Статья "Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в работе логопеда ДОУ"
статья на тему
Из опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного
возраста в работе логопеда ДОУ
Жданова Татьяна Ивановна, учитель-логопед
МБДОУ города Мценска «Детский сад №4»
Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Одной из задач Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования.
Фольклор – как нравственного развития детей является незаменимым средством в развитии высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. Сегодня каждый педагог понимает: нельзя воспитать полноценного человека без знания своих корней, традиций своего народа. Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет установить прочную связь с ребенком, помогает ребенку адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений, а логопеду еще и преодолеть недостатки в речевом развитии.
Логопедическую работу по нравственному воспитанию в нашем детском саду мы ведем по следующим направлениям:
- использование фольклора на всех этапах коррекционно-воспитательной работы и в повседневной жизни;
- внедрение регионального компонента;
- проведение традиционных народных праздников, развлечений;
- включение различных форм фольклора в домашние задания (домашние задания логопеда носят рекомендательный характер и содержат отрабатываемый речевой материал).
Работая по каждому из этих направлений, учитываем принцип индивидуального подхода к каждому ребенку. Тем более, что на современном этапе дошкольные учреждения посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети разных национальностей.
Большое значение уделяем организации развивающей предметно-пространственной среды: подбору наглядного материала, изготовлению атрибутов. Фольклорный материал подбираем с учетом возраста, календарно-тематического планирования, специфики нарушения речи, этапа коррекционной работы.
Методы и приемы работы:
- заучивание потешек, прибауток, закличек;
- отгадывание и составление загадок;
- использование скороговорок, чистоговорок;
- пальчиковые игры на основе потешек;
- словесные народные игры;
- придумывание считалок и дразнилок;
- знакомство с поговорками, пословицами;
- чтение и рассказывание сказок;
- слушание музыкально-фольклорных произведений;
- проведение русских народных, хороводных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках;
- представление кукольного театра;
- рассказы о народных обычаях и традициях;
- рассматривание иллюстраций о русском быте;
Внедрение регионального компонента в воспитательный процесс нашего дошкольного учреждения дает детям первоначальные представления об основах региональной культуры, развивает интерес к малой родине, ее культурно-историческим особенностям. Основная его задача в логопедической работе: обогащение активного словаря детей с учетом региональной тематики.
Примерное содержание работы:
- знакомство с образцами местного фольклора;
- использование народных игр, инсценировок, игр-драматизаций регионального характера;
- знакомство с жизнью и творчеством уроженцев мценской земли – «золотые имена» Росии (И.С. Тургенев, А.А.Фет, Е. А. Благинина).
- разговоры, беседы о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города;
- творческое придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
- рассматривание и обследование предметов народного быта;
- знакомство с декоративно-прикладным творчеством Орловского края (Плешковская, Чернышинская игрушки, Мценское кружево и т.д. ).
- экскурсия в краеведческий музей (знакомство с народным костюмом Мценского края).
Региональный компонент мы успешно реализовываем в практике работы нашего детского сада через метод проектов. «Мини - музей хлеба», «Нет в мире краше Родины нашей», «Мы на свет родились, чтобы счастливо жить» - эти и многие другие проекты позволяют решать задачу нравственного воспитания и одновременно способствуют коррекции речи детей дошкольного возраста.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники и развлечения, вошедшие в традицию нашего детского сада. «Масленица», «Сороки», «Осенины» - выражают национальный характер и самобытность времени, являются яркой формой отдыха детей и родителей.
Накопленный опыт работы по нравственному воспитанию показывает, что в процессе приобщения детей к народной культуре одновременно происходит развитие всех компонентов речи. Каждый педагог знает: результатов воспитательной работы сразу не увидишь, но всё лучшее, что начинает закладываться в детстве, оказывает огромное влияние на нравственное становление человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на материале лексической темы « Лес. Деревья»
Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в коррекционно – развивающей работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, ...
диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....
Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста
Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...
Экологическое воспитание детей с ОНР в работе логопеда
Из опыта работы...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Технология "Кроссенс". Патриотическое воспитание детей с ОВЗ в работе учителя-логопеда и учителя дефектолога"
Мастер-класс и презентация к нему....