Волшебная капелька
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Волшебная капелька.
Цель:
Закрепить знания детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.
Задачи:
Образовательные: сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека; познакомить самым простым способом очистки воды;
Развивающие : обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, активизировать потребность в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания и способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать.
Воспитательные: воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Материал: кукла - капля «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением водоёмов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для озера, рыбки.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз:
«С голубого ручейка
Начинается река
А игра - начинается с улыбки!»
(дети проговаривают вместе с воспитателем)
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и мне на ладошку
упала «капелька».
На ладошку мне упала
Не пропала, не пропала.
Эта капелька воды.
Кап, кап, кап, кап.
2. Игровая ситуация "Знакомство с капелькой"
Воспитатель: Эта «капелька», ребята, потеряла
Ребята, я сегодня шла в детский сад , и мне на ладошку упала капелька:
Это капелька воды
На ладошку мне упала
Не пропала, не пропала
Эта капелька воды
Кап, кап, кап, кап.
Эта капелька пришла со мной, а зовут капельку Капитошка.
- А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их (озеро, море, океан, лужа, речка, река, ручеек, болото).
- Значит, капелька - это частичка чего?
(Воды)
- Кому нужна вода? ( вывешиваются рисунки "Кому нужна вода")
- А может ли человек прожить без воды?
Без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.
- Как вы думаете, ребята, что может делать вода?
- Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится? (в водопроводном кране)
А вы, ребята, хотите познакомиться с капелькой? Подставляйте ладошки.
(Дети подставляют ладошки, воспитатель капает из пипетки каждому ребёнку на руку капельку воды.)
Теперь у вас у каждого на ладошке своя капелька. Давайте с ней поиграем.
(Воспитатель предлагает детям пощупать капельку, покатать её по ладошке.)
Ребята, скажите, какая стала рука после того, как на ней посидела капелька?
3. Путешествие-поиск капелек по группе
Капелька хочет увидеть своих сестричек, которые живут у нас в группе.
- Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
(Дети идут по группе делают остановки)
В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)
- Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.
Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)
- Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.
(Все вместе пересчитывают капельки и прикрепляют капельки к озеру.)
- Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
4. Экспериментальная деятельность №1 " Вода - это жидкость".
(на столе стоят стаканы с водой , пустая чашка, мерные стаканчики, дети переливают воду из одной емкости в другую)
Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать о воде? Давайте сделаем вывод.
(Вода - это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой)
5. Экспериментальная деятельность №2 "Вода бесцветная".
(На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка)
(Воспитатель опускает ложечку в молоко) - Ребята, видно ложечку? (нет). (опускает ложечку в воду) - А теперь видно ложечку? (да)
- Молоко, какого цвета? (белого) - А вода, какого цвета? (вода не имеет цвета, она бесцветная).
- Ребята, а как вы думаете, вода может изменить свой цвет? Хотите в этом убедиться?
На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка.
- Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (да)
- А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет. - Значит какой делаем вывод? ( вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили)
6. Экспериментальная деятельность №3 "Вкус воды".
- Ребята, сейчас подойдите, пожалуйста, все к столу. (Предлагает детям взять в руки по стакану с водой.)
- Давайте попробуем. А какая вода по вкусу?
- А можно ли ее сделать соленой? Как? А сладкой? Кислой? Цветной? (Ответы детей.)
Воспитатель проводит опыты, добавляя в воду соль, сахар.
7. Экспериментальная деятельность №4 "Лёд - это вода".
А сейчас подойти к другому столу и возьмите по кубику льда в руку.
- Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.)
Правильно, наши руки теплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лед — это что? (Ответы детей.)
Правильно, лед это тоже вода, только твердая
8. Экспериментальная деятельность №5 "Пар - это тоже вода".
На столе стоит термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.)
- Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды.
- Давайте возьмем зеркало и подержим его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь взялась вода? (Ответы детей.) Значит, пар – это тоже вода.
9. Экспериментальная деятельность №6 «Как воду сделать чистой»
- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
- Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?
- Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.
- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.
- А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.
10. Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять
Любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
11. Массаж лица
Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.
Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым
глазам от внутреннего края века к внешнему.
Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по
щекам.
Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.
Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.
12. Практическая деятельность "Помоги рыбке"
- Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.
- Ребята , перед вами озеро. (Плакат с озером). И живёт в озере золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной, и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в озеро. Рыбки наши на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему озеру.
Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.
13. Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)
Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)
Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)
Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)
14. Практическая деятельность. Дети распределяют рыбок по озеру. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.
- Посмотрите, какое у нас получилось красивое озеро, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком озере. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.
15. Итог занятия.
Вот видишь капелька, сколько мы узнали о воде.
- Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.
- Для чего нам нужна вода?
- Как нужно беречь воду?
- Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.
1. Вода везде — вода в стакане
И в чайнике, и просто в кране.
Когда водички вовсе нет —
То и не сваришь ты обед.
2. Не могут рыбы без воды,
Я не могу, не можешь ты.
Давайте все вместе водичку беречь,
И каждую капельку дружно стеречь.
3. Мы помогаем цветы поливать,
И листья большие у них протирать.
Еще наблюдаем, как лук наш растет,
Как через корни водичку он пьет.
16. Рефлексия
- Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. (Каждому ребёнку вручается капелька)
Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. Оказывается, капелька у нас самая волшебная. Мы весело с капелькой поиграли и теперь отпускаем Капитошку к своим сестрёнкам. (Опускают капельку к сестрёнкам в волшебное озеро).
- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу работу на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексное занятие :"Волшебная капелька"
закрепить свойства воды с помощью эксперимента. Развивать диалогическуюречь, умение отвечать на вопросы, воспитывать бережное отношение к водезакрепить умение склеивать полоску в виде капельки....
Презентация проекта "Волшебные капельки".
Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире....
"Волшебная капелька"
Исследовательский проект...
Проект "Волшебная капелька"
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...
Проект "Волшебная капелька"
Процесс познания маленького ребенка, отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, малыши эмоциями. Воспитывать экологическую культуру нужно с раннего детства. Одним из п...
Развлечение «Волшебные капельки воды»
Цель:• Закреплять знания детей о воде, её свойствах.• Развивать поэтический слух.• Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.• Воспитывать доброе отношение к воде.Материалы:Плоскостны...