Доклад «Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с тяжёлыми нарушениями речи»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Доклад
«Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Подготовила: Репина А.С.
2 слайд
Из всех детей с ОВЗ дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) составляют самую многочисленную группу (более 60%). Поэтому очень важно для каждого ребенка, имеющего речевые нарушения обеспечить условия для коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей их психофизического развития.
Развивающая предметно-пространственная среда выполняет:
образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
3 слайд
Требования к РППС по ФГОС:
- обеспечение максимальной реализации всего образовательного пространства ДОО
- наличие элементов среды для развития детей в соответствии с возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития,
- обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности и уединения;
- обеспечение реализации различных ОП;
- учёт национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей.
Принципы к РППС по ФГОС ДО
содержательная насыщенность; трансформируемость; олифункциональность; вариативность; доступность; безопасность.
4 слайд
«Центр будем говорить правильно»
Наполнение данного центра отражает все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребѐнка;
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);
В центре собрана большая картотека разнообразных игр и игровых упражнений, стихов и мнемотаблиц к заучиванию стихотворений, чистоговорок, упражнения на релаксацию и саморегуляцию, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, шишками, массажными мячами.
5 слайд
Зона развития дыхания включает в себя музыкальные инструменты, вертушки, лёгкие игрушки, картотеку дыхательных упражнений.
Это способствует: развитию диафрагмального дыхания, воспитанию плавного и длительного речевого выдоха, развитию просодической стороны речи, улучшению тонуса мышц артикуляционной и мимической мускулатуры.
6 слайд
Основные направления в работе по развитию графо-моторных навыков:
развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготовить руку ребенка к письму. Сформировать элементарные специфические графические навыки. Развивать зрительно-моторную координацию, точность, гибкость, ритмичность движений. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Упражнения, направленные на развитие графических навыков:
1) Работа в тетрадях в клетку, в прописях.
2)Обводка по трафаретам и линейкам.
3) Знакомство с различными линиями, пространственная ориентация на листе и в тетрадях в клетку.
4) Выполнение различных штриховок.
5) Рисование, дорисовка карандашами.
Для развития мелкой моторики рук используются разные методы и приемы работы
-пальчиковый игротренинг, массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы и т. д.), конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО различные виды аппликаций и рисования.
7 слайд
Подготовка к обучению грамоте
Основные направления в работе которые входят в процесс обучения грамоте:
• формирование звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков;
•формирование фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
• знакомство детей с терминами «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие; формирование умения работать со схемой слова, владеть навыками слогового чтения.
8 слайд
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
В речевом развитии я применяю её в нескольких направлениях:
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект- карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь.
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
9 слайд
Последний год пребывания дошкольника в детском саду — очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это учитывается при организации предметно-пространственного развивающего пространства в группе. Так, в центре открытия имеется некоторое количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом; географические карты.
10 слайд
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и развитию речи играет центр книги. Это особое, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.
11 слайд
Всем известно, что театрально игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие детей. Театрализованная игра влияет и на развитие речи. Словарный запас ребенка значительно расширяется, совершенствуется произношение звуков. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). В оснащение театрального уголка входит:
-Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, простейшие декорации.
-Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок;
-Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра: пальчиковый, теневой театр фигур кукольный театр, конусный театр.др.
-Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания фона в процессе театрально-игровой деятельности.
12 слайд
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности и подготовки детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сообщение к педсовету....
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из условий реализации коррекционно-образовательного процесса является грамотно оборудованная РППС в ДОУ....
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей подготовительной к школе группы....
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ» .
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей, имеющих проблемы зрительного анализатора, волнует специалистов, практиков и родителей. Для организации развивающей предметно-п...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей 2-3 лет.
Развивающая предметно-ространственная среда 2- 3лет...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе".
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей подготовительной к школе группы....
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Для гармоничного развития детей с ТНР и в рамках выполнения требований ФГОС ДО, приняли решение изменить (усовершенствовать) развивающую предметно-пространственную среду группы так, чтобы она способст...