулке детей одевают так, чтобы они не перегревались и не переохлаждались. Одежда должна быть просторной, не сковывающей движений чистой, аккуратной, из натуральных тканей. Сменная обувь — удобной, легкой, с задником, точно соответствовать размеру ноги.
В холодный период года дети гуляют при температуре не ниже —15°С в безветренную погоду.
Закаливание может быть общим и местным, воздушным и водным. При закаливании обязателен индивидуальный подход к ребенку: учет его эмоционального и физического состояния, индивидуально-типологических особенностей. В период адаптации и после перенесенных заболеваний закаливание можно начинать только по рекомендации медицинского персонала.
Необходимо помнить, что все гигиенические и закаливающие процедуры, осуществляемые воспитателем, должны проводиться при эмоционально положительном отношении к ним ребенка.
Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.
Режим дня установлен для каждой возрастной группы в соответствии с программными требованиями, требованиями действующих СанПиН. При прохождении процесса адаптации режим дня для ребёнка гибкий, строится с учётом особенностей привыкания ребёнка (приход на прогулку, оставление на обед и сон). В течение дня с целью осуществления личностно-ориентированного подхода, учёта индивидуальных особенностей воспитанников, педагогами планируется и организуется индивидуальная работа. Воспитатели групп оздоровительной и общеразвивающей направленности, специалисты ДОО проводят артикуляционную и пальчиковую, корригирующую гимнастики с целью развития речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата.
Разработан график проведения утренней гимнастики по залам, расписание НОД, график получения пищи.
В режим входят условия проведения и содержание каждого из указанных процессов. Количественные и качественные показатели соответствуют как возрастным, так и индивидуальным особенностям ребенка и содействуют укреплению его физического и психического здоровья.
Основные принципы построения режима дня:
1. Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность. Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня (Приложение №1).
2. Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года.
3.3 Организация двигательного режима воспитанников
Формы организации | 1 младшая группа |
Организованная деятельность | 6 ч. в нед. |
Утренняя гимнастика |
|
Гимнастика после сна | 5 – 8 мин |
Подвижные игры | Не менее 2-4 раз в день 6 – 10 мин |
Спортивные игры | Целенаправленное обучение на каждой прогулке |
Спортивные упражнения |
--- |
Физкультурные упражнения на прогулке (ежедневно) | 6 – 10 мин |
Спортивные развлечения (Один-два раза в месяц) | --- |
Спортивные праздники | --- |
День здоровья | Не реже 1 раза в квартал |
Неделя здоровья | 2 раза в год |
Самостоятельная двигательная деятельность | На протяжении всей недели |
3.4. Структура НОД
Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями
Приоритетные направления Образовательные области | Виды НОД* | 1 младшая группа | |
2-3 лет | |||
Количество часов в | |||
нед. | Год | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Инвариантная часть (обязательная) | |||
Познавательное развитие | 2,5 | 90 | |
- формирование элементарных математических представлений | 1 | 36 | |
- конструирование, познавательно-исследовательская деятельность | 0,5 | 18 | |
Речевое развитие | 1 | 36 | |
- развитие речи | 0,5 | 18 | |
- подготовка к обучению грамоте | |||
Социально-коммуникативное развитие | 1 | 36 | |
- формирование целостной картины мира | 1 | 36 | |
Художественно- эстетическое развитие | 4,5 | 162 | |
- музыкальная | 2 | 72 | |
- рисование | 1 | 36 | |
- лепка | 1 | 36 | |
- аппликация | 0,5 | 18 | |
- ручной труд | |||
- чтение художественной литературы | 0,5 | 18 | |
Физическое развитие | 2 | 72 | |
Физическая культура, здоровье | - физкультура | 2 | 72 |
ИТОГО | 10 | 360 | |
Вариативная часть (модульная) | |||
Приоритетное(ые) направление(я): познавательное, социально-коммуникативное, | |||
ВСЕГО | 10 | 360 |
Примечания:
* Название видов НОД внутри каждой образовательной области будут варьироваться в зависимости от используемых программ (комплексной и парциальных).
** В плане указано количество часов в неделю по каждому направлению развития детей.
***Число 0,5 означает, что НОД проводится один раз в две недели, в чередовании с другим видом НОД.
• Сокращение НОД по физическому развитию не допускается, так как в соответствии с СанПин 2.4.1.2660 – 10 в неделю должно быть не менее трех занятий.
Организованная образовательная деятельность | ||
Базовый вид деятельности | Периодичность | |
Первая младшая группа | ||
Физическая культура в помещении | 2 раза в неделю | |
Физическая культура на прогулке | 1 раз в неделю | |
Познавательное развитие | 1 раз в неделю | |
Развитие речи | 2 раза в неделю | |
Рисование | 1 раз в неделю | |
Лепка | 1 раз в неделю | |
Аппликация | — | |
Музыка | 2 раза в неделю | |
ИТОГО | 10 занятий в неделю | |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | ||
Утренняя гимнастика | ежедневно | |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно | |
Гигиенические процедуры | ежедневно | |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно | |
Чтение художественной литературы | ежедневно | |
Дежурства | ежедневно | |
Прогулки | ежедневно | |
Самостоятельная деятельность детей | ||
Игра | ежедневно | |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития и комнате Монтессори | ежедневно |
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек позволяют малышам полноценно развиваться. Предметная среда направлена на обогащение, совершенствование игрового опыта маленьких детей. Основное направление работы: обеспечение психоэмоционального, физического благополучия детей;
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она объективно – через свое содержание и свойства – создаёт условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Психологи связывают механизм воздействия предметно-развивающей среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности.
Воспитательный потенциал предметно-развивающей среды многоаспектен: это — и условия жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств, это — и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.
Таким образом, предметно-развивающая среда – это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.
Основные характеристики развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
- разнообразие: (наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребёнка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами);
- доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребёнка), а также доступность по показателям возрастного развития;
- эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия) - среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребёнку проявить свои эмоции;
- гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности (построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность – это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом);
- взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов из одной зоны в другую;
- удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст – возраст повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребёнка необходимо, чтобы он, имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять её самыми разнообразными способами.
Важно помнить, что предметно развивающая среда групп раннего возраста рассматривается как комплекс эргономических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.
Развивающее пространство для малышей 1,5-3 лет в первую очередь должно быть безопасно. Необходимо обратить внимание на правильное расположение мебели и крупногабаритного оборудования (например, детских горок, больших игровых блоков), обеспечивающее детям и взрослым свободу передвижения по групповой комнате. Все оборудование, перегородки должны быть надежно зафиксированы, радиаторы закрыты защитными накладками. Мебель без острых углов, изготовленная из натуральных и нетоксичных материалов.
Безопасность предметно-развивающей среды обеспечивается и грамотным расположением игр и игрушек, в первую очередь они должны быть расположены на доступном для детей уровне, чтобы малыши могли легко достать любую интересующую их игрушку, а также самостоятельно убирать ее на место по завершению игры.
Для удобства и рациональности использования группового помещения рекомендуется зонирование его пространства. С этой целью можно использовать перегородки, специальные ячейки, ниши. Главное, чтобы каждая зона хорошо просматривалась из разных уголков группы с целью обеспечения безопасности малышей. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточится на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.
В детском саду оборудована комната Монтессори для всестороннего развития малышей.
В помещении группы раннего возраста в ОУ созданы следующие зоны предметно-развивающей среды:
• Физического развития;
• Сюжетных игр;
• Строительных игр;
• Игр с транспортом;
• Игр с природным материалом (песком водой);
• Творчества;
• Музыкальных занятий;
• Чтения и рассматривания иллюстраций;
• Релаксации (уголок отдыха и уединения).
Важно продумывать разные способы размещения детей во время развивающего взаимодействия воспитанников и педагога. Это коврики, подушки, где можно удобно расположиться педагогу с подгруппой детей и поиграть, рассмотреть иллюстрации.
Организован уголок релаксации или уединения, где ребенок может отдохнуть, побыть в одиночестве, особенно после шумных и подвижных игр, чтобы избежать нервного перенапряжения.
Пространство не перенасыщено, а наоборот мобильные, мягкие и легкие модули позволят менять облик групповой комнаты и создавать возможности для удовлетворения двигательной, сенсомоторной потребности детей в различных видах движений.
Всё предметно-развивающее пространсто в группах раннего возраста динамично. Выделенные зоны имеют возможность объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Обстановка может модифицироваться в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей.
3.6. Содержание оздоровительной работы
Закаливание детей, оно включает систему мероприятий:
- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
- специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.
Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, со строгим соблюдением методических рекомендаций.
№ | Разделы и направления работы | Формы работы |
1. | Использование вариативных режимов для и пребывания ребенка в ДОУ |
|
2. | Психологическое сопровождение развития |
|
3. | Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка:
|
|
4. | Система работы с детьми по формированию основ здорового образа жизни |
|
5. | Оздоровительное и профилактическое сопровождение |
- режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, для проведения непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, во время прогулок -режим проветривания и оптимизации вентиляции во время дневного сна - местные и общие воздушные ванны - свето-воздушные ванны и солнечные ванны в весенне-летний период
- «чесночные медальоны»; - дыхательная гимнастика; - точечный массаж.
|
6. | Организация питания |
|
№ п/п | Наименование оздоровительного мероприятия | Группа раннего возраста |
1. | Закаливание 1. Воздушные ванны | В течение года |
2. Солнечные ванны | май-сентябрь | |
3. Босохождение по дорожке для профилактики плоскостопия | В течение года | |
2. | Гимнастические комплексы 1. Утренняя гимнастика | В течение года |
2. Бодрящая гимнастика после сна | В течение года | |
3. | Стоматологическая профилактика и лор-профилактика 1.Гигиена полости рта (полоскание полости рта после приёма пищи) | В течение года |
4. | Общеукрепляющие мероприятия 1. Чеснокотерапия | декабрь, январь, февраль |
3.7. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Воспитателями групп при планировании работы используются методические пособия, входящие в учебно-методический комплекс (УМК) программы «Детство», а также методические пособия по ОБЖ:
Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Методические советы к программе «Детство». // Отв. ред. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Мониторинг в детском саду Научно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. 234
Новицкая В.А., Римашевкая Л.С., Хромцова Т.Г., Правила поведения в природе для дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы. Методическое пособие. /Под ред А.Г.Гогоберидзе. – М.: Центр Педагогического образования, 2008.
Рабочие тетради для детей дошкольного возраста.
Михайлова З.А., Челпашкина И.Н. Математика – это интересно (5 рабочих тетрадей для разных возрастных групп: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). – СПб: Детство-Пресс. 2010 – 2013.
Учебно-наглядные пособия.
Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пособие. Методическое сопровождение З.А.Михайловой. – СПб.: Корвет, 1995-2011.
II. ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Исходя из требования о том, что данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и ориентироваться на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в ДОО был проведён мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:
- изучены результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период;
- проведено анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса.
На основании вышеизложенных исследований запросов членов образовательного процесса (с учетом результатов мониторинга обследования воспитанников и анкетирования членов их семей, а так же педагогов и макросоциума) педагогическим коллективом была выбрана следующая программа для группы раннего возраста:
- Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори», под ред. Е.А.Хилтунен. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», 2015.
Данная программа обсуждена и принята на педагогическом совете ГБДОУ от 26 мая 2016 года Протокол №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план второй группы раннего возраста на 2015 – 2016 учебный год
Представлен тематический план для второй группы раннего возраста (1 младшая группа)...
"Рабочая программа группы раннего возраста на 2015-2016 учебный год!
программа для работы в группеираннего возраста...
Аналитическая справка уровня рабочей программы детьми группы раннего возраста за 2015-2016 учебный год
Определить уровень сформированности знаний и умений на начало учебного года....
Рабочая программа группы раннего возраста на 2015 – 2016 учебный год
Примерная общеобразовательная программа на основе программы "Детство" для группы раннего возраста...
Рабочая программа группы раннего возраста на 2017-2018 учебный год
В материале представлены все части и разделы рабочей программы группы раннего возраста (цели и задачи, возрастные и индивидуальные особенности детей группы раннего возраста, формы работы с детьми, рас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группе раннего возраста (от2-х до 3-х лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой Срок реализации программы - 2019-2020 учебный год Воспитатели: Бузня Т. Х.
Рабочая программа группе раннего возраста(от2-х до 3-х лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы раннего возраста на 2020-2021 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы раннего возраста №6 (3-50)на 2020-2021 учебный год...