План самообразования.
методическая разработка на тему
План самообразования «Формирование патриотических чувств у дошкольников».2015-2016 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2015-2016.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР детский сад «Колосок » П. Буранный.
План самообразования Асташкиной Н.В.
«Формирование патриотических чувств у дошкольников»
2015-2016 год.
Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью.
В. А. Сухомлинский
Актуальность выбранной темы
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Я считаю, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Несмотря на то, что все дети разные – по характеру, по темпераменту, по способностям, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познанию окружающего мира, стремление к свободе, к самовыражению. Как бы ни был одарён ребёнок, от природы, в нём всегда заложены возможности самосовершенствования, творческого и познавательного потенциала. Сейчас к образовательным учреждениям предъявляют высокие требования. Одним из них является необходимость повышения качества образовательного процесса, усиление его индивидуально-личностной нравственности с целью воспитания свободомыслящей, гуманистически ориентированной личности, способной понимать и любить окружающий мир.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Цель работы : изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
План работы по теме самообразования:
Этапы работы | Содержание работы | Сроки. |
1 этап. Изучение методической литературы. | 1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» 2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека» 3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье» 4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне» 6. Джесси Рассел «Воспитание» 7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной» 8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» 9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина) 10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников". 11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью". Статьи: 1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ» 2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дощкольников» 3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду» 4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» | Сентябрь-май |
Работа с детьми | Экскурсии по родному посёлку. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Оформление уголка патриотического воспитания «Моя Родина – Россия». Картотека игр. | сентябрь |
Беседа по теме «Улица, на которой я живу». Выставка рисунков "Улицы нашего посёлка". | октябрь | |
Ознакомление с символикой России, Челябинской области, Агаповского района, г. Магнитогорска . Экскурсия в краеведческий музей им. Волынцева в МОУ Буранная СОШ. Выставка работ детского творчества. | ноябрь | |
Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. | Январь. | |
Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России». Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. | Февраль. | |
Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка? » Выставка детских работ «Мамин портрет». | март | |
Викторина «Что вы знаете о космосе». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». | апрель | |
Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы. | май | |
Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. | Сентябрь-май | |
Работа с семьёй Заключительный этап. | Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком? » Фотовыставка «Моё любимое место в посёлке» | Сентябрь. |
Консультация «Воспитание маленького гражданина». Оформление альбома «История нашего посёлка» | Октябрь ноябрь | |
Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». | февраль. | |
Выставка работ, выполненных бабушками и мамами вместе с детьми. | Март. | |
Работа по благоустройству территории детского сада. | Апрель. | |
Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | Май | |
Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...