Перспективное планирование игр по технологии ТРИЗ (экологическое воспитание) для детей среднего дошкольного возраста
материал (средняя группа)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_igr_po_tehnologii_triz.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование игр по технологии ТРИЗ (экологическое воспитание) для детей среднего дошкольного возраста на 2019-2020 уч. г.
Актуальность
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Мы должны помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.
Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даёт возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», помогает снимать психологическую инерцию и активно развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также развивать поисковую активность детей и стремление к новым знаниям.
ТРИЗ даёт возможность детям проявить свою индивидуальность, научит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.
Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.
ТРИЗ - технологии используются в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместных со взрослым видах деятельности, в работе с родителями.
Таким образом, внедрение ТРИЗ технологии позволяет создать ситуацию успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
Задачи:
- Знакомить детей с разными сторонами действительности: явлениями природы, миром человеческих отношений.
- Формировать умение представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями с небольшой помощью взрослого.
- Развивать умение представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Формировать системное видение мира: выделение обобщенных признаков и свойств предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени).
- Развивать умение формулировать противоречия с небольшой помощью воспитателя, приемам их разрешений: принцип «наоборот», принцип «матрешки», принцип «посредника».
- Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость; веру в свои силы, связь детского сада с семьёй
Ожидаемые результаты:
- Активизация познавательной деятельности детей.
- У детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию.
- Детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными.
- Повысится педагогическая компетентность субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей), качество совместной работы воспитателя и родителей в вопросах развития познавательной активности и творческого воображения.
- Преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах развития познавательной активности т творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Месяц | Название игры | Задачи | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | «Что умеет делать?» | Продолжать формировать умения выявлять функции объекта. | Анкетирование. Цель: определить степень заинтересованности родителей в экологическом воспитании детей, а также уровень знаний по данной проблеме Конкурс поделок с поэтическим четверостишьем «Осенние фантазии» |
«Перевертыши» | Продолжать пополнение словаря детей антонимами; упражнять в быстроте реакции; активизировать словарь по теме «Осень»; продолжать знакомить со словами «перевёртышами» | ||
«Где живет?» | Формировать у детей умение выявлять надсистемные связи объектов живой и неживой природы. | ||
Октябрь | «Да - нет» | Помогать детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы. | Экскурсия по осеннему парку Консультация «Экологические игры с элементами ТРИЗ на прогулке» |
«На что похоже» | Формировать умение называть объекты в соответствии с тем или иным признаком. | ||
«Четвертый лишний» | Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку; развивать умение детей объяснять, какая картинка лишняя и почему, развивать логическое мышление. | ||
«Что с чем связано» | Формировать у детей умение находить связи между предметами, даже если они связаны не на прямую, а через посредника; формировать умение делать выводы, что всё взаимосвязано. | ||
Ноябрь | «Где – кто, в чём – что» | Развивать у детей логическое понятийное мышление; формировать умение сопоставлять выполненную работу с образцом, доказывая верность данного сочетания. | Буклет «Развитие познавательных способностей элементами ТРИЗ - технологии» Выставка (игр экологического содержания своими руками) «Золотые руки моей мамочки» |
«Наоборот» | Закрепить знания последовательности происходящих природных явлений | ||
«Самый наблюдательный» | Проверить свою наблюдательность; развивать память, внимание. | ||
«Найди друзей» | Развивать умение правильно находить функции объектов и называть их; развивать внимание, логическое мышление. | ||
Декабрь | «Перевертыши» | Продолжать пополнение словаря детей антонимами; упражнять в быстроте реакции; активизировать словарь по теме «Зима»; продолжать знакомить со словами «перевёртышами» | Фотовыставка «Отдыхаем не вредя» |
«Что произойдёт» | Развивать словесно – логическое мышление. Формировать умение правильно формулировать причины и выводить следствие; развивать воображение. | ||
«Настоящее», «прошедшее», «будущее» | Познакомить детей с временными понятиями: настоящее, прошедшее, будущее; развивать у детей воображение, логическое мышление | ||
Январь | «Самый наблюдательный» | Проверить свою наблюдательность; развивать память, внимание. | Акция «Птичья столовая» Проект «Волшебница соль» |
«Что с чем связано» | Формировать у детей умение находить связи между предметами, даже если они связаны не на прямую, а через посредника; делать выводы, что всё взаимосвязано. | ||
«Назови общие признаки» | Формировать у детей умение, проанализировав каждое понятие в паре, выделять существенные признаки каждого понятия, сравнивать существенные признаки анализируемой пары понятий. | ||
Февраль | «Хорошо-плохо» | Помогать детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы. | Консультация «Исследуем вместе» |
«Пятый лишний» | Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку; развивать умение детей объяснять, какая картинка лишняя и почему, развивать логическое мышление. | ||
«Рыболов» | Упражнять в классификации представителей животного мира; продолжать формировать представления об объектах живой природы. | ||
Март | «Экологическая ромашка» | Закрепить представления детей о характерных явлениях в живой и неживой природе в разные сезоны, их взаимосвязи и взаимозависимости | КВН «Защитники природы» |
«Самый наблюдательный» | Проверить свою наблюдательность; развивать память, внимание. | ||
«Природа и человек» | Расширять, знания о том, что создано человеком и что даёт человеку природа; продолжать знакомить детей с объектами созданными природой и человеком. | ||
«Раньше - позже» | Знакомить детей с такими временными категориями, понятиями, как раньше и позже; дать детям понятие о росте и старении растений. | ||
Апрель | «Что сначала, что потом» | Формировать у детей знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека). | Творческое задание «Огород у нас хорош» Мастер-класс «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома» |
«Назови общие признаки» | Формировать у детей умение, проанализировав каждое понятие в паре, выделять существенные признаки каждого понятия, сравнивать существенные признаки анализируемой пары понятий. | ||
«Настоящее», «прошедшее», «будущее» | Познакомить детей с временными понятиями: настоящее, прошедшее, будущее; развивать у детей воображение, логическое мышление | ||
«Дразнилка» | Формировать умение детей самостоятельно определять функцию объектов живой и неживой природы. | ||
Май | «Мои друзья» | Формировать у детей умение находить общие свойства, функции с объектом. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь. | Экскурсия в весенний парк Семейный час «Экспериментариум» |
«Чем был - чем стал» | Развивать умение определять линии развития объекта | ||
«Природа и человек» | Закрепить, знания о том, что создано человеком и что даёт человеку природа; продолжать знакомить детей с объектами созданными природой и человеком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании у детей младшего дошкольного возраста ».
Содержание статьи раскрывает возможность и эффективность использования информационных технологий в работе педагога дошкольного учреждения....
Квест - игра по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста «На помощь жителям лесным, друзья природы поспешим».
Формирование у детей основ экологической культуры и безопасного поведения в природе посредством игровой деятельности...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
Экологическое воспитание дошкольников...
Картотека подвижных игр по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
Картотека подвижных игр по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста: «Прогулка в зимний лес»
Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить эту способность. Данный конспект в игровой форме поможет обогатить знания детей о том, как проводят зиму з...
Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста...
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет 2019-2020 учебный год
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет2019-2020 учебный год...