«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами сюжетно-образного танца» (Описание опыта работы)
материал (старшая группа) на тему
Данный педагогических опыт направлен на развитие творческих способностей в музыкально-ритмической деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
danilenko_ov_opisanie_opyta_raboty.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 г. Тары»
Тарского муниципального района Омской области
«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами сюжетно-образного танца»
(Описание опыта работы)
Выполнила: Даниленко Ольга Валерьевна
музыкальный руководитель
Тара – 2012 год
Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения. Движение – это форма существования человека на земле, его жизнь, данная ему природой. Ребенок – душа и цветок природы. Как не могут цветы жить без света, тепла и воды, так и дети не могут быть лишены красоты движений. Воспитание красотой движения – одна из главных задач гармонического развития ребенка и становления его личности.
Слова Н.А.Ветлугиной, которые на экране, я всегда беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребёнка в детском саду. А главное, это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка.
Выбор темы продиктован необходимостью поиска все новых методов и форм музыкально-ритмического воздействия на дошкольников средствами сюжетно-образного танца.
Актуальность темы продиктована современностью и вытекает из многих составляющих. Это модернизация процесса образования в Российской Федерации, повышение требований к качеству образования, необходимости оптимизации процесса обучения, повышение его эффективности, создание у детей мотивационной готовности к процессу обучения.
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения. Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоции через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык понятен всем – и взрослым и детям.
В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:
- между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию танца в детском саду, и недостаточной сформированностью у дошкольников пластичности и гибкости;
-между наличием у детей психологической закомплексованности и необходимостью выступать публично;
- между наличием большого количества разработок упрощенных танцев и отсутствием интересных сюжетно-образных композиций.
Приступая к работе над этими проблемами, я исходила из того, что нужно обучить детей основам хореографического искусства, а ритмика станет лишь составной частью, дополнением к ведущим занятиям.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования творческих способностей дошкольников, улучшении их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.
На первоначальном этапе в сентябре-октябре 2010 года мною было проведено диагностирование уровня развития музыкально-ритмических движений младших дошкольников по методике А.И. Бурениной. В результате было выявлено: высокий уровень - у 20% детей; средний – у 53%; низкий уровень – у 27% детей.
На втором этапе (ноябрь 2010 года – май 2012года) я проанализировала теоретические материалы по проблеме развития у дошкольников музыкально-ритмических движений, разработала перспективное планирование по теме исследования, конспекты сюжетных музыкальных занятий, развлечений, праздников, составила сюжетно-образные танцы, подготовила и провела консультации для педагогов и родителей. В сентябре 2011 года мною был организован кружок по танцевальной ритмике «Топотушки» для детей старшей группы.
В своей работе я опиралась на методические разработки М.А. Михайлова «Танцы, игры, упражнения для красивого движения», Г. П. Федоровой «Поиграем, потанцуем», «Играем, танцуем, поем», а также программу по ритмопластике для дошкольников А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика».
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-ритмических средств обучения в форме сюжетных занятий.
Целью педагогического опыта является обеспечение положительной динамики развития музыкально-ритмических и творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-образного танца.
Хореография - искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально- ритмического, эстетического развития детей. В процессе развития у дошкольников музыкально-ритмических способностей средствами сюжетно-образного танца мною был определен ряд задач.
Свою практическую деятельность я осуществляю с учетом общедидактических принципов – воспитывающего характера обучения, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности. Система работы по развитию у детей музыкально-ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе, в процессе кружковой работы.
Работа по развитию музыкально-ритмических способностей включает в себя три этапа, организация проведения каждого из них имеет свои особенности.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения я рассказываю, объясняю и демонстрирую упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.
Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в сюжетно- образном танце. На этом этапе я совершенствую качество исполнения упражнений и формирую у детей индивидуальный стиль.
На занятиях я включаю выполнение музыкально-ритмических упражнений, разучиваю композиции и танцы, рекомендуемые программой. Иногда провожу и занятия, целиком посвященные развитию музыкально-ритмических движений.
Неотъемлемой частью моей деятельности является работа с педагогами и родителями. Они являются союзниками в приобретении костюмов, в изготовлении атрибутов и декораций по созданию образов.
Работая углубленно по данной теме, я сделала вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.
Комплексная, многоплановая работа с использованием дифференцированного и индивидуального подхода обеспечивает формирование музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи, повышает эффективность воздействия.
Результатом проведенной работы можно считать значительное повышение уровня развития музыкально-ритмических движений дошкольников.
Дети спокойно и свободно научились вести себя на сцене, с удовольствием выступают, принимают участие в конкурсах, сами придумывают новые танцевальные миниатюры. Они научились выполнять танцевальные движения согласованно с другими детьми в парах, передавая при этом характер музыки.
Воспитанники танцевальной группы «Топотушки» стали дипломантами Всероссийского конкурса детского творчества «Где живут мечты» (декабрь 2011 года) и призерами муниципального конкурса по музыкальному воспитанию «Весенняя капель» (март 2012 года) в номинации «Музыкально-ритмическая деятельность» занявшие 2 место.
Я думаю, что мы не остановимся на достигнутом, впереди у нас много интересных идей, мы будем продолжать создавать и исполнять образные танцы, выступать на сцене, принимать участие в различных конкурсах.
Я считаю, что мой педагогический опыт будет интересен и полезен не только музыкальным руководителям города и района, которые занимаются развитием творческих способностей в музыкально-ритмической деятельности детей, но и тем педагогам, которые используют в своей работе программу по ритмопластике А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика».
Даниленко О.В._Описание опыта работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушением зрения.
музыкально- ритмическое воспитание для детей с нарушением зрения...
Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ.
В статье рассказывается о необходимости знакомства детей с русским народным творчеством и о влиянии его на формирование музыкальных способностей детей....
"Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ"
В статье говорится о влиянии русской народной культуры на развитие музыкальных способностей ребёнка....
Развитие музыкально – творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-образного танца
Представление собственного инновационного педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района РМСкв...
Сообщение из опыта работы "Развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников"
Методические рекомендации по развитию музыкально-ритмических движений можно использовать воспитателям, музыкальным руводителям ДОУ....
" Развитие творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности" ( из опыта работы)
Творческое начало заложено по природе в каждом человеке, очень важно, как можно раньше приступить к его развитию....
Система методов и приемов в развитии музыкальных творческих способностей детей средствами русского музыкального фольклора из опыта работы
Разработанная мною система работы способствует воспитанию у детей творческой активности, проявляющейся в умении анализировать музыкальные примеры, самостоятельно сочинять короткие мелодии, развивает м...