Экологическое занятие по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Волшебная капелька».
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Михайлова Людмила Игоревна

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.
Антуан де Сент-Экзюпери

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_volshebnaya_kapelka.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Моркинский детский сад № 7»

                                                                     Утверждаю:

                                                                                       Заведующий МДОУ

                                                                                                     «Моркинский детский сад № 7»                                                                                                              _________ Иванова С.В.

Экологическое занятие по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе

на тему: «Волшебная капелька».

Реализация образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

                                                                                       

                                                                         

                                                                                                      Подготовила: Михайлова Л.И.

Морки

2017г.

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.

Программные задачи:

Образовательные:

Ознакомить детей со свойствами воды: вода – это жидкость, прозрачная, безвкусная, не имеет запаха.

Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

 Дать представление о том, что вода иногда нуждается в очистке и фильтрации.

 Развивающие:

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к воде, любознательность.

Оборудование: капелька, прозрачные стаканы, ложки, стакан с молоком, стаканы с водой на каждого ребенка, краски, поролоновые тампоны, кисточки, стаканчик с фильтром, листы бумаги, катринки – модули, долька лимона и кусочки сахара на каждого ребенка, музыкальное сопровождение, цифровые образовательные ресурсы.
Предшествующая работа. Беседы по теме «Где есть вода», «Кому нужна вода», «Почему надо беречь воду» и др. Дидактические игры по данной тематике, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о воде, опыты с водой.

Словарная работа: 
- Вода льется, бежит; вода-жидкость.
Вода - это пар, пар - это тоже вода, вода – это лед, лед – это тоже вода, вода холодная, теплая, горячая, прозрачная, лаборатория, фильтрация воды.


Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Звучит аудиозапись (капли дождя) .

В. : Ребята, послушайте что это звучит?

Д. : Это звуки воды, идёт дождь.

В. : Да ребята, это идёт, капает дождик.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с Капелькой. Она много путешествовала по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

 Как вы думаете,  где капелька живёт?

Дети: В реке…

 Воспитатель: Значит, капелька- это частица чего?

Дети : Воды.

Воспитатель: А давайте посмотрим фотографии, где путешествовала наша Капелька, но для этого вы должны отгадать мои загадки (с использованием цифровых образовательных ресурсов):

1. Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит.

(Слайд № 1-  изображение речки)

2.Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(слайд № 2 - изображение туч)

3. Он длиннющий, он большущий,

Он от тучи до земли.

Пусть идет он пуще, пуще,

Чтоб грибы скорей росли.

(слайд № 3 - изображение дождя)

- Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(слайд № 4 с изображением снежинки)

- Забралась на карниз,

Нос повесила вниз.

На ночь слёзы прячет,

А на солнце плачет.

(слайд № 5 с изображением сосульки)

Воспитатель:  Ребятки, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Дети:  О воде.

Воспитатель:  Для чего нужна человеку вода?

Дети:  Пить, умываться, купаться, готовить пищу.

Пальчиковая гимнастика «Моем руки»

Воспитатель:  А животным нужна вода?

Дети:  Да, для жизни, для питья, купания.

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Воспитатель:  А для чего нужна вода растениям?

Дети:  Для жизни. Чтобы деревья и цветы не засохли.

Воспитатель: Ребята посмотрите перед вами два цветка. Как вы думаете, какой цветок нуждается в водичке? Давайте его польем, побрызгаем и посмотрим, в течение дня, как он поменяется. Кто у нас сегодня дежурные? Дежурные опрыскивают и поливают.

Проблемная ситуация – вода для полива грязная!

Воспитатель: Ой, а вода – то грязная, а можно поливать грязной водой цветы? Что мы будем делать?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Мы попробуем очистить грязную воду.

Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

Воспитатель: Для этого возьмем воронку и начнем пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой. Вот теперь можно поливать!

Воспитатель. Ребята, а Капелька приглашает нас в Лабораторию великой Царицы Водицы. Вы хотите там побывать?

Д: - Да!

 Воспитатель: Тогда в путь! А вот и тропинка. Давайте пойдем по её следам.

По тропинке мы идём

И к воде сейчас придём.

 (Слышится волшебная музыка.)

Воспитатель: А вот и Лаборатория Царицы Водицы. Сейчас мы с вами узнаем какими свойствами обладает вода.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что может делать вода?

Дети: Журчать, течь, литься, бежать.

Воспитатель: А давай те это и проверим.

Опыт 1. «Вода - это жидкость»

В. - Перед вами стоят 2 стакана. Один – пустой, а в другом – вода. Аккуратно одной рукой держите стакан, другой переливайте.

В. - А почему вода льется?

Д. - Она жидкая.

В. - Правильно, вода – это жидкость, она жидкая.

Воспитатель прикрепляет на доске изображение крана со льющейся водой - первое свойство воды, определенное детьми.

В. : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей)

Сейчас мы это проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная»

В. - Опустите ложечку в воду. Видно ложечку?

Д. - Ложечку видно в воде.

В. - Правильно, потому что вода не имеет цвета, она прозрачная, бесцветная.

Воспитатель обозначает следующее свойство воды на доске картинкой с изображением глаза.

В: Что будет, если в один стакан добавим краску? (она станет цветной)

Опыт 3. «Вода не имеет запаха»

В. - Понюхайте воду. Пахнет ли вода?

Д. - Нет.

В. - Правильно, вода не имеет запаха. Вот мы и выделили еще одно свойство.

Воспитатель прикрепляет на доске картинку с изображением носа.

В. – Но, если мы добавим лимон, то вода будет пахнуть лимоном.

Опыт 4. «Вода не имеет вкуса»

В. - Попробуйте воду. Какая вода на вкус? Она имеет вкус?

Д. - Нет.

В. - Правильно, вода не имеет вкуса.

В. : Ребята, теперь вы проведите самостоятельно небольшой опыт.

Положите в кружку с водой вещество, которое находится у вас в тарелке. Помешайте ложкой и затем попробуйте воду на вкус. Какая она стала? (ответы детей) .

Как вы думаете, что за вещество мы добавили?(сахар)

Воспитатель прикрепляет на доске картинку с изображением рта.

Опыт 5. Лед, снег - твердая вода.

 Взять кубики льда и снег, предложить детям проследить за состоянием кубиков в теплом помещении. Обратить внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда.  А что произойдет со снегом, льдом в теплом помещении? ( Ответы детей). Вывод: лед, снег - тоже вода.

Опыт 6. Пар-это тоже вода.

 Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Потом поместить над паром зеркальце, когда на нем выступят капельки воды, показать их детям

 Воспитатель: Итак, вода, пар, лед - одно и то же вещество, только в разных состояниях: жидком, газообразном и твердом. 

Рисуем подарки от капельки

Воспитатель: Ребята, Капелька приготовила вам подарок. Вот эти листочки она хочет вам подарить. Эти листочки волшебные! Вы что - нибудь видите на них? Капелька говорит, что на этих листах изображены ее друзья, (на листах бумаги с помощью свечи нарисованы капельки). Но увидеть вы их сможете, если закрасите листы бумаги полностью голубой краской. Воспитатель раздает детям листы бумаги и предлагает детям приступить к работе». ( Дети раскрашивают поролоновыми тампонами свои листочки).
В: Ребята, какие вы молодцы! Ну а теперь скажите что изображено на этих листах?

Д.: Капельки!

Подведение итогов.

В: Ребята Капелька мне сейчас говорит, что ей пора домой.

В. - Подскажем ей, где находится ее дом.

Д. - В реке, море, окене, озере, в болоте…

В. - Сегодня на занятии мы узнали, что без воды жить нельзя, ее нужно беречь. Чтобы она зря не текла, всегда нужно закрывать краны после использования.(воспитатель показывает природоохранные  плакаты)

В. - Из наших опытов мы выделили свойства воды. Какие? Назовите их.

Д. - Вода не имеет запаха (вкуса, прозрачная, жидкая, т. к. может литься)

А кого мы с вами рисовали для Капельки? (друзей).

Воспитатель. А вы знаете, что самое ценное на земле?

Д: - Вода!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе тема: «Посадка лука»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе  тема: «Посадка лука»...

План конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Тема "Мы волшебники"

План конспект занятия по познавательно -исследовательской деятельности в средгей группе на тему: "Мы волшебники"...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие с Капелькой».

Образовательная область : « Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Волшебный магнит".

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Волшебный магнит"....

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Снег. Какой он?»

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности  в средней группеТема: «Снег.  Какой он?»...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Волшебный магнит»

Цель: Решение задач по речевому развитию, по средствам познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности для средней группы. Тема: «Волшебная вода»

Познакомить  детей со свойством воды: отсутствие собственной формы; прозрачности – это жидкости, без вкуса, не имеет запаха. Уточнить знание детей о необходимости воды в нашей жизни....