Организация и методика проведения утренней гигиенической гимнастики для разновозрастных детей в условиях детского оздоровительного лагеря
консультация на тему

Мережко Оксана Михайловна

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности. [Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой]

Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д. [Значение спорта/ Под ред. И.А. Солнцева.]

   Физическое воспитание детей в детских оздоровительных лагерях – это очень сложный и многогранный вопрос. Одним из основных направлений деятельности детских лагерей является активный отдых с использованием физических упражнений, игр, соревнований.

Условия лагеря отдыха могут обеспечить правильный двигательный режим для детей во время каникул, что является мощным оздоровительным средством.

      Одной из основных формам работы по физическому воспитанию детей в летнем оздоровительном лагере отдыха является – утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_metodika_provedeniya_ugg_v_letnem_lagere.docx293.74 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и методика проведения утренней гигиенической гимнастики для разновозрастных детей в условиях детского оздоровительного лагеря

     

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности. [Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой]

Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д. [Значение спорта/ Под ред. И.А. Солнцева.]

   Физическое воспитание детей в детских оздоровительных лагерях – это очень сложный и многогранный вопрос. Одним из основных направлений деятельности детских лагерей является активный отдых с использованием физических упражнений, игр, соревнований.

Условия лагеря отдыха могут обеспечить правильный двигательный режим для детей во время каникул, что является мощным оздоровительным средством.

      Одной из основных формам работы по физическому воспитанию детей в летнем оздоровительном лагере отдыха является – утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка).

     Утренняя гимнастика (зарядка) – это комплекс физических упражнений, выполняемых после сна.

                                      Каждый день по утрам

Делаем зарядку,

Очень нравится нам

Делать по порядку.

Чтобы нам не болеть

И не простужаться,

Мы зарядкой всегда

Будем заниматься.

Пусть не всё хорошо

Может получаться,

Не печалься, дружок,

Надо научиться.

   

Зарядку проводят ежедневно, спустя 5 мин после общего подъема, в течение 15 мин. для детей 13-15 лет и 12 мин для детей 7-9 лет. В хорошую погоду зарядку проводят на специально оборудованной открытой площадке или лагерном стадионе одновременно со всеми отрядами, однако отряды младших школьников выстраиваются отдельно. В ненастную погоду зарядку проводят по отрядно в хорошо проветренных помещениях (в том числе и спальнях), на верандах, крытых игровых и танцевальных площадках. (Мурсалимов P.M. - 2003 с.12)

Форму одежды на зарядке (в зависимости от погоды) устанавливают специальной инструкцией, составленной педагогом по физическому воспитанию и врачом, и утвержденной начальником оздоровительного лагеря. При теплой, безветренной погоде дети выходят на зарядку в такой форме: для мальчиков - трусы и майка, для девочек - трусы, футболка. В прохладную погоду все дети надевают трикотажные тренировочные костюмы. Для того, чтобы форма одежды на зарядке была единой, дежурный по лагерю или педагог по физическому воспитанию за несколько минут до общего подъема, пользуясь инструкцией, дает соответствующие указания воспитателям отрядов. (Мурсалимов P.M. - 2003 с.12)

Утренняя зарядка облегчает переход от сна к бодрствованию, позволяет организму быстрее включиться в работу. Для нее предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Обычно зарядка проводится на свежем воздухе. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время на свежем воздухе, или в хорошо проветриваемом помещении, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центрально й нервной системы.

   Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями.

       На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.
     Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы, музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.

     При проведении зарядки в составе лагеря наиболее удобно строить детей в линию отрядных колонны разомкнутых по фронту и в глубину на два шага. Строй отряда может состоять из трех - четырех колонн: колонны мальчиков и девочек отдельно или по колоннам. Рекомендуется разметить место построения специальными фанерными табличками (40 * 40) с указанием номера отряда.

Руководитель зарядки должен находиться посередине общего строя, на расстоянии 10-15 метров от первой шеренги. Для того, чтобы видеть всех ребят, лучше встать на какое - либо возвышение (например, на трибуну), позволяющие руководителю показывать и самому выполнять упражнения. Зарядку нужно проводить под музыку. Для проведения зарядки желательно «проводящему» иметь мегафон или обычный рупор.

     Вожатые и воспитатели встают впереди своих отрядов лицом к строю. Они выполняют упражнения (зеркально) вместе со всеми и одновременно следят за дисциплиной строя и правильностью выполнения упражнений детьми, при необходимости делая короткие замечания.

   На зарядке должен обязательно присутствовать врач (или медсестра).

    В комплекс упражнений включают обычные 8-12 упражнений, воздействующих на основные группы мышц (упражнения для рук, ног или туловища), а также комбинированные упражнения. Основной методический принцип при составлении такого комплекса - правильная, посильная для детей дозировка нагрузки. Она должна постепенно повышаться к середине комплекса, а затем несколько снижаться в ходе выполнения последних двух - трех упражнений. Упражнения следует выполнять, не задерживая дыхания, четко, энергично, сохраняя красивую осанку.

   Каждое упражнение комплекса выполняется 6-10 раз.

    Комплекс зарядки обычно начинается с ходьбы на месте (1 мин), затем легкого бега на месте (1 мин). После ходьбы и бега выполняют упражнения типа потягивания, затем для рук, плечевого пояса, ног, комбинированные упражнения. Заканчивают комплекс прыжками и ходьбой на месте (1 мин) в сочетании с упражнениями на дыхание.

     Для того, чтобы зарядка была интересной, комплексы упражнений рекомендуется менять (за одну лагерную смену не менее двух - трех комплексов) с постепенным их усложнением за счет повышения трудности координации движений и увеличения количества повторений упражнений.       Целесообразно заменять комплекс постепенно, по частям. Новые комплексы зарядки рекомендуется предварительно специально разучивать поотрядно под руководством вожатых или воспитателей в часы спортивно-массовой работы.

    При каждом удобном случае следует разъяснять детям значение утренней гигиенической гимнастики для укрепления и здоровья, напоминать, что ежедневное выполнение зарядки, понимание её роли и места в режиме дня, умение самостоятельно составлять простейшие комплексы упражнений. В целях повышения организованности и качества зарядки, возможно, проводить специальные конкурсы между отрядами на лучшее её выполнение. При проведении такого конкурса рекомендуется учитывать, например, такие элементы зарядки: быстроту и четкость построения, однообразие и опрятность формы одежды, дисциплину строя и равнение, правильность и одновременность выполнения упражнений и т. д.

   Как уже говорилось, с младшими отрядами зарядку проводят отдельно. Ею руководят или инструкторы по плаванию, или вожатые и воспитатели этих отрядов, проинструктированные педагогом по физическому воспитанию.

    Для школьников специальной медицинской группы во время, отведенное распорядком дня на зарядку, целесообразно организовывать занятия специальной лечебной гимнастикой. Проводить такие занятия может медсестра или один из воспитателей отряда, получивший соответствующий инструктаж от врача и педагога по физическому воспитанию.

После утренней зарядки надо провести водные процедуры - душ или обливание, после чего энергично растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты. Растирать тело надо по ходу кровеносных сосудов: от кисти рук до плеча, от спины до бедра, а живот и грудь - круговыми движениями справа налево.

Комплексы утренней гимнастики  в детских лагерях можно придумывать самые разнообразные. Главное, чтобы они были подобраны с учетом физиологических особенностей, группы здоровья, а так же были интересны ребятам и прививали им любовь к спорту.

Составлять комплексы утренней гимнастики следует в определённой последовательности, руководствуясь следующими положениями:

1. Первые упражнения должны тонизировать организм, способствовать переходу от сна к бодрствованию. Рекомендуется начинать с ходьбы и небольшой пробежки.

2. Последующие упражнения постепенно включают в работу мышцы рук, туловища, ног.

3. Упражнения на силу, быстроту, растягивание включить в середину или ближе к концу комплекса.

4. Завершают комплекс прыжковые упражнения или бег с последующим переходом на ходьбу с глубоким дыханием.

5. Количество повторений следует постепенно увеличивать по мере повышения тренированности.

6. При подборе упражнений следует учитывать возрастные особенности.

Основные правила выполнения зарядки:

  1. Утреннюю гимнастику лучше всего делать на улице (во дворе, парке, саду) или в хорошо проветренном помещении.
  2. Самая удобная спортивная одежда для зарядки –  спортивные трусы и майка или спортивный костюм по сезону при занятиях на свежем воздухе.
  3. Включать в зарядку 8-9 упражнений и повторять каждое упражнение 6-10 раз. Меньшее число повторений не принесет пользы.
  4. Наклоны делать в правую и левую сторону, выпады и махи левой и правой ногой.
  5. Не забывать о правильном дыхании. Дышать свободно, через нос (при разведении, подъеме, разгибании рук делать вдох, при наклонах и приседаниях – выдох).
  6. Упражнения выполнять без предметов и с предметами.
  7. Хорошо делать зарядку под бодрую, ритмичную, но негромкую музыку.
  8. После зарядки полезно принять душ, облиться теплой водой или обтереться влажным полотенцем, а затем растереться сухим.

Информационные ресурсы:

    1. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - Москва, 1990.

     2. Копылов Ю.А. Учить правильно дышать. // Физическая культура в школе. -   1994. - №4. - С. 16-18.

     3. Копылов Ю.А.,  Полянская Н.В. Физкультурно-оздоровительное занятие в общеобразовательной школе. -  «Чистые пруды», 2005.

Интернет-источники:

  1.  явожатый.рфmetodicheskiy-material…v…lagere/
  2. muscleoriginal.comkompleks…utrennej-zaryadki/
  3. vozhatiki.ruАрхив фонотекиУтро в летнем лагере
  4. summercamp.ruКомплекс_утренней_зарядки

Комплекс утренней гимнастики № 1 без предмета

Упражнение 1. Для мышц шеи (3-4 раза).

И.П. – стойка, ноги вместе, руки на поясе.

1-наклон головы вправо,

2-И.П.

3-наклон головы влево,

4-И.П.

5-наклон головы вперед,

6-И.П.

7-наклон головы назад,

8-И.П.

hello_html_3f88da03.jpghello_html_8c0801d.jpghello_html_3f88da03.jpghello_html_16b11516.jpghello_html_3f88da03.jpghello_html_7f966ee8.jpghello_html_3f88da03.jpghello_html_m3c76463a.jpghello_html_3f88da03.jpg

И.П. 1 2 3 4 5 6 7 8

Упражнение 2. Для мышц рук и плечевого пояса (4-6 раз).

И.П. – О.С.

1-руки вперед,

2-руки вверх,

3-руки в стороны,

4-И.П.

hello_html_4f353ea7.jpghello_html_m6d5c89f4.jpghello_html_179e96a5.jpghello_html_3170b5d1.jpg

И.П. 1 2 3

Упражнение 3. Для мышц рук и плечевого пояса (4-6 раз).

И.П. – О.С.

1-4 – круговые вращения руками вперед,

5-8 – круговые вращения руками назад.

hello_html_4f353ea7.jpghello_html_m141cdee9.jpg

И.П. 1-4

Упражнение 4. Для мышц рук и плечевого пояса (4-6 раз).

И.П. – стойка, ноги вместе, руки перед грудью.

1-2 – два пружинистых рывка локтями назад,

3-4 – левую руку вверх, правую вниз, два пружинистых рывка назад,

5-6 – руки перед грудью, два пружинистых рывка назад,

7-8 – правая рука вверху, левая внизу, два пружинистых рывка назад.

hello_html_m3a167320.jpghello_html_d51d661.jpghello_html_d51d661.jpg

И.П. 1-2 3-4 5-6 7-8

Упражнение 5. Для мышц туловища (4-6 раз).

И.П. – стойка, ноги врозь руки на поясе.

1-наклон туловища вправо,

2-И.П.

3-наклон туловища влево,

4-И.П.

5-наклон туловища вправо, левая рука вверх,

6-И.П.

7-наклон туловища влево, правая рука вверх,

8-И.П.

hello_html_m41141742.jpghello_html_5f60075f.jpghello_html_29c99fba.jpghello_html_6f1fd1d3.jpg

И.П. 1,3 5 7

Упражнение 6. Для мышц туловища (4-6 раз).

И.П. – стойка ноги врозь пошире.

1-3 – пружинистые наклоны вперед (к правой ноге, прямо, к левой ноге)

4-И.П.

hello_html_m11d8812a.jpg

И.П. 1-3

Упражнение 7. Для мышц ног (4-6 раз).

И.П. – О.С.

1-глубокий присед, руки вперед,

2-И.П.

hello_html_4ba1ab22.jpg

И.П. 1

Упражнение 8. Для мышц ног (4-6 раз).

И.П. – стойка ноги врозь, руке вперед.

1-мах правой ногой к левой руке,

2-И.П.

3-мах левой ногой к правой руке,

4-И.П.

hello_html_6f28e0dc.jpg

И.П. 1,3

Упражнение 9. Для мышц всего тела (4-6 раз).

И.П. – О.С.

1-упор присев,

2-упор лежа,

3-упор присев,

4-И.П.

hello_html_4f353ea7.jpghello_html_m11489690.jpghello_html_5ad5c60f.jpghello_html_m11489690.jpg

И.П. 1 2 3

Комплекс утренней гимнастики № 2 со скакалкой.

Упражнения со скакалкой развивают координационные способности, прыгучесть, общую и скоростную выносливость, гибкость.

Упражнение 1. Для мышц рук и плечевого пояса (4-6 раз).

И.П. – стойка ноги врозь, руки внизу, скакалка в руках, сложенная вчетверо.

1- руки вперед,

2-руки вверх, встать на носки.

3-руки вперед,

4-И.П.

hello_html_m67ceddf9.jpghello_html_m7592a145.jpghello_html_m3560d84f.jpghello_html_m7592a145.jpg

И.П. 1 2 3

Упражнение 2. Для мышц рук и плечевого пояса (4-6 раз).

И.П. – стойка ноги врозь, скакалка сложена в четверо вверху.

1-с поворотом туловища влево круг руками вперед и влево,

2-И.П.

3-с поворотом туловища вправо круг руками вперед вправо,

4-И.П.

hello_html_56758e23.jpg

Упражнение 3. Для мышц туловища (4-6 раз).

И.П. – стойка ноги врозь пошире, руки в стороны, скакалка натянута перед грудью.

1-наклон вперед,

2-поворот туловища влево, правой рукой коснуться левого носка,

3-поворот туловища вправо, левой рукой коснуться правого носка,

4-И.П.

hello_html_me42d10f.jpghello_html_m5c18258d.jpghello_html_768038d7.jpg

И.П. 1 2-3

Упражнение 4. Для мышц ног (4-6 раз).

И.П. – стойка ноги вместе, скакалка сложенная вчетверо в руках внизу.

1-правой ногой перешагнуть через скакалку,

2-левой ногой перешагнуть через скакалку,

3-4-вернуться в И.П.

hello_html_6b28aa20.png

И.П. 1-2

Упражнение 5. Для мышц ног (4-6 раз).

И.П. – стойка ноги вместе на скакалке.

1-выпад правой ногой вперед, руки в стороны, вытягивая скакалку,

2-И.П.

3-выпад левой ногой вперед, руки в стороны, вытягивая скакалку,

4-И.П.

hello_html_7726c4af.pnghello_html_47d9441f.jpg

И.П. 1,3

Упражнение 6. Для мышц всего тела (4-6 раз).

И.П. – стойка ноги вместе, скакалка сложенная вчетверо сзади-внизу.

1-наклон вперед, руки назад, скакалка вытянута,

2-И.П.

3-присед,

4-И.П.

hello_html_m1f4ab930.pnghello_html_5cb0a28f.pnghello_html_m1a0722ac.jpg

И.П. 1 2 3

Упражнение 7. Для мышц всего тела (4-6 раз).

И.П. – стойка ноги вместе, скакалка сложенная вдвое на полу сзади.

1-упор присев,

2-толчком ног упор лежа через скакалку,

3-упор присев через скакалку,

4-прыжок вверх, руки через стороны вверх, хлопок над головой.

hello_html_m5e4d4c50.jpghello_html_37c0493f.jpghello_html_60e85e57.png

1 2 3 4

Упражнение 8. Прыжки (выполнять по 25 раз каждый вид).

а) Прыжки на двух ногах на месте, с вращением скакалки вперед.

б) Прыжки на двух ногах на месте, с вращением скакалки назад.

в) Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, с вращением скакалки вперед.

г) Прыжки с ноги на ногу с вращением скакалки вперед.

hello_html_m33a20a65.jpghello_html_m798ee416.pnghello_html_47ba5221.jpghello_html_3ab6ad67.jpg

а б в г

Упражнение 9. Ходьба на месте или с направлением движения (30 сек).

Комплекс утренней гимнастики № 3 в движении.

Упражнение 1. Ходьба на месте и с направлением движения (30 сек).

Упражнение 2. Ходьба, пружинистые рывки руками назад на каждый шаг(4-6 раз).

1-2 – правая рука вверху, левая внизу,

3-4 – левая рука вверху, правая-внизу.

hello_html_7270bd52.jpg

Упражнение 3. Ходьба с круговым движением рук. (4-6 раз)

1-4 – круговые движения рук вперед,

5-8 – круговые движения рук назад.

hello_html_m8a8d91b.jpg

Упражнение 4. Ходьба с наклоном вперед на каждый шаг, к прямой ноге(8-10 раз).

hello_html_m89707d3.png

Упражнение 5. Ходьба (30 сек):

а) на носках;

б) на пятках;

в) на внешней стороне стопы;

г) в полуприседе;

д) в приседе.

hello_html_75f94e8f.pnghello_html_m30e0d3dc.pnghello_html_m3f86e0aa.png

Упражнение 6. Ходьба с высоким подниманием бедра на каждый шаг (10- 15 шагов).

hello_html_m74fe2b72.png

Упражнение 7. Ходьба с выпадами вперед, поочередно правой, левой ногой (10-15 шагов).

hello_html_m6abbe549.jpg

Упражнение 8. Бег (2-3 мин).

Упражнение 9. Ходьба, руки через стороны вверх-ВДОХ, опустить вниз-ВЫДОХ (4-6 раз).

hello_html_m381025ad.pnghello_html_m73bc3e86.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения утренней гимнастики в детском саду"

В консультации раскрыты основные особенности организации  утренней гимнастики во всех возрастных группах детского сада, представлена рекомендуемая СанПиН длительность и дозировка общеразвивающих ...

Консультация для воспитателей «Методика проведения утренней гигиенической гимнастики в старшей группе ДОУ»

В консультации представлены методицеские рекомендации по проведению утренней гимнастики в старшей группе ДОУ и предложены комплексы утренней гимнастики для воспитанников 2 - 7 лет...

«Методика проведения утренней гигиенической гимнастики в средней группе »

Утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в д/с....

Консультация На тему: «Организация и методика проведения утренней гимнастики в ДОУ»

Цель данной консультации - обобщить и систематизировать практический материал, дать конкретные методические рекомендации для проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста в помеще...

Методика проведения утренней артикуляционной гимнастики

Методика  проведения утренней артикуляционной гимнастики...

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Утренняя гимнастика — это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Оздоровительное и во...