отчёт по использованию современных образовательных технологий в группе.
консультация на тему

Крысина Ирина Владимировна

Моё использоввание новейших технологий в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К числу современных образовательных технологий которыми я пользуюсь в своей работе

  1. Здоровьесберегающие технологии;
  2. Технологии проектной деятельности;
  3. Технология исследовательской деятельности;
  4. Игровая технология
  5. Технология «ТРИЗ» и др. 
  6. Сказкотерапия.
  7. Психогимнастика.                                                                                                                                              

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

  • Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
  • Обеспечения   социально-психологического благополучия       ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
  • Здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов (направленные на профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная, релаксация);
  • Образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
  • Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
  • К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

   Технологии проектной деятельности

  • Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
  • Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Технология исследовательской деятельности

  • Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
  • Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
  • Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: 
  • - эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • - наблюдения;
  • - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • - опыты;
  • - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • - подражание голосам и звукам природы;
  • - использование художественного слова;
  • - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 
  • ситуации;
  • - трудовые поручения, действия.

Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  1. Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  2. Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  3. Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  4.  Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

     Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

   В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе даёт несомненные преимущества:

• в активизации познавательной деятельности детей;

• в создании мотивационных установок на проявление творчества;

• в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами)

• повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

• формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

• развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Цель развивающего обучения – формирование теоретического мышления и сознания.

"Сочинялочка" (II младшая). Осуществляю знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы. Метод проб и ошибок - поиск нового ("А что делать, если делать так?", "А, может быть, так?"). Они используются для решения несложных задач, например: "Дети играли в мяч. Мяч залетел на крышу веранды..." Положительный результат для детей каждый раз открытие. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.

Также организую игры, направленные на развитие творческого воображения, в которые входят сложные слова, слова-родственники, уменьшительно -ласкательные формы существительных, обобщающие слова, метафоры, фразеологические обороты: "На что это похоже?", "Хорошо-плохо", "Волшебные слова" , «Что сначала что потом.», «Что в круге?», «Наоборот», «4 лишний».

Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.

Задачи:

Развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы воспитателя и т.п.

  1. Развивать у детей способность к анализу,
  2. Стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.
  3. Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.

Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

В итоге были сделаны следующие выводы:

ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,

ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,

ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

ТРИЗ изменяет социальный статус ребёнка в семье: к его мнению прислушиваются, ценят, творческие проявления ребёнка вызывают уважение у членов семьи.

Сказкотерапия

Задачи сказкотерапии:

1.Развивать речь детей с помощью:

  • Пересказывания сказок;
  • Группового рассказывания сказок;
  • Сочинения сказок;

2.Выявить и поддержать творческие способности.

3.Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4.Развить умение преодолевать трудности и страхи.

5.Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

6.Укрепить союз «Ребёнок – Родитель – Педагог».

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.

  • Пальчиковые игры – большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук.
  • Сказкотерапевтическое рисование – в своих работах дети находят много разных существ и придумывают о них сказки и истории.
  • Решение сказочных задач – это развитие творческого мышления и воображения.
  • Самостоятельное и групповое сочинение и рассказывание сказок и историй.

Метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на развитие ребёнка.

Психогимнастика - примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Основная цель этой программы - научить ребёнка справляться с жизненными трудностями. Ребёнок должен осознать, что между мыслями, чувствами, и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Дети изучают эмоции, возможность управлять ими.

Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.

В методике Юновой каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно состоит из трех фаз:

      1    фаза -  снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы, имеющих и социометрическое значение (кого выбрать в напарники и т.п.);

  1. Фаза - пантомима (поведение в случае, когда в окно влезает вор, болезнь запачкаться и т.п.);
  2. Фаза - заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе (используются различного рода коллективные игры и танцы).

В детском саду педагог использует только элементы психогимнастики для развития у детей - внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений, коммуникативных навыков, умений. Основной целью является: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, наладить взаимоотношения с коллективами детей и взрослых.

В процессе этого дети учатся свободно выражать и контролировать свои чувства и поступки. Надо отметить то, что сам педагог и родители воспитанников учатся вместе с детьми. Это позволяет им лучше понимать себя и друг друга.

Наш детский сад работает по программе развития и обучения детей в детском саду «Детство».

Игра «Паровозик с именем» - настраивает детей на совместную деятельность. Также, как и в описанной выше игре, дети были сначала скованны, тихо или совсем не произносили имён. Игра протекала вяло, неинтересно. При повторах этой игры дети стали чувствовать себя более комфортно, четко и громко произносили имена, тем, кто стеснялся, помогали. Таким образом, мы решали проблему комфортности в нашем маленьком коллективе.

Этюд: «Клубочек» направлен на умение действовать согласованно, создать ощущение единства. Вначале дети неохотно сближались друг с другом, они оставляли между собой пространство, отпускали руки. В дальнейшем при повторе этого этюда дети стали более уверенны в себе, улыбались, принимали на себя роль ниточки, т.е. были как единое целое.

Для решения поставленных задач мною планируется провести:

  • Индивидуальную работу с детьми - разыгрывали этюды по сказкам, рассказам, имитируя те или иные настроения. Рассматривали рисунки, картины по сказкам. Например, Васнецов: «Три богатыря», «Алёнушка» и т.д.
  • Проводили работу с родителями в форме индивидуальных бесед и родительских собраний. Беседуя с родителями о чувствах, мы поняли их желание и цель - видеть своих детей счастливыми. Были предложены некоторые доступные средства, которые могут вызвать положительные эмоции и чувства у детей и родителей: совместные игры и прогулки, обсуждения увиденного, прочитанного, рассматривание фото, картинок, иллюстраций. Рекомендовали родителям как можно больше хвалить малышей. За даже самый маленький успех на их взгляд.

В родительском уголке советы родителям:

  • Как помочь ребёнку преодолеть страх.
  • Создание в доме эмоционально-благоприятной обстановки для ребенка.
  •     Как ребёнку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад или другой незнакомый коллектив.

Дошкольники изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой общения. Применение элементов психогимнастики в образовательном процессе помогает детям лучше понять себя и мир сверстников и взрослых. Позволяет преодолеть барьеры в общении, снять психологическое напряжение и дает отличную возможность самовыражения. И так, положительный опыт, который мы вместе с детьми получили в младшей и средней группе, вызывает желание продолжить работу в этом направлении, расширяя и обогащая ее новыми этюдами и играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...

Отчет об использовании современных образовательных технологий средняя группа

Новые современные технологии и методики, являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, используются в работе наравне с традиционными средствами развития и во...

Отчёт современных образовательных технологий в образовательном процессе.

Отчёт современных образовательных техннологий в образовательном процессе...

Отчёт об использованиисовременных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе Дадашевой Розы Таджибовны

Отчётоб использованиисовременных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе...

Отчёт об использовании образовательных технологий в практической деятельности

Отчёт об использовании образовательных технологий в практической деятельности...