статья "ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья (старшая группа) на тему

Косарева Лариса Андреевна

В статье представлены приемы работы с детьми логопедической группыс  использованием социоигровой технологии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Косарева Лариса  Андреевна, воспитатель группы компенсирующей направленности  МБДОУ «ДСКВ №82», г. Братск, Иркутской области.

Адрес  электронной почтыrisa61@mail.ru

Раздел: современные образовательные технологии в дошкольном учреждении.

ИГРА     КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 В настоящее время идет активное реформирование  системы образования. Общие тенденции – это развитие у детей творческого, избирательного, осмысленного подхода к решению тех или иных задач, наличие общей умелости, т.е. способности к овладению широким кругом умений из разных сфер деятельности: движения, игра, общение, изобразительная деятельность, конструирование,   произвольное управление самим собой и другими.  Также повышение   культуры у дошкольников, максимальное развитие  способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование  гуманистической системы ценностей, и конечно  сохранение и укрепление здоровья детей. Все эти важнейшие качества формируются  не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре. В Российском «Законе об образовании», в «Национальной доктрине образования в Российской федерации» и новых «Федеральных государственных  стандартах дошкольного образования» отмечается необходимость оптимально использовать современные  педагогические технологии, основанные на игровом подходе.

Одной из таких технологий является социо-игровая педагогика, которая учит воспринимать детей не как объект, а как субъект обучения и воспитания. Игра  в данной технологии стимулирует  познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. Именно поэтому социо-игровые приемы мы выбрали основной формой организации жизни  старших дошкольников. Их  значение возрастает, если речь идет о дошкольниках, имеющих речевые нарушения. Нашу группу посещают именно такие ребята.  

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Они эмоционально неустойчивы. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание из-за нарушения общей и речевой моторики, особенно у детей с дизартрией. В игре они быстро утомляются, не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому для таких детей особое значение имеют игры, которые формируют активное поведение, их общение со сверстниками и взрослыми. Таковыми являются игры из социо-игровой технологии обучения.

Авторы   технологии, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов и другие видят сущность социо-игровых подходов в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их собственной личности. Основа социо-игровой педагогики заложена в словах: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

 Играя в малых группах, дети свободно и с интересом обсуждают различные вопросы, следят за ходом общего разговора. Способов объединения дошкольников для общей деятельности  в пары, тройки, четверки и шестерки очень много. Назову лишь некоторые из них:

  - по цвету  карточек, волос, глаз, одежды;

  - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

  - кто на каком этаже живет;

  - четный - нечетный, однозначный - двузначный номер квартиры;

  - найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки; собрать целое из отдельных фрагментов;

  - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком  и т.д.

Овладение игровыми возможностями обучения мы  начинали с двигательных заданий. Это один из принципов социо-игровой технологии: снятия блокирующей телесной несвободы, «постоянная смена мезансцен».  Несложные движения – бег, прыжки на одной ноге, приседания, хлопанье в ладоши, перестановка мебели в группе  снимают блокаду статистической позы. Дети  общаются в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и  других местах. Так в одной из игр ведущий называл гласные или согласные звуки, а исполнители выполняли определенные движения: на гласный звук – присесть, на согласный – подпрыгнуть. Роль ведущего выполняли сами дети. Сами же и придумывали  названия и виды движений.  В  такой игре действует принцип неразделимости дела и потехи. Воспитателю не следует видеть в игре только потеху, развлечение, отказывать ей в серьезности, ведь  физическое здоровье детей выигрывает, когда дело становится потехой. В такой деятельности дети все время в поиске.

Проведение познавательной и творческой деятельности  разного рода подчеркивает ритмичность работы детей, слаженность их действий. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.  Формируется привычка действовать в темпе общей работы, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре,  уметь доводить дело до предполагаемого результата.

           Одно из правил социо-игровой  технологии -  интеграция всех видов деятельности, что на современном этапе развития  дошкольных учреждений наиболее ценно. Интеграция – сложный структурный педагогический процесс, развивающий у детей умение применять знания из тех или иных областей в решении конкретной творческой задачи. Это дает положительный результат в разных образовательных областях: коммуникации, социализации, художественного творчества, познания, физической культуры и до.   Игры, положенные нами в основу детских деятельностей развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом:  «Слухачи», «Эстафета»,  «За себя не отвечаю», «Волшебная

 палочка», «Города с небывальщиной», «Загадочные превращения» (Аббревиатуры),  «Встать «по пальцам» и другие.

 Кампаниям детей в игре  «Одно и то же  по- разному» предлагаем выбрать себе игрушку или предметы  и разместить  избранные предметы по-разному.  Затем каждая пара приглашает к себе в гости всех друзей, которые задают вопросы, чтобы узнать расположение предмета: «Он возле…? Он на…? Он под…? Да, наш предмет под книгой». Если кто-то из друзей затруднился найти предмет, то кто-нибудь обязательно поможет и подскажет. Свобода в игре стимулирует свободу в жизни. Вся  организуемая последующая деятельность строится вокруг этого предмета и предлагается самими детьми:  придумать про этот предмет сказку, украсить его, превратить во что-то необычное.

          Очень любима детьми нашей группы игра «Волшебный круг». Дети играют в тройках и, «Волшебный круг» ходит по кругу от одной тройки к другой. Для того, чтобы  его передать тройка, посовещавшись, должна назвать то, что находится в комнате и окрашено в белый цвет. Первые тройки легко назвали: потолок, двери, а четвертой тройке пришлось подумать, поводить глазами по сторонам. Наконец белое найдено – рубашка у Славы. Это подбадривает следующие тройки. Они тут же находят белые носки. Полоски на футболке, белую лампу. Потом опять заминка. В это время совещаются все. Дети без страха и стеснения высказывают свое мнение, спорят, аргументируют свою позицию. Ошибка ребенка принимается как шаг на пути к решению. Затем играем дальше:  посчитали найденное, сочинили сказку о предметах одного цвета, зарисовали эту сказку и разыграли историю театральными средствами. У детей возникло огромное желание продолжать игру. И они ее всячески разнообразили в последующие дни: находили предметы по цвету, по форме, с заданным звуком.

           Интеграция это тоже применение принципа полифонии в социо-игровой технологии «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». В  обучении и воспитании гнаться нужно за, как можно большим количеством «Зайцев», нет ничего неважного в любой  деятельности.    В итоге   все   дети открывают для себя новыезнания, только кто-то больше, кто-то поменьше.  

 А  нам - педагогам потребовалось убрать откровенную манеру учить и сменить ее на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой.

            Так при знакомстве с животными холодных стран дети услышали название – лемминг. Детский вопрос: «А кто это?». Притворилась, что сама не знаю. Решили выяснить это вместе с  родителями. А на следующий день дети  принесли  рисунки, картинки, распечатки из интернета, раскраски. Обменивались впечатлениями, сходили в гости в старшую группу и там рассказали об этом животном. В любой деятельности неожиданные импровизации  возникают «на каждом шагу», педагогу важно только их не пропустить.

           В своей работе стараемся показать детям свой интерес и увлеченность, готовы со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться, «Вылетать из игры», исправляться.  Получается особая атмосфера, когда педагог и дети обсуждают различные вопросы, умеют следить за ходом общего разговора и общего дела, умеют оказывать дуг другу помощь и принимать ее, когда нужно. Мы сначала робко и фрагментарно, а затем все более уверенно вводили в свою педагогическую практику такие игры. И каждый раз убеждались в их эффективности.

          Наши воспитанники к выходу из детского сада умеют: слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым. Дети овладевают самостоятельными способами поиска информации, разрешения поставленных проблем. В итоге мы констатируем сокращение сроков коррекционной работы с детьми.

         Изменились не только дети, изменилась мы  сами. Будем продолжать осваивать социо-игровую технологию, искать игры, которые раскрепощают детей, будят их инициативу, помогают узнать себя и вызывают желание самосовершенствоваться у воспитателя.

Литература

1. Стратегии развития воспитания Российской Федерации (Проект от 13.01. 2015 г. Утвержден 2.06.2015 г.).

 2. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях : монография [Текст] / И.И. Фриш- ман. — Ярославль: Медиум-пресс, 2000. — 302 с.

3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного обра зовательного стандарта дошкольного образования».

4. Собкин  В. Стандарт сохраненного детства [Текст] / В. Собкин, Л. Лихачева / / Учительская газета. — 2013. - № 29.

6. Шулешко  Е.Е. Социоигровые подходы в педагогике [Текст] / Е.Е. Шулешко, А.П . Ершова, В.М. Букатов. - Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990. - 116 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Задачи и формы организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни»

Задача  сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понимания ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют основн...

Развлечение как одна из форм организации жизни дошкольников в летний период времени

Развлечения в детском саду - важная часть в жизни ребёнка. Это радостное событие, которое позволяет ребёнку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Автор пр...

Игра – форма организации жизни и деятельности детей.

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, чт...

Задачи, содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в раннем возрасте.

Задачи,содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами  здорового образа жизни в раннем возрасте....

Статья "Игра - форма организации жизни и деятельности детей".

Аннотация: в данной статье  игра рассматривается как форма организации жизни и деятельности детей в дошкольном возрасте, изучается значимость игровой деятельности в формировании личности дошкольн...

Презентация "Игра как форма организации жизни и деятельности детей"

Презентация "Игра как форма организации жизни и деятельности детей"...