Организация предметно-поисковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в летний период. Технологические карты для педагога. Ширма для выставки в методическом кабинете.
методическая разработка по теме

Пчелинцева Надежда Степановна

Ширма для тематической выставки в методическом кабинете. Технологические карты проведения предметно-поиковой деятельности  в летний период с детьми старшего дошкольного возраста. Думаю, что этот материал будет интересен и полезен и воспитателям и методистам детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shirma_po_ekps_deyat_moya.doc154.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskie__karty_eesp.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментально - исследовательская

деятельность

детей  дошкольного возраста

в летний период

подготовила старший воспитатель Пчелинцева Н.С

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

  1.  эвристические беседы
  2. постановка и решение вопросов проблемного характера
  3. наблюдения
  4. моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
  5.  опыты
  6. фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
  7. «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
  8.  подражание голосам и звукам природы
  9. использование художественного слова
  10. дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации
  11.  трудовые поручения, действия.

Оборудование для исследовательской деятельности

1. Прозрачные и непрозрачные емкости.

2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7.  Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.

10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

11. Цветные прозрачные стеклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

13. Лопатки, грабли, лейки.

14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Материал, подлежащий исследованию

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе,

 чай, активированный уголь.

2. Растворимые ароматические вещества ( соли для

3.  Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь

ванн, детские шампуни, пенка для ванн)., акварель.

4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена,

 шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.

5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Правила безопасности

   детей при организации опытов, экспериментов и наблюдений

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Все вещества эксперимента брать

 только ложечкой.

3. Грязными руками не трогать глаза.

4. Не брать руки в рот.

Примерный перечень опытнической деятельности:

Вода:

Тема: «Круговорот воды в природе»

Опыт 1. Куда уходит вода.

Опыт 2. Путешествие капельки.

Ветер – воздух:

Тема:  «Обнаружение воздуха»

Опыт 1. С водой и соломинкой.

Опыт 2. Со стаканом и тазиком с водой.

Опыт 3. Поймай воздух.

Опыт 4. Воздух в игрушке.

Песок. Глина. Камни.

Тема:  «Растворимость веществ»

Явления неживой природы:

Наблюдение за солнцем ( несколько наблюдений за разным состоянием: палящим, спрятанным за тучи).

Наблюдение за небом, облаками ( за разным состоянием).

Живая природа:

Тема: «Мы - друзья леса»

Наблюдение за мхом ( на деревьях и на земле).

Наблюдение за водоемом.

Наблюдение за ягодами.

Наблюдение за птицами.

Тема:  «Деревья, кустарники»

Наблюдение за березой.


Методический кабинет МБДОУ ДС № 13 г.Челябинска. Сезонная тематическая выставка для  педагогов  «Работа с детьми летом». Подготовила ст.воспитатель Пчелинцева Н.С.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения опытов и экспериментов

Природные объекты исследования

. Цель исследования.

Формы организации исследования

Оборудование. Действия

Вывод

Проблемные вопросы

Деятельность

Вода:

Тема: «Круговорот воды в природе»

1. Расширять  представления детей о свойствах воды.

2. Развивать у детей умение использовать различные способы познавательной деятельности.

3. Учить детей проверять свои наблюдения, ставя опыты

Опыт 1. Куда уходит вода.

Воронка, песок, глина, почва, вода.

  вода просочится в почву, песок.

«Ходит капелька по кругу»

«Волшебная вода»

«Цветные капельки»

«Очистим воду»

«Брызгалки»

«Фонтанчики»

«Вода- зеркало»

«Мыльные пузыри»

«Разноцветные дорожки»                                                                                                «Веселые кораблики»

«Как растворить масло в воде»

«Куда исчезла вода»

Труд: полив растений

Опыт 2. Путешествие капельки.

Свечка, ложечка с водой, стекло над ложкой.

Вода нагревается, превращается в пар и испаряется.

вода в природе находится в постоянном движении: снизу- вверх, сверху- вниз(на земле она нагревается и, превращаясь в пар, поднимается вверх; высоко над землей она охлаждается, снова становится водой и возвращается на землю в виде осадков: дождя, града.

Технологическая карта проведения опытов и экспериментов

Природные объекты исследования

. Цель исследования.

Формы организации исследования

Оборудование. Действия

Вывод

Проблемные вопросы

Деятельность

Ветер – воздух:

Тема:  «Обнаружение воздуха»

1. Познакомить детей со свойствами воздуха.

2. Формировать знания о том, что воздух есть всюду: и в комнате, и на улице, и в воде, и в губке.

3. Учить способам обнаружения воздуха.

Опыт 1. С водой и соломинкой.

.

Дети дуют в воду через соломинку. Образуются пузырьки, которые всплывают и лопаются.

Вывод: пузырьки наполнены воздухом

Проблемные вопросы

«Воздух занимает место»

«Тесная бутылка»

«Откуда ветер дует»

«Волшебная змейка»

«Перекати – поле»

Рисование предметов, в которых находится воздух.

Опыт 2. Со стаканом и тазиком с водой.

В таз с водой перевернуть прозрачный стакан (прямо). Вода не заполняет стакан. Почему?

Вывод: воздух занимает все пространство в стакане, воде в него не попасть. Если наклонить стакан, воздух выходит и вода заполняет стакан.

Воздух прозрачный, невидимый, легкий и занимает свободное место.

Опыт 3. Поймай воздух.

Пакет скрутить со стороны отверстия. Пакет надулся, стал выпуклым.

Вывод: Воздух есть в мешочке, он раздул пакет.

Опыт 4. Воздух в игрушке

Взять резиновую игрушку. Если игрушку сжать - она свистит, шумит.

Вывод: В игрушках есть воздух.

Технологическая карта проведения опытов и экспериментов

Природные объекты исследования

. Цель исследования.

Формы организации исследования

Оборудование. Действия

Вывод

Проблемные вопросы

Деятельность

Песок. Глина. Камни.

Тема:  «Растворимость веществ»

Воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности и наблюдению увиденного.

Опыт

 (1 часть)

Что произойдет с солью, сахаром, краской, песком, землей, глиной, если их растворить в воде.

.

Банка с песком, землей, глиной, сахаром, солью, красками; мерные стаканы, ложки, кувшины с водой, губка, фартуки, конверты с заданиями, карандаши.

Дети опытным путем проверяют, что получится с данными веществами и зарисовывают результаты своего опыта. Объяснение результатов, отметить, какие вещества растворились, а какие осели

Вывод: Не все вещества растворяются в

воде.

 «Из чего дом построен»

«Превращения камешков»

«Лепим из песка»

«Состав почвы»

«Что такое горы»

«Почему падает дерево»

«Вода камень точит»

Изготовление макета « Талнахские горы»

Ярмарка «Игрушки и посуда из глины»

Игры-эксперименты:

«Песчаные бури» (Что произойдет с песком, если дунуть в трубочку?)

«Норка для мышки» (Из чего нора крепче - из песка  или глины?)

«Помой сапожки» (От чего легче отмыть обувь – от глины или от песка?)

«Следы на песке» (Где остаются четкие следы – на влажном или на сухом песке?)

Оформление коллекции «Такие разные камни»

Опыт

 (2 часть)

Оставить стаканчики с этими веществами на несколько дней. Посмотреть, какие изменения произошли с землей, глиной, песком, гуашью, сахарным песком.

Дальнейшая фиксация опыта. Рисунки детей.

Технологическая карта проведения опытов и экспериментов

Природные объекты исследования

. Цель исследования.

Формы организации исследования

Оборудование. Действия

Вывод

Проблемные вопросы

Деятельность

Живая природа:

Тема: «Мы - друзья леса»

Цель наблюдений в природе:

Показать разнообразие и красоту живой природы, отметить ее пользу для человека и необходимость охраны природы.

Наблюдение за мхом ( на деревьях и на земле).

Отметить его цвет, структуру. Обратить внимание, что  на деревьях с одной стороны мха больше. По этому признаку определяют, где север, а где юг.

Проблемные вопросы

«Почему зерно сеют в землю»

«Где спрятано семечко»

«Как растения воздух очищают»

«Зависимость растения от солнечного света»

«Растение теряет влагу»

«Живые часики» (цветочные часы)

«Кто живет в траве»

«Как растения дружат с ветром»

«Назови растения на клумбе»»

«Сколько лет дереву»

Операция «Сломанная веточка» (подвязывание сломанных веточек)

Труд:

- составление букетов из живых цветов

- изготовление поделок из природного материала

- аппликация из природных материалов

Наблюдение за ягодами.

Показать ядовитые ягоды ( волчье лыко, вороний глаз), предупредить, что их нельзя срывать и тем более есть.

Найти или вспомнить ягоды, растущие на Севере ( черника, голубика, брусника и др.).

их нельзя срывать и тем более есть.

Наблюдение за водоемом.

Рассмотреть берег, обратить внимание на прозрачность воды. Вспомнить, кто живет в воде.

Игра «Путешествие капельки».

обратить внимание на прозрачность воды. Вспомнить, кто живет в воде.

Наблюдение за птицами.

Попытаться увидеть птиц, послушать их пение с закрытыми глазами; напомнить о том, какую пользу приносят птицы.

, какую пользу приносят птицы.

Тема:  «Деревья, кустарники»

Наблюдение за березой.

Назвать признаки  березы. За правильный ответ – «подарок» от березы - фишка. Предложить подарить березе красивое, доброе слово, загадку, пословицу; сказать, почему березка нравится.

Тихие игры.

«Найди ошибку»

Нужно найти ошибки в поведении детей- героев рассказа.

«Летний день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки. На поляне разожгли костер, пообедали и оставили после себя много мусора. Дети поймали ежа и взяли его домой.

«Прятки»

Дети прячутся за деревьями. Правило - прятаться бесшумно, разговаривать тихо.

«Сороконожка»

Дети идут по тропинке с закрытыми глазами за ведущим, держась друг за друга. Ощутить запах природы.

« Что там далеко ? »

Всмотреться  вдаль, заметить мелкие детали, рассказать о них.

« Моя находка»

Предложить детям разойтись, найти что-нибудь и принести находки в определенное место. Найденное рассматривается. Предложить пофантазировать, на что похожи находки ( палочки, коряжки, шишки, листья, камешки).

Игры и упражнения.

« Запахи природы »

Рассказать о каком-нибудь запахе.

Технологическая карта проведения опытов и экспериментов

Природные объекты исследования

. Цель исследования.

Формы организации исследования

Оборудование. Действия

Вывод

Проблемные вопросы

Деятельность

Явления неживой природы:

Наблюдение за солнцем ( несколько наблюдений за разным состоянием: палящим, спрятанным за тучи).

Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе

Опыт 1.

Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.

несколько наблюдений за разным состоянием: палящим, спрятанным за тучи

Проблемные вопросы

«Куда плывут облака»

«Куда нас приведет компас»

«Догони тень»

«Солнечные зайчики»

«Радуга – дуга»

«Пусть всегда будет солнце»

«Измерим тень»

«Таинственные картинки»

Изготовление солнечных часов

Наблюдение за высотой стояния солнца(по солнечным часам)

Изготовление из бросового материала оборудования для метеостанции

Опыт 2.

Предложить позагорать, подставив по очереди ласковым лучам солнца лицо, руки.

Опыт 3. Солнце – свет.

Предложить разноцветные стеклышки, пофантазировать.

Наблюдение за небом, облаками ( за разным состоянием).

Игры:  «Угадай по оттенкам цвета природную стихию»,

«Пейзаж».

Предложить детям, используя мимику лица, передать состояние природы.

Ведение « Календаря погоды ».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 г.Челябинска


Методический кабинет ДОУ. В помощь воспитателю и родителям.  Лето. Познание.  Экспериментирование.

Подготовила:

 старший воспитатель ДОУ Пчелинцева Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста в летний период"

В данном материале представлена информация о беседах с детьми в летний период, которую можноиспользоваться педагогам при составлении ежедневного планирования летней оздоровительной работы в детском са...

Презентация опыта работы по теме: "Организация - опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" На семинаре - практикуме, в рамках методического объединения.

Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.- Развитие вн...

"В поисках игрушек" Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста в летний период на улице

Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста в летний период на улице нацелена на развитие у детей навыков командной работы через разные виды детской деятельности. В ходе групповой работы проис...

Методическая разработка «Организация театрализованной детской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

  ВведениеВведите в мир театра малыша,И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, идобротой,И с чувством сказочным пойдет онЖизненной тропой!Г. Попова В современном о...

Консультация для педагогов. Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям в социальной политики в области образования. Особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления и...


 

Комментарии

Сердюченко Наталья Ивановна

Интересная информация. Технологические карты - доступны в понимании. Спасибо .