Консультация для воспитателей «Преодоление трудностей возникающих во время игр детей с ОВЗ»
консультация на тему

Чернова Любовь Анатольевна

«То, каким образом ребенок умеет играть, -

прекрасный барометр,

 отражающий степень его благополучия

в реальной жизни» В.Оклендер.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_preodolenie_trudnostey.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Преодоление трудностей возникающих во время игр детей с ОВЗ»

«То, каким образом ребенок умеет играть, -

прекрасный барометр,

 отражающий степень его благополучия

в реальной жизни» В.Оклендер.  

Современное общество наложило свой отпечаток на формирование особенностей современного ребенка. На сегодняшний день мы вряд ли будем отрицать, что появляются так называемые «проблемные» дети - тревожные, агрессивные, замкнутые, беспомощные в современном мире. Игровые навыки у них не сформированы. Отмечу, что наши дети отнюдь не стали глупее или хуже, наоборот показатель их одаренности повысился. Просто основная проблема общества сегодня в том, что из детства уходит такой мощный инструмент подготовки к дальнейшей жизни, как игра. И нам взрослым, надо искать пути ее возращения. Ежедневное вовлечение родителей в игровой процесс позволяет сделать учреждение более открытым, привлекая внимание родителей к проблеме игры. Приглашая в вечерние часы пап и мам   поиграть с детьми, понаблюдать за играми детей, позволяет создать особую психологическую атмосферу, пробудить у воспитанников желание общаться друг с другом и взрослыми. В планировании работы с родителями нашли отражение такие виды работы, как анкетирование «Во что играют дети дома?», фотовыставки «Мы играем», круглый стол по проблеме детской игры, распространение памяток и рекомендаций. Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Однако, к сожалению, родители редко играют с детьми. Одной из задач, стоящих перед педагогами формировать у родителей взаимоотношения с детьми в процессе игры.

Важно:

Создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.

Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети и педагоги.

Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить детей.

В то же время игра является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей.

Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями – вещь особо полезная!»

В своих играх дети обычно отражают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребенок опирается на известные образцы: на действия, поступки, взаимоотношения окружающих людей. Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт, восторг. По настоящему игра осуществляется только тогда, когда ее содержание дано в острой эмоциональной форме. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования. Практика показывает, пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому педагог в любом виде детской деятельности старается предоставить ребятам, как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Конечно же мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства. Самостоятельность даже у старших детей в игре относительна, игровая культура не всегда высока. Поэтому детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей. И здесь нет ничего лучше, чем самому педагогу стать играющим партнером. В детском учреждении опытные педагоги используют в работе с воспитанниками игры, помогающие скорректировать поведение детей, а не применять наказания, запреты, нравоучения.

         Для усвоения знаний и умений применяются дидактические игры. Коллективные дидактические игры помогают развивать у играющих навыки сотрудничества. Взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов. Участвуя в играх, упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером.

Для развития социальных качеств личности - Игры с правилами. Они хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям, если он желает играть и не хочет разрушить игру.

Для формирования физического совершенства - подвижные игры. Игры-соревнования – сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. В играх-соревнованиях правила отличаются четкостью, понятностью, открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает лучшие условия для самостоятельного контроля над собственным поведением.

Игры-драматизации помогаю преодолеть неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, приобрести такие личностные качества как смелость, уверенность, инициативность.

Для развития социальных качеств личности-игры с правилами, сюжетно ролевые игры.  Проследим за поведением в игре возбудимых детей. Их поведение в группе характеризуется импульсивностью и конфликтностью, неумением достигать соглашения, придерживаться известных правил взаимодействия. Этих детей отличает положительное эмоциональное отношение к игровой деятельности и к общению с взрослыми. У них активная ориентировка в предметной среде и в выборе игры. Знакомство с предметной средой, с игрушками часто становится почвой для познавательного и эмоционально-личностного контакта. Обособленные дети стремятся играть в одиночку, где их игровые действия никто не противоречит. В коллективной игре, не умея строить отношения, эти дети часто терпят неудачу и оттого  избегают участия в таких играх. Объясняют они тем, что не хотят играть. У обособленных детей, безусловно, есть интерес к игровой деятельности общению с взрослыми. Они на разных этапах игры принимают взрослого, как заинтересованного наблюдателя. Позднее они принимают взрослого как партнера, с которым можно играть на равных. Их отношение к персонажам и к партнерам по игре открывает педагогу диапазон положительных эмоций необходимых для формирования нравственных качеств личности. Однако над детьми властвуют жесткие установки, оценки родителей по отношению к окружающей действительности, к поступкам людей. Жесткие установки не только ограничивают умственное развитие ребенка, но и мешают развитию игровой деятельности. Развитие игровых действий мешают и сложившиеся способы взаимоотношений между детьми. Игра занимает существенное место для различных способов коррекции. Эмоционально неблагополучные дети испытывают различные затруднения в игре. Например, они проявляют жестокое отношение к куклам, которых обижают, наказывают. Игры таких детей могут иметь характер однообразно повторяющихся процессов. Эти нарушения могут привести к недостаткам умственного развития, личности ребенка в целом. При низком уровне игры дети лишь манипулируют предметами. Эти предметные действия в основном и являются объектом положительного настроя детей. Необходимо развивать положительное отношение ребенка к содержанию игры в целом. Нужно, чтобы дети не только знали содержание игры, но чтобы они определенным образом к этому содержанию относились, чтобы у них возникла потребность овладеть соответствующей ролью. Роль педагога здесь огромна: это показ простых и понятных ситуаций, это демонстрация игровых действий, это постановка игровых задач (накормить, уложить куклу, построить дорогу, прокатить машину). Важным является постановка задач направленных на внимание ребенка к персонажу его положение, состояние, учат выражать ему сочувствие. Важно педагогу в игре уметь взаимодействовать на равных с ребенком, помогая ему решать игровые задачи. Ведь ребенок учится у взрослого, прежде всего подражая ему, его игровым  действиями, самое главное его положительному отношению к персонажу. Надо уметь создавать в совместных играх социальные условия для преодоления отрицательных эмоций. В играх со сверстниками полезно осуществлять обмен ролями между детьми - это развивает представление друг о друге. Отношения в игре с правилами определяются правилами и нормами. Игры способствуют снятию у ребенка имеющихся трудностей эмоционального развития.

         Как быть? 

Причина: Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание). Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома. Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения. Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии. Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту. Дети не знают другого способа получить то, что они хотят. 

Как правильно общаться с ребёнком. Следует одновременно сделать три вещи:

1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.

 2. Создать атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.

 3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению. 

Помощь. Понимание. Предоставление детям самостоятельности. У них должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания. Ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения. Наказание только обостряет чувства ребёнка, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения. 

Хочется посоветовать для создания благоприятной атмосферы, придерживаться некоторых традиций. Например, отмечать дни рождения с единым сценарием для каждого именинника. Он может включать особые элементы костюма - плащ или корону именинника. Хорошей традицией в жизни группы может стать круг воспоминаний. Когда все дети мысленно обращаются к прошедшему за день и можно отметить все хорошее, чем отличился каждый ребенок. И, наконец, игры за общим столом, когда каждому ребенку предлагается делать то, что он хочет и как хочет, но при этом дети находятся рядом, могут помогать и советовать друг другу.

Совет на заметку! Утро – чудесный способ формирования чувства общности, поддержания у детей и взрослых интереса друг к другу, обучения навыкам эффективной коммуникации. Это время для того, чтобы вместе спеть, поиграть, посмеяться, послушать сказку, спланировать то, чем отдельные дети или вся группа будут сегодня заниматься, обсудить, что интересует детей, распределить обязанности на день.

-Хороший утренний сбор сродни производственной летучке.

– Проводится быстро, легко и непринужденно.

-Не должен быть слишком долгим.

-Право выбора, сидеть ли на полу или на стульчиках, остается за детьми.

- Проводить подальше от мест комнаты, где есть много отвлекающих соблазнительных предметов.

 -Следует установить одно или два простых правила, помогающие детям вести себя.

 Правила могут быть, например, такие:

«Мы внимательно слушаем друг друга», «Говорим по очереди».

 -Начинайте с достаточно веселой, но не буйной игры, которая не требует особой концентрации внимания, но побуждает сидеть на своем месте.

 -Для привлечения внимания детей используйте – жесты. 

Пока ребенок находится в любом детском учреждении, ему важно все равно чувствовать, что его любят, и ответственен за это педагог. Его главная обязанность – уметь налаживать отношения с детьми, какие бы методы ни были выбраны: убеждение, пример делом, доверительный разговор. 

Стать другом для детей не так трудно, нужно только этого захотеть! 

олько в тесном единстве с семьей трудного ребенка педагог может надеяться перестроить эмоциональную среду детей.

 «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Ж.Руссо 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА

Не надо! Ребенку навязывать никакой определенной программы деятельности. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы.

Не надо! Ребенку навязывать новую игру, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.

Надо! Организовать предметную среду, оснащенную развивающими играми. Взрослыми создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.

Надо! Взрослому активно участвовать в освоении новой игры. В дальнейшем ребенок может играть самостоятельно. Взрослый выступает в роли «консультанта».

Надо! Перед ребенком ставить задачи, которые постепенно усложняются.

Надо! Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.

Не надо! Ребенку нельзя подсказывать (подсказка исключается полностью). Он должен иметь возможность думать самостоятельно. Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу игры.

Не надо! Делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Надо! Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его способности. Нужно вернуться к более легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий.

Надо! Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно на время ее отложить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание творческой мастерской для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического развития в процессе совместной деятельности».

«Создание творческой мастерской для  преодоления трудностей, возникающих  в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень  физического развития  в процессе совм...

Консультация для воспитателей Преодоление неблагополучных эмоциональных состяний старших дошкольников

В работе дана  характеристика эмоционального неблагополучия ребенка-дошкольника, влияние этого состояния на развитие личности ребенка, описаны методя для снятия психоэмоционального напряжения в у...

Трудности, возникающие при организации общения с родителями в ДОУ.

В данной статье описываются возможные трудности возникающие при организации общения с родителями в детском саду....

Диагностическая карта трудностей, возникающих у детей при освоении Программы

Диагностическая карта трудностей, возникающих у детей при освоении программы...

Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи.

Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи....

Консультация для воспитателей "Преодоление тревожности у детей дошкольного возраста с помощью методов Арт-терапии"

Опыт работы в дошкольном образовательном учреждениии показывает, что, в последнее время значительно увеличилось количество детей, у которых присутствуют повышенная возбудимость, проявление неувереннос...

Консультация для педагогов «Трудности возникающие в адаптационном периоде, рекомендации по их преодолению»

В каком бы возрасте ребёнок не поступал в образовательное учреждение необходимо помнить, что сравнительная безболезненность адаптации к новым условиям возможно только на основе подготовленности к ним....