Организация предметно-развивающей среды в средней группе
материал (средняя группа) на тему
Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kharakteristika_predmetno-prostranstvennoy_sredy.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно-развивающей среды в средней группе
«Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
При построение развивающего пространства в группе соблюдала ряд педагогических принципов:
- Проявить уважение к мнению детей в отношении организации и содержания среды обитания. Обсудила с воспитанниками, какие уголки они хотят организовать, где эти уголки должны быть расположены, чем оснащены. Не стоит забывать, что ребенок является не объектом, а субъектом воспитательного процесса. Вместе с детьми мы разработали и исполнили сообща принятое решение.
- Сконструировать пространство таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со своими сверстниками и индивидуально.
- Создать условия в группе или раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость. Уважая результаты детского труда, мы формируем у ребенка уважение к труду окружающих людей. Такой ребенок, когда вырастет, уже не будет рисовать на стенах, ломать игрушки и оборудование, мусорить на улице.
Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя – это разновозрастная мебель. В нашей группе как раз имеется такая мебель, которая легко трансформируется и дает мне возможность ставить столы по разному: в круг, буквой П, буквой Т.
В зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой программы предметно – развивающая среда может меняться. Легкая мебель и ширмы позволяют ограничивать или расширять пространство. В нашей группе девочек больше, чем мальчиков, поэтому для таких игр как «семья», «больница», «магазин», мы выделили большую часть группы и наполнили этот центр соответствующими и играми и пособиями (кухонный блок, гладильная доска, стиральная машина). Здесь также учитывается возрастные особенности воспитанников, интересы и наклонности девочек, которые охотнее играют с куклами – лечат, купают их, «ходят в магазин», играют в детский сад и школу.
Мальчики наоборот любят играть с крупными строительными наборами, конструктором «Лего», которые в большом количестве имеется в игровом уголке. Уголок оснащен наборами конструкторов, машинками. Напольные ковровые покрытия позволяют детям строить дома, гаражи не только на столе, но и на полу, играть вместе, планировать свою деятельность.
Учитывая, что ребенок в детском саду находится целый день, необходимо создать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. В группе есть место, где ребенок может уединиться.
Центр физкультуры
Задачи:
- расширять арсенал двигательных заданий, известных ранее,
- способствовать развитию физических качеств детей таких как; координационных способностей и силовой подготовки, гибкости.
Центы сюжетно – ролевой игры и строительства расположены рядом в углу комнаты, вдали от интенсивного движения, чтобы дети меньше отвлекались.
Задачи:
- формировать умение ребенка объединять игровые последовательности, играть с воображаемыми предметами.
- Помогать детям использовать при выполнении роли разные средства: одежду, речь, практические действия.
- Формировать умение пользоваться словами для планирования игры.
- Развивать речевое и игровое общение в игровых эпизодах.
Основной комплект материалов для сюжетно - ролевых игр
- Куклы
- Два телефона
- Часы
- Зеркало в полный рост
- Мебель
- Бытовая техника (кухня, стиральная машина)
- Пустые банки и коробки
- Магазин
- Парикмахерская
- Гладильная доска, утюги
- Игровая одежда для детей и кукольная одежда.
- Больница.
В центре строительства обязательно ковровое покрытие для уменьшения шума и создания комфорта.
Центр содержит:
- Картонные коробки разной величины
- Крупные пазлы
- Конструктор «Лего»
- Строительный материал
- Ящики с аксессуарами для игр, которые содержат: фигурки людей, животных, модели транспорта, атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
Центр литературы
Задачи:
- Формировать элементарные представления о литературе, как искусстве слова;
- Учить понимать прекрасное, учить сопереживать, чтобы рассказ или стихотворение вызвало ответное чувство;
- Продолжать знакомство с особенностями отражения жизни в художественной литературе, знакомить с яркими впечатлениями детства в творчестве поэтов и прозаиков, с поэтическими картинами природы разных времен года в их стихотворениях и прозе.
Центр содержит:
- Книги (стихи, проза: сказки, рассказы, фольклор, детские журналы)
- Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников.
- Альбомы по темам: сезоны, семья, животные (домашние, диких стран), птицы (перелетные, зимующие), профессии.
- Пособия для развития мелкой моторики : шнуровки, пальчиковые игры, крупы, кожи.
- Портреты поэтов и художников.
- Мнемотаблицы для составления предложений и рассказов.
Центр природы и экспериментирования
Задачи:
- Расширить представление детей об окружающей природе родного края;
- Познакомить детей с жизнью в экосистемах;
- Сформировать представление, что растения, животное и человек – живые;
- Продолжать формировать у детей эмоциональную отзывчивость и гуманное отношение к природе.
Набор оборудования :
- Растения, требующие разных способов ухода.
- Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульвелизатор.
- Календарь наблюдений за состоянием погоды.
- Картотеки : птицы, звери нашей полосы; растения, имеющиеся в уголке природы, информация познавательного характера; растения, которые растут на участке.
- Настольно – печатные, дидактические игры природоведческого содержания.
- Природный материал (камешки, ракушки).
Центр искусства.
Задачи:
- Развивать восприятие и эмоциональную отзывчивость на предметы и явления окружающего мира, произведения искусства.
- Формировать элементарные навыки создания образа средствами художественной выразительности.
- Формировать творческие способности на основе развития ассоциативного, образного, абстрактного мышления, на основе осознанного выбора приемов, материалов и средств художественной выразительности.
Оборудование центра
Рисование
- Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме.
- Фоны разного цвета, размера и формы.
- Краски, гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши.
- Кисти разных размеров.
- Подставки для кисточек
- Стаканчики для воды
- Салфетки для кисточек
- Палитры для смешивания красок.
- Инвентарь для уборки рабочего места.
Лепка
- Глина
- Стеки
- Стаканчики для воды
- Салфетки для рук.
- Инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.
- Сопутствующий материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена)
Аппликация
- Иллюстрированный материал по ближайшей теме.
- Фоны разных размеров.
- Бумага, картон разного качества и размера.
- Подставки для кистей, кисти.
- Клеёночки.
- Салфетки для разглаживания деталей и для рук.
- Ножницы на подставке.
- Тазик для обрезков.
- Клей в закрытой баночке.
- Инвентарь для уборки.
Центр песка и воды (организуется ближе к умывальной комнате)
Задачи:
- Расширять представление детей о явлениях и объектах окружающего мира.
- Активно использовать опыт игровой и практической деятельности детей.
- Учить группировать предметы по функциональным признакам.
- Учить классифицировать объекты и предметы по видовым признакам.
В мини – лабораторию входит
- Место для постоянной выставки, где размещены редкие предметы (раковины, камни, перья).
- Место для приборов
- Место для выращивания растений.
- Место для хранения материалов (природного, «бросового»).
- Место для проведения опытов.
- Место для стола «песок – вода».
Приборы и оборудование
- Лупы, зеркала, магниты, песочные часы, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, воронки, сито, лопатки. Формочки.
- Материалы: природный (желуди, шишки, семена, крупа), «бросовый» (пробки, трубочки для коктейля).
- Неструктурированный материалы: песок, вода, опилки, опавшие листья.
Центр дидактических игр
Задачи:
- Формировать практическое обобщение, овладевая простым синтезом;
- Учить использовать значок – схему для обозначения отдельных предметов и группы предметов.
Предназначен для индивидуальной работы или для работы маленьких групп.
В центре используют:
- Головоломки
- Лего
- Домино
- Настольно – печатные игры
- Мозаика
- Мелкие конструкторы
- Пазлы
- Математические и речевые игры
- Игры по логике и творческому мышлению.
Центр «Математика вокруг нас»
Задачи:
- Продолжать интерес к заданиям математического содержания, связанным с окружением ребенка.
- Развивать внимание, воображение, память, наглядно – действенное мышление, контроль и самоконтроль, коммуникативные способности.
- Формировать умение обозначать последовательность в логически связанных событиях на сюжетных картинках.
- Формировать представление о размере предметов.
Центр содержит
- Счетные палочки, счетный материал .
- Пособия для нахождения сходства и различия.
- Головоломки.
- Составление целого из частей.
- «Танграмм», «волшебные круги».
- Геометрические фигуры (плоскостные и объемные)
- Ленты широкие и узкие.
- Линейки.
- Модель частей суток, часы.
Центр «Мир театра».
Задачи:
- Развивать связной и выразительной речи.
- Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр, умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням.
- Совершенствовать исполнительские умения.
- Формировать художественно- речевые и исполнительские умения .
- Развивать способности к творческому перевоплощению.
Центр содержит:
- настольный театр;
- пальчиковый театр;
- театр кукол бибабо;
- теневой театр;
- маски, шапочки животных,
- костюмы и детали одежды для ряжения;
- театр мягкой игрушки;
- ширма настольная и напольная.
Тематические центры – небольшие пространства в комнате, имеющие определенные границы, где собраны материалы для самостоятельных занятий по выбору детей.
В создании предметно – развивающей среды принимали участие родители. С помощью родителей был сделан ремонт группы. Группа стала уютной, красивой.
Сама я вношу свою лепту в оформлении центров –шью костюмы для группы, придумываю интересные по замыслу игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....
презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt
Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС. ...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
"Организация предметно-развивающей пространственной среды группы детского сада"
О том, как организовать зоны в группе...
Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...