Методическая разработка: " Развитие самостоятельности у детей 3-4 лет."
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Екимова Олеся Владимировна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

  Приходя в детский сад  из дома,  большинство детей сталкиваются с первыми трудностями: самому одеться, раздеться, поесть, выбрать игрушки для игры и т.д. Перед детьми встает задача – научиться, все делать самому. Поэтому перед воспитателем стоит цель - помочь ребенку в достаточной степени овладеть необходимыми умениями и навыками, проводить работу с родителями для создания благоприятных условий дома.

И так как для воспитания этого ценного качества - самостоятельности - благоприятные условия таятся именно в младшем дошкольном возрасте, необходимо проводить планомерную, грамотную работу, ведь это качество прочно ложится в основу зрелой личности.

Воспитание у ребенка самостоятельности, в настоящее время, является актуальной работой. Ведь самостоятельность - это одно из нравственно-волевых качеств человека, от этого зависит не только обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. В наше время стране требуются активные, самостоятельные люди, которые могут ставить сложные задачи и добиваться их выполнения. Истоки самостоятельности лежат в младшем дошкольном возрасте. Если в это время, в этом возрасте, не учить ребенка делать самостоятельно поручения взрослого, преодолевать трудности, достигать поставленной цели, то, я думаю, в последующее время из такого ребенка может вырасти безынициативный, надеющиеся на других, человек.

 ЦЕЛЬ - особенности развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста и наличие необходимых условий для их целенаправленного формирования.

Задачи:

- Формировать у детей навыки самообслуживания .

-Развивать самостоятельность.

- Научить их  одеваться и раздеваться

-Приучать детей следить за своим внешним видом.

-Воспитывать опрятность.

С появлением тенденции действовать самостоятельно, при правильном воспитании заметно меняется отношение ребенка к людям, у него начинаются устанавливаться отношения с окружающими доброжелательного характера. Стремление младших дошкольников к самостоятельности приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не выполнение отдельных поручений взрослого, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая трудность необходима ему самому, так как овладение необходимыми навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затруднять других заботой о себе. Овладение нужными навыками позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от них усилий для достижения необходимого результата, способствует выработке настойчивости. Но для этого необходимо присутствие рядом взрослого, который научит, рaсскажет и подскажет что и как делать. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в самостоятельных видах деятельности, постепенно приобретают статус свойств личности. Об этом нужно помнить взрослым и не оставлять развитие самостоятельности на потом. Дети растут незаметно. Приходит пора, идти в школу. И тогда перед взрослым проблема самостоятельности ребенка встает со всей очевидностью. И чтобы из бежать сетовании по поводу того, что когда-то проглядели, нужно воспитывать самостоятельность у ребенка с раннего возраста

Методологическая основа

Вопросы развития и формирования у детей дошкольного возраста самостоятельности волнуют многих педагогов. В брошюре Л.И.Каплан "Посеешь привычку - пожнешь характер" /М.П. 1980г./ автор достаточно глубоко раскрывает тему самостоятельности у детей дошкольного возраста. Здесь можно узнать о первых проявлениях самостоятельности ребенка во всех режимных моментах, о работе воспитателя с родителями по этому вопросу, автор дает множество советов, помогающих в развитии самостоятельности у детей.

Вопросами развития самостоятельности занимались В.Г.Нечаева, Н.Ф.Виноградова, которые осветили работу воспитателя с семьей, в частности организации родительских собраний, подборка материала в рубрику "Я сам" указывает конкретные методы и приемы, с помощью которых формируется у детей навык самообслуживания.

Рассматривали самостоятельность с нравственной стороны В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. Они рекомендуют проводить работу по углублению у детей чувства удовлетворения от того, что они сделали сами. Они утверждают: "Это чувство поддерживает интерес к бытовым процессам и обеспечивает дальнейшее развитие самостоятельности".

О формировании самостоятельности с психологической точки зрения мы можем найти материал в книге "Воспитание детей в детском саду" /составитель Г.М. Лямина, М.П.1981 г./. Она говорила, что "без опоры на эмоционально-волевой компонент самостоятельность никогда не станет чертой личности."

Т. Гуськова называет и рассматривает этапы формирования самостоятельности и овладения предметной деятельностью детьми, отвечает на вопросы о времени возникновения самостоятельности, о ее целенаправленном формировании.

Самостоятельность - нравственно-волевое качество личности, очень важное и неоднозначное. Степень и уровень самостоятельности позволяет определить это качество как нечто, имеющее общую, единую структуру на всех уровнях и при любой степени выраженности. Общность структур, независимо от конкретного содержания, осуществляя длительность, индивид демонстрирует особое качество с опорой только на собственные знания и умения, навыки. У дошкольника это качество чаще всего проявляется в предметной деятельности, у школьника в учебной, интеллектуальной, у взрослого в трудовой. Следовательно, любая деятельность содержательна, но является самостоятельной только тогда, когда совершающий ее человек овладевает ей в полном объеме.

В связи с эти самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью.

Ранний и дошкольный возраст - это возраст, в котором начинается складываться личность ребенка. На протяжении всего - дошкольного возраста происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти у другим психическим процессам, но и умению организовать свою самостоятельную деятельность, свое поведение.

К началу младшего дошкольного возраста ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать свои связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью и речью. Поэтому, в младшем дошкольном возрасте складываются наилучшие условия для развития самостоятельности.

Ребенок в младшем дошкольном детстве уже многое умеет сам, но ему необходим взрослый, чтобы быстрее понять этот сложный мир. Ему хочется быть везде со взрослым, хочется быть похожим на него. Отсюда безудержное стремление во всем подражать им. Нередко подобное желание может быть использовано как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. "Ты ведь большой, а большие одеваются сами," - говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности.

На основе: развития психических процессов, таких как внимание, мышление, восприятие, память и др. развивается самостоятельность.

Внимание ребенка отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям, и носит, в основном, непроизвольный характер. В повседневной жизни малыша окружает множество разнообразных предметов - одежда, посуда, туалетные принадлежности, с развитием внимания у ребенка появляется желание действовать с этими предметами самостоятельно.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника носит, в основном, непроизвольный характер.

Ребенок запоминает то, что произвело на него впечатление, что было интересно, Ребенок еще может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь, но не принимает для этого специальных приемов. Необходимо создавать такие условия, при которых ребенок легко запомнит самостоятельные действия с разнообразными предметами. Например, обучая детей самостоятельно убирать игрушки на свои места, можно использовать игры, считалочки, четверостишья. «Новые слова ребенок запоминает лучше всего в процессе игры и при выполнении поручений, хуже всего - слушая рассказ взрослого».

Учитывая основные направления развития ребенка младшего дошкольного возраста, особое внимание уделяют формированию потребности и умения высказываться самостоятельно, развитию речи детей.

В этих целях ребенку помогают усвоить правила общения:

- поддерживают стремление общаться с окружающими

- разговаривать с игрушкой

- желание что-то сообщить, объяснить

- поддерживают хорошее настроение

- поддерживают проявление нравственных чувств

 То есть, опираются на эмоциональный компонент самостоятельности, поскольку без этого не возникают активные и положительные в речевом общении высказывания. Постепенно у детей формируют умение обратиться к взрослому, что-то спросить, передать на словах.

В младшем дошкольном детстве ребенок уже способен устанавливать простейшие логические связи, выявлять причины, почему нужно делать так, а не иначе. Например, обучая одеваться, взрослый обращает внимание на последовательность одевания. С развитием логического мышления ребенок  впоследствии, одевается самостоятельно без помощи взрослого и сам определяет последовательность одевания.

В процессе деятельности ребенка с предметами, в движениях, в играх проявляется воображение. У детей младшего возраста воображение развито еще слабо. Однако, малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их, участвовать в воображаемой ситуации. Это объясняется тем, что ребенок верит взрослому, подражает ему, действуя по указанной и показанной программе. При этом ему доставляет радость простое выполнение, копирование действий. Вместе с тем, благодаря развитию самостоятельности /включая ее эмоциональный компонент/, воображение начинает принимать и качественные формы. Так, ребенок способен уже вообразить какую-то ситуацию, если инициатива взрослого завуалирована, а его собственная выступает достаточно ярко. Таким образом, у детей начинают формироваться и проявляться элементы активного воображения, когда ребенка увлекает сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации. Становясь, постепенно потребностью личности, воображение имеет и находит выход в самостоятельном построении ребенком воображаемой ситуации и активном действии.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, на основе развития психических процессов, происходит развитие самостоятельности. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постоянно усложняющихся в игре и на занятиях, в восприятии окружающего и в общении.

Самостоятельность в младшем дошкольном возрасте может иметь непривычную на первый взгляд характеристику:

- один из первых и главных признаков - безудержная инициатива в намерениях - возникновение способности самостоятельно планировать свои действия. Эта черта возникает первой в процессе становления детской самостоятельности.

Инициатива и планирование - это первые элементы формирования самостоятельности, отражающиеся в поведении целенаправленностью, ориентированные на конечный результат действия. Но инициатива намного опережает его возможности самостоятельно ее реализовать. Задача взрослого на этом этапе - максимальное уважение и поддержка намерений ребенка, обязательная практическая помощь. Правильное поведение взрослого постепенно формируют следующий этап в становлении самостоятельности, на котором ребенок сам действует и действия его настойчивые, целенаправленные, подчиненные достижению цели. В поведении этот типичный признак истинной самостоятельности, выглядит как увлеченность одним делом в течении длительного времени, как настойчивое желание получить не любой, а именно задуманный результат. Ребенок становится настойчивым и усидчивым.

Этот этап в развитии детской самостоятельности длится около полугода – 2,5-3 лет. За это время ребенок становится более самостоятельным не только в замыслах, но и в конкретном их исполнении, более независимым от взрослого в своем исполнении плана. Кроме того, в этом возрасте ребенок уже остро переживает самостоятельность своих действий, как особое условие их исполнения и очень действенно относится к помощи взрослого. Задача взрослого на этой этапе развития самостоятельности - корректная поддержка. Ведь смысл этого периода - формирование целеустремленности в деятельности.

Третий признак в развитии самостоятельности - способность к самоконтролю и самостоятельной оценке результата своей деятельности и себя, как деятеля.

Этот этап возникает за пределами трехлетнего возраста. Значительность его трудно переоценить. Суть его в том, что ребенок вырабатывает способность сравнить полученный результат с исходным намерением. Смысл воспитательных воздействий взрослого на этом этапе - дать возможность ребенку испытать чувство удовлетворения от самостоятельно задуманного и осуществленного дела.

Итак, в развитии у детей самостоятельности можно выделить основные этапы, на которых правильные педагогические воздействия взрослых во многом определяет судьбу детей.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - многокомпонентное психическое образование, включающее в себя:

- способность ставить перед собой задачу

- способность удерживать в памяти конечную цель действия

и организовывать свои действия в русле ее достижения

- способность соотносить полученный результат с исходным намерением

С третьего года жизни самостоятельность детей формируется интенсивно. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в различных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойств личности.

С. Теплюк утверждает, что умение ставить перед собой цель, у ребенка имеется, необходимо обучать его умению реализовывать эту цель в практических действиях. Взрослый должен менять стиль отношений с малышом: делать все не за него, а вместе с ним. Так вступает в свои права педагогика сотрудничества. Обучая ребенка все более сложным умениям, взрослый поддерживает в ребенке веру в собственные силы и возможности восхищается им. Малыш, у которого удовлетворяется притязание на признательность, легко в дальнейшем находит место среди людей, успешно формируется как активная личность.

Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со взрослым способствует тому, что ребенок по собственной инициативе переносит освоенные способы действия на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях. Взрослому необходимо быть все время рядом: то подсказать, то показать, напомнить или одобрить, а то и просто создать развивающую среду.

Воспитатель, в целях успешного развития самостоятельности детей, знакомит малышей с определенными небольшими обязанностями: например, не разбрасывать игрушки, беречь одежду и т.п. Он обогащает детей знаниями, необходимыми в самообслуживании, при пользовании игрушек, обращение со сверстниками и взрослыми.

Взрослый, обучая самостоятельности, может показать детям реальные действия: мытье рук, пользование полотенцем, а также инсценировать с игрушками. При этом важна оценка, поощрение ребенка, привлечение внимания других детей к проявлениям самостоятельности.

  3. Условия формирования самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Формирование самостоятельности - сложный процесс. Недостаточно добиваться, чтобы дети усвоили некоторые необходимые сведения и умения. Необходимо формировать у них стремление активно действовать в соответствии с накопленными знаниями и умениями.

Для этого воспитателю необходимо соблюдать ряд условий:

- организовывать труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда

- учитывать индивидуальные особенности детей, их желание выполнить работу, которая им нравилась

- учитывать трудоемкость работ с той целью, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем работы, чтобы все дети в одно время закончили занятие

- расставить детей так, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный.

Трудовое воспитание, включает в себя несколько направлений:

- труд в быту

- хозяйственный труд

- труд в природе

- дежурство

•по столовой

• подготовка к занятиям

Организовать труд в группе можно коллективно и с помощью поручений.

В организации труда выделяют три последовательных этапа:

- распределение предстоящей работы между детьми

- выполнение работы

- оценка полученных результатов

Очень эффективен прием работы по звенья : когда каждому звену определяют содержание и объем работы, и при окончании оценивается результат по звеньям и в целом группы.

 Труд в природе создает условия для умственного и сенсорного развития ребенка. Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами, почвы, растений. Ухаживая и наблюдая за животными, ребенок узнает его повадки, условия жизни, пищу. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получения доступных знаний в трудовых процессах. Дети понимают зависимость организма от среды, от человека, от его деятельности. Труд в природе несет большой нравственный потенциал - ребенок понимает, что если не ухаживать за растением, животным из уголка природы, то оно может погибнуть. Труд детей не ограничивается уходом за объектами уголка природы. Большая работа проводится на участке детского сада во все времена, года. Дети участвуют в уборке участка от мусора, осенью помогают сгребать листья детским инвентарем, зимой расчищать дорожки, весной сажать рассаду и семена, летом ухаживать за растениями на клумбе.

Наиболее приемлемыми формами работы для решения воспитательных задач является поручение. Многие поручения начинают входить в круг их обязанностей, носят постоянный систематический характер. При этом повышаются требования к самостоятельности и качеству порученного дела, умению применять усвоенные навыки в разных условиях. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются кратковременные поручения. Особое внимание обращается на поручения, имеющие общественную направленность - выполнение заданий в помощь малышам, оказание помощи сотрудникам детского сада. Поручения, требующие общего задания, готовит детей к коллективному труду.

Особое воспитательное значение носит самооценка труда и оценка результатов работы товарищей. Это дается детям нелегко, т.к. анализ собственной работы требует усилия увидеть себя со стороны, этому надо учить детей. Одним из методов формирования самооценки является сравнение результатов работы своей и сверстников. Благодаря анализу содержания проделанной работы, ее качества,  дети, учатся понимать, что оценка зависит от качества, а  качество обусловлено старанием, нужным для работы, правильным отношением к делу.

Дежурство - более сложная по сравнению с поручением Форма организации труда детей. Она требуют от детей большой самостоятельности. Дежурство требует от ребенка знания последовательности выполнения действий, требования к ним, конечный результат. Кроме того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Это дело всегда общественно значимо, поэтому у ребенка формируется желание трудиться для других, проявить заботливость по отношению к своим товарищам. К содержанию дежурств по столовой относится: полная сервировка стола и уборка после еды. Содержание дежурств по подготовке к занятиям включает оборудование рабочего места для каждого ребенка и уборка его. Главной задачей воспитателя является научить ребенка элементарно планировать свою деятельность, рационально использовать необходимые, средства.

Значение трудового воспитания в детском саду велико. Если ребенок постоянно получал недостаточную трудовую нагрузку, то он привыкает трудиться без напряжения, без усилий. И когда он попадает в условия, в которых нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело, до конца. Неудача же вызывает отрицательное отношение к труду.

Давая же завышенные по объему трудовые поручения, получается отрицательный результат - ребенок, взявшись за работу, тратит много сил, иногда не достигнув результата, или добивается его, но при этом переутомляется. В дальнейшем он будет пытаться уклониться от работы. Поэтому надо давать посильные поручения, соответствующие возрасту.

Отсутствие планомерного и систематичного обучения трудовым умениям навыкам, приводит к тому, что ребенок участвует в труде от случая к случаю. Такой труд не оказывает достаточного воспитательного влияния, не формирует желания работать на пользу коллектива, привычку к систематическому выполнению трудовых обязанностей. В таком случае дети к концу дошкольного детства проявляют прямое нежелание участвовать в работе. На предложение воспитателя что-то сделать отвечают:"Не умею", "Не хочется", "Надоело", "Устал".

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

Информация об опыте

Изучив "Примерную программу «От рождения до школы»" я пришла к выводу;    

- данная программа содержит в себе определенный набор знаний и умений детей в процессе трудового воспитания,

- не прослеживается система и последовательность обучения детей трудовым процессам,

- дает широкий простор для воспитателя в целях создания индивидуальной методики

Я считаю, что трудовое воспитание и формирование самостоятельности связаны напрямую. Трудовое воспитание является наиболее эффективным средством, оно готовит ребенка к последующему обучению в школе. От того, как ребенок может планировать свою трудовую деятельность, подготовиться к занятию зависит его умение рационально использовать время при обучении в школе.

Успешное выполнение всего распорядка дня, осуществление новых форм организации детей зависит от умения воспитателя четко построить любой из режимных процессов. Четкая реализация распорядка жизни детей возможна при условии правильного подбора воспитательно-оздоровительных мероприятий. Режим детей в детском саду можно представить как содержание основных видов деятельности. Наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что ребенку недостаточно видеть и повторять действия взрослого. Наблюдая в жизни бытовые действия, он обращает внимание на результат, не выделяя связи между отдельными операциями. По этому, одной из моих задач стала обучение детей рациональным способам действия.

Дети этого возраста проявляют достаточно интенсивно инициативу в различных режимных процессах. Моей задачей было придать инициативе мотивационную направленность, и в дальнейшем осознанность принятия решения выполнять то или иное трудовое поручение.

Следующей задачей стало научить детей элементарно планировать свою деятельность при выполнении трудового задания. При этом добиваться того чтобы работа выполнялась добросовестно и доводилась до конца. Важную роль в этом возрасте имеет оценочный анализ результатов работы. Очень важно, чтобы анализ проводился с положительной направленностью. Планирование включает в себя следующие компоненты:

мотив

постановка цели, планирование деятельности

исполнение

результат

Постановка цели труда мотивируется практической потребностью детей или взрослых, и поэтому предусматривает требование к качеству результата. Например, не просто накрыть на стол, а сделать это так, чтобы было всем удобно и приятно обедать. Такая постановка цели трудового процесса отражает требования к качеству результата труда, отражает его подлинный смысл и направленность, позволяет понять его содержание, контролировать качество промежуточного и конечного результата.

При обучении планирования деятельности работа ведется в двух направлениях:

- формирование умения следовать плану, предложенного воспитателем

- умение самостоятельно планировать свою работу

Для этого важно обучать детей удерживать план в памяти и действовать согласно ему. Поэтому важно систематически фиксировать внимание на последовательности действий плана, чтобы добиться наилучшего результата.

Сформированность исполнительской части деятельности характеризуется следующими показателями:

- самостоятельное выполнение

- устойчивая сосредоточенность в процессе деятельности

- доведение действий до нужного результата

- соблюдение положительных форм общения в процессе деятельности

Данная методика строится на следующих принципах:

- поэтапность и последовательность обучения трудовым навыкам

- мотивационная направленность действий

- общественная значимость результатов деятельности

- индивидуальный подход к каждому ребенку

Независимо от вида трудовой деятельности, моя работа с детьми проходит через ряд последовательных этапов

  1. первичное ознакомление детей с трудовым процессом

На этом этапе дети наблюдают за работой взрослых. Идет обсуждение последовательности действий, их значение на данном этапе и влияние на конечный результат. Какие средства, материал необходимы для рационального выполнения деятельности. Большую роль на этом этапе имеют беседы, о значимости труда для окружающих, этим можно затронуть нравственные струны детской души. Сначала мы с детьми обсуждаем, кто заботится о том, чтобы они чувствовали себя хорошо каждый день, каждую минуту. Таких людей много - это родители, воспитатели и няни, повара и врачи, старшие сестры и братья, бабушки и дедушки. Приходим к выводу, что приятно, когда о тебе заботятся, что даже ребенок может о ком-то заботится в меру своих возможностей. Будь то животное, или растение, а тем более человек – взрослый или ребенок. О каждом нужно проявлять заботу, а как, каким способом, воспитатель, взрослый, а затем, сердце подскажет. То есть, я стараюсь донести до детей значимость каждого трудового процесса, стараюсь, чтобы дети осознали необходимость трудиться и доводить работу до конца.

2) привлечение детей к работе со взрослыми

На этом этапе идет обучение планировании предстоящей деятельности. Ребенка учат работать по предложенному плану. Взрослый использует разнообразные дидактические игры на закрепление трудового навыка. На этом этапе дети выполняют часть задания, например, сервируют стол, не считая количества столовых предметов – няня ставит их на раздаточный стол по количеству детей; или готовит рабочее место для занятий на один стол. На этом этапе он является помощником взрослого, деятельность носит характер сотрудничества.

3) самостоятельная работа под контролем взрослого

На этом этапе задача взрослого следить за последовательным выполнением действий, указывать на допущенные ошибки, исправлять их. Важное значение имеет анализ результатов деятельности и их оценка. К этому желательно подключать детей группы. Эффективен такой прием, как рассказ детей о том, как они помогают взрослым дома, как строят свою деятельность, какие средства используют, как относятся к работе детей окружающие.

4) самостоятельная работа под небольшим контролем взрослого

Это, практически, самостоятельная работа ребенка, взрослый контролирует его действия косвенно. Здесь большое значение отводится результату, если он получен не таким, каким был задуман, находится ошибка и исправляется.

Главной задачей воспитателя является направить все возможные средства /методы и приемы/ на то, чтобы ребенок достиг самостоятельности в овладении деятельностью. Настоящая самостоятельность проявится более в старшем возрасте, сейчас моей целью является сформировать навык планирования действий, подготовить фундамент.

Моя методика основывается на главном методе, стержне всего педагогического процесса, так называемом "модель деятельности". Я использую вариант этой "модели", каждый палец имеет значение:

- мизинец - что я буду делать

- безымянный - для чего я буду это делать

- средний - с помощью чего я буду это делать

- указательный – как я буду это делать

 Большой - что я хочу получить.


Дидактическая игра «Все готово для ребят».

Дидактическая задача: Углубить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для завтрака, обеда, полдника, ужина. Воспитывать старательность, заботу о подопечных, взаимопомощь, самостоятельность.

Игровые правила: Каждый ребенок должен усадить свою куклу за стол и успеть накормить ее не отстав от других.

Игровые действия: Кормление куклы.

Материал: Раздаточный: маленькая кукла, посуда, скатерть, салфетка, строительный материал для сооружения стола и стула: одна пластина, один кирпичик, пять кубиков (каждому ребенку).

Демонстрационный: Все тоже, но большего размера.

Ход игры: все желающие стать нянями и воспитателями усаживаются за столом, чтобы приготовить куклам обед. Как сделать стол и стул научит Буратино. Советуясь с детьми, он покажет детали, из которых можно смастерить мебель.

Целесообразно, чтобы Буратино специально ошибался, чтобы дети воочию убедились, подходят эти детали им или нет. Например, три ножки стола он строит из кубиков, а четвертую хочет сделать из кирпичика. Дети поправляют его. Это можно повторить, сооружая стул. Затем каждый делает мебель для своей куклы, сооружает стол, учит ее, правильно есть. Буратино принимает во всем активное участие.

Основное внимание следует уделить сервировке стола и процессу еды. Здесь применяется прием от противного. Буратино смешит детей своими советами: «Не той рукой ешь - надо левой!», «Салфеткой разве рот вытирают?», «Может компот выпить раньше супа?».

Закончив есть, куклы благодарят детей, побуждая их ответить: «На здоровье!»


Дидактическая игра «Умоем куклу».

Дидактическая задача: Закрепить привычку к чистоте и порядку, опрятности, вызвать у ребенка стремление научить умываться других детей.

Задание: Сделать куклу опрятной.

Игровые правила: Умыть куклу, заботиться о ней. Приводить себя в порядок.

Материал: Кукла, игрушечное оборудование умывальной комнаты. Предметы туалета: мыло, полотенце, расческа.

Ход игры: До начала игры предложите детям устроить кукольную столовую и накрыть там столы. Предложите детям ситуацию: кукла возвращается с прогулки, или встает после сна; увидев стол, она выражает желание поесть. Но дети, сами или с вашей помощью, останавливают ее: «А руки чистые?» Кукла спохватывается: «В самом деле, руки не вымыты, да я и не причесана. Но где же это сделать?» Как правило, кто ни будь из детей, предлагает отвести куклу в умывальную комнату. Это хороший повод, чтобы внимательно рассмотреть, вместе с куклой, все, что там есть.

Затем кукла просит детей научить ее мыть и вытирать руки, лицо, а также причесываться. Показать, как это делается, побуждая детей такими репликами куклы, как: «Какие чистые теперь руки!» «И щеки стали румяными и свежими!» «А как надо вытирать руки, чтобы они стали сухими?» «А без мыла можно их вымыть дочиста?» и др. Дети, наверняка, радостно и охотно будут отвечать кукле. Узнав, что детей учат умываться взрослые, кукла говорит: «Какие у вас хорошие воспитатели. Вот как они заботятся, чтобы вы были чистыми и опрятными, а значит и не болели». Потом кукла спрашивает детей: «Старательно ли вы моете руки?» «Насухо ли вытираете их полотенцем?» Кроме того, кукла замечает: «Как чисто в умывальной комнате, блестящая белая раковина, чистый сухой пол, свежие полотенца! Кто об это позаботился?» - это побуждает детей вспомнить о труде няни. Рекомендуется задавать такие вопросы: «Вы, конечно, бережете труд няни? Не разбрызгиваете воду на пол? Чисто моете руки, чтобы не испачкать полотенца?» После этого кукла мечтательно вздыхает: «И мне хотелось бы иметь игрушечную умывальную комнату. Тогда, вместе с детьми, вы возвращаетесь в групповую комнату, в которой кукла с радостью обнаруживает игрушечную умывальную комнату, в которой она, с помощью детей приводит себя в порядок, после чего садится за стол.

   Работа с родителями


Дидактическая игра «Кукла Катя обедает».

Дидактическая задача: Закрепить знание детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые правила: Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка - грозят пальчиком.

Игровые действия: Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.

Ход игры: игра проводится в игровом уголке. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит за столом.

- Дети, Катю надо покормить обедом - говорит воспитатель. А здесь стоит посуда. Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.

Поочередно, по приглашению, дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, а в случае ошибки грозят пальчиком.

По просьбе воспитателя дети находят все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе.

Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши.

В конце игры воспитатель просит детей пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.

Дидактическая игра «Посадим цветы на клумбу»

(Аналогично можно провести игру «Соберем букет на закрепление навыка расстегивания пуговиц).

Дидактическая задача: Обучить и закрепить у детей навык застегивания пуговиц. Воспитывать терпение, старательность, самостоятельность.

Игровые правила: Каждый ребенок должен «посадить» хотя бы один цветок.

Игровые действия: Посадка цветов.

Материал: «Клумба» - коврик зеленого цвета, размер (диаметр Зм), расшитый пуговицами на определенном расстоянии. Разные цветы из материи (яркие и красочные) с прорамкой посередине, по числу пуговиц, кукла Настя.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Ребята, к нам в гости пришла кукла Настя. Вы знаете, она очень любит цветы. А сейчас, к сожалению, цветы на улице не растут. Что же нам делать? Чем порадовать Настю?»

Воспитатель предлагает: «А давайте сами, посадим цветы на нашу чудесную клумбу.

Воспитатель подводит детей к клумбе (которую заранее расположил).

«Посмотрите, ребята, какая она некрасивая, пустая. Ну, ничего, сейчас мы ее, украсим цветами. Вы хотите?»

Дети: «Да, хотим!»

Воспитатель: «А Настенька пока посидит и посмотрит, что же у нас получится». - сажает куклу на стульчик. Предлагает детям выбрать из корзины по одному цветку. Подводит их к клумбе.

Ребята, посмотрите, сколько много пуговичек, столько цветов мы с вами и посадим. Посмотрите, как я буду сажать свой цветочек».

Затем воспитатель предлагает детям посадить свои цветы. Дети могут посадить еще несколько цветов, пока не засадят всю клумбу. Воспитатель помогает детям, которые затрудняются застегнуть пуговицу, и предлагает им посадить еще несколько цветов, ободряя их словами: Оля не торопись, застегивай пуговичку правильно, чтобы цветочек не унесло ветром. А я тебе дам еще один». Когда вся клумба засажена цветами, воспитатель, от имени куклы Насти, восхищается цветами, благодарит и хвалит всех детей. Затем Настя говорит, что ей уже пора домой, но она еще придет к ним в гости.


Дидактическая игра «Подарок Коту в сапогах»

Дидактическая задача: Обучить и закрепить у детей навык завязывания шнурков. Воспитывать старательность, терпение, самостоятельность.

Игровые действия: Завязывание шнурка в сапогах кота.

Материал: Кот в сапогах; сапоги, вырезанные из картона со вставленными в них шнурками (на каждого ребенка и один для воспитателя).

Усложнение: Предложить детям развязать шнурки; предложить зашнурить сапоги.

Ход игры: За дверью раздается мяуканье. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, кто это там плачет?»

Воспитатель открывает дверь и вносит кота в сапогах: «Здравствуй котик, что с тобой случилось, почему ты плачешь?»

Кот: «Сапожник сшил мне красивые сапоги, зато, что я выгнал мышей из его дома».

Воспитатель: «А что же ты плачешь? Что случилось?»

Кот: «Я надеваю сапоги, но ходить в них не могу. Они все время спадают. Потому что все шнурки сгрызли мыши».

Воспитатель: «Что же делать? Ребята, поможем Коту в сапогах».

Дети: «Да, поможем».

Дети садятся за столы. Воспитатель раздает детям по одному сапогу и предлагает завязать шнурки.

Воспитатель: «Дети, и ты Кот в сапогах, посмотрите, как правильно надо завязывать шнурки». Воспитатель помогает детям, которые затрудняются.

Когда все шнурочки завязаны, воспитатель говорит: «Вот, Котик, какие у нас ловкие ребята, все умеют шнурочки завязывать. И они дарят тебе сапоги, чтобы ты всегда ходил обутым».

Кот в сапогах благодарит детей и уходит.


Дидактическая игра «Сложи картинку».

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность, самостоятельность.

Игровое правило: Не ошибаться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку.

Игровые действия: Поиск частей, складывание целой картинки.

Ход игры: В коробке лежат целые картинки с изображением разных предметов: умывальные принадлежности, столовые принадлежности, одежда и др. В другой коробке лежат такие же картинки, только разрезанные на четыре равные части по вертикали или диагонали. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что на них изображено. За тем показывает часть картинки и спрашивает:

-    Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек?

Дети отвечают.

Воспитатель накладывает часть картинки на целую.

Воспитатель: А теперь найдем другие части.

Дети вместе с воспитателем ищут картинки с изображением других частей, дают их воспитателю. Затем воспитатель раздает детям картинки и предлагает собрать ее из разрезанных частей.

Усложнение: Внести элемент соревнования: Кто первый сложит картинку, получит фишку; усложнение по количеству детей; по содержанию.


ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: совершенствовать умение детей дежурить по столовой: правильно сервировать стол, оценивать свою работу и работу товарищей, продолжать формировать у детей ответственность к делу, определять по внешнему виду название блюда, развивать подвижность языка

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: потолок, заборчик, вверху, внизу

ХОД:

1 часть

- Дети, кто сегодня о нас заботится?

- А с чего ты начнешь накрывать на стол? /рассказать последовательность работы/

- Саша, уже накрыл на стол. Все ли у тебя получилось? /Если есть ошибка подозвать любого ребенка, чтобы он заметил ошибку/

- Саша, у тебя ошибка, как ту оценишь свою работу? Почему?

Что ты скажешь о работе второго дежурного? Похвалить каждого дежурного, отметить их старание.

2 часть

-Дети, у меня для вас сюрприз! Но сначала, отгадайте загадку:

"Само с кулачок,

Красный бочок,

Тронешь пальцем- гладко,

А откусишь - сладко"  /яблоко/

-Правильно, это яблоко. А какие сорта яблок вы знаете? /антоновка, белый налив/. А вы знаете какого сорта мое яблоко?

-Это пипин./повторить 2-3 раза/. Давайте его рассмотрим.

Какое оно?/круглое, гладкое, твердое/

Какого цвета? /красное, ярко-красное/

-Я приготовила вам кусочки яблока, давайте их попробуем на вкус. Какое оно? /сочное, сладкое/

Когда откусишь его, оно - /хрустит/, т.е. оно хрустящее, а если его понюхать, то можно сказать что оно - /ароматное/душистое. Вот мы с вами рассказали про яблоко - пипин. Оно покрыто ярко-красной кожицей, гладкое, твердое. Под кожицей - есть сладкая мякоть, если яблоко откусить, то оно хрустит. Яблоко душистое, ароматное.

-Кто же нам помогает столько узнать о яблоке? /руки, нос, язык, глаза/

-Давайте поиграем с нашим помощником языком:

«Жил-был язычок. Он жил в своем домике. Решил язычок погулять. Но вдруг пошел дождик и язычок спрятался. Делать было нечего и язычок решил навести порядок в своем домике. Сначала он решил почистить потолок, потом одну стенку другую. Потом нижний заборчик - сзади, впереди. Не забыл почистить и верхний заборчик - впереди, сзади. Все блестело в его домике, и он решил подкрепиться, но наш язычок был сластена и очень любил варенье. Варенье было такое вкусное и сладкое, что язычок с удовольствием облизал сначала верхнюю губу, а потом нижнюю. Довольный собой, язычок запел свою любимую песенку: "ля-ля-ля!"

Помощник воспитателя приглашает всех обедать. Сначала садятся девочки, затем мальчики.

-Дети, а можно определить блюдо, не пробуя его? Просто посмотреть и понюхать его

-Что же сегодня у нас на обед? /На первое -…, на второе-... /

-Понравился сегодня обед?

-А кто приготовил такой вкусный обед?

-Давайте скажем нашим поварам СПАСИБО.

2.2. Работа с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие речи у детей с задержкой психического развития"

Эта методическая разработка предназначена для дефектологов, логопедов, а также родителей на занятиях для отработки заданий по формированию звукобуквенного анализа слов у детей подготовительного возрас...

Методическая разработка развитие коммуникативных возможностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях центра содействия семейному воспитанию

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-коммуникативного детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности, особенно ...

методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»

Формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности дете...

Методическая разработка. «Развитие мелкой моторики детей у детей с ОВЗ младшего и старшего возраста по средством игр с водой»

Аннотация Данная разработка предназначена для родителей и воспитателей работающих с детьми с ОВЗ младшего и старшего возраста.В разработке приводятся практический материал по организации и провед...

Методическая разработка - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование методического пособия М. И. Родиной «Бусоград».

Содержание «Волшебные игры феи Бусинки» рассчитано в одинаковой мере и на сильного ребёнка, и на слабого, ориентирована на развитие личности ребёнка и носит деятельный характер, направлена...