Методическая разработка "Развитие речи у детей с задержкой психического развития"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Эта методическая разработка предназначена для дефектологов, логопедов, а также родителей на занятиях для отработки заданий по формированию звукобуквенного анализа слов у детей подготовительного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_s_tnr-raduga.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи у детей с задержкой психического развития Методические разработки Учитель-дефектолог Чумаченко В.В.

Слайд 2

Эта презентация может быть использована на занятиях дефектологами, логопедами, а также родителями для отработки заданий по формированию звукобуквенного анализа слов у детей подготовительного возраста.

Слайд 3

Цель: формирование звукобуквенного анализа слов у детей подготовительного возраста Задачи. Научить детей подготовительного возраста Определять согласный звук в начале и в конце слова и подбирать соответствующую букву Анализировать слоги Подбирать предложение к картинке по начальной букве глагола Строить словосочетания цвет-предмет

Слайд 4

Виды упражнений

Слайд 5

Дидактическая игра « Определи какой согласный звучит в начале слова и подбери букву » Предварительная подготовка: изготовить на большом листе картона картинки, на которых изображены предметы (шар, утюг, ключ, бинокль, часы, цапля) и маленькие карточки с начальными буквами слов изображённых предметов на картинках (Ш, Ч, Ц, Б, У, К). Инструкция : в зрослый предлагает ребёнку разложить начальные буквы слов изображённых предметов на картинках. « Определи какой согласный звучит в начале слова и подбери букву » .

Слайд 6

Ш Ч Ц Б У К

Слайд 7

Дидактическая игра « Определи какой согласный звучит в начале слова и подбери букву» Предварительная подготовка: изготавливаются на большом листе картона буквы С, П, Т, Н и маленькие карточки-картинки, на которых изображены предметы (сумка, платье, сковорода, нож, телефон, пирамидка). Инструкция: в зрослый предлагает ребёнку разложить картинки с изображенными предметами, слова которых начинаются на соответствующие буквы на большой карте . « Определи какой согласный звучит в начале слова и подбери букву ».

Слайд 8

С Т П Н П С

Слайд 9

Дидактическая игра «Определи какой согласный в конце слова и подбери букву» Предварительная подготовка: и зготавливаются на большом листе картона картинки, на которых изображены предметы (кот, кит, зонт), маленькие карточки с крупно написанной последней буквой слова Т и пластмассовые буквы. Инструкция : в зрослый предъявляет ребёнку картинки, названия которых заканчиваются на определённый звук (Т). Возле картинок есть карточки с крупно написанной последней буквой слова . Педагог выделяет голосом конец слова КОТ-Т-Т. Ребёнку предлагают: «Определи какой согласный в конце слова и подбери букву ».

Слайд 10

Т Т Т Т Т Т

Слайд 11

Дидактическая и гра «Определи какой согласный звучит в конце слова и подбери букву » Предварительная подготовка: изготовить на большом листе картона картинку, на которой изображён дом, табличку со словом ДОМ и пластмассовые буквы Ш, А, У, М. Инструкция: взрослый чётко проговаривает слово ДОМ-М-М, выделяя последний звук голосом . Ребёнку предлагают: « Определи какой согласный звучит в конце слова и подбери букву ».

Слайд 12

ДОМ Ш А У М

Слайд 13

Дидактическая игра «Найди такой же слог» Предварительная подготовка: изготавливаются на маленьких и больших карточках таблицы со слогами ( ва , ма , та, па, фа, фо , фу, фи). Инструкция : в зрослый предлагает ребёнку выбрать слог на маленькой карточке и положить его на соответствующий слог на большой карточке. «Определи какой согласный в начале слога» .

Слайд 14

МА ма П А п а В А в а Т А т а Ф А ф а ФО фо Ф У фу ФИ фи

Слайд 15

Дидактическая игра «Подбери предложение к картинке» Предварительная подготовка: изготавливаются таблички, на которых написаны предложения к серии сюжетных картинок. Кошка сидит. Кошка бежит. Кошка спит. Инструкция : в зрослый предлагает ребёнку подобрать надписи на табличках к соответствующим картинкам. « Подбери предложение к картинке».

Слайд 16

Кошка сидит Кошка лежит Кошка спит

Слайд 17

Дидактическая игра «Кто ч то делает?» Предварительная подготовка: п одбираются игрушки в виде человечков в различных позах, имитирующих действия людей (удобно использовать игрушки из «киндер-сюрпризов »). Оформляются карточки с глаголами (сидит, идёт, лежит, ползёт ). Инструкция: в зрослый предлагает ребёнку подобрать карточки с соответствующими глаголами к каждой игрушке и озвучить, что человечек делает («Он идёт», «Он лежит» и т.д .) . « Подбери слово к картинке».

Слайд 18

ЛЕЖИТ ПОЛЗЁТ ИДЁТ СИДИТ

Слайд 19

Дидактическая игра «Кто что делает» Предварительная подготовка: подбираются игрушки в виде животных. Оформляются карточки с надписями (Я бегаю, царапаюсь, бодаюсь, мяукаю, лакаю, чавкаю, бодаюсь). Инструкция : взрослый предлагает ребёнку подобрать таблички к соответствующим картинкам. « Подбери предложение к картинке ». Инструкция : взрослый предлагает ребёнку подобрать карточки с соответствующими предложениями к каждой игрушке и озвучить, что животное делает.

Слайд 20

Я бегаю Я мяукаю Я лакаю Я бодаюсь Я чавкаю Я царапаюсь Я хрюкаю Я бегаю Я бегаю

Слайд 21

Дидактическая игра «Отгадай» Предварительная подготовка: изготавливается игровое поле, разделённое на 4-8 ячеек разного цвета. На плотных прозрачных папках-уголках наносится чёрным маркером соответствующее количество контурных картинок. При наложении просвечивающегося квадрата на игровое поле картинка приобретает тот или иной цвет. Инструкция: в зрослый выбирает картинку и кладёт её на любой цветной квадрат. Ребёнку предлагают «угадать» и озвучить задуманное педагогом словосочетание . «Посмотри, куда я положила треугольник? Какое словосочетание я придумала? Теперь выбери картинку.

Слайд 23

Дидактическая игра «Отгадай» Предварительная подготовка: изготавливается игровое поле ( 4-8 ячеек), на котором нарисованы пиктограммы, изображающие определённый тип движения (идёт , сидит плывёт , прыгает). Инструкция : в зрослый предлагает ребёнку контурные картинки на прозрачном материале. Педагог задумывает варианты предложений. Ребёнку предлагают « угадать». Например , «Лягушка прыгает», «Самолёт летит». «Посмотри, куда я положила слона? Какое предложение я придумала? Теперь выбери картинку. Положи на любой квадрат. Придумал предложение? А я отгадаю».

Слайд 25

Дидактическая игра «Отгадай» Предварительная подготовка: изготавливается игровое поле ( 4-8 ячеек), в цветные квадраты добавляются цифры 1 и 2. Инструкция: взрослый составляет словосочетания. Например , «два синих треугольника», «один красный круг». Ребёнку предлагают: «Посмотри , куда я положила трапецию? Какое словосочетание я придумала? Правильно. Теперь выбери картинку. Положи на любой квадратик. Придумал словосочетание? А я отгадаю ».

Слайд 26

1 2 2 1

Слайд 27

Дидактическая игра «Договори окончание» Предварительная подготовка: г отовятся карточки, раскрашенные в основные цвета, к ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Инструкция: в зрослый называет предметные картинки и соответствующее ему прилагательное, но недоговаривает окончание . Ребёнку предлагают: «Подбери картинку к карточке и произнеси полностью».

Слайд 28

АЯ ЯЯ АЯ

Слайд 29

Дидактическая игра «Договори окончание» Предварительная подготовка: готовятся карточки, раскрашенные в основные цвета, к ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Инструкция: в зрослый называет предметные картинки и соответствующее ему прилагательное, но недоговаривает окончание . Ребёнку предлагают: «Подбери картинку к карточке и произнеси слово полностью ».

Слайд 30

ЫЙ ЫЙ ИЙ

Слайд 31

Дидактическая игра «Договори окончание» Предварительная подготовка: готовятся карточки раскрашенные в основные цвета, к ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Инструкция: в зрослый называет предметные картинки и соответствующее ему прилагательное, но недоговаривает окончание . Ребёнку предлагают: «Подбери картинку к карточке и произнеси слово полностью ».

Слайд 32

ОЕ ОЕ ЕЕ

Слайд 33

Дидактическая игра «Подбери окончание к слову». Предварительная подготовка: изготавливаются картинки животных (корова, кабан, жираф, овца, лошадь, ослик, зебра, бегемот). Оформляются карточки, на которых написаны слова изображённых животных. На отдельной карте печатается слово «копытный» без окончания. Окончания –АЯ, ЫЙ пишутся на квадратах (6 на 6 см). Сначала ребёнок подбирает подписи к картинкам, затем ищет нужное окончание к словам «копытный» или «копытная» и кладёт к карточке со словом без окончания. Инструкция: в зрослый предлагает ребёнку подобрать подписи к картинкам, затем найти нужное окончание к словам «копытный» или « копытная». «Подбери слово к картинке и произнеси окончание».

Слайд 34

ЛОШАДЬ ОСЛИК КОПЫТН АЯ ЫЙ АЯ К ОРОВА

Слайд 35

Иллюстрации и изображения для игр – интернет ресурсы, презентацию подготовила учитель-дефектолог Чумаченко В. В. Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развитияУспех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учит...

Развитие умения регулировать громкость голоса как одного из компонентов выразительности речи у детей с задержкой психического развития

Одним из направлений коррекции состояния детей, имеющих диагноз ЗПР, является работа над понятием громкости голоса как интонационного средства выразительности речи. В результате таких занятий дети нач...

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...

«Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на занятиях по математике»

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и о...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития

Практический материал может быть использован в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития.

Описывается как ведется поэтапная коррекционная работа  по развитию связной речи у детей с ЗПР....

Развитие речи у детей с задержкой психического развития со средствами игровых технологий

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, ...