Кружок «Национальные игры»
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Копырина Екатерина Прокопьевна

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.

На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов России является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.

У народа саха  есть мудрая пословица: «Человек начинается с детства». Я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Народные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости.

В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании культа природы.

Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также охотой, рыболовством.

Народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средство заполнения потребности в движении гармоничном физическом развитии организма, приобретению навыков и умений. Характерной особенностью национальных видов спорта является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.

     В зимние святки после серьезных гаданий и в период переезда с зимника на летник предки саха устраивали веселые игры, коротая длинные зимние ночи, и празднуя то, что дождались  лета.

А.С.Федоров сохранил в сборнике «Ебугэлэрбит оонньуулара» игры, которые видел в детстве, слышал от матери с отцом; собирал с уст старцев во время гастролей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakutskie_natsionalnye_igry.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Национальные игры»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.

На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов России является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.

У народа саха  есть мудрая пословица: «Человек начинается с детства». Я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Народные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости.

В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании культа природы.

Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также охотой, рыболовством.

Народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средство заполнения потребности в движении гармоничном физическом развитии организма, приобретению навыков и умений. Характерной особенностью национальных видов спорта является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.

     В зимние святки после серьезных гаданий и в период переезда с зимника на летник предки саха устраивали веселые игры, коротая длинные зимние ночи, и празднуя то, что дождались  лета.

А.С.Федоров сохранил в сборнике «Ебугэлэрбит оонньуулара» игры, которые видел в детстве, слышал от матери с отцом; собирал с уст старцев во время гастролей

Цель: обучение полузабытым играм детей и молодежи для их всестороннего развития, популяризация якутских национальных игр.        

Задачи:

-Помочь каждому ребенку осознать себя как уникальное и неповторимое явление в природе.

 -Утвердить позитивное отношение к своему здоровью и двигательной активности.

-Создать максимально дружескую атмосферу в группе.

Якутские народные игры – это культура якутского народа. Об этом говорится в трудах исследователей-педагогов Г.Н. Волкова, А.П. Усовой, А.А. Григорьевой. Они подчеркивают, что приобщение к своей культуре должно начинаться с раннего детства, а именно с игры. Большой интерес вызывали специально устраиваемые состязания силачей " Упрямый бык", " «Пень и бык", игры " Упрямый теленок", "Водопой" и др.

Огромное воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье, развивали физическую силу и мышление, приобщали подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа как игра « Армрестлинг», «Скачки», «Путы» и т.д.

«Меткий охотник» - меткость и глазомер, «Рыбаки с неводом» - бег парами, «Водопой из проруби» - воля и сила, «Жеребята», «Бой быков» - бег и сила и ловкость для мальчиков и т.д.

Бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика каждого народа  является одним из назначений традиционных народных игр. В играх раскрывается характер народа. Эти игры ценят. В них  осуществляются  общечеловеческие  идеалы  добра, справедливости, честности, дружелюбия,  смелости,  выдержки, целеустремленности, верности,  скромности и т.д.

В нашем суровом холодном крае охотников, рыбаков и лесорубов  особенно ценятся сильные руки, меткий глаз, неутомимость и выдержка.

Отсюда в играх издавна преобладали метание на дальность в цель, длительный бег: в играх « Наперегонки», « Палочки», «Замок», «Ямы» и т.д.

Национальная особенность проявляется не только в действиях и отношениях  играющих, но и у всех, включая материальную культуру игры. Яркий национальный колорит передает в играх широкое использование родного языка и фольклора песен, считалок, скороговорок и т.д. Народная игра принимает всех, не отвергая, как делает спорт, не говоря об ослабленных детях.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь младших школьников остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Главная задача педагога научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать нужное решение, т.е. обучающиеся приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. В двигательной и умственной активности развивается  в ребенке воображение и творческие наклонности. Национальные игры, состязания, забавы являются увлекательной и полезной формой воспитания, обучения, досуга, также отличным способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовывать свои возможности в различных условиях.

Национальные игры можно классифицировать на две группы:

1.Игры, развивающие двигательные умения и навыки:

- игры для освоения навыков бега,

-игры для освоения навыков прыжков,

-игры для освоения навыков метания,

-игры для освоения навыков владения мячом.

2. Игры, развивающие двигательные способности:

-игры на развитие координационных способностей и ловкостей,

-игры на развитие скоростных способностей,

-игры на развитие скоростно-силовых способностей,

-игры на развитие силовых способностей,

-игры на развитие выносливости.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

В связи с постоянно изменяющейся ситуацией на игровой площадке дети учатся целесообразно использовать двигательные умения и навыки, которые совершенствуются. Естественно проявляются физические качества: быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Подвижные игры - действенное средство разностороннего развития

Масрестлинг, хапсагай  стали спортивными играми мирового и российского уровня

      Министр спорта Российской Федерации, Виталий Леонтьевич МУТКО, в своем выступлении говорил: «Народные национальные виды спорта могут объединять не только одну эту нацию или народность, но и при разумной политике они могут явиться сплачивающим фактором всего российского многонационального общества».

Список детей

пп

ФИ ребенка

1

Архипов Лев

2

Архипов Владимир

3

Васильев Артемий

4

Ефимов Владислав

5

Егоров Дьулуур

6

Зорина Камилла

7

Кузьмина Полина

8

Малышев Роман

9

Никифоров Платон

10

Николаева Юлиана

11

Ознобихина Галина

12

Пичков Даниил

13

Сыромятникова Ксения

14

Федорова Сардаана

15

Чернышев Артем

16

Щур Денис

Народные игры саха для детей

Краткое описание (название игры, цель игры, описание)

Игра « Дулгалаах сиринэн» «Кочкарник»

Умение быть внимательным, сообразительным.

развивать координацию движений, умение считать. Ознакомить с жизнью предков.

Чтобы заготовить достаточно корма для скота на долгую зимовку, нашим предкам нередко приходилось косить траву и на болотистой местности, марях, в кочкарнике. Подобная косьба была нелегким занятием, требовавшим особой сноровки ...

Для игры берут поленья 20 см длиной и 7 см толщиной и кладут их посреди балагана (7-9) поленьев.

Ведущий отводит  игрока в угол, завязав  ему глаза. Затем 3 раза поворачивает его и направляет в сторону поленьев. Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев (кочек), ничего не задев. Если же участники  уронят поленья (кочки), то учитывается, кто сколько уронил.

Игра «Огус уонна чоночок» «Бык и пень».

Цель:Ознакомить трудом землепашества, развивать силовые качества, упорства, закалять качества терпимости.

С распространением землепашества в Якутии наши предки расчищали места для посева зерновых, выкорчевывая лес. Веселая игра " Бык и пень" возникла в этот период истории народа. В игре участвуют две команды. От каждой из них выступает один игрок, "бык". Никто из двоих соперников не желает стать "пнем".

Игроки должны стать на четвереньки спинами друг к другу. Ведущий надевает веревку на шеи игроков и проводит ее через подмышки, чтобы игрокам было удобно тащить друг друга. Потом на линии упора проводит линию. По команде ведущего игроки начинают тащить друг друга в разные стороны. Тот, кто перетянет соперника в свою сторону, считается победителем и называется" быком", а проигравший становится "пнем"

Игра « Ат буолан сырсыы» «Наперегонки»

В старину это была дна из любимых детских игр.

3 или 5 детей упираются в землю руками и ногами, встают в ряд, готовые бежать. Бегут наперегонки примерно 30-50 метров. По команде игроки начинают бег, имитируя бегущих лошадей. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу

Игра «Бэгэччэктэьии» «Амрестлинг»

Цель: закаливание здоровья, развитие физической силы и мышления.

Два человека сидят за столом напротив друг друга. Правые руки кладут на стол и берутся за руки так, чтобы соединялись предплечья. Игроки должны давить ладонями так, чтобы не поднимались локти.

Задача игроков - согнуть запястье противника. В эту игру можно играть и левой рукой. Раньше предки узнавали сильного человека по этой игре.

Игра «Бэргэн булчут»«Меткий охотник»

Цель: развитие меткости и глазомера

Игра «Мунхалааьын» «Рыбаки с неводом»

Цель: развитие скоростно - силовых качеств, бег парами

Игра «Ойбонтон уулааьын» «Водопой из проруби»

Цель: развитие воли и силы.

Игра «Огустар харсыьыылара», «Бой быков»

«Жеребята»

Цель: развитие ловкости, силы.

Игра «Кулуустэьии» «Замок»

Цель: развитие силы

Ведущий чертит на земле 2 линии

Игра «Онхой оонньуута» «Ямы»

Цель: метание на дальность в цель, развитие скорости бега

Игра «Биьилэх кутуута» «Колечко»

Игра «Оьос торбос» «Упрямый теленок»

Игра «Хардагас охторуута» «Урони полено»

Игра «Баай Байанай»

Ознакомить с духом охоты  Баай  Байанайем, развитие мышления и координации  движений, обогащение словарного запаса, закрепить пушных зверей тайги.

Ход игры: Игру начинает охотники ( 2-3 детей)

Прославленный Баай Байанай,

веселый хозяин лесной!

Гони ко мне, гони ко мне

Охотничью мне удачу пошли!

(У Байаная просят хорошей охоты)

Остальные дети становятся "зверями" и отвечают.

"Иди добычу бери...

Столько дам тебе,

сколько ты в силах поднять,

Сколько до дому донесешь"( и убегают)

В середине зала чертится несколько кружков -это убежище "зверей". Убегая, звери спасаются в этих кружках. Пойманные дети убывают из игры. В конце игры считают свою добычу и благодарят  Байанайя:

" О, Прославленный Баай Байанай, благодарю за щедрость!"

Рефлексия детей: кого сегодня прославил Байанай и почему? Здесь именно оценивается не количество добычи, а именно выносливость, выдержка, щедрость, ловкость и т.д.

Игра «Кириэс тэбии»  «Прыжки по клетке»

Цель игры: Не задевать пласты древесины, держать руки за спиной. 

А наша игра требует ловкости и цепкости пальцев. 

Играющие прыгают по клетке на одной ноге, посчитаем, сколько кругов сделает каждый участник. Наши предки длинными зимними  вечерами любили проводить игры на выносливость, силу и ловкость.

Игра « Тутум эргиир» «Оборот в упор»

Цель: развитие силовых способностей, развитие выносливости.

 Игра «Хабылык» («Лучинки»)  является самой древней игрой. 

Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее.

Играют простыми лучинками, которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда - то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Так, игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры. Народ саха испокон веков обожествлял коня и считал его священным существом. Поэтому игра «хабылык» тесно связана с божеством Дьоьогой.   Вот почему в игре 30 лошадей – это простые палочки, а также 6 палочек с метками, которые отождествляют поколения лошадей: с 1-й меткой – жеребенок, с 2-мя метками – двухлетка, с 3-мя – трехлетка, с 4-мя – четырехлетка, с 5-тью метками – пятилетка, с 6-тью метками – жеребец. Доктор философских наук Е.И.Оконешников объясняет название игры «хабылык»: «…происходит от основы глагола «хап – хватать, схватывать что-либо  на лету, подхватывать падающее сверху. В «Словаре якутского языка»  О.К.Пекарского  указаны сравнительные параллели с тюркским «кап»: «хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе».

Хаамыска – «игра пятью камешками»

Развитие воображения, логики.

Кубики для игры изготавливаются из дерева размером 1* 1,5 или из позвонков тайменя. Должно быть 5 кубиков, один из них с отметиной (имеет деление)- главная . Количество игроков не ограничено. Игроки сидят за столом . Ведущий берет кубики и подбрасывает вверх, а игроки должны ловить их. Кому попадет кубик с отметиной, тот начинает игру. Первый игрок берет в правую ладонь 5 кубиков и подбрасывает «главный» кубик вверх, остальные 4 рассыпает на стол и ловит подкинутую. Каждый раз подбрасывая вверх кубик и поймав  её ,игрок подбирает их со стола: по одному в первый раз ,по два –во второй раз, вначале один ,затем остальные 3 одновременно –в третий раз, сразу все 4 кубика – в четвертый раз. 5-ый приём: подкинув «главный» вверх ,выстраивает остальные по одному на стол, затем при повторном подбрасывании подбирает всех.6-й прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные сразу, не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик.7 прием: подбирает все 4 кубика со стуком.8-й прием: левой рукой делает ворота ,а правую, держа ладонями вверх ,засовывает через запястья левой руки и бросает на стол 4 кубика. Игроки указывают любой кубик. Не задевая его, играющий каждый раз поочередно выталкивает кубики правой рукой через ворота во время полета «главного». Последним пропускает через ворота указанный кубик.

Победителем считается то, кто сделает все это за один подход. Если игрок ошибется или уронит кубик, то ход переходит к другому. Тот начинает с того приема ,где ошибся предыдущий игрок .

Игра ведется только одной рукой. Смена рук не допускается.

Игра «Тырыынка».

Развитие воображения, логики.

Участник, держа тырыынка вертикально в одной руке, упирает их нижними концами в стол и резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки, оформленной в виде ложечки, очень осторожно вытаскивает остальные. В случае даже малейшего движения других палочек-тырыынка игра данного участника прекращается, и палочки передаются следующему игроку. После сбора участниками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка. 

Использованная литература

-Авдулова Т. П.Психология игры: современный подход: учебн. пособие для студ. Высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.-208с.

-Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974.

-Григорьева А.А. Этнопедагогика  якутской семьи как феномен мировой цивилизации// Актуальные проблемы воспитания и развития личности:

сб. ст. - М.,1999. - С. 33-40.

-Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для восп. дет.сада. - М.: Просвещение, 1988. - 239с.

-Федоров А.С. Народные игры и забавы саха. -  Дьокуускай : Бичик, 2011.-96с.

-Гоголева С.В., Лепчикова Л.П., Саввина М.Н. Дидактические игры.

-Хамсаныылаах оонньуулар, эрчиллиилэр. -Якутск: Кн. изд-во,1991.-136с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Калмыцкие национальные игры

      Калмыцкие народные игры являются традиционным средством воспитания детей. Испокон  веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт. Труд  национальные  ...

Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»

В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....

тувинские национальные игры

тувинские национальные игры...

Якутские национальные игры и игрушки

Народные игры и игрушки – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутс...

Проект "«Знакомство с национальными видами спорта и ненецкими национальными играми дошкольников 4-5 лет»

АктуальностьИгра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.Велико значение игр в воспитании ненецких детей....

Татарские национальные игры

Игры для занятий в области физическое развитие...