Организация предметно - развивающей среды в средней группе
материал (средняя группа) на тему

как организовать предметно развивающую среду в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno_razvivashchaya_sreda.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание предметно-развивающей среды в средней группе детского сада

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно - развивающей среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду, стараемся оформить групповую комнату, учитывая особенности детей, посещающих группу. Создавая предметно-развивающую среду для детей, необходимо уделять внимание ее развивающему характеру.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Детский сад реализует образовательную программу «От рождения до школы», поэтому создание среды в соответствии с содержанием данной программы требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности.

Групповая комната старшей группы представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Основными элементами развивающей среды в детском саду являются природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки, их оборудование, художественные студии и студии, где осуществляется познавательная деятельность детей; наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства обучения и воспитания. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Предметно-развивающая среда в МОУ детский сад комбинированного вида отвечает художественно-эстетическим требованиям. Пространство помещений преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры», которые выполняют потребность ребенка в развитии познавательного общения и активности.

В то же время некоторые уголки предполагают уединение ребенка, предоставление возможности ему побыть одному, развитие способности к самостоятельности.

В группе пространственное расположение игр подчинено развитию речи и основных психических процессов.

В группе оформлены центры:

                           Центр социализации.


Назначение: осваивать первоначальные представления социального характера и включать детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- развитие игровой деятельности детей;
 


- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формирование  гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.


Оснащение:

  • различные виды транспорта;
  • мягкие игрушки;
  • Резиновые игрушки;
  • набор комнатной мебели крупного размера;
  • парикмахерский набор;
  • «Доктор Айболит»;
  • «Магазин»;
  • атрибуты для сюжетных игр
  • мягкий уголок;
  • коляска для кукол

                   Центр физической культуры и оздоровления.

     Назначение: Формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств;

- накопление и обогащение двигательного опыта детей;

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.


Оснащение:

  • мягкие модули
  • дорожки для ходьбы, для развития стоп ног
  • разные по размеру и массе мячи
  • кегли
  • мишени горизонтальные ,вертикальные;
  • обручи;
  • гимнастические палки;
  • скакалки;
  • массажеры.
  • гимнастические коврики;
  • маски для подвижных игр;
  • флажки цветные;
  • ленты цветные;
  • груша боксерская;
  • гантели 4шт;
  • мешочки для метания;
  • следы ног с пуговицами – 5пар;




                                 Центр безопасности.


Назначение:  формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения  в качестве пешехода и  пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.


Оснащение: 

  • конспекты занятий по ОБЖ, ПДД;
  • дидактические игры;
  • игра открытого пространства «ПДД»;
  • знаки ПДД;
  • папка иллюстраций по правилам пожарной безопасности;
  • д/и «Правила поведения в лесу»
  • каска пожарника для сюжетно- ролевой игры;
  • телефон, руль водителя автомобиля.


    Центр познания.

    Сенсомоторика, математика.


    Назначение. Создать условия для развития сенсорно-перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними. Создать условия для обогащения опыта ориентировочных действий, для закрепления опыта практических действий с множествами; развитие логического мышления.


    Оснащение:
  • карточки с пуговицами в два ряда (от 1 до 10);
  • набор карточек с числовыми фигурами (от 1 до 10);
  • развивающая игра «Найди цифры»;
  • набор карточек с изображением предметов разной формы;
  • счетные палочки и схемы построения;
  • счеты, калькулятор
  • линейки, лекало;
  • рабочие тетради;
  • развивающая игра «Уникуб»;
  • д/и «веселый счет», «Большой-маленький»;
  • д/и «собери бусы»;
  • металлический конструктор;
  • замки с ключами;
  • мозайки;
  • шнуровки;
  • пазлы;
  • деревянные игрушки;
  • д/и на липучках «Притворщик»;



       Поисково-исследовательская деятельность и конструирование


Назначение: создать условия для развития экологических представлений о ценностях природы; восприятие пространственных свойств, объектов. Развитие общей и мелкой моторики, конструктивных умений, познавательных функций.


Оснащение

  • материалы для игр - экспериментирований с водой, снегом, льдом, магнитами, резиной и др.
  • лупы;
  • гербарий;
  • природный материал;
  • комнатные растения;
  • паспорт на растения;
  • иллюстрации лекарственных растений;
  • оборудование для труда в природе;
  • иллюстративный материал о живой и неживой природе;
  • ящик с песком;
  • мелкие игрушки для сюжетных игр с песком;
  • ведерки, совочки, формочки для песка;
  • игрушки для игр с водой;
  • конструктор крупный и мелкий;
  • строительный материал;
  • игрушки для обыгрывания;
  • схемы-образцы построек.



                   Формирование целостной картины мира


Назначение: создать условия для речевой активности и коррекции речевой активности детей, формировать представление о себе и окружающем мире.

Оснащение:

  • иллюстрации диких и домашних животных, птиц;
  • фруктов и овощей;
  • цветов и деревьев;
  • времен года;
  • транспорта, посуды, мебели, одежды, обуви;
  • серия сюжетных картинок;
  • художественная литературы;
  • произведения башкирских писателей;
  • познавательная литература.

    Центр коммуникации.

    Назначение:  развивать умение овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих   задач:

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.


Оснащение:

  • мольберт для иллюстрированного материала;
  • серии предметных и сюжетных картинок;
  • наглядные пособия  (дидактический материал по
  • коррекции недостатков речевого развития (иллюстрации);
  • детские книги;
  • магнитофон с набором аудиокассет с записью музыки и литературных произведений;
  • настольно-печатные игры: «Играем в профессии», «Оденем куклу», «Вокруг света», «Веселый светофор», «Звук, свет, вода», «Ботаническое лото», «Двойняшки», «Автотрасса», «необычные цветы», «лото: растение-животное», «Найди половинку».
  • буквы из разных газет и журналов, книжки-загадки.



  • Центр музыки.


    Назначение: Развивать музыкальность детей, способность эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

    - развитие музыкально-художественной деятельности;

    - приобщение к музыкальному искусству.


    Оснащение:
  •  Фланелеграф;
  • театр на фланелеграфе: «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди»
  • настольный театр «Кот, лиса и петух», «красная шапочка»
  • театр игрушки;
  • театр би – ба – бо: Дед, Бабка, Три медведя, Курочка Ряба, Машенька, Петрушка и т.д.;
  • элементы костюмов;
  • пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок;
  • настольно – печатная игра «Расскажи сказку», «Теремок», «Колобок»
  • музыкальные инструменты.


Центр познания, отражающий целостную картину родного края.


Назначение:  развивать чувства привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине через решение следующих задач:

- формирование общего представления об истории края, жизни народов, культуре родного народа и культуре народов, живущих в Башкортостане:

- формирование в растущем человеке начала духовности, необходимых для развития внутреннего мира личности;

- формирование адекватного отношения ребенка к себе, к своим родным и близким, друзьям, обществу в целом;

- формирование основы гражданственности, уважение к правам человека.


Оснащение:

  • открытки с изображением Тамбовского края:;
  • набор открыток с видами города Моршанска;
  • дидактические игры;



Центр Художественного творчества


Назначение:  создать условия для развития интереса и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, творческих способностей, комплексной коррекции, проблем в социальном, личностном, двигательном развитии детей.


Оснащение:

  • альбомы,  картинки с образцами, иллюстрации к литературным произведениям;
  • репродукции русских  художников;
  • репродукции по теме или времени года;
  • наборы цветных карандашей, восковых мелков, акварель, палитра, гуашь.
  • раскраски;
  • цветной картон, бумага, фольга, и др. материал для аппликации;
  • предметы народных промыслов: дымковские, каргопольские игрушки и свистульки, хохломские и башкирские деревянные ложки
  • кисти для рисования №6, 9, 10, кисти с жестким ворсом для рисования методом тычка и клея;
  • пластилин, глина белая, мука и соль для тестопластики
  • стеки пластмассовые;
  • Фартуки и нарукавники для работы.

Результативность работы:

  • созданные условия в группе способствовали организации непосредственной деятельности детей в этих центрах, что позволило отойти от проведения стандартных обучающих занятий. Были разработаны планы – конспекты непосредственно – образовательной деятельности, определены методические приёмы;
  • анализ деятельности детей в центрах показал, что у детей повысился интерес к предметно – игровой деятельности, улучшились навыки действия с игрушками и дидактическим материалом, внимание стало более устойчивым.;
  • вся педагогическая деятельность в группе была организована при непосредственном участии  родителей. В течение года проведены следующие мероприятия: родительские собрания, консультации, выставки совместных поделок. Родители оказывали практическую помощь,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды в средней группе

Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с тр...

Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации пре...

Проект организации предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с темой «Зимние забавы»

           Комплексно-тематический подход, по которому осуществляется  планирование образовательного процесса, требует уделять большое внимание проектированию...

Презентация на тему: «Организация предметно-развивающей среды в средней группе (4-5 лет)»

"Организация предметно - развивающей среды в средней группе (4 -5лет)...

Организация предметно - развивающей среды в средней группе детского сада

В данной презентации представлен опыт работы по организации предметно - развивающей среды в средней группе...

Организация предметно-развивающей среды в средней группе.

Очень важно организовать предметно-развивающую среду для дошкольников, чтобы их познавательный развивающий потенциал был использован по максимуму. Привожу пример как я организовала среду для детей сре...

Методические основы организации предметно-развивающей среды в средней группе

Рекомендации о создании предметно-развивающей и игровой среды в дошкольном учреждении (с приложениями)....