Консультация для педагогов "Сказкотерапия" в образовательной деятельности".
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме
Больше читать - значит, будешь больше знать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Сказкотерапия» в образовательной деятельности по речевому развитию».
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2.Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3.Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4.Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, у нас созданы следующие условия :
-наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, , канцтовары) ;
-практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании этого метода (конспекты занятий и т. д.) ;
-консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки) ;
- наличие специалистов: психолог, логопед, учитель изодеятельности, которые работают с тесном содружестве.
Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:
-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;
-взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;
-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;
При подборе материала для работы с детьми, стараемся руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
Сказкотерапия это:
1.процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нём;
2.процесс переноса сказочных символов в реальность;
3.созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого,моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;
4.терапия средой, особой сказочной обстановкой;
5.выявление и развитие творчесских способностей;
6.снижение уровеня тревожности и агрессивности;
7.развитие способности к эмоциональной регуляции и естесственной коммуникации;
8.развитие умения преодолевать трудности и страхи;
9.формирование навыков адекватного выражения эмоций;
10.укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог";
Задачи развития речи детей решаются с помощью:
- перессказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.
В педагогической работе особую роль отводим просвещению родителей. Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультируем по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем им о значимости семейного чтения, подчёркиваем его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.
В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.
Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Особенности организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДОУ"
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тест...
Консультация для воспитателей «Образовательная деятельность в ДОУ»
материал будет полеен для вопитателей ДОУ...
Консультация для педагогов образовательной деятельности. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие". Изобразительная деятельность . Рисование.
Тема: "Развитие творческих способностей дошкольниковпосредством рисования пейзажей в нетрадиционных техниках"....
Консультация «Планирование непрерывной образовательной деятельности по художественному творчеству в ДОУ»
Консультация «Планирование непрерывной образовательной деятельности по художественному творчеству в ДОУ» Подготовила: старший воспитатель Зайцева Т.Б.Решение поставленных програ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2019
Воспитатель Конова Т. В.1Формы взаимодействия в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей2Форма взаимодействия в образовательной де...
Консультация для воспитателей «Образовательная деятельность с детьми раннего возраста»
Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации и организуется в следующих формах...
Консультация "Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий"
Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий"...
- Мне нравится (1)