Формирование мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста
консультация на тему
Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мелкой моторики рук
Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития движений руки у детей оказывается недостаточным для усвоения письма.
Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Например, в 3 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний. Но в 4,5 года большинство детей уже справляется с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела.
Для занятий по формированию сложно координированных движений руки можно дать следующие рекомендации.
- Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начинать с тех упражнений, которые будут получаться, и доставлять удовлетворение.
- Выполнение упражнений должно быть регулярным.
- Занятия должны проходить только совместно с взрослыми. Это определяется необходимостью точного выполнения движений.
- Время выполнения упражнений не должно быть долгим, ребенку всегда предлагается инструкция. Она должна быть, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
- Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
- Очень важны участие и одобряющее поведение взрослого.
- Простой, короткой и точной. Например, к упражнению «Шофер»: «Ты – шофер, а эта фишка – твоя машинка. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать «дома и людей»
Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.
Интерес к графической деятельности у детей начинается развиваться достаточно рано – на втором году жизни, когда малыш впервые берет карандаш и производит первые манипуляции на бумаге. Начиная с этого возраста родителям необходимо поддерживать интерес своего ребенка к этим занятиям; создать необходимые условия (бумага, карандаши); формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удерживание карандаша, выполнение линий различной формы); активизировать интерес ребенка к этой деятельности. Надо постараться ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук мы используем следующие приемы и упражнения:
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
- лепка из пластилина и глины;
- выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Большую роль в развитии мелкой моторики руки и подготовке руки ребенка к письму играют книжки-раскраски. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя, обводя контуры по точкам. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Специалисты не рекомендуют учить дошкольников написанию письменных букв и тем более использовать для подготовки к школе школьные прописи.
Успешность развития мелкой моторики руки во многом зависит от уровня развития других важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"
Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобра...
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста путем графических упражнений
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста, путем графических упражнений...
Консультация "Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровье - сберегающих технологий."
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды деятельности...
"Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста"
Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их неуклюжи и сами они неповоротливы. Причины такого явления ...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"
laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, ч...
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста
Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки....
«Формы работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста в группах коррекционной и комбинированной направленности»
Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений рук. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлин...