Родительское собрание в средней группе «Хорошо ли Вы знаете своего ребенка?»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Лысова Тамара Юрьевна

Цель: Повышение родительской компетенции в воспитании и образовании  детей.

Задачи:

·       познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет;

·        обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;

·       обозначить проблемы и способы содействия развитию личности ребенка.

·        Создать благоприятную эмоциональную атмосферу между родителями и педагогами, способствовать сплочению группы

Предварительная работа:

1.  Подготовить слайд-презентацию «Жизнь нашей группы».

2.  Изготовление цветка из бумаги

3.  Бланк-тест «Какой ты родитель?»

4.  Буклет для родителей «10 заповедей для родителей от великого педагога Януша Корчака»

Оборудование:  мягкая игрушка, музыкальный центр, проектор, ноутбук, фломастеры, лист бумаги А4.

План собрания:

1. Показ презентации «Мы такие разные….».

2. Вступительное слово воспитателя. Игры и задания.

4. Беседа: «Что нужно знать о своём ребёнке?»

5. Педагогический практикум для родителей. Обсуждение ситуаций, проблем

6. Тест: «Какой вы родитель».

7. Вручение буклетов

9. Подведение итога родительского собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе

«Хорошо ли Вы знаете своего ребенка»

Цель: Повышение родительской компетенции в воспитании и образовании  детей.

Задачи:

  • познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет;
  •  обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
  • обозначить проблемы и способы содействия развитию личности ребенка.
  •  Создать благоприятную эмоциональную атмосферу между родителями и педагогами, способствовать сплочению группы

Предварительная работа:

  1. Подготовить слайд-презентацию «Жизнь нашей группы».
  2. Изготовление цветка из бумаги
  3. Бланк-тест «Какой ты родитель?»
  4. Буклет для родителей «10 заповедей для родителей от великого педагога Януша Корчака»

Оборудование:  мягкая игрушка, музыкальный центр, проектор, ноутбук, фломастеры, лист бумаги А4.

План собрания:

1. Показ презентации «Мы такие разные….».

2. Вступительное слово воспитателя. Игры и задания.

4. Беседа: «Что нужно знать о своём ребёнке?»

5. Педагогический практикум для родителей. Обсуждение ситуаций, проблем

6. Тест: «Какой вы родитель».

7. Вручение буклетов

9. Подведение итога родительского собрания.

Ход собрания

В начале родительского собрания предлагается посмотреть презентацию «Мы такие разные….»

Воспитатель

Мы рады видеть Вас, уважаемые родители.  Сегодняшняя наша встреча   посвящена очень важной теме «Хорошо ли Вы знаете своего ребенка?».

Встречу начать с вопросов:

  • Заметили ли вы изменения в поведении ребенка? Если да, то в чем это проявляется?
  • Стала ли у ребенка больше проявляться самостоятельность, появились ли трудовые обязанности?

У четырехлетних детей заметно возрастает потребность в движении, наблюдается значительное совершенствование качества основных движений (бег, прыжки, лазанье). Повышается физическая и умственная работоспособность, в особенности к концу пятого года жизни. Но все эти качества не являются врожденными, успешность их формирования зависит от воспитания и обучения. Предоставляйте ребенку возможность удовлетворять свои потребность в движении на улице, дома, но не в ущерб окружающим. Чтобы не перевозбуждать детей, следует перемежать их активную деятельность со спокойными занятиями

Сегодня будем говорить о самом дорогом, что у нас есть – о наших детях и обсудим проблему понимания своих детей. Для начала мы должны принять правила:

- Мы все активные участники родительского собрания.

- Доверьтесь нам, как друзьям, поверьте нам как специалистам.

- Каждый имеет право высказать свое мнение и быть услышанным.

Я предлагаю Вам побыть сегодня семьей, так как детский сад – это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе.

Игра «Приветствие»

Цель: установить между родителями контакт, доброжелательные отношения, создать у них положительный настрой.

Участники становятся в круг, по кругу передается игрушка, педагог предлагает алгоритм игры: « Я, ФИО, мама или папа ребенка…, здравствуйте».

Воспитатель:

 - «Хорошо ли вы  знаете своего ребёнка?» Немного странно слышать родителям этот вопрос, не правда ли? Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на этот вопрос: «Да, знаю своего ребенка!».

А польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся  своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – ни будь знать своего ребенка лучше, его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца.

Закономерно возникает вопрос: «А знаем ли мы своего ребенка?»  уважаемые родители об этом сегодня мы и говорим.

Хорошо известно, что ребенок пятого года жизни более самостоятелен, чем четырехлетний. Часто родители жалуются на непослушание, упрямство детей. Послушание – первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Его можно начинать воспитывать с того момента, как ребенок станет понимать требования окружающих.

Вопросы:

  • Что вы понимаете под словом «послушание»?
  • Как вы относитесь к слепому послушанию?

Мы говорим об активном послушании, которое подразумевает сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых. Оно основано на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет. Интересно отметить, что особое внимание уделялось воспитанию этого качества в дворянских семьях. Считалось, если ребенок не чтит отца, то он не чтит ни государя, ни Бога.

Вопрос:

  • С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании послушания у детей?

Обсудим вместе. В чем секрет успеха воспитания послушания?
Прежде всего, в единстве требований к ребенку со стороны взрослых членов семьи. Когда ребенок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка.

Ситуация для анализа

Вика собралась гулять.

- Надень пальто,- говорит мама.

- Не надо, на улице тепло, - возражает папа.

- Надень! – приказывает мама.

- Не надо, - настаивает папа.

Мальчик не знает, кого слушать.

Вопросы:

  • Каковы последствия подобных воздействий на ребенка?
  • Какое важное педагогическое требование не реализовано?

Объясните ребенку, почему необходимо выполнять требования взрослых: мыть руки перед едой, не шуметь, не обижать маленьких, и т.д. Важно помнить, что дети реагируют не только на то, что вы потребовали, но и на то, как вы это сделали. Родителям необходимо предъявлять свои требования спокойно, ласково, контролировать при поведение ребенка. Требования должны быть выполнены обязательно. Если ребенок их не выполнит, то требование следует повторить еще раз, но не более категорично. Если и в этом случае ребенок не послушается, оставьте его в покое, не упрашивайте ребенка. Можно не общаться с ним до тех пор, пока просьба не будет выполнена. Надо заставить ребенка считаться с вашими требованиями. Важно, чтобы у него не накапливался опыт непослушания.

Вопрос:

  • Каков ваш круг запретов?

Важно объяснить причину запрета и запрещать то, что действительно нельзя делать.

________________________________________________________________

Рекомендации для родителей

Замените угрозу обещанием – невыполняемые угрозы подрывают доверие к родителям. Ребенку часто говорят: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то мы успеем еще почитать с тобой сказку». Так можно предупреждать детское непослушание, но не следует заявлять, что ребенок непослушный, «пока сто раз ему не скажешь ему, он ничего не сделает» Дети верят в то, что им говорят родители, они убеждены, что действительно такие упрямые, непослушные и т. д. Однажды мальчик сказал: «А моя мама меня зовет неудачником, все равно из меня ничего не получится». Понятно, каковы последствия такого воздействия. Мы уже отмечали, что важно оценить не личность, а поступок ребенка. Не говорите ему: «Ты грязнуля», а «У тебя грязно». Избегайте прозвищ, насмешек, обидных высказываний

Лучше не использовать в общении с ребенком выражений типа: «Ты бы лучше…..» Обсуждайте только, как исправить положение. Дети охотнее откликаются на те слова и поступки, которые воспринимаются как ободряющие, и хуже реагируют на те, то унижают их, на замечания, приходящие к неверию в собственные силы. Помните, что одобрение воодушевляет, а порицание подавляет.

_________________________________________________________________

Задание «Расшифруйте имя своего ребенка»

(например Катя)

Красивая – активная – талантливая - яркая

Игра: «Волшебный цветок».

Представьте, что это ваш ребенок красивый, нежный, неповторимый. Напишите на его лепестках ласковые слова, которые вы ему говорите или семейные прозвища. На стебельке имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения цветка). Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть лежит он в семейном альбоме, ведь это-часть его жизни, а потом со временем, когда ребенок вырастет, станет частью истории вашей семьи, добрым воспоминанием.

В возрасте 4-5 лет у детей появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия выполняются не ради их самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. Совершенствуется техническая сторона изобразительной  деятельности, дети рисуют геометрические фигуры, вырезают ножницами, наклеивают изображения на бумагу. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развивается ловкость, координация движений. Восприятие становится образным, вычисляют в сложных объектах простые формы, называют форму, на которую похож тот или иной  предмет. Начинает складываться произвольное запоминание, способны принять задачу на  запоминание, помнят поручения взрослых. Начинает развиваться образное мышление, строят по схеме, решают лабиринтные задачи. Речь становится предметом активной деятельности, имитируют голоса  животных,  вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Изменяются содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив, информация может быть трудной для понимания, но она вызывает интерес. В группах начинают выделяться лидеры, появляется конкурентность, соревновательность. Повышенная обидчивость на замечания. Это что касается образовательной стороны вопроса.

Возрастные нормы поведения 4 года:

  • в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым
  • коллективные игры предпочитаются всем другим занятиям
  • нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов
  • инициативен, любознателен, с удовольствием и безболезненно участвует в поиске выхода из затруднительных положений.
  • тяжело и неадекватно переносит отверженность сверстниками
  • может проявлять заботу о младшем или животном
  • может соблюдать правила очередности
  • может проявлять сострадание и заботу о близких

Возрастные нормы поведения 5 лет:

  • соблюдает распорядок дня и с удовольствием его выполняет
  • разоблачает любое отступление от принятого распорядка в поведении взрослых, но с удовольствием выслушивает объяснения и допускает внесение изменений, если его привлекают к обсуждению
  • с удовольствием ябедничает
  • интересуется оценкой своего труда со стороны сверстников и взрослых
  • удерживает принятую на себя роль до окончания игры
  • проявляет сострадания и заботу о близких.

Упражнение «Конверт отношений»

Цель: снятие эмоциональных барьеров, настрой на рабочую атмосферу

Каждый участник по очереди вынимает из конверта ведущего листок с вопросом и отвечает на него.

Мой ребёнок радуется, когда…

Мой ребёнок злится, когда…

В общении с детьми мой ребёнок…

Ребёнок вместе с папой…

Ребёнку вместе со мной нравится…

Я отдыхаю, когда…

Меня больше всего расстраивает…

Ребёнок плачет, если…

Если у меня плохое настроение…

Мой ребёнок…

Меня беспокоит…

Меня радует…

Тест: «Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос?! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Желающие могут выполнить тест на бланках.

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

  1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
  2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)
  4. И в кого ты такой уродился (2 балла)
  5. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)
  6. Ну, на кого ты похож? (2 балла)
  7. Я в твои годы…(2 балла)
  8. Ты моя опора и помощник (1 балл)
  9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)
  10. О чем ты только думаешь? (2 балла)
  11. Какой ты у меня умница! (1 балл)
  12. А как ты считаешь? (1 балл)
  13. У всех дети как дети, а ты… (2 балла)
  14. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)

Теперь посчитайте общее количество баллов

 От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Задание «Загибаем лист»

Перед вами чистый лист бумаги. Вспомните, когда вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить все негативное, обидное сказанное в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, доброе, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания, обид, несправедливости к ним.

10 заповедей для родителей

от великого педагога Януша Корчака

 

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Желаем Вам успехов в воспитании ребёнка!

ИТОГ

Воспитатель. Встречу хотелось бы закончить словами С.Соловейчика: «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой   гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка. Я принимаю его, охраняю его детство, понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем»».

Все практические задания сопровождаются спокойной музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе. Тему: «Знаете ли вы своего ребенка»

Цель: вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность....

Сценарий родительского собрания в средней группе «ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ СЕМЬЯ»

Разговор на собрании идет о Декларации и Конвенции прав ребенка. В собрании звучат пословицы, стихи о семье  в исполнении  детей. Родители участвуют в драматизации сказки, решают педаг...

Конспект родительского собрания в средней группе" Знаете ли вы своего ребёнка?"

Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка, убедить их в целесообразности....

Родительское собрание в средней группе на тему: Знаете ли вы своего ребенка?

Родительское собрание в средней группе на тему: Знаете ли вы своего ребенка?...

Родительское собрание в средней группе: «Знаете ли вы своего ребенка»

Целевые ориентиры: 1. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним. 2. Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их ...

нетрадиционное родительское собрание в средней группе "Что я знаю о своем ребенке"

представлен сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме "в кафе"...