Перспективное планирование игр по технологии ТРИЗ (экологическое воспитание) для детей среднего дошкольного возраста
материал (средняя группа)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование игр по технологии ТРИЗ (экологическое воспитание) для детей среднего дошкольного возраста на 2019-2020 уч. г.
Актуальность
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Мы должны помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.
Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даёт возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», помогает снимать психологическую инерцию и активно развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также развивать поисковую активность детей и стремление к новым знаниям.
ТРИЗ даёт возможность детям проявить свою индивидуальность, научит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.
Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.
ТРИЗ - технологии используются в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместных со взрослым видах деятельности, в работе с родителями.
Таким образом, внедрение ТРИЗ технологии позволяет создать ситуацию успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
Задачи:
- Знакомить детей с разными сторонами действительности: явлениями природы, миром человеческих отношений.
- Формировать умение представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями с небольшой помощью взрослого.
- Развивать умение представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Формировать системное видение мира: выделение обобщенных признаков и свойств предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени).
- Развивать умение формулировать противоречия с небольшой помощью воспитателя, приемам их разрешений: принцип «наоборот», принцип «матрешки», принцип «посредника».
- Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость; веру в свои силы, связь детского сада с семьёй
Ожидаемые результаты:
- Активизация познавательной деятельности детей.
- У детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию.
- Детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными.
- Повысится педагогическая компетентность субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей), качество совместной работы воспитателя и родителей в вопросах развития познавательной активности и творческого воображения.
- Преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах развития познавательной активности т творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Месяц | Название игры | Задачи | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | «Что умеет делать?» | Продолжать формировать умения выявлять функции объекта. | Анкетирование. Цель: определить степень заинтересованности родителей в экологическом воспитании детей, а также уровень знаний по данной проблеме Конкурс поделок с поэтическим четверостишьем «Осенние фантазии» |
«Перевертыши» | Продолжать пополнение словаря детей антонимами; упражнять в быстроте реакции; активизировать словарь по теме «Осень»; продолжать знакомить со словами «перевёртышами» | ||
«Где живет?» | Формировать у детей умение выявлять надсистемные связи объектов живой и неживой природы. | ||
Октябрь | «Да - нет» | Помогать детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы. | Экскурсия по осеннему парку Консультация «Экологические игры с элементами ТРИЗ на прогулке» |
«На что похоже» | Формировать умение называть объекты в соответствии с тем или иным признаком. | ||
«Четвертый лишний» | Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку; развивать умение детей объяснять, какая картинка лишняя и почему, развивать логическое мышление. | ||
«Что с чем связано» | Формировать у детей умение находить связи между предметами, даже если они связаны не на прямую, а через посредника; формировать умение делать выводы, что всё взаимосвязано. | ||
Ноябрь | «Где – кто, в чём – что» | Развивать у детей логическое понятийное мышление; формировать умение сопоставлять выполненную работу с образцом, доказывая верность данного сочетания. | Буклет «Развитие познавательных способностей элементами ТРИЗ - технологии» Выставка (игр экологического содержания своими руками) «Золотые руки моей мамочки» |
«Наоборот» | Закрепить знания последовательности происходящих природных явлений | ||
«Самый наблюдательный» | Проверить свою наблюдательность; развивать память, внимание. | ||
«Найди друзей» | Развивать умение правильно находить функции объектов и называть их; развивать внимание, логическое мышление. | ||
Декабрь | «Перевертыши» | Продолжать пополнение словаря детей антонимами; упражнять в быстроте реакции; активизировать словарь по теме «Зима»; продолжать знакомить со словами «перевёртышами» | Фотовыставка «Отдыхаем не вредя» |
«Что произойдёт» | Развивать словесно – логическое мышление. Формировать умение правильно формулировать причины и выводить следствие; развивать воображение. | ||
«Настоящее», «прошедшее», «будущее» | Познакомить детей с временными понятиями: настоящее, прошедшее, будущее; развивать у детей воображение, логическое мышление | ||
Январь | «Самый наблюдательный» | Проверить свою наблюдательность; развивать память, внимание. | Акция «Птичья столовая» Проект «Волшебница соль» |
«Что с чем связано» | Формировать у детей умение находить связи между предметами, даже если они связаны не на прямую, а через посредника; делать выводы, что всё взаимосвязано. | ||
«Назови общие признаки» | Формировать у детей умение, проанализировав каждое понятие в паре, выделять существенные признаки каждого понятия, сравнивать существенные признаки анализируемой пары понятий. | ||
Февраль | «Хорошо-плохо» | Помогать детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы. | Консультация «Исследуем вместе» |
«Пятый лишний» | Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку; развивать умение детей объяснять, какая картинка лишняя и почему, развивать логическое мышление. | ||
«Рыболов» | Упражнять в классификации представителей животного мира; продолжать формировать представления об объектах живой природы. | ||
Март | «Экологическая ромашка» | Закрепить представления детей о характерных явлениях в живой и неживой природе в разные сезоны, их взаимосвязи и взаимозависимости | КВН «Защитники природы» |
«Самый наблюдательный» | Проверить свою наблюдательность; развивать память, внимание. | ||
«Природа и человек» | Расширять, знания о том, что создано человеком и что даёт человеку природа; продолжать знакомить детей с объектами созданными природой и человеком. | ||
«Раньше - позже» | Знакомить детей с такими временными категориями, понятиями, как раньше и позже; дать детям понятие о росте и старении растений. | ||
Апрель | «Что сначала, что потом» | Формировать у детей знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека). | Творческое задание «Огород у нас хорош» Мастер-класс «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома» |
«Назови общие признаки» | Формировать у детей умение, проанализировав каждое понятие в паре, выделять существенные признаки каждого понятия, сравнивать существенные признаки анализируемой пары понятий. | ||
«Настоящее», «прошедшее», «будущее» | Познакомить детей с временными понятиями: настоящее, прошедшее, будущее; развивать у детей воображение, логическое мышление | ||
«Дразнилка» | Формировать умение детей самостоятельно определять функцию объектов живой и неживой природы. | ||
Май | «Мои друзья» | Формировать у детей умение находить общие свойства, функции с объектом. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь. | Экскурсия в весенний парк Семейный час «Экспериментариум» |
«Чем был - чем стал» | Развивать умение определять линии развития объекта | ||
«Природа и человек» | Закрепить, знания о том, что создано человеком и что даёт человеку природа; продолжать знакомить детей с объектами созданными природой и человеком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании у детей младшего дошкольного возраста ».
Содержание статьи раскрывает возможность и эффективность использования информационных технологий в работе педагога дошкольного учреждения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-420941-1395054967.jpg)
Квест - игра по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста «На помощь жителям лесным, друзья природы поспешим».
Формирование у детей основ экологической культуры и безопасного поведения в природе посредством игровой деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/26/picture-937995-1532623220.jpg)
Перспективное планирование по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
Экологическое воспитание дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/28/picture-575551-1422458569.jpg)
Картотека подвижных игр по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
Картотека подвижных игр по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/22/picture-258386-1369249436.jpg)
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста: «Прогулка в зимний лес»
Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить эту способность. Данный конспект в игровой форме поможет обогатить знания детей о том, как проводят зиму з...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-1305172-1610735787.jpg)
Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-39152-1612795161.jpg)
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет 2019-2020 учебный год
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет2019-2020 учебный год...