Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Папин праздник».
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии в старшей группе.
Тема: “Поёт зима – аукает – мохнатый лес баюкает”
Цель: учить различать виды хвойных деревьев (по коре, форме, длине игл, по шишкам). Расширить представления детей о состоянии живой природы зимой, продолжить знакомство со свойствами снега, с его ролью в жизни растений в зимних условиях.
Программное содержание:
Образовательные задачи: формировать у детей представления о зимнем лесе и деревьях, закреплять знания о характерных особенностях времени года;
Развивающие задачи: развивать зрительную память, внимание и познавательный интерес к жизни леса, его обитателям; умение анализировать увиденную ситуацию, делать выводы.
Речевые задачи: развивать у детей последовательную связную речь, умение детей грамматически строить предложения. Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи: формировать навыки правильного поведения в лесу в любое время года; воспитывать бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание к природе и зимующим птицам нашего леса.
Предварительная работа: чтение А. Вахрушев -Звуки зимы, Н.Верзилин – В лесу, Дидактические игры – кто живёт в лесу? когда это бывает?
Беседа перед экскурсией: чтобы заинтересовать детей перед предстоящей экскурсией, педагог использует игровой сюжет: Лесовичок просит детей помочь ему побывать в лесу зимой. Педагог сообщает детям цель экскурсии: куда они пойдут, зачем, что узнают, что будут собирать. Затем педагог напоминает правила поведения в лесу; Лесовичок вместе с детьми повторяет правила поведения в лесу: не нужно шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и чтобы услышать их голоса и шорохи, ходить надо по дорожкам, протоптанным в лесу по снегу, стараться не задевать кусты – зимой замёрзшие ветки легко ломаются, быть внимательными, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи.
Ход экскурсии: дети останавливаются на опушке леса. Педагог обращает внимание детей на красоту леса, предлагает поздороваться с ним, читает стихи
Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои! (С.Погореловский)
Педагог: эти лесные ворота называются опушкой леса. Видите, здесь на опушке нас встретили ёлочки. Они приглашают нас в свой дом. Лес – это дом для растений и животных.
Дети идут по дорожке, рассматривая заснеженный лес. Педагог обращает их внимание на величавые, засыпанные снегом ели, на сосны, поднявшие свои пышные кроны высоко в небо, рассказывает, что лес, где растут только сосны и ели, называется хвойным.
Педагог: рядом с дорожкой растут две подружки – маленькие сосна и ёлочка. (педагог приглашает детей подойти поближе и рассмотреть их хвою) Иголки у ёлки и сосны – это такие необычные листочки. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка – хвоинка живёт долго, несколько лет, а потом падает на землю, но ели и сосны никогда не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозелёные растения, иголки у них сменяются постепенно.
Педагог: посмотрите и скажите, чем отличаются иголки ели и сосны и чем они похожи?
Дети: похожи тем, что они зелёные, острые, узкие, колются. Не похожи длиной.У ёлки иголочки короче, а у сосны длиннее.
Педагог: правильно, а если ещё внимательнее посмотреть, то можно увидеть, что у сосны хвоинки не только длиннее, но они прикреплены к ветке по две хвоинки сразу, а у ёлочки по одной.
Затем, педагог обращает внимание детей на кору деревьев.
Педагог: посмотрите на большую сосну и скажите, какой у неё ствол, какого цвета кора и какая она, а теперь сравним её с корой ели.
Дети: ствол у сосны толстый, прямой, высокий, кора золотого цвета, а внизу коричневая, толстая, шершавая. У ёлки ствол плохо виден под ветками, он весь коричневый.
Педагог: да, верно, подойдите поближе, потрогайте кору, понюхайте, сравните ещё раз.
Проводится игра ”Найди по описанию”
Лесовичок обращает внимание детей на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нём, - следы зайца и белки, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучочки, упавшие или кем-то сброшенные шишки. Педагог рассказывает детям о том, как важен снег для растений в зимних условиях.
Педагог: в народе говорят: Белее зима-зеленее лето, снег холодный, а от стужи укрывает. Под снегом земля отдыхает, растения спят глубоким сном. Снег укрывает от мороза растения, жучков, зверушек в их норках. Под снегом тепло и уютно. Давайте раскопаем снег и посмотрим, что под ним.
Педагог раскапывает снег с подветренной стороны у большой разлапистой ели. Дети видят под снегом ярко-зелёный мох, рассматривают его, трогаю руками и снова закапывают снегом, чтобы ему было тепло до самой весны.
Лесовичок предлагает собрать со снега несколько шишек и рассмотреть их. Вот эти длинные, узкие шишки – от ели, а небольшие округлые - от сосны. Дети рассматривают, сравнивают по длине, размеру, цвету, запоминают.
Педагог: посмотрите на большую ель, видите, как много на ней шишек? В каждой шишке много семян. Семена ели и сосны – любимое лакомство лесных жителей – клестов и дятлов, белок и мышей.
Спросите у белки и скажет она:
Сосновая шишка отменно вкусна.
Спросите синицу, ответит синица
Что с белкою можно вполне согласиться (Ю.Ефремов)
Педагог: хвойный лес зимой не только кормит зверей и птиц, но и спасает их от холода. Зимой в нем не бывает ветра. В морозы в гуще молодых сосёнок тепло и тихо. Сюда приходят погреться лоси. Здесь же они кормятся молодыми сосновыми веточками. Воздух в хвойном лесу всегда чистый, потому что запах сосны и ели убивает микробов. Из смолы и хвои люди делают лекарства. Из толстых еловых брёвен люди строят тёплые деревянные дома, делают красивую мебель, бумагу для книг и тетрадей. У ели самая звонкая и певучая древесина , поэтому из неё делают скрипки, балалайки и другие музыкальные инструменты.
Дети, наша экскурсия заканчивается.
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали.
Раз торчат иголочки-
Значит, это ёлочка!
А когда на ветку ели
Мы получше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна
(С.Погореловский)
Лесовичок, мы очень много увидели, узнали о твоём лесе. Нам здесь очень понравилось. Да, дети? Давайте попрощаемся с лесом и отправимся в детский сад.
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
(С.Погореловский)
На обратном пути дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, стихи, пословицы, поговорки о лесе.
Работа после экскурсии: через два дня после экскурсии проводится занятие по рисованию на тему Зимний лес или В лесу родилась ёлочка. Проводится обобщающая беседа: расскажем всё, что знаем о лесе Лесовичку (воспитатель подбирает вопросы так, чтобы в памяти у детей восстановился весь ход экскурсии, подводит детей к выводам и обобщениям, мотивирует их высказывания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме:“Беседа о семье”
Формирование у детей старшего возраста понятие « семья»....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Москва золотоглавая»
Занятие ставит собой цель содействовать формированию умений составлять описательный рассказ по картине, описывать свои впечатления. Учить подбирать однокоренные слова. Упражнять в подборе синонимов и ...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Профессии».
Продолжаем знакомить детей с профессиями....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Творческое рассказывание. Как мы на бал собирались"
Задачи. Связная речь: обучить навыкам составления рассказа, используя языковые средства выразительности;Словарь: обогащать словарный запас, употребляя в речи существительные, определения;Звукова...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»
Задачи. Связная речь: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать без помощи вопросов воспитателя. Сл...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Весна"
Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным; предметы к относительным прилагательным; закреплять умение различать и называть зимующих и перелетных птиц; развивать память, внимание, л...