Методическая разработка. «Развитие мелкой моторики детей у детей с ОВЗ младшего и старшего возраста по средством игр с водой»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Елена Павловна Горячева

Аннотация

 

Данная разработка предназначена для родителей и воспитателей работающих с детьми с ОВЗ младшего и старшего возраста.

В разработке приводятся практический материал по организации и проведению игр с водой на развитие мелкой моторики.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья игры с водой имеют особое значение. Они способствуют развитию ощущений и восприятия, становятся первыми шагами в познании ребенком окружающего мира.

С помощью водных игр значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в моменты осенней и весенней перестройки организма.

   Игры с водой способствуют развитию сенсорного восприятия, координации движения рук и зрения.      Во время игр с водой у детей формируются и личностные качества, а именно: аккуратность, опрятность, терпение, выдержка, трудолюбие.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_igry_s_vodoy.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр

развития ребенка – детский сад  №5

муниципального образования Усть-Лабинский район

Методическая разработка.

«Развитие мелкой моторики детей  у детей с ОВЗ младшего и старшего возраста по средством игр с водой»

                                                                                                                  Автор- составитель

                                                                                                                                        Воспитатель МБДОУ ЦЦР №5

                                                                                                                                  Горячева Елена Павловна      

Г. Усть-Лабинск

2022 год

Содержание.

1. Аннотация

2. Игра №1 «Плавает или тонет»

3. Игра №2 «Поливаем цветы»

4. Игра №3 «Прыгающий шарик»

5. Игра №4 «Кораблики»

6. Игра №5 «Дождик»

7. Игра №6 «Взбивание пены»

8. Игра №7 «Как вода отправилась гулять»

9. Игра №8 «Рыбалка»

10. Игра №9 «Самодельный водопад»

11. Игра №10 «Чистюли»

12. Игра №11 «Уточки плавают»

13. Игра №12 «Вода принимает форму»

14. Игра №13 «Льется водичка»

15. Игра №14 «Капли»

16. Игра №15 «Выжми мочалку»

17. Игра №16 «В час по чайной ложке»

18. Игра №17 «Разлить поровну»

19. Игра №18 «Сквозь сито»

Список литературы.

Аннотация

Данная разработка предназначена для родителей и воспитателей работающих с детьми с ОВЗ младшего и старшего возраста.

В разработке приводятся практический материал по организации и проведению игр с водой на развитие мелкой моторики. 

Для детей с ограниченными возможностями здоровья игры с водой имеют особое значение. Они способствуют развитию ощущений и восприятия, становятся первыми шагами в познании ребенком окружающего мира.

С помощью водных игр значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в моменты осенней и весенней перестройки организма.

   Игры с водой способствуют развитию сенсорного восприятия, координации движения рук и зрения.      Во время игр с водой у детей формируются и личностные качества, а именно: аккуратность, опрятность, терпение, выдержка, трудолюбие.

Методические рекомендации для педагогов

Актуальность : игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт выхода из множества жизненных ситуаций, ведь в сказке все заканчивается хорошо!

          Игры с водой имеют терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

Игры с водой можно проводить систематически:

• в период адаптации детей к условиям детского сада;

• в непосредственно образовательной деятельности;

• во время утреннего приема;

• вечером после ужина;

• на прогулке в теплый период года.

Организация игр с водой.

Очень важно, до начала игр, познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой, и учитывается в первую очередь безопасность и комфортные условия  для  игр.

  • нельзя намеренно выливать воду из контейнера;
  • нельзя брызгать водой на других детей;
  • нельзя пробовать воду;
  • после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
  • Во время игр необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей:
  • Вода должна быть теплой
  • Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см, чтобы детям было удобно наполнять водой ведерко, опуская их на дно, зачерпывать воду, и   была возможность разнообразить игровые действия ребят.
  • Рядом должны находиться сухие полотенце, салфетки, которыми можно воспользоваться.
  • Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

Таким образом, при условии систематического педагогического руководства дети могут играть в содержательные игры с природным  материалом.

Игра №1 «Плавает или тонет».

Цель:

Оборудование: таз, различные мелкие предметы, игрушки (хорошо использовать фигурки от Киндер – сюрприза.

Ход игры: Поставьте перед ребенком тазик с водой.  дайте малышу мелкие предметы (пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, теннисный мяч) и. т. д. Пусть он кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними. Проговаривайте действия выполняемые ребенком. Объясняйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

Игра №2 «Поливаем цветы».

цель

Оборудование: детская лейка, игрушка кошка или любая другая, которая нравится ребёнку

Ход игры: В гости приходит кошка и предлагает ребятам полить цветы. Подойдите к растущему цветку и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть ребёнок сам польёт цветок. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Игра №3 «Прыгающий шарик».

Оборудование: пластмассовый шарик для тенниса.

Ход игры: Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.

Игра способствует развитию зрительного внимания и установлению эмоционального контакта, между взрослым и ребёнком.

Игра №4 «Кораблики».

Оборудование: таз, бумага, центр «Песок-вода»

Ход игры: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.

Игра может использоваться для развития дыхания. Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Игра №5 «Дождик».

Оборудование: лейка, пластмассовые игрушки, центр «Песок-вода»

Ход игры: Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте ребенку сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Игра способствует развитию речи и установлению эмоционального контакта, между педагогом и ребенком.

Игра №6 «Взбивание пены».

Оборудование: венчик, детское мыло, таз с водой или центр «Песок-вода», игрушка зайчик

Ход игры: Приходит в гости зайчик он хочет показать ребятам, как взбивается пена. Ребёнок наливает немного жидкого мыла и с помощью венчика взбивает пену. Наблюдает за взбитой пеной.

Игра №7 «Как вода отправилась гулять».

Оборудование: центр «Песок-вода» или таз с водой, различные предметы (губка, резиновая груша, шприц, несколько пустых ёмкостей - чашки, миски и т. Д

Ход игры: Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу и шприц (без иглы). Налейте воду в тазик, и приготовьте несколько пустых ёмкостей - чашки, миски и т. д. Предложите ребёнку намочить губку и отжать её в чашку. Потом тоже проделайте с грушей и шприцем.

Любят слоники купаться

И водою обливаться.

Мы с тобой хоть не слоны,

Но с водою мы дружны.

Эта игра способствует формированию навыка практического экспериментирования, учит манипулировать предметами

Игра №8 «Рыбалка».

Оборудование: центр «Песок-вода» или таз с водой, мелкие игрушки, сачок или сито.

  1. Ход игры: Учимся вылавливать игрушки из воды сачком.

Бросьте в тазик с водой несколько мелких игрушек. Дайте ребёнку сачок для аквариумных рыбок или ситечко. Игрушки могут плавать на поверхности или лежать на дне. Попросите выловить определённые игрушки (синий шарик, красную рыбку и т. д.).

Рыболов, какую рыбу

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока,

Два дырявых башмака!

Эта игра может использоваться для развития мелкой моторики, координации движений.

Игра №9 «Самодельный водопад».

Оборудование: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан.

Ход игры: Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Эта игра развивает моторику рук.

Игра №10 «Чистюли».

Оборудование: игрушки, таз с водой, тряпочки.

Ход игры: Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава. В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть. Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.

Эта игра прививает элементарные трудовые навыки. Дать понятие о «грязном» и «чистом».

Игра №11 «Уточки плавают».

Оборудование: таз с водой, тряпочка, палочка, резиновые игрушки.

Ход игры: Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно! А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям. Была одна уточка, а теперь сколько? После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и обтереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими. Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Эта игра даёт представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».

Игра №12 «Вода принимает форму».

Оборудование: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан.

Ход игры: Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Воспитателю стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Игра №13 «Льется водичка».\

Оборудование: таз с водой, кружки.

Ход игры: Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу (называет кто кому нальет)».

Эта игра даёт представление о свойствах воды - «льется»

Игра №14 «Капли».

Оборудование: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

Ход игры: С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда. Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.

Игра развивает мелкую моторику.

Игра №15 «Выжми мочалку».

Оборудование: две ёмкости, поролоновая губка.

Ход игры: Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра развивает мелкую моторику.

Игра №16 «В час по чайной ложке».

Оборудование: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Ход игры: Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

Игра №17 «Разлить поровну».

Оборудование: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.

Ход игры: Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.

Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

Игра №18 «Сквозь сито».

Оборудование: стакан, сито.

Ход игры: Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.

В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

Список литературы:

1. Самые маленькие в детском саду. Сост. В. Сотникова. Линка – Пресс, 2005г.

2. Т. А. Ткаченко. Развиваем мелкую моторику. Эксмо,2007 г.

3. В. Цвентарный. Играем пальчиками, развиваем речь. Санкт Петербург, 2000г.

4. Е. А. Янушко. Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста. Москва, 2007г.

Интернет ресурсы:

5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/10/01/kartoteka-igr-s-vodoy

6. http://7dourzd.ru/teachers/recommendations/97/

7. http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-pesok-i-voda.html

8. Авдеева Н. Н.  личности на ранних этапах детства/ Н. Н. Авдеева., М. Г. Елагина., С. Ю. Мещерякова. - М. ,1990.

9. Баряева Л. Б., Кондратьева С. ЮИгры- занятия с песком и водой : Пособие для педагогов и родителей. - СПб. :200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Данная методическая разработка раскрывает тему влияние мелкой моторики, координации рук  на развитие ребёнка . Описаны методыработы, приёмы и опыт работы с детьми дошкольного возраста....

Собственная учебно- методическая разработка.Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.

Хотелось бы поделиться своим опытом в развитии мелкой моторики у детей младшего и среднего возраста....

Методическая разработка "«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр»

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр»  ...

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функциониро...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мною педагогом (Воспитатель) Гультяевой А.М. проведен анализ занятий по развитию мелкой моторики в группе детей младшего дошкольного возраста. На основании исследования были сформулированы методически...