Формирование элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте через использование развивающих игр В. Воскобовича.
статья по математике (младшая группа) на тему
Развивающие дидактические игры порождают интерес к приобретаемым знаниям и умениям, снимают проблемы мотивационного плана. Их использование в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно. Решаются следующие задачи: развитие у ребенка познавательного интереса и потребности узнать новое, развитие наблюдательности и исследовательского подхода, гармоничное развитие эмоционально-образного и логического начал, построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте через использование развивающих игр В. Воскобовича.
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ВОСКОБОВИЧА.
Развивающие игры имеют ряд особенностей, это ШИРОКИЙ ВОЗРАСТНОЙ ДИАППОЗОН ИГР. С одной и той же игрой могут играть дети и трех и семи лет. Это роисходит потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ИГР. С их помощью можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы, узнает и запоминает цвет или форму, учится ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, внимание, память и воображение.
ВАРИАТИВНОСТЬ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЖДОЙ ИГРЫ. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени.
- РЕШЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ИГРАХ ВОСКОБОВИЧА. Данные развивающие игры можно разделить на : логико – математические, направленные на развитие мыслительных операций через игровые действия: манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов и универсальные игровые обучающие средства, которые могут быть материалом для игр детей и дидактическими пособиями на различных занятиях.
Технология игр решает следующие задачи:
- развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
- развитие воображения, креативности мышления, то есть умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения;
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;
- формирование базисных представлений (по математике, окружающему миру ) и речевых умений;
- построение педагогического процесса , способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.
- ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Организовывать и проводить логико - математические игры можно следующим образом. Игру характеризует единый динамичный сюжет с наличием интриги и логично выстроенной мотивацией. Побуждающей ребенка к действию или самостоятельному решению задачи.
Вопросы и задания ставит не взрослый, а сказочный герой , которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему. Ребенок, как правило, является активным участником игры, а не просто слушателем, отвечающим на поставленные вопросы. Для организации такой игры можно использовать сказки – методики Фиолетового леса, а можно проявить творчество и адаптировать других героев известных сказок. Сюжет логико – математической игры может включать одну игру , особенно на этапе первого знакомства с развивающими играми , или комбинировать большое количество игр с небольшим набором игровых заданий, упражнений и интеллектуальных задач для каждой, особенно на этапе, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения.
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. СВОЙСТВА ( ЦВЕТ. ФОРМА, РАЗМЕР).
ЦВЕТ. ФОРМА.РАЗМЕР.
«Цветные карточки».
Однажды Наташа пришла в гости к ребятам и принесла с собой цветные квадратики. Сначала она поставила синий квадратик, потом зеленый, потом желтый, красный и оранжевый. Дети самостоятельно выкладывают ряд в нужном порядке. Затем Наташа решила их посчитать. Дети считают квадраты хором или поодиночке
ЛУНТИК И ТАРЕЛОЧКИ. Лунтик решил позвать в гости своих друзей. Он накрыл стол и поставил на него четыре тарелочки. Но он так торопился, что задел стол и опрокинул тарелки. Они упали на пол и раскололись. Лунтик очень расстроился, но когда пришли друзья, они предложили склеить тарелочки и сделали это вот так…
ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК.
На поляне расцвел волшебный цветок. Лисичка увидела его и стала считать лепестки.(Дети полмогают лисичке считать). Потом она задумалась, а какого же цвете лепестки цветка? (Дети называют цвета спектра). Вдруг налетел ветер и несколько лепестков упали на землю. Сколько лепестков упало? Какого они цвета?
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
«Бусы»
У модницы Бабочки были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Она играла с другими бабочками и бусы рассыпались. Бабочка принялась их собирать.
На коврографе выкладывается ряд кружочков: четыре зеленых и пять красных, затем они перепутываются, а дети их разбирают.
«Новые бусы Бабочки»
Модница Бабочка решила сделать новые бусы и подарить их своей подружке. Она взяла по три бусинки каждого цвета .Помогите Бабочке собрать новые бусы.
«Логофомочки»
Игра знакомит детей с эталонными геометрическими формами: круг, треугольник, квадрат, учит составлять различные геометрические фигуры из частей, обводить их и дорисовывать различные изображения.
1.Дети вынимают из игрового поля все геометрические фигуры и вкладывают их на место.
2.Вместе со взрослыми дают образные названия всем фигурам и придумывают свои варианты: ворота, окно, вазочка, кораблик, колесо и т.д.
3. Моделирование фигур с помощью линеек, рисуют эталонные и составные геометрические фигуры.
4. Мозаика. Играющий кладет на игровое поле любую составную фигуру, например, грибок. Второй находит и называет эталонные фигуры, из частей которых составлен грибок.
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ, ВЫСОТЕ ПРЕДМЕТОВ, ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ, КОЛИЧЕСТВЕННОМ И ПОРЯДКОВОМ СЧЕТЕ.
Игра «Кораблик Брызг – брызг».
1.Надеть флажки на мачты, посчитать мачты, посчитать флажки.
2.Собрать флажки на мачтах . (На кораблике остается только первый ряд флажков).
3.Рассмотреть три первых мачты: низкая, средняя, высокая.
4.Всевозможные пространственные варианты игр с флажками без мачт.
Игра «Чудо – крестики».
Развивает воображение, сенсорные и творческие способности: восприятие цвета, формы и величины. Совершенствует интеллект: внимание, память, мышление и речь. Тренирует мелкую моторику рук, тактильно – осязательные анализаторы. Способствует освоению количественного счета, пространственных отношений.
Собираем крестики: по цветам радуги, выборочно (зеленый, синий и т.д.), по количеству частей, по пространственному расположению (в центре, справа, под ним. Слева и повыше и т.д.).
Придумываем фигуры самостоятельно, складываем их из различных составных частей.
Строим башню. Накладываем крестики друг на друга, сначала произвольно,затем по алгоритму.
Игра «ГЕОКОНТ».
Способствует освоению геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр. Тренирует мелкую моторику кисти и пальцев, развивает творческие способности.
Перед тобой игра «Геоконт». В сказочном лесу это чудесная поляна, на которой сказочный паук плетет свои паутинки. Возьми паутинки и попробуй с их помощью сделать разнообразные фигуры Сначала простой формы: квадрат, прямоугольник, треугольник, потом более сложные: флажок, колокол, кораблик и др.
Трансформируем одни фигуры в другие и придумываем свои.
Двухцветный квадрат Воскобовича.
Головоломка на трансформацию фигур, которая учит малышей правильно выполнять алгоритмы действий, развивает память, внимание, воображение, тренирует моторику рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-89738-1361300298.jpg)
Конспект НОД :«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста через использование развивающих игр В.Воскобовича«Путешествие в зимний лес»
ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ БЫЛО ПОДГОТОВЛЕНО И ПРОВЕДЕНО В ХОДЕ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОД.ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ТЕМУ"РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/26/picture-487707-1411752685.jpg)
Игры на развитие интеллектуальных и математических способностей детей младшего дошкольного возраста через использование развивающих игр Воскобовича.
Цель: развитие познавательно-творческих способностей детей в условиях организации этого процесса в игровой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/24/picture-925765-1495631032.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА перспективное планирование по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»
Методическая разработка подходит для воспитателй ДОУ, работающих по программе "От рождения до школы"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/02/picture-657561-1619948231.jpg)
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
В статье раскрываются особенности формирования элементарных математических представлений через использование технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», способы реализации...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/06/picture-1352108-1633537116.jpg)
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»
Актуальность темы заключается в том, что дошкольное образование выдвигает ряд серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математич...