Доклад «Организация прогулок в условиях разновозрастной группы детей от 1 до 3 лет в летний период»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Игнатьева Ольга Евгеньевна

Доклад «Организация прогулок в условиях разновозрастной группы  детей

от 1 до 3 лет в летний период».

Картотека летней оздоровительной работы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКУЗ НО "Выксунский специализированный дом ребенка"

Доклад

для медико-психолого-педагогического совещания

на тему: «Организация прогулок

в условиях разновозрастной группы

детей от 1 до 3 лет в летний период».

Подготовила:

воспитатель 2 группы

Игнатьева О.Е.

Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает задачи восстановления умственной работоспособности, расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе.

Прогулка — это занятие на воздухе, в тесном общении с природой, с людьми, друг с другом и воспитателем в иной, более естественной обстановке. Именно на прогулке создаётся уникальная по своим воспитательным возможностям ситуация реальной связи личности ребенка с жизнью в различных проявлениях. В этом и состоит главный воспитательный смысл прогулки.

Лето – самая благодатная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного всестороннего психического и  физического развития. Летний период наиболее оптимален и благоприятен для проведения оздоровительной и воспитательно-развивающей работы с дошкольниками.

Воспитательно-образовательная работа с детьми  в этот период времени осуществляется, как правило, на улице. Режим работы подобран так, что летом дети постоянно находятся на свежем воздухе. Это не предполагает отмены образовательной деятельности с дошкольниками, а наоборот расширяет возможности воспитателей проводить  полноценную работу с детьми  на прогулке. Это и беседы, и сюжетно-ролевые игры, игры с водой и песком, различные наблюдения, труд в природе и т.д.

ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов, таких как прогулка.

В ходе прогулки возможна интеграция 5  образовательных областей, таких как «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Худоественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Задачи образовательной области «Физическое развитие»  решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление — физическое развитие.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление — социально-личностное развитие.

Задачи образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»  решаются на прогулке через наблюдения, ознакомление с трудом взрослых,  экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.

Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» решается на прогулке через организацию самостоятельной деятельности, творческие конкурсы, развлечения.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности.

Интегративный подход к проведению прогулок дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Прогулка занимает важное место в режиме дня и является действенным средством всестороннего развития детей. В целях наиболее эффективного использования прогулки необходимо создать благоприятные условия для разнообразной и содержательной деятельности детей на воздухе (игры, труд, наблюдения и т.д.).

Организация педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Подготовка к прогулке.

Перед тем, как дети пойдут одеваться, необходимо:

- дать установку на предстоящую деятельность;

- предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе;

- напомнить и уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате.

Для самостоятельного одевания детей необходимо создать удобную обстановку: каждый ребенок должен сидеть около своего шкафчика, следует следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания, и не забывали убрать сменную обувь в шкаф. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, название отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, пуговицы, левый-правый ботинок и т.д.).

Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогают детям наклеенные в раздевальной комнате на шкафчиках картинки с изображением одежды и обуви, обеспечивающие рациональную очередность действий.

Важно помнить, обучение малышей самообслуживанию требует от воспитателя большого терпения, спокойствия, понимания ребенка.

Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения при одевании детей на прогулку. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где воспитатель выполняет роль наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с себе равным путем сравнивания скорости одевания предметов одежды. Третей формой общения выступает «малыш – старший ребенок» и соответственно «младший – старший».  Старшие дети помогают воспитателю собирать младших детей, могут, по желанию,  подавать предметы одежды. Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дает больше возможностей личностного развития.

Необходимо воспитывать у детей культуру общения. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».

Перед выходом на прогулку большинства одевшихся детей обратить их внимание на внешний вид.

Ход прогулки.

В нашем детском доме большое внимание уделяется организации прогулок. Поскольку у нас находятся дети в возрасте от одного до трех лет, прогулку приходится планировать таким образом, чтобы заинтересовать и маленьких, и старших детей.

На прогулке, как и в помещении, воспитатель заботиться о том, чтобы все дети были заняты, интересно играли со своими сверстниками и с младшими детьми, трудились, наблюдали за явлениями окружающей жизни и т.д., создает условия для разнообразной двигательной активности детей всех возрастных подгрупп. При этом важно следить за физическими нагрузками, чередовать игры и занятия разной степени подвижности. В процессе прогулки необходимо наблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре. Подвижные игры с младшими детьми целесообразно проводить в середине прогулки, а со старшими сразу после выхода на участок или в конце прогулки, перед возвращением в группу. Необходимо следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались.

В зависимости от цели и физических нагрузок подвижные игры могут проводиться со всеми детьми или с подгруппами.

Предпочтение следует отдавать играм с двумя или одной подгруппой, т.к. в этом случае легче учесть разные возможности детей. Важно, чтобы несколько раз в течение недели планировались и отдельно проводились подвижные игры с самыми старшими детьми, т.к. при совместной организации игр физическая нагрузка у старших детей оказывается недостаточной.

Во время прогулок — наблюдений старшие закрепляются за младшими и помогают им увидеть те или иные особенности окружающего мира. Например, во время проведения комплексного занятия «Наблюдение за березой», состоящего из экскурсии — наблюдения и изодеятельности (рисование мелом солнышка на асфальте),  старшие дети  помогают дотягиваться до веток березы, либо подают малышам листочки (воспитание взаимовыручки), помогают рисовать солнышко. При этом совместная деятельность старших и младших воспитанников достаточно эффективна. Старшие дети контролируют соблюдение установленных правил занятия младшими детьми. Поэтому им в первую очередь необходимо самим все это знать.

Впечатления, полученные на прогулке, могут служить материалом для организации воспитателем совместной творческой деятельности воспитанников.

Перед уходом с прогулки необходимо проконтролировать, чтобы все игры, игрушки и инвентарь дети убрали на место. Дать детям указание на предстоящую деятельность. Напомнить детям, что при входе в помещение, надо хорошо вытереть ноги, идти тихо, не кричать. При переодевании следить за тем, чтобы все дети раздевались быстро, самостоятельно, аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Воспитывать у детей бережное обращение к вещам личного пользования.

Необходимо помнить, что за 30 минут до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно провести наблюдения, словесные игры, беседы с детьми.

Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день: в первую и во вторую половину дня. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ.

Подготовила и провела: воспитатель 2 группы Игнатьева О.Е.

Тема: Наблюдение за березой.

Задачи:

- формировать у детей представление о березе.

- приобщать к бережному отношению, любви к природе.

Цели:

- закреплять представления детей о растительном мире (прогулка проводится в виде экскурсии по участку).

- развивать наблюдательность.

- развивать познавательный  интерес к живой природе.

- развивать   внимательность,   фантазию,  разговорную      речь, поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение.

Место проведения: игровая площадка.

Ход наблюдения:

Воспитатель просит детей встать рядом с ней и посмотреть на участок, на котором они находятся.

- Ребята, скажите, что растет на нашем участке? (трава, деревья)

- Скажите, а береза, что это? Трава или дерево? (дерево)

- А давайте найдем на участке березу и рассмотрим ее поближе.

Воспитатель вместе с детьми подходят к березе и встают так, чтобы всем было видно дерево.

- Посмотрите, какая она красивая, нарядная.

- У березы, как и у всех деревьев, есть ветки, ствол, листья и корень.

- А вы знаете, что только у березы ствол белого цвета!? У всех остальных деревьев стол темный. А через черные полоски, которые находятся на столе, береза вдыхает грязный воздух, а выдыхает чистый, и этим чистым воздухом мы с вами дышим.( рассказывая, показывает на ствол, на черные полоски ).

- Посмотрите, какие листочки у нашей березки. Они маленькие, зелененькие с острым носиком. Давайте попробуем подуть на него. Посмотрите как он колышится на веточке. Когда наступят холода и будут дуть сильные ветра, листочки станут желтого цвета. Они отцепятся от веточек, и будут летать и кружиться в воздухе.

- Покажите, как будет дуть ветер? (Дети дуют).

- А как будут кружиться листочки? (Дети кружатся, изображая листочки).

- Ребята, а давайте нарисуем солнышко, чтобы оно грело нашу березку, и тогда она будет еще долго-долго зеленой и будет радовать нас своей красотой.

Дети вместе с воспитателем рисуют на асфальте мелом солнышко.

Картотека

летней оздоровительной работы на 2014-2015 год.

Понедельник

Утро.  Прогулка.

1. Наблюдение за живой природой. Рассматривание дерева.

Цель:

1. Уточнить представления детей о деревьях как о растениях, о составных частях дерева (корень, ветви, ствол, листья).

2. Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.

2. Дидактическая игра «Зайка беленький» (Кроха стр.93)  

Цель:

1. Обобщать двигательный опыт.

2. Учить действовать по слову.

3. Закреплять знания о цвете, форме.

4. Развивать внимание.

3. Подвижная игра: «Птичка раз, птичка два».

Цель:

1. Упражнять детей в выполнении движений.

2. Учить счету.

Вечер. Прогулка.

1.Наблюдение за жизнью улицы – транспортом.

Цель:

1. Наблюдать за движением машин, дать понятие общественного и личного.

2. Рассказать о назначении пожарной машины, полиции.

3. Развивать беседу об устройстве легкового автомобиля.

2. Трудовые поручения (с 2-х  до 3-х лет).

«Прополка цветов»

Цель:

1. Продолжать наблюдать за трудом взрослого.

2. Побуждать детей включаться в совместные трудовые действия.

3. Подвижная игра «солнечные зайчики».

Цель:

1. Повышать двигательную активность.

2. Развивать ловкость.

3. Вызвать положительные эмоции  

Вторник.

Утро.  Прогулка.

1. Наблюдение за неживой природой.

Цель:

1. Закреплять знания детей о летних изменениях в неживой  природе (яркое солнце, цвет неба, радуга, летний дождь).

2. Продолжать развивать связную речь детей.

2. Дидактическая игра «Кошки и мышки».

Цель: учить имитировать звуки издаваемые мышами, бегать тихо, как мышки.

3. Подвижная игра «Веселый воробей» (Теплюк стр.113.)

Цель: Учить выполнять движения согласно тексту игры.

Вечер. Прогулка.

1. Экскурсия по территории Дома ребенка.

Цель: расширять  представления в природе, об окружающем (здания оборудования, деревья, кусты, клумбы с цветами, лужайки).

2. Дидактическая игра «Какой?»

Цель: продолжать учить находить в окружающем мире 4 основных цвета, называть его.

3. Подвижная игра «Мой козлик».

Цель: учить детей понимать смысл сказанного, правильно выполнять действия.

Среда.

Утро.  Прогулка.  

1. Наблюдение за живой природой (листья, кусты, деревья).

Цель: продолжать обогащать представления детей о деревьях, кустах, листьях (форма, величина, размер).  

2. Дидактическая игра «Куст-дерево».

Цель:

1. Продолжать закреплять знания детей о размерах предметов.

2. Научить сравнивать предметы (высокое – низкое, толстое – тонкое, большое – маленькое).  

3. Подвижная игра «Каравай».  

Цель: учить выполнять действия, слушая слова воспитателя.  

Вечер. Прогулка.  

1. Наблюдение за живой природой (растут ли цветы на участке?).  

Цель:

1. Уточнить представление о том, что кроме деревьев и кустарников на участке растут цветы. Они разные, но все красивые (на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться).

2. Воспитывать эстетические чувства переживания детей, интерес к природе.

2. Подвижная игра «Кто как двигается».

Цель:

1. Учить детей повторять движения взрослого.

2. Воспитывать интерес  к игре.  

                                 

Четверг.

Утро.  Прогулка.

1. Наблюдение за трудом взрослых (дворник).

Цель:

1. Понаблюдать за работой дворника.

2. Отметить характер его труда, уточнить название и предназначение рабочего инвентаря.

2. Подвижная игра: «Слышим, делаем».

Цель: проверить понимание детьми смысла знакомых стихотворных текстов.

Вечер. Прогулка.                      

1. Наблюдение за неживой природой (вода, песок, камешки).

Цель: дать детям представления о свойствах природных материалов.

2.Дидактическая игра на величину «Большие, маленькие».  

Цель:

1. Учить находить разнообразные по величине предметы в окружающей обстановке на природном материале.

2. Учить называть величину.  

3. Подвижная игра «Мышеловка».

Цель:

1. Упражнять детей ходить по кругу взявшись за руки.

2. Учить детей выполнять действия и слышать текст.

                                   

Пятница.

Утро.   Прогулка.

1.Наблюдение за живой природой «Беседа о насекомых».

Цель:

1. Закрепить представления детей о насекомых (внешнем виде, размере, как передвигаются: прыгает, летает).

2. Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов.

3. Воспитывать любознательность.  

2.Подвижная игра «Музыкальные ребята».

Цель: научить выполнять движения не мешая друг другу.    

Вечер.  Прогулка.

1. Наблюдение за жизнью улицы.

 Цель: продолжать расширять и активизировать словарь по теме «Люди».

2.Трудовые поручения  (Полив цветов).

Цель:

1. Привлекать детей к выполнению посильных действий.

2. Формировать положительные отношение и уважение к труду.

3. Показать детям потребность растений во влаге.

4. Вызвать у детей желание ухаживать за растением.

3. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Цель: развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.

                                 

Суббота.

Утро.  Проулка.

1. Экскурсия по участку.

Цель:

1. Продолжать обобщать и закреплять знание о ближайшем окружении в условиях лета.

2. Рассматривать деревья, кусты, траву на участке.

3. Активизировать умение воспроизводить в диалог, отвечать на вопросы.

2. Подвижная игра «Бусинки».

Цель: учить медленно передвигаться, повторять движения взрослого.

Вечер.  Прогулка.

1. Наблюдение за живой природой. «Наблюдение за котенком».

Цель:

1. Развивать умение анализировать структуру объекта, узнавать и называть части тела животного (голова, туловище, ноги, хвост).

2. Учить различать характерные признаки кота: тело животного покрыто шерстью, уши треугольной формы, усы, хвост, в лапах спрятаны когти.

2. Подвижная игра «Каравай».

Цель: учить детей двигаться согласно тексту.

Воскресенье.

Утро. Прогулка.

1. Наблюдение за живой природой – растениями.

Цель: обобщать представление детей о луговых и садовых цветах обратить внимание на красоту природы.

2. Дидактическая игра «Кто позвал»

Цель: продолжать развивать слуховое внимание, учить узнавать по голосу кто из детей говорит.

3. Подвижная игра «Козлята и волк»

Цель: Учить выполнять действия по ходу сказки.  

Вечер. Прогулка.

1. Наблюдение за неживой природой.

Цель:

1. Закрепить представление о летних изменениях в неживой природе: много солнечных теплых, жарких дней, летний теплый дождь, легкий теплый ветер.

2. Обратить внимание детей на облегченную одежду.

3.Дидактическая игра «Когда это бывает».

Цель:

1. Закреплять знания детей о временах года; о частях суток.

2. Учить отвечать на вопросы полным предложением.

3.Подвижная игра «Музыкальные ребята».  

Цель: учить выполнять движения, не мешая друг другу.  

Подготовила:

воспитатель Выксунского специализированного «Дом ребенка»

Игнатьева Ольга Евгеньевна.

Список используемой литературы:

Аванесова В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. – М.: Просвещение, 1979.

Давидчук Е.Г. Организация деятельности детей в разновозрастной группе. - СПб.: ФЕНИКС, 2002.

Князева О.Л. Я-ТЫ-МЫ: программа социально-эмоционального развития дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2003.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос, 2005.

Методика воспитательной работы / Под редакцией Л.И. Рувинского. – М.: Просвещение, 1989 .

Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе малокомплектного детского сада. Методические рекомендации. - Кострома, 2003.

Особенности взаимоотношений дошкольников в разновозрастных группах // «Дошкольное воспитание», 2002, № 1.

От рождения до школы / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: «Мозаика-Синтез»,  2016.

Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Разновозрастная группа. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013.

Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – М.: Новая школа, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-поисковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в летний период. Технологические карты для педагога. Ширма для выставки в методическом кабинете.

Ширма для тематической выставки в методическом кабинете. Технологические карты проведения предметно-поиковой деятельности  в летний период с детьми старшего дошкольного возраста. Думаю, что этот ...

Организация предметно-пространственной развивающей среды прогулочного участка «Островок детства» в летний период в соответствии с ФГОС (средний возраст 4-5 лет)

Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде группы и участка основные требования: насыщенность, трансформируе...

"Игры на асфальте как средство и условие реализации основной образовательной программы ДОУ в летний период"

В презентации раскрыты преимущества использования игр на асфальте для реализации основной образовательной программы ДОУ...

Планирование и организация работы в условиях разновозрастной группы.

Специфика организации ООД в разновозрастной группе....

Организация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста на прогулке в летний период времени

на сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также ...

«Организация работы по воспитанию безопасного поведения детей на природе» в летний период

Творческий отчёт «Организация работы по воспитанию безопасного поведения детей  на природе» в летний период....