План работы по самообразованию на тему: «Дидактические игры для детей раннего возраста» на 2015 – 2016 учебный год.
методическая разработка на тему
Представлен план, который я использую в течение 2015-2016 учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры для детей раннего возраста | 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чебурашка»
План работы по самообразованию на тему:
«Дидактические игры для детей раннего возраста»
на 2015 – 2016 учебный год.
Составила: Антонова Е.В. – воспитатель
г. Качканар, 2015 год
План работы по самообразованию на тему:
«Дидактические игры для детей раннего возраста»
на 2015 – 2016 учебный год.
Воспитатель: Антонова Е.В.
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения дидактических игр для детей раннего возраста в современные технологии.
Задачи:
- Изучить литературу по теме «Дидактические игры для детей раннего возраста»
- Разработать перспективный план работы по теме.
- Внедрить современные формы работы с использованием дидактических игр для всестороннего развития детей раннего возраста.
«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была
не только формой усвоения отдельных знаний и умений,
но и способствовала бы общему развитию ребёнка,
служила формированию его способностей»
А.В. Запорожец
Наиболее характерной формой обучения для детей раннего возраста является дидактическая игра, истоки которой кроются в недрах народной педагогики. Благодаря народной мудрости появилось много обучающих игр, сочетающих одновременно в себе: движение, песню, пальчиковую гимнастику. В дидактических играх для детей раннего возраста содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: задача или замысел, содержание, игровые действия, правила, результат, но проявляются они в несколько иной форме, что обусловлено особой ролью дидактической игры в обучении и воспитании детей раннего возраста.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. С уверенностью могу сказать, что на втором году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.
Дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если ты ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства. А также они очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, я побуждаю их к воспроизведению показанных мною действий, сказанных слов.
Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, стараюсь закладывать первые начала в развитии такого важного интегративного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в играх и организованной непосредственно образовательной деятельности, ждет их, радуется им. В игре и в процессе НОД ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие. Показывая и рассказывая детям, я раскрываю перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших (бытовой труд взрослых), знакомлю с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому в ходе организованной образовательной деятельности и в игре ставлю задачу – научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и побуждаю их к тому, чтобы сами пользовались речью.
Работая с детьми раннего возраста, убедилась на практике - особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Дидактические игры и упражнения имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что в начале дается нелегко. Сначала ребенка приучаю делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у других игрушек. Постепенно не сразу, но малыши привыкают к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т.д. Зарождается первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.
Также постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формирую навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним.
Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | ||
В течение года | 1.Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Издательство «Академия развития» Ярославль 1996г. 2.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Издательство «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ» Москва 2010г. 3.Дзюба П. П. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М.: Феникс, 2008г. 4.Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение 5.Михайленко Н. Я., Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г. 6.Смирнова Е.О. Ермолова Т.В. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Издательство: «Мозаика-Синтез», Москва 2008г. 7.Янушко Е.А.Сенсорное развитие детей раннего возраста. Издательство «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ» Москва 2013г. | Собран дополнительный материал по нетрадиционным техникам рисования для детей дошкольного возраста из Интернет – источников. Повышение собственного уровеня знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования. Изучение статей в журналах:
«Обруч» Разработан сборник консультаций для работы с родителями «Значение дидактической игры в жизни ребёнка» |
Участие в семинарах, курсах, вебинарах
Июнь | Участие в работе по реализации ФГОС ДО. Активное участие в мероприятиях по теме «Дидактические игры для детей раннего возраста»: педсовет, семинары, курсы. | Открытые мероприятия. Внедрение программы по дошкольному образованию в соответствии с ФГОС; обмен опытом. |
Методическая работа
Сентябрь | Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике. | Картотека дидактических игр, направленных на развитие восприятия цвета. Пополнение «Портфолио воспитателя» |
Октябрь | Обзор информации в интернете по изучаемой теме. | Перспективное планирование воспитательно – образовательной работы. Знакомство с инновационными технологиями. |
Ноябрь | Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии, обмен опытом. | Выступление на педсовете «Значение дидактической игры в жизни ребёнка» |
Февраль | Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе НОД с детьми раннего возраста» | Систематизация знаний по изучаемой теме. Конспекты: «Одевание куклы на прогулку»; «Где мое окошко?»; «Зайка»; «Постираем Маше платья». |
Апрель | Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий. | Оформление выставки «Дидактические игры для детей»; папки – передвижки по данной теме. |
Взаимодействие с родителями | ||
Сентябрь | Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка» | Педагогическое просвещение родителей. Консультация «Роль игры в жизни ребенка» |
Ноябрь | Родительское собрание «Игра – спутник детства» | Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива. |
Январь | Фотогазета для родителей «Учимся играя» | Укрепление взаимодействия детского сада и семьи. |
Апрель | Организация выставки для ознакомления родителей, с дидактическими играми используемые в детском саду. | Оформление выставки «Дидактические игры для детей»; приобщение родителей к организации игр, в семье и в детском саду. |
Работа с детьми
В течение года | Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости) | Сборник дидактических игр «Чудесный мешочек»; «Узнай фигуру»; «Какого цвета предмет?»; «Найди свою игрушку?» на развитие мышления, внимания, воображения и усидчивости. |
Индивидуальные работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности. | Создание игровой ситуации вместе с ребенком. | |
Свободная самостоятельная деятельность самих детей. | Дидактические игры «Матрешка»l «Мозайка»; игры с кубиками. |
Самореализация
В течение года В течение года | Публикация на сайте: http://nsportal.ru | Статьи по теме самообразования, мастер- класс. |
Участие в конкурсах всероссийского и международного уровня | Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества. | |
Публикации на официальном сайте ДОУ | Статьи по теме самообразования, мастер- класс. |
Таким образом, принимая ценностное отношение ребёнка к игре, миру, к самому себе, необходимо в качестве содержательной основы игрового сопровождения создавать систему ситуаций организованного социального опыта. Основной задачей педагога при этом становится обеспечение условий для обогащения игрового опыта социально ценностным содержанием и эффективными способами регуляции взаимодействия со сверстниками через организацию предметно-игровой среды, направленной на социальное познание и организацию социальной практики.
Я считаю, что процесс самообразования реализует мою потребность в саморазвитии, возможности анализировать позитивные и негативные моменты моей профессиональной деятельности. Процесс самообразования способствует осмыслению собственных действий, побуждает активизировать свои внутренние мотивы, переживания, позволяет проводить анализ профессиональной педагогической деятельности.
Отчет по теме: «Дидактические игры для детей раннего возраста»
Актуальность темы обусловлена тем, что взаимодействие воспитателя и ребенка не будет полным без использования в работе дидактических игр. В программе развития особую роль играют дидактические игры. Они очень важны для развития детей.
Занятия в дошкольном учреждении могут быть либо полностью построены на дидактической игре, либо включать в себя ее элементы. Знания, полученные во время занятий, закрепляются в игре. Дидактическая игра как метод воспитания играет значимую роль в воспитание ребенка. Эти игры эффективны для повышения памяти и внимания, для развития речевых навыков и для развития мышления.
Из всего вышесказанного вытекает, выбранная мной тема: «Дидактические игры для детей раннего возраста». В рамках этой темы мной были выявлены следующие цели и задачи.
Цель: повышение эффективности воспитания и обучения детей через использования дидактических игр.
Задачи:
- способствовать обогащению игрового опыта ребенка;
- создавать благоприятные возможности для реализации ребенка и собственных игровых целей;
- выявить формы и способы игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.
В течение года я работала над изучением поставленной темы. Учебные, познавательные и игровые задачи связаны между собой, поэтому при организации игры особое внимание обращала на присутствие в занятиях заинтересованности, игра должна захватывать малышей, только тогда она станет им интересной. Воспитателю следует настроить малышей на игру. Это можно сделать разными способами, например, предложить тематические загадки или потешки.
В своей работе использовала информационно-рецептивный (взаимосвязь и взаимозависимость между деятельностью педагога и ребёнка), репродуктивный (воспроизведение способов деятельности), наглядный, практический методы работы с детьми. Для своей группы я создала дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Узнай фигуру»; «Какого цвета предмет?»; «Найди свою игрушку?» При обучении детей раннего возраста предпочтение отдавала дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам, мозайкам и т.д.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: дети составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельности называют игровыми занятиями.
Дидактические игры использую в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности педагога с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.
Важно, что бы дети развивались не только в дошкольном учреждении, но и дома, поэтому мной была проведена работа по взаимодействию с родителями. В сентябре провела консультацию для родителей «Роль игры в жизни ребенка». В ноябре провела родительское собрание на тему: «Игра – спутник детства». В январе сделала фотогазету «Учимся играя». В апреле оформила выставку «Дидактические игры для детей» В процессе работы над темой ознакомилась с методикой проведения дидактических игр с детьми раннего возраста. В дальнейшем я планирую продолжать работу в том же направлении.
Для повышения собственного уровня знаний по теме самообразования изучала методическую литературу, журналы «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», интернет-ресурсы.
Диагностику не провожу, так как дети обучаются в моей группе всего один год и построить диаграмму развития невозможно. В конце учебного года планирую
пополнить предметно-развивающую среду в группе за счёт изготовления игр и пособий.
Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей, раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему:«Дидактические игры для детей раннего возраста»
В данном методическом пособии собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. определению способности к обучению и саморазвитию; в виде п Данное пособие м...
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в художественно-эстетическом развитии .Период работы – один год ( 2017-2018г.)Возраст ...
План работы по самообразованию на тему: « Развитие памяти у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»...
План самообразования по теме: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» на 2020- 2021 учебный год
План самообразования по теме: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» на 2020- 2021 учебный год...
План работы по самообразованию на тему «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Актуальность темы: Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой,...
План работы по самообразованию по теме: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»
План работы по самообразованию по теме:«Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...
План работы по самообразованию на тему: Развитие сенсомоторных навыков детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Развитие сенсомоторных навыков детей раннего возраста посредством дидактических игрЦель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросе_«Раз...