Проект "«Знакомство с национальными видами спорта и ненецкими национальными играми дошкольников 4-5 лет»
проект (средняя группа) по теме
Актуальность
Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.
Велико значение игр в воспитании ненецких детей. Можно сказать, что народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nentskie_natsionalnye_igry.docx | 37.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАДЫМСКИЙ РАЙОН
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»
ПРОЕКТ
«Знакомство с национальными видами спорта и ненецкими
национальными играми дошкольников 4-5 лет»
Ныда 2014
Актуальность
Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.
Велико значение игр в воспитании ненецких детей. Можно сказать, что народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность.
Народные игры являются элементом национально – регионального компонента, используются в учебно – воспитательной работе в школах Ненецкого Автономного округа. Бесспорно то, что использование таких методов в народной педагогике, как: передача народной мудрости через сказки, песни, поговорки, пословицы, меткое сравнение, образное выражение несет в себе наблюдательность, прививают умение делать собственные выводы. Но именно через игру ребенок стремится к самостоятельному труду, к лучшим национальным традициям: любви к природе, бережному к ней отношению, воспитанию физических и высоких моральных качеств, обычаю взаимопомощи и гостеприимству.
Ненецкие игры выступают в нескольких функциях:
1. Воспитательная – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций. Не случайно эта функция стоит на первое место, так как это одна из главных и ведущих функций, из которой вытекают все последующие.
2. Обучающая – овладение национальными видами спорта; развитие умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации; развитие навыков владения родным языком. К этой функции можно отнести следующие игры: «Ловля «оленей», «Постановка чума» и др.
3. Развивающая – гармоничное развитие личностных качеств; развитие концентрации и жизненных сил, выносливости, сноровки, которые необходимы тундровику. К этой функции можно отнести игры, перечисленные выше и такие как: «Метание колец или камней», «Тыранийко» или иначе ее называют «Нямдко» и др.
4. Коммуникативная – установление эмоционального контакта. Здесь можно выделить игры, такие как: «Нгухукова – игра в куклы», «Парнэко» и др.
5. Развлекательная – отдых в свободное время, создание благоприятной атмосферы, азарт. Здесь можно выделить следующие игры: «Жужжалка», «Волчок» (пэсько), «Игра в палочки», «Головоломки» (хобцо, пя хобцо) и другие.
Хочется отметить, что одна и та же игра может выступать в нескольких функциях.
Теоретическое обоснование
С древнейших времен и по сей день, люди играли и играют в различные игры. Это столь же естественно для человека, как и другие виды жизнедеятельности. Нельзя не согласиться и со словами А.С.Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы». (А.С.Макаренко. О воспитании стр.121 - 129).
Технология опыта
Когда я начала работу над созданием проекта, у меня возникли масса вопросов:
- Какие игры детей Севера мы знаем?
-Чем они отличаются от игр нашего детства?
- Играете ли вы в эти игры?
- Хотели бы ознакомиться с этими играми?
- Нужно ли сохранять и развивать национальные игры народов Севера?
Цель проекта:
- Изучить национальные игры детей Севера
Задачи:
- пропаганда здорового образа жизни;
- развитие физических способностей, таких как ловкость, быстрота,
сноровка, четкость движений;
- воспитание и формирование волевых черт характера у детей таких
как: организованности, умения работать в команде и т.д.
Автором рекомендуется неоднократное повторение, закрепление знакомых игр с детьми в течение года. Также необходимо привлечение родителей к закреплению полученных детьми навыков в домашних условиях.
Эффективность
Об эффективности применения традиционных национальных игр свидетельствуют данные диагностических обследований дошкольников 4-5 лет
Национальные игры | ||
Начало года | Конец года | |
2013/2014 | 2,4 | 3,5 |
Перспективно тематический план.
Сентябрь | |
«МЮСЕВА» (каслание) | Развивать координацию при ходьбе,воспитывать взаимопомощь |
Октябрь | |
«МЯ» (чум) | Продолжать воспитывать взаимопомощь, аккуратность |
Ноябрь | |
«ЁРТЯ НЯБИ ХАЛЯ» (рыбаки и рыбки) | Совершенствовать координацию движений (бег с изменением направления),ориентация в пространстве |
Декабрь | |
«ТОЧНЯМОРПАВА» (ловля оленей) Закрепление и повтор изученных игр | Совершенствовать пространственную ориентацию детей |
Январь | |
«Зов тундры» (спортивная эстафета) | Способствовать формированию двигательных умений и навыков в основных движениях. |
Февраль | |
«ТАЛЧАНАВАНО» (липкие пеньки) | Равивать ловкость,внимание,быстроту |
«ХАЕР» (солнце) | Учить детей бегать в рассыпную,не наталкиваясь друг на друга. Действовать по сигналу |
Март | |
«НЯХОРАМДЭЙНИ ТАРА» (третий лишний) Игры по желанию детей | Развивать координацию движений |
Апрель | |
«День оленевода» (спортивный праздник) | Развивать у детей интерес к народным играм. Развивать ловкость, смелость, координацию движений, ориентировку в пространстве. |
Май | |
«Два сигнала» | Развивать координацию движений, внимание |
Основная часть
Одной из самых разнообразных игр по правилам являются подвижные игры. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений, что характерно для ненецкого народа – это ходьба, бег, прыжки, лазанье, метанье. Эти действия ограничиваются правилами, направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. Данный вид игр является важным средством физического воспитания. К этой группе можно отнести следующие игры: «Каюр и собака», «Куропатки и охотники», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и мышки и др. В самостоятельную группу можно выделить спортивные игры. В первую очередь к ним относятся национальные виды спорта «Тройной прыжок», «Прыжки через нарты», «Метание топорика», «Закинь тынзей за сопку», «Ямб уда – метание аркана». Существует легенда о происхождении 5 национальных видах спорта, записанная П.А.Явтысым со слов Тимофея Соболева из п. Нельмин Нос. У каждой игры существует своя легенда. Очень важно, что здесь происходит знакомство с национальными видами спорта не только по средствам игры, но и через ненецкий фольклор. Именно здесь проявляется национальное самосознание ненецкого народа, воспитывается любовь и уважение к своему происхождению, к своему народу, своей истории. Хочется отметить, что одной из возможных форм использования подвижных игр является эстафета. Здесь ребята одновременно знакомятся с национальными видами спорта, развивается ловкость, быстрота и четкость движений, сноровка
Воспитать ребёнка физически здоровым, способным жить и продуктивно трудиться в суровых природных условиях - одна из важнейших задач народной педагогики коренного населения Крайнего Севера.
Значительная роль в этом принадлежит национальным играм и состязаниям.
Национальные игры способствуют развитию у детей ловкости, силы, выносливости, меткости, сообразительности, находчивости и инициативности, учат их подчинять свои желания интересам коллектива, помогать друг другу. Использование этих игр в школах-интернатах народностей Крайнего Севера ведёт к повышению эффективности спортивной и другой внеклассовой работы.
Заключение
Велико значение игр особенно у детей. Можно сказать, что игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность.
Хочется надеяться на сохранение и развитие ненецких национальных игр и сохранить устоявшиеся традиции через игру.
Литература
- Богун Пётр Никитович «Национальные и народные игры» - 93 г.
- «Просвещение Крайнего Севера» №23 –87г
- Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижны игры в детском саду. – СПб.: Просвещение, 2002. – 75с.
- Фролова А. Региональный компонент в физическом воспитании старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3.
Приложение
«МЮСЕВА»(каслание)
В этой игре проверяются навыки и умения устройства быта, переезды на новые места проживания (каслания). Дети строят нарты, потом ставят их так, как они должны стоять для переезда – друг за другом. Впереди из палочек строят оленей. Чум строят далеко от игрового центра – чтобы его было видно. И так передвигаются и оленьи упряжки, и оборудование к новым местам. По пути следования дети оборудуют горы, овраги, через которые будут двигаться оленьи упряжки, т.е. каслаться семьи оленеводов.
Кто содержательней подготовит каслание, тот и станет победителем.
«МЯ» (чум)
Игра проводится возле чума, в классе, в тундре, где дети проводят своё свободное время. Группа детей собираются и набирают себе материал: палочки, шкуры и т.д.
Дети начинают строить чум, а сверху чума дымоход. Внутри чума строят стол, печку, кровать и другие принадлежности, имеющиеся в чуме.
Итак, кто быстрее и уютнее построит чум, оборудует его. А потом, наоборот, кто быстрее разберёт или снимет чум и подготовит его к касланию.
«ЁРТЯ НЯБИ ХАЛЯ» (рыбаки и рыбки)
На полу кладётся сеть или шнур, в виде круга. В центре – троё ребят – рыбаки, остальные – рыбки. Дети – рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Рыбаки стараются поймать рыбок. Ловить можно только в кругу.
Победа даётся и рыбаку, который больше поймал, и рыбка, которая ни разу не попалась.
«ТОЧ НЯМОРПАВА» (ловля оленей)
Играющие делятся на две группы. Одни – пастухи, другие – олени. Пастухи берутся за руки и становятся полукругом лицом к оленям. Олени бегают по площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей, замыкая при этом круг. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большое число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.
«ДВА СИГНАЛА»
Все играющие разбиваются на две группы и договариваются, что по одному сигналу (свисток, поднятая рука, флажок и т.д.) должна поднять руку вверх правая группа, а по два сигнала (два свистка, две руки, два поднятых флажка) – левая.
Несколько раз надо провести репетицию, причём сигналы передаются неожиданно; а не по очереди: он может дать два сигнала подряд два раза правой группе или левой, а потом чередовать.
Потом игра начинается по-настоящему; за каждую поднятую невпопад руку группа проигрывает очко. В конце игры подсчитывают общую сумму очков. Где будет меньше проигрышных очков, та команда и побеждает.
«ТАЛЧАНА ВАНО» («липкие пеньки»)
Группа играющих из 3-4 человек садится на корточках как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные прыгают, бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. «Пеньки» должны постараться коснуться пробегающих мимо ребят. Кого осадили, тот и становится «пеньком». «Пеньки» не должны вставать с места.
«ХАЁР» (солнце)
Все играющие становятся в круг, берутся за руки и идут приставными шагами по кругу, делают разные движения руками, и на каждый шаг говорят: «Хаёр!», «Хаёр!», Солнце (он же ведущий) сидит посредине круга. И когда солнце встаёт и выпрямляется, игроки разбегаются. Все игроки увёртываются от солнца при его поворотах. На сигнал: «Раз, два, три, в круг скорее беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Потом меняются водящие.
«НЯХОРАМДЭЙ НИ ТАРА» («Третий лишний»)
Участвуют в игре четное количество играющих и два водящих. Дети делятся по парам. Задача водящих состоится в следующем: один водящий догоняет второго, который бегает за пределами круга, организованного парами. Тот, кто убегает, в любое время может присоединиться и встать в любую пару впереди неё. Задний играющий становится третьим лишним. Он и начинает убегать от того, кто догонял своего предыдущего водящего.
Если водящий коснется убегающего, тот должен развернуться и уже догонять водящего, т.е. всё начинается наоборот.
«Зов тундры»
спортивный семейный праздник для детей старшего возраста
Программное содержание:
Оздоровительные задачи:
• Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни. Удовлетворить
важнейшие жизненные потребности ребенка в движении.
Образовательные задачи:
• Способствовать формированию двигательных умений и
навыков в основных движениях.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение
поддерживать друг друга, способствовать обогащению знаний детей о
традиционных промыслах и самобытных физических упражнениях народов Севера.
Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, загадки, стихи, рассказы о Севере), рассматривание иллюстраций на темы: «Животный мир Севера»,«Растительный мир Севера»,
- воспитатель (изготовление оформления стены (рисунки с изображением природы, быта, животных и птиц Севера);
- музыкальный руководитель (прослушивание национальной музыки народов Севера, разучивание танца).
- воспитатель (постановка сказки народов Севера)
Оборудование: обручи – 3 шт., «оленьи рожки» - 3 шт., кегли – 18 шт., палочка с веревкой – 3 шт., стойки – 3 шт., гимнастические палки – 3 шт., кольца – по кол-ву учасников, лыжи пластмассовые короткие – 3 пары, картонные цветы – 3 шт., снежинки – 3 шт., модули – кубы – 3 шт., платки – 3 шт., «кочки» - 3 шт., ведерки – 3 шт., муляжи ягод – 18 шт., пластмассовые рыбки – 3 шт., музыкальный центр.
Зал украшен рисунками детей, на центральной стене название праздника «Зов тундры».
Ход праздника:
Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по просторам Северного края – в тундру. В тундре – короткое лето и очень длинная зима. Там растет много различных ягод и грибов. Живут трудолюбивые люди – ханты, манси, ненцы. Вы готовы к приключениям? Тогда в путь! Мы отправляемся в тундру, не забудьте взять с собой ловкость, силу и веселое настроение.
Ведущий: На нашем празднике присутствуют семейные команды.
Приветствие команд.
Ведущий: А оценивать вашу быстроту и ловкость будет жюри. 44
Представление жюри.
Ведущий: Конечно, в тундру зимой лучше отправиться на лыжах.
Эстафета «Лыжные гонки»
(3 пары пластиковых лыж, 3 стойки)
Первый участник на одной лыже бежит до стойки, обегает, передает эстафету
следующему участнику.
Ведущий: Коренные жители северного края разводят оленей. Без оленя в тундре очень тяжело. На них они передвигаются по тундре, шьют одежду, строят жилище. Не просто поймать оленя, для этого нужно ловко справляться с тынзяном – веревкой, с петлей на конце.
Эстафета «Пастухи и олени»
(9 колец, 3 короткие палки, 3 обруча м.диаметра)
Каждый участник набрасывает кольца на палки, которые держат воспитатели на расстоянии 3 метров, стоя в обручах.
Ведущий: Молодцы, ребята, ловко справились с заданием! Народы Севера любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром. Поэтому они сочинили много сказок, песен, стихов и загадок о животных и растениях. Отгадайте загадку:
Олень от них убегает – а они его догоняют. (нарты)
Нарты – сани, в которые запрягают оленей. На нартах они перевозят свое жилище – чум и предметы домашнего обихода.
Эстафета «Оленьи упряжки»
(3 шапочки - рога оленя, 3 обруча м.диаметра, 3 стойки, кегли – 18 шт.)
Папа в шапочке, в обруче, ребенок держится за обруч. Бегом «змейкой» до стойки, ребенок остается. По прямой возвращается, мама берется за обруч, бегом «змейкой» до стойки, ребенок берется за обруч и все вместе возвращаются по прямой.
Ведущий: А сейчас наши участники отдохнут и посмотрят танец, в исполнении артистов нашего детского сада.
Музыкальная пауза
Танец народа ханты
Ведущий: Небо ярко засияло,
Землю солнышко пригрело!
Из – за гор, из – за морей
Мчатся стаи стерхов!
Пробудилось всё от сна –
Это к нам пришла весна!
Зима - на исходе, весна – на пороге!
Эстафета «Весна на пороге»
(3 картонные снежинки, 3 картонных цветочка, 3 обруча м. диаметра.)
Первый участник бежит до обруча, меняет снежинку на цветочек, следующий участник меняет цветочек на снежинку и т.д.
Ведущий: Оленей приходится перегонять по тундре с места на место в поисках корма – ягеля. Оленевод со своей семьей меняет стойбище. На новом месте они ставят чум – своё жилище.
Эстафета «Построй чум»
(3 куба- модуля, 3 больших платка)
Под музыкальное сопровождение (мелодия северных народов), команды
передвигаются по залу. По окончании музыки – натянуть платок на вытянутых руках вверх – построить чум.
Ведущий: Быстро пролетает короткое лето. Наступает пора сбора ягод и грибов. На болотах поспела брусника, клюква, морошка, черника. Перейдем через болото по кочкам, собирать ягоду!
Эстафета «Через болото»
(6 «кочек», 3 стойки)
У каждого участника 2 «кочки». Передвигаться до стойки, наступая только на «кочки». Участник, наступивший на пол, выполняет задание сначала.
Ведущий: Соберем в ведерки созревшую ягоду!
Эстафета «Сбор ягод»
(муляжи ягод – 18 шт., кольца – 18 шт., стойки – 3 шт.)
Эстафету начинает ребенок. С ведерком в руках бегом до ближайшего кольца
(расположенных вдоль зала), берет 1 ягоду, кладет в ведерко, обегает стойку,
возвращается, передавая следующему участнику ведерко. Каждый участник бегает два раза.
Ведущий: Устроим привал у озера, в котором водится много рыбы! Болельщики, назовите, какая рыба водится в водоёмах ЯМАЛА?
Конкурс капитанов «Рыбалка»
(3 палочки с веревкой, длиной 1,5 метра, на конце пластмассовая рыбка)
Капитаны команд (дети) наматывают на палочку веревку.
Ведущий: Дорогие участники, на этом наше путешествие заканчивается. Пока жюри подводит итоги, болельщики поиграют в игру народов севера - «Хейро», что означает солнце.
Подвижная игра с болельщиками «Хейро»
Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают взмахи вперед- назад и на каждый шаг говорят – хейро. Ребенок – «солнце», сидит в центре круга. Все участники разбегаются по площадке, когда солнце встает, выпрямляется.
Подведение итогов. Слово жюри.
Награждение.
Ведущий: Чтоб звенел веселый смех,
Детвора не плакала,
Светит солнышко для всех,
Светит одинаково.
Дверь откроет на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на земле
Каждому по лучику.
Ведущий: Всем мира, тепла и добра! Любите край, в котором мы живем, бережно относитесь к природе
«День оленевода»
Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:
Оздоровительные задачи:
• Удовлетворить важнейшие жизненные потребности ребенка в движении;
оптимизировать двигательную активность.
Образовательные задачи:
• Продолжать знакомить детей с особенностями климата Северного края. Расширять знания об основных видах деятельности коренного населения: оленеводство, рыболовство, охотоводство через игры народов Севера. Развивать у детей интерес к народным играм. Развивать ловкость, смелость, координацию движений, ориентировку в пространстве.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать уважительное отношение к народам Севера, их традициям и обычаям.
Оборудование:
• Веревки длиной 2 метра, на конце картонные кольца диаметром 30 см – 2 шт.; маска солнца – 1 шт.; скакалки – 4 шт.; кольца – 2 шт.; мячи диаметром 30 см. – 2 шт.; маленькие мячи – 24 шт.; рыбки пластмассовые – 16 шт.; ведерки – 2 шт.; мягкие модули – 6 шт.; плоские кольца – 8 шт.; палки- 4 шт.; стойки – 2 шт.; санки– 2; разноцветные ленточки по количеству детей.
Спортивная площадка тематически оформлена. Ведущая, девочка Ямане – в
национальных северных костюмах.
Ход праздника
Хозяйка тундры: Здравствуйте, ребята! Я – хозяйка тундры. Я пришла, чтобы пригласить вас на праздник оленеводов, который будет проходить на Большой Тундровой кочке. Но путь к месту праздника неблизкий, и, чтобы добраться до места назначения, нужно преодолеть немало препятствий. Вы готовы их преодолеть? Тогда отправляемся в путь!
Дети строятся в колонну по одному и идут на праздник со своих участков, демонстрируя различные виды ходьбы и бега с выполнением заданий: обычная ходьба, имитационная ходьба лыжника, обычный бег, бег змейкой.
Хозяйка тундры: Можно немного отдохнуть. Неподалеку пасется стадо оленей, мы можем их поймать и дальше отправиться уже на оленьих упряжках.
Подвижная игра «Олени и пастухи»
Все игроки – олени. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (длинная веревка с картонным кольцом на конце. Игроки- олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут).
Хозяйка тундры: Молодцы, пастухи! Много оленей поймали! А теперь давайте разделимся на команды и посоревнуемся.
Эстафета «Оленьи упряжки»
Дети встают парами (один ребенок – олень, другой – оленевод). Дети-олени бегут, оленеводы держатся за вожжи. По очереди пары бегут до ориентира, обегают его, возвращаются назад, передают эстафету (расстояние до ориентира – 5–7 метров).
Хозяйка тундры: Ну вот, ребята, мы на оленьих упряжках быстро добрались до Большой Тундровой кочки. На севере солнце очень редко и недолго радует своим теплом. Именно поэтому народы нашего севера обращаются к солнышку в своих песнях, сказках, играх с просьбой согреть и подарить много теплых и солнечных дней. Давайте и мы все вместе позовем солнышко, поиграем в игру «Хейро», что в переводе с ненецкого означает – солнце.
Игра «Хейро»
Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают взмахи вперед- назад и на каждый шаг говорят – хейро. Ребенок – «солнце», сидит в центре круга. Все участники разбегаются по площадке, когда солнце встает, выпрямляется.
На участок входит ребенок в национальном костюме.
Ямане: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ямане. Я – из племени метких охотников и искусных рыболовов. Предлагаю вам попробовать быть охотниками.
Эстафета «Охота на песцов»
Напротив команд на расстоянии 6 метров, в кольцо кладется по мячу. Дети берут в руки по два маленьких мяча и по очереди бросают их, стараясь сбить большой мяч.
Побеждает самая меткая команда.
Ямане: В реках и озерах северного края водится много рыбы. С детства взрослые обучают детей всем премудростям рыболовства. А вы умеете рыбачить?
Эстафета «Рыбаки»
По сигналу дети бегут к озеру (обручу) с ведерком в руках, «ловят» рыбку, кладут ее в ведро, возвращаются к команде и передают ведерко, следующему участнику.
Хозяйка тундры: Молодцы, ребята, легко справляетесь с любым заданием!
Отдохните немного и отгадайте загадки:
– Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (Олень)
– Белой стайкой мошкара
вьется, вьется до утра.
Не пищит и не кусает,
просто так вокруг летает. (Снежинки)
– Ночная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от нее светлее становится.
(Северное сияние)
– Бегут два брата на перегонки, а обогнать друг друга не могут. (Лыжи)
Ямане: Дует над тундрой ветер, идет снег, растут сугробы. Но уже чувствуется дыхание весны. Жители Севера радуются теплу, ставят свои нарты (национальное название саней) в ряд и прыгают через них.
Эстафета «Прыжки через нарты».
Прыжки через (модули - нарты). Дети, перепрыгнув через 3–5 препятствий, обежав ориентир, бегом возвращаются назад.
Хозяйка тундры: Весной жители тундры переезжают на новое стойбище, складывая на нарты свое жилище – чум и все предметы домашнего обихода.
Эстафета «На новое стойбище» 30
Играющие становятся парами, один – олень, везет санки, другой – каюр. По сигналу упряжки бегут до стойки, участники меняются местами, возвращаются, передавая санки следующей паре.
Ямане: Дети народов севера соревнуются между собой в метании сюлы. Сюлы должны лететь только в прямом направлении, выигрывает тот, кто дальше бросит.
Эстафета «Сюлы»
Играющий берет сюлы в правую руку, становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую заводит за спину, пропуская палку под согнутой локоть левой руки, сильно бросает ее.
Хозяйка тундры: Праздник удался на славу! Сегодня мы поиграли в игры народов Севера. Эти игры имеют большое значение для детей коренного населения нашего края.
Они с детства готовят их к взрослой жизни, развивают ловкость, смелость, находчивость и воспитывают трудолюбие. Хорошей традицией у хантов загадывать желание, и что бы оно непременно сбылось, завязывать разноцветные ленточки- желания, на веточки дерева.
Предлагаю всем участникам загадать желание и подойти к дереву. ( Дети подходят к дереву и, не ломая веточек, привязывают тряпичные полоски)
Хозяйка тундры: Наш праздник подошёл к концу. Всем участникам праздника желаем: сибирского здоровья, удачи и теплых, солнечных дней. До встречи в следующем году!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национальные виды спорта и все критерии игр в них
Национальные виды спорта — виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Ф...
Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта
Занятие "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников. ...
Проект знакомство с зимними видами спорта.
Цикл бесед с презентацией и обучающими мультфильмами про хоккей, бобслей, фигурное катание и лыжный спорт....
Национальные виды спорта Коренных народов
Привлечение внимания воспитанников к национальным видам спорта; внедрение в учебно-воспитательный процесс ДО основ физического воспитания в ненецких семьях. Самый многочисленный из коренного насе...
национальные виды спорта
нац. виды...
эстафеты по национальным видам спорта
национальные виды и игры спорта...