отчёт по использованию современных образовательных технологий в группе.
консультация на тему
Моё использоввание новейших технологий в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_chislu_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_kotorymi_ya_polzuyus_v_svoey_rabote.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
К числу современных образовательных технологий которыми я пользуюсь в своей работе
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технологии проектной деятельности;
- Технология исследовательской деятельности;
- Игровая технология
- Технология «ТРИЗ» и др.
- Сказкотерапия.
- Психогимнастика.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
- Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
- Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
- Здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов (направленные на профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная, релаксация);
- Образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
- Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
- К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Технологии проектной деятельности
- Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
- Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Технология исследовательской деятельности
- Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
- Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
- Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- - эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- - наблюдения;
- - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- - опыты;
- - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- - подражание голосам и звукам природы;
- - использование художественного слова;
- - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
- ситуации;
- - трудовые поручения, действия.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе даёт несомненные преимущества:
• в активизации познавательной деятельности детей;
• в создании мотивационных установок на проявление творчества;
• в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами)
• повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
• формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
• развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Цель развивающего обучения – формирование теоретического мышления и сознания.
"Сочинялочка" (II младшая). Осуществляю знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы. Метод проб и ошибок - поиск нового ("А что делать, если делать так?", "А, может быть, так?"). Они используются для решения несложных задач, например: "Дети играли в мяч. Мяч залетел на крышу веранды..." Положительный результат для детей каждый раз открытие. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.
Также организую игры, направленные на развитие творческого воображения, в которые входят сложные слова, слова-родственники, уменьшительно -ласкательные формы существительных, обобщающие слова, метафоры, фразеологические обороты: "На что это похоже?", "Хорошо-плохо", "Волшебные слова" , «Что сначала что потом.», «Что в круге?», «Наоборот», «4 лишний».
Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.
Задачи:
Развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы воспитателя и т.п.
- Развивать у детей способность к анализу,
- Стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.
- Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.
Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.
В итоге были сделаны следующие выводы:
ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,
ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,
ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.
ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
ТРИЗ изменяет социальный статус ребёнка в семье: к его мнению прислушиваются, ценят, творческие проявления ребёнка вызывают уважение у членов семьи.
Сказкотерапия
Задачи сказкотерапии:
1.Развивать речь детей с помощью:
- Пересказывания сказок;
- Группового рассказывания сказок;
- Сочинения сказок;
2.Выявить и поддержать творческие способности.
3.Снизить уровень тревожности и агрессивности.
4.Развить умение преодолевать трудности и страхи.
5.Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
6.Укрепить союз «Ребёнок – Родитель – Педагог».
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
- Пальчиковые игры – большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук.
- Сказкотерапевтическое рисование – в своих работах дети находят много разных существ и придумывают о них сказки и истории.
- Решение сказочных задач – это развитие творческого мышления и воображения.
- Самостоятельное и групповое сочинение и рассказывание сказок и историй.
Метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на развитие ребёнка.
Психогимнастика - примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Основная цель этой программы - научить ребёнка справляться с жизненными трудностями. Ребёнок должен осознать, что между мыслями, чувствами, и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Дети изучают эмоции, возможность управлять ими.
Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.
В методике Юновой каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно состоит из трех фаз:
1 фаза - снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы, имеющих и социометрическое значение (кого выбрать в напарники и т.п.);
- Фаза - пантомима (поведение в случае, когда в окно влезает вор, болезнь запачкаться и т.п.);
- Фаза - заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе (используются различного рода коллективные игры и танцы).
В детском саду педагог использует только элементы психогимнастики для развития у детей - внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений, коммуникативных навыков, умений. Основной целью является: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, наладить взаимоотношения с коллективами детей и взрослых.
В процессе этого дети учатся свободно выражать и контролировать свои чувства и поступки. Надо отметить то, что сам педагог и родители воспитанников учатся вместе с детьми. Это позволяет им лучше понимать себя и друг друга.
Наш детский сад работает по программе развития и обучения детей в детском саду «Детство».
Игра «Паровозик с именем» - настраивает детей на совместную деятельность. Также, как и в описанной выше игре, дети были сначала скованны, тихо или совсем не произносили имён. Игра протекала вяло, неинтересно. При повторах этой игры дети стали чувствовать себя более комфортно, четко и громко произносили имена, тем, кто стеснялся, помогали. Таким образом, мы решали проблему комфортности в нашем маленьком коллективе.
Этюд: «Клубочек» направлен на умение действовать согласованно, создать ощущение единства. Вначале дети неохотно сближались друг с другом, они оставляли между собой пространство, отпускали руки. В дальнейшем при повторе этого этюда дети стали более уверенны в себе, улыбались, принимали на себя роль ниточки, т.е. были как единое целое.
Для решения поставленных задач мною планируется провести:
- Индивидуальную работу с детьми - разыгрывали этюды по сказкам, рассказам, имитируя те или иные настроения. Рассматривали рисунки, картины по сказкам. Например, Васнецов: «Три богатыря», «Алёнушка» и т.д.
- Проводили работу с родителями в форме индивидуальных бесед и родительских собраний. Беседуя с родителями о чувствах, мы поняли их желание и цель - видеть своих детей счастливыми. Были предложены некоторые доступные средства, которые могут вызвать положительные эмоции и чувства у детей и родителей: совместные игры и прогулки, обсуждения увиденного, прочитанного, рассматривание фото, картинок, иллюстраций. Рекомендовали родителям как можно больше хвалить малышей. За даже самый маленький успех на их взгляд.
В родительском уголке советы родителям:
- Как помочь ребёнку преодолеть страх.
- Создание в доме эмоционально-благоприятной обстановки для ребенка.
- Как ребёнку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад или другой незнакомый коллектив.
Дошкольники изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой общения. Применение элементов психогимнастики в образовательном процессе помогает детям лучше понять себя и мир сверстников и взрослых. Позволяет преодолеть барьеры в общении, снять психологическое напряжение и дает отличную возможность самовыражения. И так, положительный опыт, который мы вместе с детьми получили в младшей и средней группе, вызывает желание продолжить работу в этом направлении, расширяя и обогащая ее новыми этюдами и играми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...
ОТЧЁТ об использовании современных образовательных технологий соответствующих ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе музыкального руководителя
Документация к аттестации музыкального руководителя ДОУ....
Отчет об использовании современных образовательных технологий средняя группа
Новые современные технологии и методики, являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, используются в работе наравне с традиционными средствами развития и во...
Отчёт современных образовательных технологий в образовательном процессе.
Отчёт современных образовательных техннологий в образовательном процессе...
Отчёт об использованиисовременных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе Дадашевой Розы Таджибовны
Отчётоб использованиисовременных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе...
Отчёт об использовании образовательных технологий в практической деятельности
Отчёт об использовании образовательных технологий в практической деятельности...