Детский оздоровительный лагерь.
методическая разработка на тему

Светлана Дмитриевна Степанова

Особенности, принципы, типы и виды детского оздоровительного лагеря.

Права, обязанности, ответственность педагога-организатора.

Советы вожатым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности, принципы, типы и виды детского оздоровительного лагеря.

Особенности лагерей:

- обстановка совместного проживания детей

- проживание с детьми 24 часа в сутки

- сочетание развлечения и отдыха

- дружба с взрослыми

- опыт, здоровьесбережение (зарядка, режим)

- развитие новых навыков и интересов

- обретение новых друзей.

Принципы лагерей:

- безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства

- приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании соблюдения социальных норм

- гуманность характера отношений и оздоровительно-образовательных программ

- конфиденциальность в разрешении личностных проблем и конфликтов детей

- вариативность программ и их реализация.

Все лагеря, независимо от их направленности, нацелены на то, чтобы дети как можно лучше провели время. Не все лагеря одинаковы. В одном из них могут быть прекрасные условия и оборудование на любой вкус, в другом – наоборот.

Виды летних лагерей:

Частные [Private] - Для директоров частных лагерей их лагерь - это их бизнес, а бизнес требует, чтобы дети были в безопасности и развлекались. Такие лагеря включают в себя всевозможные удобства, ведь рассчитаны они на детей, чьи родители находятся в средней или высшей прослойке общества. Такие лагеря работают в течение девяти недель и для директора очень важно, чтобы все шло гладко. На первом месте в таких лагерях стоит безопасность детей. Как результат, обстановка там может быть более строгой, чем в каком-нибудь другом месте.

Лагеря содействия [Agency] - Таких в Америке большинство. Ими обычно управляют непрофильные организации типа YMCA, YWCA , 4- H или Армия Спасения. В такие лагеря приезжают дети из семей с низким уровнем доходов. Стоимость проживания здесь меньше, а сроки пребывания в лагере короче. В большинстве случаев директор лагеря не является его владельцем, а назначается советом директоров на лето. Они часто являются учителями. Поскольку заработок не является первостепенной целью в этих лагерях, директора могут быть более открыты для новаций. Конечно, это не повлияет на отношение к безопасности всех, находящихся в лагере.

Религиозные лагеря [Religious] - Они могут быть частными или организованными религиозными организациями. Единственное отличие от других лагерей заключается в том, что они уделяют большое внимание религии. Эти лагеря подходят для персонала, который исповедует ту же религию. В некоторые лагеря не берут персонал, имеющий иное вероисповедание.  

Скаутские лагеря [Scout] - Эти лагеря больше остальных приближены к природе. Все живут по законам скаутов, и персонал, имеющий подобный опыт, очень ценится. Такие лагеря созданы и принадлежат членам скаутских организаций (например, Girl Scouts of the USA).

  Дневные лагеря - Дневные лагеря работают с понедельника по пятницу. Дети приезжают на автобусе утром и уезжают после обеда. Такие лагеря обычно располагаются около городов. Вы можете жить на территории лагеря, либо за его пределами, в специально отведенном для персонала месте.  

Лагеря для инвалидов [Special Needs] - Эти лагеря специально организованы для людей старшего возраста, которым нужен дополнительный уход. Программа там та же, что и в обычных лагерях, только темп не такой быстрый. Вожатые в таких лагерях не спят в одной комнате с гостями лагеря, они ухаживают за ними в течение дня. Обслуживающий персонал выполняет такие же обязанности, как везде. Количество мест в лагерях такого типа ограничено.

  Лагеря для людей, требующих специального ухода -  Эти лагеря рассчитаны на людей с недостатками в физическом, умственном развитии, проблемами в обучении и т.д. Работа с такими людьми требует больших физических и моральных сил. Однако, проработав лето в таком лагере, ты будешь испытывать огромное чувство гордости за совершенное тобой дело.

Изучив это, можно сказать, что все лагеря разные, уникальны по-своему. Теперь необходимо перейдём к одному из главных этапов, к структуре смены в лагере.

Права, обязанности, ответственность педагога-организатора.

Права:

- Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

- По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

- Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

- Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).

- Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

      Обязанности:

- Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), педагогизации социальной сферы.

- Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся (воспитанников, детей) в учреждениях и по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности.

- Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых.

- Руководит работой по одному из направлений деятельности учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др.

- Способствует реализации прав ребенка на создание детских ассоциаций, объединений.

- Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы обучающихся (воспитанников, детей) в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.

- Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность.

- Оказывает поддержку детским кооперативам, иным формам организации труда обучающихся (воспитанников, детей).

- Организует каникулярный отдых обучающихся (воспитанников, детей), несет ответственность за их жизнь и здоровье в период образовательного процесса.

- составляет планы работы и отчеты о проделанной работе

- систематически повышает профессиональную квалификацию (обучение на курсах, участие в семинарах).

Педагог-организатор несёт ответственность:

- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

- За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

- За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Каждый организатор должен знать, что от него зависит, за что он отвечает, какие права у него есть. Так же необходимо перейти к рассмотрению немаловажной темы, как методика организации отдыха детей.

Задачи:

- Обеспечивать полноценный отдых детей.

- Развивать творческие способности, познавательную деятельность, чувства взаимовыручки и взаимопомощи у детей.

- Вовлекать закомплексованных детей в активную жизнь отряда, выявлять лидеров.

Основные направления деятельности летнего отдыха:

- работа с организаторами летнего отдыха детей и подростков (выездные методические семинары для директоров и заместителей по воспитательной работе детских оздоровительных лагерей и лагерей с дневным пребыванием);

- городская программа  «КВН школьников» (фестиваль КВН, полуфинальная и финальная игра создают условия для развития и активизации творческой деятельности старшеклассников; развивают творческие связи между педагогами образовательных учреждений города);

- методическое обеспечение организаторов детского отдыха и досуга (разработка сценариев конкурсно - игровых программ и праздников; выпуск тематических сборников; методических рекомендаций; бюллетеней по итогам городского конкурса лагерей всех видов; разработка методических папок различной тематики; проведение консультаций, мастер - классов для организаторов досуга).

Педагог-организатор досуга:

Организует культурно - досуговую деятельность детей, подростков, молодежи, взрослого населения в учреждениях культуры, внешкольных учреждениях досуга, общественных организациях, по месту жительства, совместно с учебно-воспитательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта, другими организациями создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, любительских объединений, привлекает к этой работе квалифицированных специалистов.

Педагог-организатор должен знать:

Законы психофизического действия в творческом процессе сценического воплощения актеров, основы теории режиссуры, декоративно-художественного оформления досуговых мероприятий, виды и формы культурно-досуговой деятельности, основы экономики, организации и управления в сфере досуга.

Профессионально важные качества:

- инициативность (это способность субъекта добровольно и самостоятельно находить формы для проявления своего энтузиазма).

- доброжелательность (стремление человека быть открытым другим людям)

- эмоциональная устойчивость (одна из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке).

- помехоустойчивость (способность человека выполнять свои функции без ошибок). .

Педагог-организатор осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления, учреждениями культуры, образования, физической культуры и спорта, туризма, молодежными и детскими общественными организациями, иными заинтересованными организациями и средствами массовой информации. Назначение на должность и освобождение от должности педагога-организатора осуществляется руководителем лагеря. Педагогу-организатору устанавливается режим работы в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

Обязанности педагога-организатора:

- Организует работу.

- Производит подбор квалифицированных кадров, составляет расписание занятий секций, кружков.

- Осуществляет контроль за работой всех кружков и его сотрудников.

- Содействует социальной адаптации детей, подростков и молодежи, развитию их способностей, развитию личности, формированию общей культуры воспитанников и их активной гражданской позиции.

- Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности воспитанников, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности.

- Организует работу кружков, спортивных секций, клубных любительских объединений и иных форм организации досуга детей, подростков и молодежи.

- Организует культурно - досуговую, спортивно-массовую работу в клубе.

- Участвует в организации труда детей, подростков и молодежи.

- Обеспечивает и контролирует посещение клуба детьми, подростками и молодежью, в том числе находящимися в социально опасном положении.

- Ведет учет подростков, состоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних управлений внутренних дел районов Санкт-Петербурга и посещающих клуб, фиксирует результаты работы с указанными подростками и определяет направления дальнейшей работы с ними.

- Разрабатывает формы привлечения несовершеннолетних, состоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних управлений внутренних дел районов Санкт-Петербурга, для занятий в клубе.

- Осуществляет индивидуальную и массовую работу по профилактике правонарушений, безнадзорности и негативных явлений среди детей, подростков и молодежи.

- Организует информационное обеспечение и оформление клуба с помощью фотовыставок и другой наглядной агитации.

- Контролирует порядок и правила охраны труда и противопожарной безопасности в помещении клуба, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, обеспечение охраны жизни и здоровья детей, подростков и молодежи, посещающих клуб.

- Составляет сметы и подает заявки руководителю клуба на приобретение необходимого оборудования, инвентаря, иного имущества, разрабатывает программы развития деятельности клуба в целях совершенствования процесса воспитания.

- Участвует и обеспечивает участие воспитанников клуба в мероприятиях, проводимых в микрорайоне, районе, городе.

- Составляет планы работы и отчеты о проделанной работе.

- Систематически повышает профессиональную квалификацию (обучение на курсах, участие в семинарах).

Права педагога-организатора:

Педагог-организатор имеет право:

- По согласованию с руководителем клуба планировать работу клуба.

- Обеспечивать оказание детям, подросткам и молодежи дополнительных платных услуг в соответствии с действующим законодательством.

- В течение года по согласованию с руководителем вносить изменения в план работы.

- Вносить на рассмотрение руководителя клуба предложения по совершенствованию работы с детьми, подростками и молодежью по месту их жительства, использовать в своей деятельности авторские программы и методики, согласованные с руководителем клуба.

- Вносить на рассмотрение руководителя клуба предложения по изменению кадрового состава, направлений работы клуба.

- Вносить на рассмотрение руководителя клуба предложения по улучшению материально-технической базы клуба.      

- Представлять руководителю клуба предложения о поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников клуба.      

- Приостанавливать занятия групп, проводимые с какими-либо нарушениями санитарных норм, требований техники безопасности или нарушениями воспитательного процесса.        

Педагог-организатор несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Теперь мы знаем главные функции педагога-организатора в работе с детьми. А для улучшения его работы, давайте посмотрим, какие же приёмы существуют по улучшению досуга детей.

Советы вожатым:

- Фиксируйте, запоминайте, записывайте.

- Сочиняйте, разрабатывайте, готовьте заранее.

- Четко и ежедневно планируйте свою работу.

- Любите детей.

- Всегда говорите детям правду.

- Не добивайтесь успеха давлением.

- Будьте доброжелательны, великодушны.

- Не забывайте хвалить ребят, утверждая, что они самые необыкновенные

- Не убивайте в детях фантазию и сказку.

- Позаботьтесь о создании детского банка счастливых воспоминаний.

- Не торопитесь наказывать детей.

- Помните: все дети лагеря - ваши дети.

- Не зарабатывайте дешевый авторитет постоянными уступками.

- Держите любую ситуацию под контролем.

- Относитесь с пониманием к каждому ребенку. Помните, что они всего лишь дети, а вы — самый нужный и близкий для них в данный момент человек.

- Проводите больше творческих конкурсов, требующих фантазии.

- Одевайтесь всегда красиво и по-разному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия смены летнего оздоровительного лагеря «Дружба», организованного на базе детского дома.

Сценарий может быть использован педагогами детских садов для открытия летнего оздоровительного сезона, а также педагогами школ для открытия пришкольного оздоровительного лагеря....

ПРОЕКТ ДЕТСКОГО ЭТНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРОЕКТ ДЕТСКОГО ЭТНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Ворнэ — добрая лесная богиня, воплощающая в себе все положительные качества, которые свойственны человеку....

Методика организации отдыха детей в детском оздоровительном лагере

Методика организации отдыха детей в детском оздоровительном лагере.Задачи детского оздоровительного лагеря:Основные этапы организации досуговой деятельности:Этапы организации мероприятия:...

Организация и методика проведения утренней гигиенической гимнастики для разновозрастных детей в условиях детского оздоровительного лагеря

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящи...

Программа Детского оздоровительного лагеря «Путешествие Эколят- Дошколят в страну здоровья» срок реализации: (август месяц). 2018г.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, при...