Конспект логопедического занятия . В гости к звукам «Р» и «Рь» .
план-конспект занятия на тему

Надия Анварбековна Алиасакова

В данном конспекте в игровой форме дети выполняют задания по автоматизации звуков Р и Рь. Закрепляют сонорный звук Р и Рь в слогах, словах,  предложениях и в связной  речи.Развитивают артикуляционный аппарат ,фонематический слух ,общую моторику и координацию движений , внимание, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_zvukam_r_i_r.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:В гости к звукам «Р» и «Рь»

Цель: Образовательные : автоматизации звуков Р и  Рь, дифференцация звуков Р-Рь. Закрепить сонорный звук Р и Рь в слогах, словах,  предложениях и в связной  речи.

Коррекционные: развитие артикуляционного аппарата ,фонематического слуха ,общей маторики и координации движений , внимания , воображения .

Воспитательные : уметь работать в подгруппе , повышать интерес к логическим занятиям . Формировать у детей самоконтроль речи ,прививать дружеские отношения.

Ход занятия.

  1. Оргмомент

-Здравствуйте ,ребята!

-Вы любите путешествовать ?(да)

- Сегодня , я предлагаю отправиться в путешествие по сказочному лесу в гости к звукам , а к каким вы догадаетесь сами. Послушайте стихи –загадки . В отгадках этих загадок чаще других будут встречаться звуки к которым мы пойдем в гости .

Ползет наоборот

Задом наперед

Все под водой хватает клешней

(Рак)

Распустила алый хвост

Улетела в стаю звезд

Наш народ построил эту

Межпланетную (Ракету)

Стоят в лужах сестрички

Золотой глазок , белые реснички

(Ромашка)

Крашенное коромысло

Над рекой повисло

(Радуга)

Круглый бок , желтый бок

Сидит на грядке колобок

Врос в землю крепко

Что это?

(Репка)

Я хозяйственная птичка

По утрам несу яички

(Курица)

-Ребята вы уже догадались о каких звуках мы сегодня будем говорить, и к каким звукам мы пойдем в гости?

-Какие звуки встречались чаще всех остальных?(Р и Рь)

-Путешествие будет не простое, нам будут встречаться разные препятствия . Чтобы отправиться в путь нам нужно вспомнить наше главное правило :

Каждый день , всегда , везде

На занятиях , в игре,

Верно , четко говорим

Никогда мы не спешим

-Молодцы !

- Ребята, расскажите о звуке Р.

Какой он (зв., тв.,согл)

-Молодцы !

-Еще для того что бы нам красиво и правильно произносить звуки, нужно сделать гимнастику для языка.

1 Улыбка-хоботок

2 Лопаточка

3 Часики

5 Змейка

6 Чашечка

7 Маляр

8 Лошадка

9 Грибок

10 Дятел

Самомассаж биологически активных зон лица.

-Ребята, давайте сделаем самомассаж и при этом будем правильно произносить слоги со звуками Р и Рь.

Ру- ру- ру- мышка спряталась в нору (гладим лоб от центра к вискам)

Ры-ры ры- у нас воздушные шары (гладим крылья носа сверху вниз)

Ре- ре- ре- спит собака в конуре (гладим щеки от центра к вискам)

Ри-ри-ри- загорелись фонари( массажируют мочки)

-Молодцы !   И так в путь!(звучит муз. произведение «лес»)

Добрый лес , старый лес!

Полон сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собою вас!

Ждут нас на лесной опушке

Птички , бабочки ,зверюшки,

Паучок на паутинке

И кузнечик на травинке!

-Ребята, посмотрите сколько вокруг красивых цветов! Как они хорошо пахнут!

-Давайте сделаем вдох носом и выдох со словами «хорошо»,вдох носом , а выдох «хорошо пахнет».

-А сейчас давайте покажем как выросли эти цветы. Сначала в земле было маленькое семя , а затем из этого семени рос-рос и вырос красивый цветок. Цветок раскрылся и радуется солнышку, подставляет ему свои лепестки (упражнение выполняется под спокойную музыку)

-Молодцы! Идем дальше!

-Ребята, посмотрите что это?(пенек с колокольчиками ,заяц с яблоком )

-Заяц нам приготовил задание. Возьмите в руки колокольчики , я буду произносить звуки , а вы когда услышите звуки Р и Рь будете звенеть в колокольчики.

-А теперь я буду произносить слоги ,  а вы когда услышите слоги со звуками  Р и Рь будете звенеть в колокольчики.

-Произношу слова , а вы когда услышите слова  со звуками  Р и Рь будете звенеть в колокольчики

-Молодцы! Справились!

-Идем дальше!

-Ребята , посмотрите какая  красивая елочка ,а на ней мы видим что?(шишки)

-А шишки не простые , а с заданиями

-Нам предлагают поиграть в игру «Придумай слово , по первому слогу»

-А кто знает что такое слог ?(часть слова )

-Итак , ра-ра-ра –начинается игра

-Я прошу со слогом РА мне сейчас  назвать слова (ответы детей)

-Я прошу со слогом РО мне сейчас назвать слова (ответы детей)

-Я прошу со РИ мне сейчас  назвать слова(ответы детей)

-Я прошу со слогом РЕ мне сейчас  назвать слова(ответы детей)

-Молодцы! Ребята вы наверное устали давайте отдохнем!

Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно: расслабление приятно.

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

 

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке…

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.

Жарче солнышко сейчас, ноги теплые у нас.

Дышится легко, вольно, глубоко.

Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются и приятно расслабляются.

И послушный наш язык быть расслабленным привык.

 

Полминуты тишины или звучит приятная расслабляющая музыка.

Громче, быстрее, энергичнее.

 

Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Крепко пальцы сжать в кулак,

И к груди прижать – вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!

Распахнуть глаза пошире – раз, два, ,три, четыре!

Дети хором.

Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы!

- Идем дальше !

-Ребята посмотрите ,мы видим следы , а кто мне скажет чьи они?(медведя)

-Давайте пойдем по ним и посмотрим куда они нас приведут.

-А привели следы медведя к яблоне. На яблоне  непростые яблоки ,на них картинки. Нам нужно найти и собрать слова похожие по звучанию ,но одно слово должно быть твердым Ра, второе мягким Рь.(дети сами выбирают пары картинок)

-Молодцы! С Этим заданием вы тоже справились!

-А теперь нужно составить предложения с этими парами слов , а главное – правильно произнести в предложениях звуки Р и Рь.(дети составляют предложения)

-Молодцы!

-Идем дальше!

-Ребята , посмотрите кто это?(ежик)

-Он для нас приготовил игру «подели слова на слоги»

-Встаньте парами лицом к  друг другу . Один из вас произносит слово со звуком Р и Рь по слогам и на каждый слог задевает по рукам другого , а второй в паре старается сосчитать , сколько слогов в слове. Будем проговаривать по очереди (парами ). Потом поменяемся ролями.

-Идем дальше!

-Ну вот мы пришли к домикам где живут звуки Р и Рь

-Как вы думаете ,какой звук живет в синем домике ?(Р)

-Почему?(мы отмечаем тв .,зв.,синим цветом)

-А какой звук живет в зеленом домике?(Рь)

-Почему?(мы отмечаем мягк.,зв.зеленым цветом)

-Звуки тоже приготовили вам задания. На столе лежат картинки в названиях которых есть звуки Р и РЬ, я буду показывать картинки , а вы будете определять где находится звуки Р и Рь : в начале ,в середине или конце слова.(ответы детей)

-Молодцы , вы справились со всеми заданиями!

Скажите вам понравилось наше  путешествие (ответы детей)

Нам пора возвращаться в детский сад.

До свидания, старый лес ,

Полный сказочных чудес!

По тропинкам мы гуляли ,

На полянке поскакали,

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой.

Вот мы и в саду.

Итог: А что вам понравилось в нашем путешествии ?(ответы детей)

А какие звуки встречались чаще всего у нас на пути?(ответы детей)

К каким звукам мы ходили в гости ?

Во время путешествия с какими играми и заданиями мы сталкивались?(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"

Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе звук и буква О.

1.   Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 2 . Работа по развитию дыхания и голоса, фонематического слуха.3. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте4) Связь...

Конспект логопедического занятия «В гостях у белочки» (занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах)

В занятии решаются следующие задачи:Ø автоматизировать произношение звука «Р» в слогах, словах;Ø развивать фонематический слух;Ø развивать навыки фонематического анализа;Ø развивать движения тонкой мо...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе звук и буква Е.

. 1. Развитие мимических мышц:  2.  Разитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 3.Работа по развитию дыхания и голоса..4. Упражнение по развитию произношения и обучению грамо...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе .Звук и буква Ж.

.1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной  моторики.2.Работа по развитию дыхания и голоса.111. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.2.. Развитие фонематического слуха.  ...

Конспект логопедического занятия: В гостях у почтальона. Звук [П].

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР ( 1-й год обучения)....