Тема моего опыта работы: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

«Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят,

очень любят рисовать.

На бумаге,

на асфальте, на стене,

и в трамвае на окне….»

                                                 Э. Успенский.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыта работы

 «Нетрадиционная техника рисования как средство

развития творческих способностей детей

дошкольного возраста»

Тема моего опыта работы: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». 

«Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят,

очень любят рисовать.

На бумаге,

на асфальте, на стене,

и в трамвае на окне….»

                                                 Э. Успенский.

               Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

                 В соответствии с ФГОС  дошкольного образования  одной из образовательных областей является художественно-эстетическое развитие ребенка.   Актуальность данного вопроса  заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности – это толчок к развитию творчества, воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Почему я выбрала  данное направление? Потому что именно в детстве закладывается фундамент творческой личности.  Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Включение в работу нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойства изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными предметами.

Рисование – один из методов общения ребенка.

Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности ребенка.

Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

Важным условием развития изобразительной деятельности является разнообразие и вариативность работы.      

        Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

       Поэтому целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

         Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования. Сформировать у них изобразительные навыки и умения.

          Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.  Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

             Для достижения этих задач в своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования                                      «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» - под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/.   Кроме этого я использую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - под ред. И. А. Лыковой., «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». - под редакцией Р. Г. Казаковой.

Так же, познакомившись с методической литературой  различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

  • сформировать у детей технические навыки рисования.
  • познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
  • развивать воображение и творческие способности детей.
  • обогащать и расширять художественный опыт детей.
  • побуждать ребенка экспериментировать.
  • поощрять и поддерживать творческие находки.
  • развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
  • воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,  к собственной деятельности, ее результату.
  • способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

          Развивать изобразительные способности  в детском саду начинаем с раннего дошкольного возраста.      Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет  детям радость, создают положительный настрой.

     

 Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;  
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение, фантазию.
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

                 

Существует более 30 различных нетрадиционных изобразительных технологий, которые мы с детьми постепенно осваиваем. Но так как, у меня не большой опыт работы,  и на данный момент работаю на младшей группе,  с детьми провожу относящиеся их  возрастным особенностям  нетрадиционные техники рисования. Такие как:

  • рисование пальчиками;
  • ладошками;
  • рисование ватной палочкой и поролоновой
  • печатками из картофеля
  • оттиск пробкой
  • рисование  жесткой полусухой кистью

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.  В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к  рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

  Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я решила с младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета,  давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета  («Виноград», «Малинка», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.).

Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования, ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки  и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. («Два весёлых гуся», «Солнышко», «птичка», «Пальмы», «Обезьянки»).

Рисование ватной палочкой и поролоновой

Поролоном очень хорошо рисовать пушистых зверушек, снежок, все, что нужно для этой техники – кусок поролона, который обмакивается в краску, а затем способом примакивания создается фон и рисунки. Детям интересно рисовать ватными палочками, рисуя у ребенка, развивается зрительно – пространственное восприятие.

Создание праздничного настроения, положительного эмоционального отклика.

          С удовольствием на данный момент  осваиваем технику рисования оттиск пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «сердечки», «Яблоки» из картофеля.

Так же будем осваивать техники рисования «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику  используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик»  

 Все эти виды рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи.

Практическая значимость

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

                Новизна

              Совсем недавно я открыла для себя очень редкую и малоизвестную у нас в России новую технику рисования на воде «Эбру» .  

          Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой.  В своей работе  в дальнейшем хочу уделить большое внимание  на новую техники рисовании «ЭБРУ» - рисование на воде. Эта техника интересна, доступна детям старшего дошкольного возраста.

     Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок.  Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание»

     

   В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Творческий процесс - это настоящее чудо.  Я  всегда  с  огромным  интересом  наблюдаю, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.

  Как говорил В.А. Сухомлинский:  «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Вывод:

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.   В проделанной работе я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные цвета. Они  пытаются и стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуя свой замысел, и самостоятельно  стараются находить средства для его воплощения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Литература

  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
  • Кроме этого я использую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - под ред. И. А. Лыковой.,
  • «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». - под редакцией Р. Г. Казаковой.
  • общеобразовательную программу дошкольного образования                                      «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» - под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Моя тема самообразования «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».Она родилась из «проблемы», которая вызывал...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.Рисование прио...

Проект на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть п...

Опыт работы Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Актуальность опытаФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительна...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Моя педагогическая находка. Тема: «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

laquo;Истоки способностей и дарования детей –на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити- ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мас...

Консультация для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Для развития детской фантазии  рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор. Нетрадиционные техники рисования дают возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить...