Развитие музыкально – творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-образного танца
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Представление собственного инновационного педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района РМ
Скворцовой Елены Васильевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_syuzh._obr._tantsa.doc | 83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Представление
собственного инновационного педагогического опыта
музыкального руководителя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района РМ
Скворцовой Елены Васильевны»
Тема : « Развитие музыкально – творческих способностей
дошкольников средствами сюжетно-образного танца »
Музыка-воображение-фантазия – сказка творчество - такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы.
Музыкальная мелодия ни с чем не
сравнимое средство воспитания
творческих сил разума
В.А.Сухомлинский
Информация о проекте.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
----- «Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической моральной культуры»
Сухомлинский.
Выбор темы продиктован мной необходимостью поиска все новых методов и форм музыкального воздействия на дошкольников средствами сюжетно-образного танца.
Музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на ребенка. Музыкально-пластические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают определенный психотерапевтический эффект.
Актуальность темы:
Модернизация процесса образования в Российской Федерации;
Повышение требований к качеству образования;
Необходимость оптимизации процесса обучения, повышение его эффективности;
Создание у детей мотивационной готовности в процессе обучения.
Степень новизны проекта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально- творческих средств обучения в форме сюжетных занятий.
Особенность методики состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству, а от него - к «композиционному» творчеству в танце.
Целью педагогического проекта является обеспечение положительной динамики развития музыкально- творческих способностей дошкольников средствами сюжетно- образного танца.
Задачи:
Хореография - искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально- ритмического, эстетического развития детей. В процессе развития у дошкольников музыкально-пластических способностей средствами сюжетно-образного танца педагогом был определен ряд задач:
-создание системы занятий для развития музыкально-ритмических способностей детей, для определения содержания и основных направлений деятельности,
- развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений,
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- обогащение двигательного опыта детей разнообразными движениями;
- развитие творческих способностей, потребности в самовыражении под музыку, средствами сюжетно- образного танца;
- учить радоваться успехам других детей и вносить вклад в общий успех.
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в определении путей формирования творческих способностей дошкольников, улучшении их психофизического состояния посредством сюжетно-образных танцев.
Диапазон проекта охватывает организацию образовательного процесса в системе индивидуальных и групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Теоретическая база проекта основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений.
Теоретической базой проекта стали публикации С. Л. Слуцкой «Танцевальная мозаика», Н.А.Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка», Е.В. Горшковой «От жеста к танцу», Р. А. Захаров « Сочинение танца », Е. Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, З. Ушакова «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», из них Джафарова Н.А. почерпнула особенности организации процесса обучения сюжетному танцу.
В своей работе я опиралась на методические разработки С.И.Бекиной «Музыка и движение (игры, упражнения и пляски для детей 6-7 лет)», Б.И.Мысова «Музыкально-ритмические движения», М.А.Михайловой «Танцы, игры, упражнения для красивого движения», Г. И. Колодецкого «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей», а так же программу Са-фи-дансе» (Ж.Е.Филирева, Е.Г.Сайкина).
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения. Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоции через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык понятен всем – и взрослым и детям, он интернационален.
В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:
1. между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию танца в детском саду, и недостаточной сформированностью у дошкольников пластичности и гибкости;
2. между наличием у детей психологической закомплексованности и необходимостью выступать публично;
3. между наличием большого количества разработок упрощенных танцев и отсутствием интересных сюжетно-образных композиций.
Приступая к работе над этими проблемами, я исходила из того, что нужно обучить детей основам хореографического искусства, а ритмика станет лишь составной частью, дополнением к ведущим занятиям. В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, телевидением, Интернетом и т. д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение, а так же некоторые психические расстройства. Порой дети не знают элементарного - героев русских народных сказок, игр, хороводов, их больше интересуют герои Диснея - роботы, пауки, чудовища и т. д.
Музыкально - ритмические занятия позволят педагогам смотреть на музыкально- пластическое воспитание в дошкольном учреждении как на важный процесс развития детей. Для этого мной было разработано перспективное планирование по развитию движений в средней, старшей и подготовительной группах.
Длительность работы над проектом составляет 2года.
На первоначальном этапе в сентябре-октябре 2017 года мной было проведено диагностирование уровня развития музыкально-ритмических движений дошкольников.
В результате было выявлено:
высокий уровень - у 20% детей;
средний – у 53% ;
низкий уровень – у 27% детей.
На втором этапе (ноябрь 2015 года - март 2016года) мной были проанализированы теоретические материалы по проблеме развития у дошкольников музыкально-творческих движений, разработано перспективное планирование по теме исследования, конспекты сюжетных музыкальных занятий, развлечений, праздников, составлены сюжетно-образные танцы, подготовлены консультации для педагогов и родителей.
Свою практическую деятельность я осуществляла с учетом общедидактических принципов – воспитывающего характера обучения, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности, а также и специфических принципов:
1. Связь музыкально-эстетической деятельности детей с окружающей действительностью, современностью. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию, стимулирует к творчеству.
2. Установление преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей на различных возрастных этапах. Его сущность состоит в том, что на каждой следующей ступени обучения элементы усвоенного повторяются, дополняются, на этой основе формируются новые знания. Детей ведут от простых действий к более сложным, но при этом на каждом этапе учитываются достигнутые результаты и психофизиологические возможности.
Система работы по развитию у детей музыкально-творческих способностей осуществлялась мной на музыкальных занятиях, в процессе кружковой работы с одаренными детьми и в индивидуальной работе. Мной был разработан перспективно-календарный план совместной работы педагогов по развитию музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Продолжительность таких занятий обусловлена возрастом занимающихся (с 3-4 года – 15-20 минут; с 4-5 лет – 20-25 минут; 5-7 лет – 30-35 минут). Занятие состояло из подготовительной, основной и заключительной частей. Вводную часть составляли упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм. Педагог обязательно включала в нее ходьбу, бег, прыжки. Затем следовала основная часть, которая начиналась с поклона.
Основная часть занятия – музыкально-ритмическая, она наиболее динамичная. В нее я включала танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построения и перестроение.
В этой части дети самостоятельно могли создавать музыкально- пластические образы в сюжетно- образных танцах.
Упражнения распределялись педагогом с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия. В подготовительной части объединялись упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном, умеренном темпе. Постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводило к усилению нагрузки в основной части. В заключительной части музыкальный руководитель постепенно снижала нагрузку.
К подбору музыки на музыкальные занятия автор относилась очень серьезно, использовала музыку, доступную для восприятия ребенка, использовались детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Музыкальные стили и темпы на протяжении занятия менялись, но основной темп был умеренный. Я проводила музыкально- ритмические занятия следующих видов:
- Тематическое занятие;
- Сюжетное занятие;
- Игровое занятие;
- Импровизация.
Каждый вид занятий имеет специфическую структуру.
Тематическое занятие состояло из подготовительной, основной и заключительной частей.
Цель занятия : Воспитание интереса, потребности в движении под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений.
На занятиях педагогом использовались следующие упражнения:
1 Основные виды движений
а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена(высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом.
б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»).
в) Прыжковые движения – двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкое поскакивание.
2 Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц. Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
3 Плясовые движения:
- элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек и полуприсядка для мальчиков и др..
4 Разучивание танцевальных упражнений:
- шаг польки;
- приставной шаг;
- подскоки;
- разучивание музыкально- ритмических композиций.
Сюжетные занятия
Сюжетное занятие выстраивалось автором в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок. В сюжетном занятии преобладали имитационные движения – разнообразные образно - игровые движения, жесты, раскрывающие понятные детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях).
Цель занятий:
- развить у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным - персонажем сказок;
- развивать художественно – творческие способности посредством ритмической пластики.
Сюжетное занятие проводилось педагогом по заданному сценарию сказки или произведения. Занятие обычно состояло из основных трех частей:
Подготовительная часть:
- сюда входили разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражался сюжет занятия, т.е. «Сказочная зарядка».
Основная часть:
- это кульминация - наивысшая точка развития сюжета. В основную часть автором включались музыкально- ритмические композиции, соответствующие сценарию.
Заключительная часть:
- развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми.
Автором использовались следующие сюжетные темы: «Путешествие по сказкам», «Путешествие по сказкам», «Теремок», «В царстве Нептуна» «Веселые погремушки»
Игровые занятия
Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное.
Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости и координации движений, ориентации в пространстве. Занятие состояло из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.
В подготовительной части автором проводилась разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнения соответствовал теме предлагаемой педагогом по типу зарядки.
Основная часть занятия включали в себя подвижные игры, отражающие тему занятия.
В заключительной части дети под руководством педагога с удовольствием инсценировали сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные и реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.
Свою работу над выразительностью сюжетно-образного танца я разделила в четыре этапа, организация проведения каждого из них имела свои особенности:
1 постановка сюжетно – образного танца на основе народной музыке
2. постановка сюжетно – образного танца на основе классическая музыка.
3. постановка сюжетно – образного танца на основе эстрадная музыка.
4. постановка сюжетно – образного танца на основе патриотической музыке.
Огромная предварительная идет работа, мы начинаем знакомиться с отдельных движений, но чтобы было понятнее детям, я их сначала знакомлю с костюмом разных народов. Предлагаю и вам познакомиться …..(презентация костюмов).
Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.
Именно на этом этапе, я могу привить детям любовь к малой Родине, познакомить с духовным наследием народов, которое отражено в его традициях, обрядах, песнях, сказаниях, легендах. Знакомство с ними играет большую роль в духовном развитии человека, его эстетическом воспитании. Они вызывают любовь к своей земле и населяющему ее народу.
Танцы русский, татарский, мордовский, цыганский,
Следующий этап музыкального развития дошкольника – знакомство с классической музыкой.
Именно на этом этапе я столкнулась с множеством проблем.… Одна, из которых то, что в семьях не знакомят детей с классической музыкой. Постоянно говорят: «Но я не умею играть и плохо пою, не люблю классику, мне нравится рок- музыка, я люблю танцевать. Мне кажется, что музыка – это отдых, развлечение. Классическая музыка – для гениев, а не для моих детей. И вообще задача музыкального развития детей должна решаться на музыкальных занятиях, где с ними работает профессионал….».
Это довольно распространённое мнение родителей. Попробуем разобраться, правы ли они, поразмышляем над поставленными проблемами: «Почему только классическая музыка (непонятно, сложно, плохо, не познано, устарело)»; «У меня нет гениев»; «Когда, что и как рассказывать детям о музыке вне Музыкальных занятий». Мы поговорим об играх без инструментов, о слушаниях.
Возможности музыки огромны. Это особый мир. Это как бы космос искусства. В нём человеческие души говорят непосредственно с душой автора быть развиты.
Мнение учёных. Дети – глубочайшие философы: дошкольный возраст – самый плодотворный период для активного осмысления окружающего. На детском восхищении, на детском «ах» должны основываться решения познавательных и эстетических задач.
Предлагая детям передать в движении те чувства, которые вызвала музыка. Пьесы «Гном» М. Мусоргского, «Баба Яга» П. Чайковского пробуждают гнев, раздражительность, злость, выполняя движения под музыку, дети не только передают свои чувства, но и
проживают свой страх. Учатся пластичности, мягкости двигаясь с лентами, шарфами, цветами под «Сентиментальный вальс» П. Чайковского и «Метель» Г. Свиридова. Переживают радость и волнение, танцуя с «новой» куклой, удивление и восторг птенцов только что вылупившихся из скорлупы под музыку М. Мусоргского. Результатом приобщения детей к классической музыкой была постановка новогодняя сказка по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик». Сколько было восторга, эмоционального всплеска, попав на настоящий бал . Каждый ребенок был принцем, принцессой, (принц зефир, Сказочник ,Дед Мороз, Королева Мышильда, Мари, Принц Кофе, Щелкунчик, Фея Драже.)
Мы танцевали танцы полонез, менуэт, маскарад, испанский, китайский, восточный. Сражение Солдатов с королевой Мышильдой.
Патриотическое воспитание главная задача в воспитания детей дошкольного возраста в детском саду.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретаю важные человеческие качества.
Задача патриотического воспитания становится сегодня очень актуальной. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, так как в дошкольном возрасте нравственные качества и чувства еще только начинают формироваться.
Очень трогательно и проникновенно до слез было выступление детей на площади девятого мая под музыку Френкеля «Журавли».
Эффективность подражательных движений заключалась в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний, что давало хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Творчество, его формирование и развитие – одна из задач, которые поставила перед собой автор. Обучение детей отдельным движениям и сюжетно-образным танцам являлось подготовкой к творчеству.
Живой интерес у детей вызывал сюжетно- образный танец, который являлся очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетал в себе музыку, движение, драматизацию.
Привлекательность сюжетно- образного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнерами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.
Особенности сюжетно- образного танца создавали благоприятные условия для возникновения танцевального творчества у детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей одаренных детей занимало большое место в работе музыкального руководителя. Многие талантливые дети раскрывались уже в детском саду, и задача педагога состояла в том, чтобы развить способности ребенка, помочь ему их проявить. На занятиях танцевального кружка «Солнечные лучики» автор разучивала с детьми образные танцы «Убежало молоко», «День и ночь», «Зеленый свет», «Балет» и другие. Сложные композиции давались детям с трудом, однако все усилия компенсировались аплодисментами восторженных зрителей на концертах и утренниках.
Неотъемлемой частью деятельности педагога являлась работа с родителями. Именно они выступали союзниками в приобретении костюмов, в изготовлении атрибутов и декораций. Автором для родителей и педагогов разработаны и проведены консультации: «Как развить ритмические способности ребенка», «Значение музыки в воспитании дошкольников», «С какой музыкой нужно знакомить детей», «Музыка как средство развития ребенка» «Значение музыкального воспитания в оздоровлении дошкольников», «Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях» ( «Развитие музыкальных способностей в совместной деятельности музыкального руководителя и родителей» ( и другие.
Особая гордость у родителей бала вызвана совместным танцем «Пригласи меня папа на вальс». А с каким восторгом танцевали девочки. Моя работа на достигнутом не остановилась, в следующий год обязательно поставлю танец «Мама и сын»
Результативность опыта.
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Работая углубленно по данной теме, я сделала вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.
Комплексная, многоплановая работа с использованием дифференцированного и индивидуального подхода обеспечила формирование музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи, повысила эффективность воздействия.
Май 2015 год: высокий уровень- 42%; средний – 52%; низкий уровень- 6%.
Воспитанники спокойно и свободно научились вести себя на сцене, с удовольствием выступали, сами придумывали новые танцевальные миниатюры.
Они научились выполнять танцевальные движения согласованно с другими детьми, стали танцевать сложные танцы в парах, передавая при этом характер музыки.
Одна из основных задач по подготовке детей к школе – укрепление и сохранение здоровья детей. О влиянии искусства на жизнь и здоровье людей было известно давно. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины.
По статистике Министерства здравоохранения 70-80% обследованных детей имеют нарушения психосоматического характера. Поэтому, занимаясь
музыкальным воспитанием детей, я в своей работе пытаюсь полнее использовать профилактическую и лечебную силу воздействия музыки.
Таким образом, музыка и использование новых технологий в движении детей создаёт положительный эмоциональный климат, который является основой здоровья наших воспитанников. В детском саду
музыкальному воспитанию уделяется большое внимание в плане разностороннего их развития. Ребёнок слушает музыку, поёт, танцует, играет на музыкальных инструментах. К сожалению, в школе эта работа не продолжается, уроки пения считаются второстепенными, а иногда и вообще не проводятся. Кроме того, они предусматривают развитие лишь певческих навыков, обучение музыкальной грамоте и лишают ребёнка удовольствия двигаться под музыку.
Воспитанники спокойно и свободно научились вести себя на сцене, с удовольствием выступали, сами придумывали новые танцевальные миниатюры.
Они научились выполнять танцевальные движения согласованно с другими детьми, стали танцевать сложные танцы в парах, передавая при этом характер музыки.
Список литературы.
1. Бекина, С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет)/ Авт.- сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1994. - 288 с.
2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1996. - 376 с.
3. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/ Н.А.Ветлугина.- М.:Просвещение, 1991.- 174 с.
4. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник/. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзежинская, Л.Н. Комиссарова и др.; под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е издд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
5. Михайлова, М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: Учеб. пособие/ М.А. Михайлова.- М.: Академия, 2001. - 368 с.
6. Музыка в детском саду/. Сост. Т.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1993.- 82 с.
7. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Е.П. Раевская, С.Д. Руднева и др. – М.: Просвещение, 1989. - 84 с.
8. Мысов Б.И. Музыкально - ритмические движения (для утренней гимнастики в детском саду)/ Б.И. Мысов.- Мн: Нар. Асвета, 1991.- 80 с.
9. Рыданова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие./ О.П. Рыданова, А.И.Катенене; под.ред. О.П. Рыдановой.- М.: Просвещение, 1999.- 222с.
10.Танцевально-игровая гимнастика в детском саду «Са-фи-дансе»/ Ж.Е.Филирева, Е.Г.Сайкина.- М.: Сфера, 2000.-176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора
Данная статья является результатом моего педагогического исследования по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора" Работа будет интересна педагогам,...
«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами сюжетно-образного танца» (Описание опыта работы)
Данный педагогических опыт направлен на развитие творческих способностей в музыкально-ритмической деятельности дошкольников....
«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»
Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора...
Самообразование. «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыки, игры и ритмических движений».
Роль музыкального занятия, как одного из наиболее эффективных средств развития развития музыкальных способностей дошкольников....
Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора.
Из копилки опыта музыкального руководителя ГБДОУ Детский сад №51 комбинированного вида Московского района г.Санкт-Петербурга.Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами м...
Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами логоритмики
Проблема развития способностей детей приобретает в настоящее время особую актуальность. Значение использования музыки в развитии ребенка трудно переоценить. Занятия, совмещающие в себе музыку, ритмиче...