Диагностическая карта трудностей, возникающих у детей при освоении Программы
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Диагностическая карта трудностей, возникающих у детей при освоении программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_trudnostey.docx | 90.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта трудностей, возникающих у детей при освоении
Программы
ДОУ, группа старшая
Воспитатель (Ф.И.О.) Дата заполнения
№ п/п | Виды трудностей | Дошкольники | ||
Личностные | ||||
1 | Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие | |||
2 | Нарушение нравственных норм и правил поведения | + | + | |
3 | Неосознанность необходимости учения | + | ||
Коммуникативные | ||||
4 | Трудности во взаимодействии с взрослыми | + | + | |
5 | Трудности во взаимодействии со сверстниками | + | + | |
6 | Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами | + | + | |
7 | Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками | + | + | |
8 | Неумение находить способы разрешения конфликтов | |||
Регулятивные | ||||
9 | Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу | + | ||
10 | Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью | |||
11 | Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью | |||
12 | Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | + | ||
13 | Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника | + | + | |
Познавательные (общеучебные) | ||||
14 | Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны | |||
15 | Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема | |||
Познавательные (знаково-символические) | ||||
16 | Неумение использовать знаково-символические средства для решения задач | |||
17 | Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов | + | ||
Познавательные (информационные) | ||||
18 | Неумение находить и выделять необходимую информацию | |||
19 | Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию | + | + | |
20 | Неумение передавать информацию |
Диагностическая карта предметных трудностей при освоении Программы
ДОУ, группа старшая
Воспитатель (Ф.И.О.)
Дата заполнения
№ п/п | Виды трудностей | Дошкольники | ||
Подготовка к обучению грамоте | ||||
1 | Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук | |||
2 | Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные - | + |
7 Карта заполняется всеми специалистами по мере освоения ребёнком Программы: «+» - данная трудность имеется у ребёнка;
«-» - трудность преодолена.
согласные, глухие - звонкие, твердые - мягкие. И их условных обозначений | ||||
3 | Трудности в работе с условно - графической схемой слова и предложения | + | + | |
4 | Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости | + | + | |
5 | Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков | |||
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | ||||
6 | Трудность в обогащении и активизации словаря. Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам | + | ||
7 | Трудность в правильном согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, и падеже | |||
8 | Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов | |||
9 | Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов | |||
10 | Трудности в составлении различных видов рассказов | + | + | |
11 | Трудности в составлении всех типов предложений | + | + | |
ФЭМП | ||||
12 | Трудности в понимании смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года; их последовательности | + | + | |
13 | Трудности в счете в прямом и обратном порядке, от заданного числа до другого | |||
14 | Трудности в счете предметов на слух, по осязанию, в счете движений | |||
15 | Трудности различения количественных и порядковых числительных (сколько, который) | |||
16 | Трудности соотнесения цифры, числа и количества | |||
17 | Трудности в практическом иллюстрировании состава чисел от 2 до 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел | |||
18 | Трудности в использовании условной мерки | + | + | |
19 | Трудности в овладении действиями сложения, вычитания, сравнения (использование математических знаков +, -,<,>, =) | |||
22 | Трудности в составлении и решении арифметических задач |
Банк данных детей с ограниченными возможностями здоровья
в 2018 - 2019 учебном году
наименование образовательной организации
Фамилия, имя, дошкольника | Дата рождения | Домашний адрес | Группа кратковременного пребывания | Вид нарушения | Рекомендации ПМПК | Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами образовательной организации |
Кутилин Кирилл | 31052012 | СМарушка ул Лисовогобронхиальная астмаб. Лисового18 Марушкаул.Лисового18М 18 | Бронхиальная астма | |||
Карта психолого-педагогического сопровождения ребенка 5-7лет (с использованием возможностей «Предшколы нового поколения»)
Виды трудностей (педагогическа я симптоматика) | Причины трудностей | Работа по формированию предпосылок УУД |
Личностные | ||
Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие | Несформированн ость представлений о себе, Образе - Я: Я - реальном, Я - потенциальном | Воспитатель. Беседы на темы: «Что мы умеем - чему мы научимся». Выставки достижений детей. Оформление группового уголка «Звезда недели». Оформление детских портфолио успеха, альбомов «Я умею и люблю». Игры: «Люблю - не люблю», «Кем я стану», «Ласковое имя». Психолог. Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею» «Отгадай, кто какой», «Мое будущее», «Если бы я был звездой». Рисование на темы: «Рисуем имя», «Мой смешной портрет», «Ладошка достижений», «Цветок качеств». Дефектолог. Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение», «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?». Примечание. Формирование представлений о себе на содержании текста интриги УМК «Предшкола нового поколения». Например: Тема 2 «А сколько тебе лет?» [Маша и Миша изучают окружающий мир: 3] |
Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичност и | Воспитатель. Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)», «Школа Дружбы». Психолог. Упражнение «Я не могу - я могу - я сумею». Психогимнастика. Работа по сказке -метафоре «Огонек». Игры с песком. Лепка. Игры: «Давай поговорим», «Волшебные очки», «Путешествие по картине» УМК «Предшкола нового поколения». Тематическое рисование с учетом трудности ребенка. Дефектолог. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Использование междометий с различной интонацией (ай, ой, ух). Интонационное выделение. Игра: «Попроси игрушку». Примечание. Снятие тревожности, неуверенности в своих силах при выполнении заданий вместе с героями интриги УМК «Предшкола нового поколения». Например: Занятие №3 [Кронтик в музее: 26]; №3 [Кронтик учится слушать и рассуждать: 14] | |
Нарушение нравственных норм и правил поведения. Неосознанност ь важности и необходимости учения | Несформированн ость представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений | Воспитатель. Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра: «Приглашение в гости». Психолог. Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе», «Как поступить». Игры: «Круг добра», «Кто подарил добрые лова», «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро». Дефектолог. Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному», «Поблагодари по-разному» |
Примечание. Формирование представлений о моральных качествах и этических требованиях с опорой на задания и текст интриги УМК «Предшкола нового поколения». Например: занятие 1 [Кронтик в музее: 8-10], урок 20 [Кронтик учится рисовать фигуры: 42] | ||
Расхождение между знанием норм и личным отношением к соблюдению | Воспитатель. Игры с правилами: «Да и нет не говори», «Кричалки- шепталки- молчалки». Драматизации сказок, рассказов, ситуаций в д/с. Игры: «Вежливый ручеек», «Волшебная палочка - добрых слов выручалочка». Настольные игры: «Оцени поступок», «Хорошо - плохо». Обсуждение фрагментов мультфильмов, сказок |
правил | Занятие 1 [Кронтик в музее: 8-10]. [В музее с Кронтильдой: 2-3]. Психолог. Решение и обыгрывание проблемных ситуаций. Упражнение «Встань на его (ее) место». Игры: «Если да -похлопай, если нет - потопай», «Догадайся, кто пришел?». А. Введенский «Как Маша в саду испугалась», отрывок №1 [Кронтик учится слушать и рассуждать: 18]. Дефектолог. Логоритмическое упражнение «Мы всегда играем дружно». Продолжи рассказ. Урок 20 [Кронтик учится рисовать фигуры: 42] | |
Не с формированн ость внутренней позиции школьника | Воспитатель. Экскурсии в школу: 1 сентября, обзорные экскурсии, посещение уроков в 1-ом классе. Беседы о школе. Чтение литературных произведений. Ролевая игра «Школа». Дидактические игры: «Умники и умницы», «Что возьмем в школу». Психолог. Коррекционные сказки для школьной адаптации: «Создание лесной школы», «Смешные страхи». Игры: «Для чего нужны...» (урок, перемена, звонок), «Не пропусти школьные принадлежности», «Поймай оценку», «Д/с - дом - школа». Отгадывание загадок о школьных принадлежностях. Дефектолог. Придумывание загадок о школьных принадлежностях. Рассказы из личного опыта. Составление рассказа по картине «В школу». Лабиринты с проговариванием. Игра: «Школьные слова» (обогащение словаря). Примечание. Формирование внутренней позиции школьника при выполнении заданий вместе с героями интриги УМК «Предшкола нового поколения». Например: Окончание [Кронтик учится слушать и рассуждать: 111]; с.24 [Друзья Кронтика учатся читать] | |
Трудности в осознании целей учения | Воспитатель. Беседы: «Для чего учатся в школе», «Кем я стану». Чтение и обсуждение рассказов: Н. Носова «Ступеньки», «Федина задача»;Л. Толстого «Филиппок», «Таня знала буквы». Игры: «Я учёный» (с элементами опытов, экспериментов), «Чему учат в школе». Психолог. Коррекционные сказки об отношении учеников к урокам, заданиям: «Школьные правила», «Домашнее задание», «Школьные оценки». Театрализованные игры: «Кронтик на уроке», «Лесная школа» Игра: «Если «да» похлопай, если «нет» потопай». Дефектолог. Игры с буквами. «Картинная азбука», «Подари букве платье», «Собери букву из частей», «Сделай букву из проволоки, нитки, семян, палочек». Игры со звуками. Пословицы и поговорки. Упражнение «Первый раз в первый класс». Примечание. Осознание целей учения на содержании текста интриги УМК «Предшкола нового поколения». Например: Б. Житков «Зоосад», отрывок «Орел» [Кронтик учится слушать и рассуждать: 66-67] | |
Привлекательное ть внешней стороны учения | Воспитатель. Чтение литературных произведений: Е.Ушан «Я играю в школу», И.Токмакова «Скоро в школу», Е.Пермяк «Кто?». Просмотр мультфильмов: «В стране невыученных уроков», «Вовка в тридесятом царстве». Использование школьных принадлежностей на занятиях (организация рабочего места). Сюжетно-ролевая игра «Школа». Игры: «Собери портфель», «Собери и прочитай» (кубики, пазлы), «Собери и сосчитай». Психолог. Коррекционные сказки: «Игры в школе», «Собирание портфеля». Игры: «Все ли слова мне понятны», «Наши помощники» (энциклопедии, ПК). «Радостно - грустно», «Хорошо - плохо», «Автобиография». Дефектолог. Описательные рассказы. Рассказы по серии картинок. Игры: «Зашумлённые картинки», «Узнай букву на ощупь», «Заколдованное слово», «Азбука в загадках». Знакомство со словарями, энциклопедиями. Примечание. Систематическая работа по использованию инструментов (рамок, указателей, фишек, лупы) формирует универсальные умения, лежащие в основе процесса обучения. Например, с. 30-31 [Кронтик в музее], с.25 [Друзья Кронтика учатся читать] | |
Коммуникативные |
Трудности во взаимодействи и с взрослыми | Неадекватная самооценка | Воспитатель. Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.). Психолог. Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки», «Повтори за мной», «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы», отрывок №2 [Кронтик учится слушать и рассуждать: 28]. Дефектолог. Глава 1 [Друзья Кронтика учатся читать: 10]. Глава 9 [Кронтик осваивает звуки: 59] |
Снижен уровень владения самостоятельны ми коммуникативны ми действиями: организационны ми, перцептивными, оперативными | Воспитатель. Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила- схемы по коммуникативной деятельности (словесных, наглядных). Игры: «Повтори задание», «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами) по УМК «Предшкола нового поколения». с.16 [В музее с Кронтильдой]. Психолог. Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый», «Угадай, что понравится взрослому». Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку). с.28 [Кронтик учится слушать и рассуждать]. Дефектолог. Работа в паре со взрослым. Игры: «Я слово, ты мне слово», «Исправь ошибку», «Составь предложение или Перевертыши». Включение ребенка в деятельность. с.28-29 [Маша и Миша изучают окружающий мир] | |
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации | Воспитатель. Беседы на темы: «Мы здороваемся», «Как обратиться с просьбой», «Что делать, если ты потерялся?». Психолог. Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов, ребенок должен выбрать один. Игры: «Интервью», «Давай поговорим», «Устройся на работу». Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме», «Позвони в кассу», «Позвони в магазин». Дефектолог. Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей. Примечание. Развитие навыков владения речевыми средствами коммуникации с опорой на задания и текст интриги УМК «Предшкола нового поколения». Например: Урок 21 [Кронтик учится считать: 44]. Глава 10 [Кронтик осваивает звуки: 78-79] | |
Трудности во взаимодействи и со сверстниками | Неадекватная самооценка | Воспитатель. Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений: «Самая дружная пара». Ролевые игры. Работа в парах на содержании УМК «Предшкола нового поколения» [Кронтик учится рисовать фигуры: 20-21]. Психолог. Игры на формирование адекватной самооценки «Горячий стул», «Я - сильный, умный, смелый», «Я могу, хочу, умею». Б. Житков «Зоосад», отрывок «Орел» [Кронтик учится слушать и рассуждать: 66]. Дефектолог. Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за...». Глава 9 [Кронтик осваивает звуки: 59]. Глава 1 [Друзья Кронтика учатся читать: 10] |
Снижен уровень владения коммуникативны ми действиями | Воспитатель. Организация работы в парах, небольших группах. Игры «Мы - конструкторы», «Повторялки», «Комплименты другу» с.16 [В музее с Кронтильдой]. Психолог. Работа в парах. Игры «Зеркало», «Скульпторы», «Сиамские близнецы». с.28 [Кронтик учится слушать и рассуждать]. Дефектолог. Работа и игры в парах. Урок 21 [Кронтик учится считать: 43]. Глава 10 [Кронтик осваивает звуки: 78-79] |
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации | Воспитатель. Игры и хороводы с диалогами. Игры на обогащение словаря. Психолог. Игры в парах: «Попугайчики», «Договоритесь, нарисуйте одинаково», «Молчок», «Я люблю тебя за то. Дефектолог. Игры по методу телефонного разговора: «Поговори с другом», «Поздравь именинника». Примечание. Развитие навыков владения речевыми средствами коммуникации с опорой на задания и текст интриги УМК «Предшкола нового поколения». Например: Урок 21 [Кронтик учится считать: 44]. Глава 10 [Кронтик осваивает звуки: 78-79]. Работа строится через речевое сопровождение. Можно использовать книгу Грибовой О. «Если ребенок не говорит» | |
Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками | Недостаточное развитие мыслительных операций | Воспитатель. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает - не летает», «Я знаю пять...», «Хитрые вопросы». Психолог. Игры и упражнения на развитие мышления: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот». Игра «Назови сходство и различие двух предметов». Дефектолог. Игры и упражнения на развитие мышления: «Придумай загадку», «Закончи предложение». Примечание. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин, текстов. Например: с.31 [Кронтик осваивает звуки], с.17 [ТПО, Кронтик учится слушать и рассуждать], с.17 [Кронтик учится рисовать фигуры], с.34 [В музее с Кронтильдой] |
Не с формированн ость звукопроизноше ния, лексического запаса, грамматического строя речи | Воспитатель. Работа по автоматизации звуков. Психолог. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или с педагогом. Дефектолог. Работа в соответствии с планом коррекционной работы. Логоритмика. Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому». Примечание. Формирование звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи на содержании пособий «Друзья Кронтика учатся читать» и «Кронтик осваивает звуки» УМК «Предшкола нового поколения» | |
Несформированн ость процессов произвольного внимания | Игры с правилами, типа: «Да и нет не говори, черное с белым не дари» для всех, но на разном материале. Игры на внимание (см. «Раздел «Произвольное внимание»). Игры «Дай задание взрослому» (продолжи узор, графический диктант, поиск с ориентированием - найти игрушку). Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям. Например: с.14 [Маша и Миша изучают окружающий мир], с.50 [В музее с Кронтильдой] | |
Слабо развиты навыки владения паралингвистиче скими средствами: мимикой, жестами, интонацией | Воспитатель. Расскажи стихи руками. Игра «Попугай». Театрализация, этюды. Психолог. Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по- разному». Дефектолог. Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом. Примечание. Интонационная выразительность заложена непосредственно в текст интриги УМК «Предшкола нового поколения». Например, с.30 [Кронтик осваивает звуки], с.24 [Друзья Кронтика учатся читать] |
Неумение находить способы разрешения конфликтов | Несформированн ость социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека | Воспитатель. Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Обыгрывание проблемных ситуаций. Психолог. Игры «Встань на его место», «Волшебные очки», «Ты похож на...», «Спина к спине». Тренинг эмоций с использованием фраз «Иди сюда», «Не мешай мне», (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т.д.). Дефектолог. Упражнение на установление причинно-следственных связей - закончи фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что .», Упражнение «Два друга». Примечание. Оказание помощи героям интриги. Например: с.7 [Кронтик учится слушать и рассуждать]. К. Фопель «Как научить ребенка сотрудничать?» в 4-х частях |
Неадекватная самооценка | Воспитатель. Разбор конфликтных ситуаций. Игра «Хорошо - плохо». Работа в парах на содержании УМК «Предшкола нового поколения» [Кронтик учится рисовать фигуры: 20-21]. Психолог. Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов. Б. Житков «Зоосад», отрывок «Орел» [Кронтик учится слушать и рассуждать: 66]. Дефектолог. Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок. Глава 9. [Кронтик осваивает звуки: 59]. Глава 1 [Друзья Кронтика учатся читать: 10] | |
Слабо развито позитивноличностное отношение в общении | Воспитатель. Беседы с детьми «С кем хочется дружить». Игры «Волшебный стул», «Хорошо, да не очень», «Клубочек». Ведение книги «Добрых дел». Работа в группе на содержании УМК «Предшкола нового поколения» при проведении опытов [Маша и Миша изучают окружающий мир: 24-25]. Психолог. Сказкотерапия «Лесная школа». Телесно ориентированная терапия «Успокой маму (друга)». Игры «Два барана», «Добрые руки». Ю. Кушак «В магазине» [ТПО, Кронтик учится слушать и рассуждать: 25]. Дефектолог. Оказание помощи друг другу. Итоговая рефлексия в конце занятия. Обсуждение с взрослым план проведения опыта [Маша и Миша изучают окружающий мир: 24-25] | |
Неумение пользоваться общепринятыми вежливыми оборотами просьб, вопросов, предложений | Воспитатель. «Словарик добрых слов (как можно поздороваться, попрощаться)». Игра «Комплименты». Театр-экспромт «Этюды». Чтение литературных произведений. Психолог. Упражнения на интонационную выразительность. Дефектолог. Упражнения на интонационную выразительность. Примечание. Вежливые обороты просьб, вопросов, предложений, их интонационная выразительность, оценка окружающих лиц, предметов, явлений заложены непосредственно в текст интриги УМК «Предшкола нового поколения». Например, с.5 [Кронтик учится рисовать фигуры], с.30 [Кронтик осваивает звуки], с.24 [Друзья Кронтика учатся читать] | |
Регулятивные | ||
Осуществление действий по образцу и заданному правилу | Снижен уровень умственной активности, целенаправленно сти действий | Воспитатель. Графические диктанты «Напиши и продолжи.» (игры со строительным материалом, мозаикой, игры с правилами). Психолог. Упражнение «Нарисуй». Упражнение «Реши задачу» (логические задачи, слуховые диктанты, игры с правилами, речевые игры). Дефектолог. Упражнения: «Узнай, кто это?». «Узнай, что (кто) это?». «Цепочка слов». Примечание. Способность следовать инструкции при выполнении заданий. Например: с.6-7 [Маша и Миша изучают окружающий мир] |
Не сформировано произвольное внимание | Воспитатель. Упражнение «Срисуй». Подвижные игры типа «Летает - не летает», «Съедобное-несъедобное». Упражнение «Если «да» - хлопай, если «нет» - топай». Психолог. Упражнение «Делай, что я говорю». Упражнение «Найди ошибку». Дефектолог. Упражнения: «Запомни, повтори». «Договори слово». «Найди место звука в слове» (игры и упражнения направленные на восприятие образца и сопоставление с образцом) Примечание. Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям. Например: с.14 [Маша и Миша изучают окружающий мир], с.50 [В музее с Кронтильдой] | |
Слабо развита способность произвольно управлять своим поведением | Воспитатель. Игра «По новым местам». Психолог. Игра «Передай мяч». Упражнения «Запрещенные числа» (аналогично - «Да и нет не говори») Игровое упражнение «Угадай-ка». Рефлексивные техники эмоционального состояния: «Облака настроения», «Паровозик настроения», «Гусеница настроения», «Гора настроения», «Лестница настроения». Дефектолог. Упражнение «Назови ласково». Игра «Кто больше назовет...». Игровое упражнение «Подчеркни А, зачеркни О». Примечание: Вовлечение в игру, выполнение разных ролей - ведущего, второстепенных. Используются игры с правилами (подвижные, сюжетно-ролевые, режиссерские). Работа в паре. Беседы по правилам поведения в группе («Час можно, час нельзя»). Введение новых правил, поощрений; заполнение «Уголка достижения», «Дневника поощрения», «Линейки достижений» и т.д. | |
Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью | Слабо развита способность управлять своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью и др.) | Воспитатель. Игра «Разрезные картинки». Упражнение «Что не дорисовано?». Психолог. Упражнения: «Классификация», «Воспроизведение геометрических фигур». Игра «Исключение лишнего». Игровое упражнение «Кого испугался охотник?». Дефектолог. Игра Кто внимательный?». Игра «Я - слово, вы - много слов». Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. Примечание. Игры и упражнения на развитие всех ВПФ. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин, текстов. Например: с.31 [Кронтик осваивает звуки], с.17 [ТПО, Кронтик учится слушать и рассуждать], с.17 [Кронтик учится рисовать фигуры], с.34 [В музее с Кронтильдой] |
Не сформировано умение планировать свои действия | Воспитатель. Игра «Из каких мы сказок?». Игра «Времена года». Игры со строительным материалом (перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания). Психолог. Упражнение «Шифровки». Игра «Запиши сказку» (задания, направленные на воспроизведение деятельности, работу с планом, прорисовывание пана-схему, алгоритма). Дефектолог. Упражнения: «Найди и обведи букву». «Послушай, ответь и расскажи». Игра: «Укрась салфетку так, как я скажу» (перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания). Примечание. Работа по плану. Например: занятие 4 [В музее с Кронтильдой: 21] | |
Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью | Не сформировано умение осуществлять последовательны й поэлементный контроль | Воспитатель. Игра «Найди дорожку». Игра «Лото». Игры с пальцами. Психолог. Игра «Собери пирамидку». Игра «Выкладывание узора из мозаики». Примечание. Перед игрой ребенок проговаривает действия (инструкцию) по выполнению задания; взрослый по ходу выполнения напоминает алгоритм (посмотри, выбери, сделай, оцени); использование взаимоконтроля; многоступенчатого контроля; использование оценки (фишки). Систематическая работа по использованию инструментов (рамок, указателей, фишек, лупы) формирует универсальные умения, лежащие в основе процесса обучения. Например, с. 30-31 [Кронтик в музее], с.25 [Друзья Кронтика учатся читать] |
Слабо развита саморегуляция умственной деятельности | Воспитатель. Игра «Выкладывание узора». Игра-пиктограмма «Говорящие рисунки». Психолог. Упражнения: «Прямой и обратный счет». «Пальцы». Игра- пиктограмма «Запиши сказку». Психолог. Рефлексивные техники эмоционального состояния. Дефектолог. Упражнение «Хлопай в ладоши». Игра «Собери усы». Примечание. При выполнении задания использовать смену видов деятельности и поз; ввести правило «могу, хочу, умею»; систему поощрений (бонусы), релаксацию и т.д. | |
Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Недостаточность развития сенсорных систем. Недостаточная точность, гибкость и объективность восприятия | Воспитатель. Игровое упражнение «Нанизывание бусинок». Упражнение «Срисовывание по клеточкам». Игра «Найди два одинаковых предмета». Психолог. Логические цепочки «Найди нужную фигуру», «Погремушки». Дефектолог. Упражнение «Окончание слов». Игры: «Найди букву». «Узнай, какого это цвета». Примечание. Игры и упражнения направлены на развитие анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, двигательного и т.д.). Например: хлопают в ладоши по инструкции. Тема 9 [Кронтик учится считать: 18-19] |
Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника | Слабо развиты навыки проявления волевых усилий | Воспитатель. Игровое упражнение «Четыре стихии». Игра «Слушай команду». Психолог. Упражнение «Кто внимательнее?». Упражнение «Сосчитай глазами». Дефектолог. «Подчеркни А, зачеркни О». «Чем отличаются две картинки?». Игра «Зрительный диктант». Примечание. Используются приемы - «похвали соседа»; цветовая оценка; невербальные средства оценки (улыбка на ладошке, прикосновения). Организуются игры с правилами. Например, игра «Найди слово» [ТПО, Кронтик учится слушать и рассуждать №30,32,33,34: 22-24] |
Познавательные (общеучебные) | ||
Ограниченност ь кругозора, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны | Снижен познавательный интерес, слабо развита познавательная активность | Воспитатель. Беседы об окружающем мире. Проговаривание, ведение дневника «Сегодня я узнал...». Психолог. Упражнение «Реши задачу». Дефектолог. Разгадывание ребусов, кроссвордов. Упражнение «Узнай, что (кто) это?». «Цепочка слов». Примечание. Проявление познавательной инициативы при выполнении заданий вместе с героями интриги. Например: с.7 [Кронтик учится слушать и рассуждать] |
Отсутствие саморегуляции умственной деятельности | Воспитатель. Игра «Выкладывание узора». Игра-пиктограмма «Говорящие рисунки». Психолог. Упражнения: «Прямой и обратный счёт». «Пальцы». Игра - пиктограмма «Запиши сказку». Рефлексивные техники эмоционального состояния. Дефектолог. Упражнение «Хлопай в ладоши». Игра «Собери бусы». Примечание. При выполнении задания использовать смену видов деятельности и поз; ввести правило «могу, хочу, умею»; систему поощрений (бонусы), релаксацию и т.д. | |
Хаотичность, непродуманнос ть, неконтролируе мость деятельности | Несформированн ость умения осознавать познавательные цели | Воспитатель. Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Психолог. Упражнение «Чем похожи и непохожи?». «Пары картинок». «Пары слов». Дефектолог. Игровой приём «Вспомни и назови». «Узнай, что мы загадали» |
Неумение находить средства и способы для достижения целей | Воспитатель. Игра «Из каких мы сказок?». Игра «Времена года». Игры со строительным материалом (по образцу, схеме). Психолог. Упражнение «Шифровки». Игра «Запиши сказку». Дефектолог. Игровой приём «Поручение». «Зеленый, красный, синий» |
Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности | Воспитатель. Игры: «Квартет». «Найди дорожку». «Лото». Игра с пальцами. Психолог. Игра «Собери пирамидку». Игра «Выкладывание узора из мозаики». Дефектолог. Упражнения: «Найди и обведи букву». «Послушай, ответь и расскажи». Игры: «Укрась салфетку так, как я скажу». «Как их зовут?». Примечание. Осуществление контроля и оценки результатов деятельности на содержании УМК «Предшкола нового поколения». Например, с.38 [Кронтик учится считать] | |
Познавательные (знаково-символические) | ||
Неумение использовать знаковосимволические средства для решения задач | Слабо развиты познавательные психические процессы | Игры и упражнения на развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) Воспитатель. «Я кладу в мешок...». «Игра «Разрезные картинки». Упражнение «Что не дорисовано». Психолог. «Классификация». «Воспроизведение геометрических фигур». Игра «Исключение лишнего». Игровое упражнение «Кого испугался охотник». Дефектолог. Игры: «Кто внимательный?». «Я - слово, вы - много слов». Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. Примечание. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин, текстов. Например: с.31 [Кронтик осваивает звуки], с.17 [ТПО, Кронтик учится слушать и рассуждать], с.17 [Кронтик учится рисовать фигуры], с.34 [В музее с Кронтильдой] |
Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов | Недостаточность зрительного анализа | Зрительные диктанты Воспитатель. Игры со всеми видами мозаики (складывание рисунков, узоров по образцу). Игра «Найди два одинаковых числа». Игра «Положи такую же фигуру». С.7 [В музее с Кронтильдой]. Психолог. Упражнение «Продолжи узор». «Вычеркни лишнюю фигуру». «Из каких геометрических фигур составлен рисунок?». «Узнай по контуру» (назвать наложенные друг на друга изображения предметов). С.26 [ТПО, Кронтик учится слушать и рассуждать]. Дефектолог. Работа с разрезной азбукой «Преврати буквы в слова» (о,а,с - оса). «Перепутанные буквы». Упражнение «Выложи буквы». Игра «Отвечай быстро». С.36 [ТПО, Кронтик учится считать] |
Недостаточное развитие анализа пространственн ых отношений | Графические диктанты. Воспитатель. Игры с конструктором. Развивающая настольная игра «Сложи узор». «Найди игрушку» (инструкция пространственных действий). Психолог. Разрезные картинки (разные варианты - по количеству частей, по способам разрезов). Дефектолог. Штриховка по образцу, по вербальной инструкции. Игра «Запомни позу». Примечание. Систематическая работа по использованию инструментов (рамок, указателей, фишек, лупы) формирует универсальные умения, лежащие в основе процесса обучения. Например, с. 30-31 [Кронтик в музее], с.25 [Друзья Кронтика учатся читать] |
Слабо развита зрительномоторная координация | Воспитатель. Упражнение «Повтори рисунок» (срисовывание). «Заколдованная картинка» (соединив точки по порядку, «расколдовать» предмет, сказочного героя). Игра «Найди отличия» Психолог. «Дорисуй картинку» (восстановить по клеточкам вторую половину изображения). «Заполни пробел» (восстановить клеточки на пустых областях листа в клетку). «Сделай копию» (срисовать изображение по клеточкам) Дефектолог. Упражнение «Дорисуй букву». «Найди две одинаковые буквы» Примечание. Задания на развитие зрительно-двигательной координации («Обведи рисунок», «Скопируй через кальку», «Лабиринты»). Систематическая работа по использованию инструментов (рамок, указателей, фишек, лупы) формирует универсальные умения, лежащие в основе процесса обучения. Например, с. 30-31 [Кронтик в музее], с.25 [Друзья Кронтика учатся читать] | |
Познавательные (информационные) | ||
Неумение находить и выделять необходимую информацию Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию | Несформированн ость предпосылок для развития логического мышления | Воспитатель. Упражнение «Кто это? Что это?». Логические задачи. Игра «Мультипликаторы». Психолог. Игра «Чего больше?». «Подбери пару». Логические задачи. Дефектолог. «Закончи предложения». «Подбери слово». «Послушай рассказ и ответь на вопросы». Игровые приёмы. Примечание. Логические задачи. Например, с.26 [Кронтик учится считать], с.27-28 [В музее с Кронтильдой] |
Неумение передавать информацию | Слабо развиты коммуникативны е умения | Воспитатель. «Задай вопрос товарищу, ответь на его вопрос». Театрализованные игры-диалоги. Психолог. Игра «Истории из мешка». «Камень мудрости». Дефектолог. Игровой приём «Что тебе сказали по телефону?». «Что ты хочешь?». Примечание. Использовать игры и упражнения из карты коммуникативных трудностей. Развитие коммуникативных умений с опорой на задания и текст интриги УМК «Предшкола нового поколения». Например: Урок 21 [Кронтик учится считать: 44]. Глава 10 [Кронтик осваивает звуки: 7879] |
Карта психолого-педагогического сопровождения ребенка 5-7 лет
(с использованием возможностей УМК «Предшкола нового поколения»)
Предметные трудности | Причины трудностей | Работа по формированию предметных результатов |
Предметные трудности. Подготовка к обучению грамоте | ||
Формирован ие способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук | Нарушение слухового восприятия | Воспитатель. «Где позвонили». «Тихо-громко». «Скажи, что слышишь». «Кто больше». «Кто позвал тебя - узнай». Дефектолог. «Сравни слова». «Где звук». «Скажи, что слышишь?» |
Низкий уровень развития фонематического слуха | Воспитатель. «Кто больше». «Будь внимателен». Дефектолог. «Сравни слова». | |
Тугоухость | Воспитатель. «Скажи, что слышишь». | |
Слабая концентрация внимания | Воспитатель. «Кто больше». «Будь внимателен». «Скажи, что слышишь». Психолог. Консультация по вопросам компенсации (формирование способов выполнения деятельности; создание условий восприятия материала) Дефектолог. «Сравни слова». «Где звук». «Скажи, что слышишь». |
«Будь внимателен» | ||
Недо статочно сть звуко-буквенного анализа | Воспитатель. «Поймай рыбку». Дефектолог. «Поймай рыбку». «Звуковые и слоговые кубики» | |
Различение звуков по сенсорным признакам: гласные - согласные, глухие - звонкие, твердые - мягкие и их условных обозначений | Нарушения слухового восприятия | Все специалисты. «Кто внимательнее». «Звенит - жужжит». «Определи какой звук». «Звонкий - глухой» |
Низкий уровень развития фонематического слуха | Все специалисты. «Кто внимательнее». «Кто больше». «Звенит - жужжит». «Найди место для своей картинки». «Покажи правильно». «Определи, какой звук». «Звонкий - глухой» | |
Слабая концентрация внимания | Воспитатель. «Кто внимательнее». «Найди место для своей картинки». Психолог. Консультация по вопросам компенсации (формирование способов выполнения деятельности) Дефектолог. «Кто внимательнее». «Найди место для своей картинки» | |
Недостаточность звукобуквенного анализа | Воспитатель. «Звенит - жужжит». «Определи, какой звук». Дефектолог. «Звенит - жужжит». «Определи, какой звук». «Какое слово задумано» | |
Работа с условно - графической схемой слова и предложения | Недоразвитие фонематического слуха | Воспитатель. «Кто внимательнее». «Кто больше». «Определи, какой звук». Дефектолог. «Сравни слова». «Кто внимательнее». «Кто больше». «Определи, какой звук» |
Недостаточность звукобуквенного анализа и синтеза | Все специалисты. «Звенит - жужжит». «Определи какой звук». «Кто внимательнее». «Слова звучат». «Вот как произносятся звуки» | |
Недостаточное развитие образа слова | Все специалисты. «Слова длинные и короткие». «Вот как произносятся звуки». «Подскажи словечко» | |
Низкий уровень развития логических операций | Воспитатель. «Сколько слов». «Кто лучше». «Назови сходство и различие». «Четвертый лишний». «Что сначала, что потом». Дефектолог. «Сколько слов». «Кто лучше». «Составь предложения по картинкам». «Кто как голос подает» | |
Низкий уровень развития образного мышления | Все специалисты. «Назови одним словом». Подскажи словечко». «Угадай что задумано». «Где мы были, мы не скажем...». «На что похоже». «Дорисуй до предмета». «Кто как голос подает» | |
Недостаточно сформированы зрительно - пространственные представления | Воспитатель. «Волшебные узоры». «Футбол». «Слуховой диктант». Дефектолог. «Как слова дружат». «Какая полоска нужна». «Волшебные узоры» | |
Воспроизвед ении слов разной слоговой структуры и звуконаполня емости | Нарушение слухового восприятия | Воспитатель. «Как Мишутка учился говорить». «Купи игрушку». Дефектолог. «Восстанови порядок». «Эстафета». «Рассыпанные слоги» |
Недостаточность звукобуквенного анализа | Воспитатель. «Эстафета». «Купи игрушку». Дефектолог. «Восстанови порядок». «Как Мишутка учился говорить». «Звуковые и слоговые кубики». «Найди слог». «Рассыпанные слоги» | |
Упражнения на преобразован ие слов путем замены, перестановки , добавления звуков | Нарушение слухового восприятия | Все специалисты. «Смотри, не ошибись». «Звуки заблудились». «Измени слова по образцу». «Какое слово отличается от других». «Буква заблудилась». «Измени по образцу». «Подскажи словечко». «Распутай слово» |
Несформированнос ть вербального анализа | Все специалисты. «Звуки заблудились». «Веселые нотки». «Раз,два, три». «Измени слова по образцу». «Какое слово отличается от других». «Буква заблудилась». «Ералаш». «Распутай слово» | |
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа | Воспитатель. «Узнай по контуру». «Кто спрятался». «Что перепутал художник». «Зашумленные картинки». Дефектолог. «Смотри, не ошибись». «Кто самый внимательный». «Веселые нотки» | |
Неустойчивость внимания | Воспитатель. «Зашумленные картинки». «Зеркало». Сравни картинки и найди отличия». Психолог. Задания по принципу корректурной пробы. |
Дефектолог. «Догадайтесь, что написал Незнайка?» «Буквоедик». «Зеркало». «Найди отличия». «Вставь пропущенную букву» | ||
Сниженная работоспособность | Психолог. Повышение работоспособности путем индивидуализации. Задания по принципу корректурной пробы | |
Недостатки в развитии звукобуквенных ассоциации | Воспитатель. Работа по заданию логопеда. Дефектолог. Звуковой анализ слова. Чтение по схемам в азбуке. «Звуковые и слоговые кубики». «Прочитай слоги». «Азбука веселых человечков». «Реконструирование букв». «Нахождение спрятавшихся букв». «Как появились буквы». «Отгадай слово» | |
Недостаточное знание букв алфавита | Воспитатель. Чистоговорки. Ребусы. Найди букву. На что похожа буква. Психолог. Корректурная проба. Дефектолог. Чистоговорки. «Звуковые и слоговые кубики». «Ребусы» «Азбука веселых человечков». Реконструирование букв». «Нахождение спрятавшихся букв». «Как появились буквы» | |
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | ||
Обогащение и активизация словаря, овладение словарем по разным лексическим темам | Недостаточное развитие механической памяти | Воспитатель. «Повтори за мной». «Назови одним словом». «Кто больше». «Назови картинки». «Вспомни сказку». Заучивание стихотворений. Психолог. Обучение приемам запоминания. Дефектолог. «Повтори за мной». «Назови одним словом». «Кто больше». «Опиши картинку» |
Правильное согласование существитель ных с прилагательн ыми и числительны ми в роде, числе и падеже | Нарушение слухового восприятия | Воспитатель. «Я возьму с собой в поход». «Зарисуй и расскажи сказку или стихотворение». «Запомни картинки». «Запомни и повтори». Психолог. «Вспомни пару». Дефектолог. «Я возьму с собой в поход». «Вспомни пару». «Зарисуй и расскажи сказку или стихотворение». «Запомни картинки». «Запомни и повтори». «Опиши людей по картинке» |
Несформиро ванность вербального анализа | Все специалисты. «Продуктовый магазин». «Послушай и повтори». «Посмотри и повтори». «Найди пару». «Разучи стихотворение». «Выучи загадки» | |
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа | Воспитатель. «Гуляем по саду». «Гуляем по лесу». «Заблудились животные». «Запомни фрукты». Психолог. «Запомни картинки, слова, фрукты». Дефектолог. «Запомни картинки». «Запомни слова». «Запомни фрукты» | |
Овладение некоторыми способами словообразов ания | Нарушение слухового восприятия | Воспитатель. Образование сложных прилагательных. Игры: «Назови ласково». «Кто у кого?». «Где зимуют звери?». «Что из чего?». «Полминутки для шутки». Дефектолог. Образование приставочных глаголов и сложных прилагательных. Игры: «Назови ласково». «Кто у кого?». «Где зимуют звери?». «Что из чего?». «Превращение слов» |
Несформиро ванность вербального анализа | Воспитатель. «Что подарил ребятам Чебурашка?». Дефектолог. «Что подарил ребятам Чебурашка?». Фонетические игры. Игра «А что вчера» | |
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа | Воспитатель. Лексико-грамматические игры и упражнения. Психолог. Упражнения на саморегуляцию произвольной деятельности. Дефектолог. Лексико-грамматические игры и упражнения | |
Понимание значения предлогов и слов, выражающих пространстве нные | Недостаточное развитие зрительно про странственных представлений | Воспитатель. «Путаницы». «Не пропусти». «Где что лежит?». Диктанты пространственных действий» «Встань у....» «Принеси из...» и т.д. «Где галчонок». «Где матрешка». «Прятки». Психолог. «Десять отличий». «Саша-растеряша». Дефектолог. «Маленькие слова». «Важные слова». «Не пропусти». Переехали на новую квартиру». «Упражнения на употребление предлогов». |
отношения предметов | ||
Составление различных видов рассказов | Низкий уровень речевого развития | Воспитатель. Чтение и пересказ коротких рассказов. Рассматривание картин и ответы на вопросы по содержанию картины. Игра цепочка слов. Игра «Договори словечко». Дефектолог. Придумай вопросы по картинке. Задай вопрос товарищу. Расскажи, где лежит. |
Низкий уровень развития логических операций | Воспитатель. Ролевая игра «Грузчики». Игры: «Летает, а не птица». «Четвёртый лишний». «Собери шесть». «Классификация». Упражнение «Длинные, высокие, толстые». Психолог. Упражнения на развитие понятийного аппарата (анализ, обобщение, систематизация). Дефектолог. Игры: «Летает, а не птица». «Четвёртый лишний». «Собери шесть». «Классификация». Упражнение «Длинные, высокие, толстые» | |
Заниженная самооценка | Воспитатель. Положительная оценка действий ребенка, похвала. Психолог. «Спрятанные проблемы». Консультаций с педагогами и родителями. Работа по повышению статуса ребёнка Дефектолог. Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях. Положительная оценка действий ребенка, похвала | |
Составление всех типов предложений | Низкий уровень речевого развития | Воспитатель. Чтение и пересказ коротких рассказов. Рассматривание картин и ответы на вопросы по содержанию картины. Игра цепочка слов. Игра «Договори словечко». Дефектолог. Придумай вопросы по картинке. Задай вопрос товарищу. Расскажи, где лежит. |
Недостаточность словарного запаса | Все специалисты. Пересказ художественных текстов. Рассказы по серии сюжетных картинок. «Составь предложение». «Во спроизведение». | |
Низкий уровень развития логических операций анализа и синтеза. | Воспитатель. Составление рассказа. «Установи последовательность событий». «Речь и фантазия». «Встретились герои разных сказок». «Моделирование сказочного сюжета». Психолог. «Опосредованное запоминание». Упражнения на логику, развитие наблюдательности и фантазии. «Кто откуда?» Дефектолог. Составление рассказа. «Установи последовательность событий». «Выбери подходящее слово». «Моделирование сказочного сюжета». | |
ФЭМП | ||
Понимание смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года; их последовател ьности | Низкий уровень развития восприятия времени. | Воспитатель. «Живые сутки». «Зарядка». «Наш день». Ведение календаря природы. Составление рассказов из личного опыта. «Продолжи за мной» (с мячом). «Скажи наоборот». «Назови соседей» (дни недели, времена года). Чтение художественной литературы Дефектолог. «Живые сутки». Составление рассказов из личного опыта. «Дни недели, стройся». «Продолжи за мной» (с мячом). «Скажи наоборот». Дефектолог. «Назови соседей» (дни недели, времена года). «Что было раньше, что позже» |
Низкий уровень развития произвольности | Воспитатель. Подвижные игры с правилами. «Беги по сигналу». «Остановись по сигналу». Сюжетно-ролевые игры. Настольнопечатные игры. Головоломки. Кубики с картинками. Игры с конструктором. Мозаика, пазлы. Психолог. Регулятивные трудности приложение. Дефектолог. «Раз, два, три, говори». Игры - драматизации. | |
Счет в прямом и обратном порядке, от заданного числа до другого | Незнание числового ряда | Воспитатель. «Детективы за работу». «Черные и белые». «В одном дворе». «Лестница, ведущая к замку». «Считай дальше». «Сбежавшие числа». Психолог. «Учимся включать память». Дефектолог. «Детективы - за работу». «Черные и белые». «Считай дальше». «Сбежавшие числа». |
Недостатки в развитии смысловой памяти | Воспитатель. Пересказы. Заучивание стихов. Составление рассказов по сюжетным картинкам. Психолог. Работа с пиктограммами. «Свяжи слова». Дефектолог. Пересказы. Заучивание стихов. Составление рассказов по сюжетным картинкам. |
Счет предметов на слух, по осязанию, в счете движений | Нарушения восприятия особых свойств предметов и явлений | Воспитатель. «Пять имен». «Посчитаем-отдохнем». «Стук-стук». «Чудесный мешочек». «Посчитай и отсчитай!». Подвижные игры. «Что не дорисовано?». «Что перепутал художник». «Дорисуй фигуру». «Опиши предмет». Дефектолог. «Пять имен». «Посчитаем-отдохнем». «Стук-стук». «Чудесный мешочек». «Посчитай и отсчитай!». Физкультминутки. |
Различение количественн ых и порядковых числительны х | Неумение различать отвлеченный счет и счет конкретных предметов | Воспитатель. «Сколько? Какой?». «Звериный детский сад - построй в ряд всех ребят». «Отгадай». «Теремок». Зарядка. Подвижные игры. Физкультминутки. Дефектолог. «Сколько? Какой?». «Звериный детский сад - построй в ряд всех ребят». «Отгадай». «Теремок». |
Низкий уровень речевого развития | Воспитатель. Чтение и пересказ коротких рассказов. Рассматривание картин и ответы на вопросы. Игры «Цепочка слов». «Договори словечко». Дефектолог. Придумай вопросы по картинке. Задай вопрос товарищу. Расскажи, где лежит. | |
Соотнесение цифры, числа и количества | Нарушение зрительного восприятия образа цифры | Воспитатель. «Узнай по контуру». Узнавание точечных или пунктирных цифр.Узнавание перечеркнутых цифр или наложенных друг на друга. Нахождение заданной цифры в ряду цифр. Поиск цифры в сюжетной картинке. Штриховка. Дорисовывание. Выкладывание из палочек, нитки на бархатной бумаге Дефектолог. «Рассеянный художник». «Положи нужную цифру». «Узнай по контуру». Узнавание точечных или пунктирных цифр. Узнавание перечеркнутых цифр или наложенных друг на друга. Нахождение заданной цифры в ряду цифр. Дорисовывание цифры. |
Недостаточный уровень развития мыслительных операций | Все специалисты. Головоломки. Лабиринты. Логические задачи, направленные на развитие процессов: сериации, анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. | |
Практическо е иллюстриров ание состава чисел от 2 до 10 | Слабое понимание состава числа | Все специалисты. «Торопись, да не ошибись». «Сколько в какой руке». «Один да один». «Сколько нас без одного». |
Недостаточное развитие процессов анализа и синтеза | Все специалисты. Головоломки. Ребусы. Лабиринты. Логические задачи, направленные на развитие процессов: сериации, анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. | |
Использован ие условной мерки | Низкий уровень логических операций | Все специалисты. Головоломки. Ребусы. Лабиринты. Логические задачи, направленные на развитие процессов: сериации, анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. |
Слабый перенос освоенных знаний в новую ситуацию | Воспитатель. «Что такой длины? Ширины? Высоты?». «Елка». «Перевозка материалов». Конструирование. Экспериментальная деятельность. Дефектолог. «Елка». «Перевозка материалов». | |
Овладение действиями сложения, вычитания, сравнения | Недостатки в развитии анализа и синтеза | Все специалисты. Логические задачи, направленные на развитие процессов: сериации, анализа и синтеза. |
Слабое понимание состава числа первого десятка | Воспитатель. Задачи в стихотворной форме. «Торопись, да не ошибись». «Сколько в какой руке». «Один да один». «Сколько нас без одного». Конструирование. Дефектолог. «Торопись, да не ошибись». «Сколько в какой руке». «Один да один». «Сколько нас без одного». «Хитрые примеры». «Соедини правильно. | |
Составление и решение арифметичес ких задач | Не понимает смысл операций сложения и вычитания | Воспитатель. «В овощном магазине». «В магазине игрушек». «Математические бусы». Дефектолог. «Волшебная корзинка». «Математическая посуда». |
Затрудняется сравнивать, уравнивать множества и | Воспитатель. «Забавные лапки». «Посудная полка». Дефектолог. «Забавные карандашики». «Забавные лапки». «Посудная полка». |
составлять словесный отчет о своих действиях | ||
Слабое понимание грамматических конструкций | Воспитатель. Наблюдение на прогулке. Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Строители», «Путешествие», «Магазин». Дефектолог. Отработка понимания смысла приставочных глаголов. | |
Затруднено понимание символической модели, ее перевода в словесную, предметную | Воспитатель. Дефектолог. Моделирование арифметических задач. |
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка
(с использованием возможностей УМК «Предшкола нового поколения»)
ДОУ , группа № подготовительная
ФИО. Сергей М.
Дата заполнения
Виды трудностей (педагогическая симптоматика) | Причины трудностей (психологическая симптоматика) | Работа по формированию предпосылок универсальных учебных действий |
Коммуникативные | ||
Выражение мыслей в общении со сверстниками (работа строится через парную и подгрупповую работу в формах взаимодействия: «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок») | Несформированн ость процессов произвольного внимания | Все специалисты. Игры с правилами, типа: «Да и нет не говори, черное с белым не дари» для всех, но на разном материале. Игры на внимание. Игры «Дай задание взрослому» (продолжи узор, графический диктант, поиск с ориентированием - найти игрушку). Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям. Например: с.14 [Маша и Миша изучают окружающий мир], с.50 [В музее с Кронтильдой] |
Регулятивные | ||
Осуществление действий по образцу и заданному правилу | Не сформировано произвольное внимание | Воспитатель. Упражнение «Срисуй». Подвижные игры типа «Летает не летает», «Съедобное несъедобное». Упражнение «Если «да» - хлопай, если «нет» - топай». Игра «Топ-хлоп». Психолог. Упражнение «Делай, что я говорю». Игра «Зеваки». Упражнение «Найди ошибку» (игры и упражнения направленные на восприятие образца и сопоставление с образцом). Логопед. Упражнение «Запомни, повтори». Упражнение «Договори слово». Игровое упражнение «Найди место звука в слове». Примечание. Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям. Например: с.14 [Маша и Миша изучают окружающий мир], с.50 [В музее с Кронтильдой]. |
Слабо развита способность произвольно управлять своим поведением | Воспитатель. Игры «По новым местам»; «Поварята». Психолог. Игра «Передай мяч». Упражнения «Запрещенные числа». Игровое упражнение «Угадай-ка». Рефлексивные техники эмоционального состояния: «Облака настроения», «Паровозик настроения», «Гусеница настроения», «Гора настроения», «Лестница настроения». Логопед. Упражнение «Назови ласково». Игра «Кто больше назовет...». Логопед. Игровое упражнение «Подчеркни А, зачеркни О». Примечание. Вовлечение в игру, выполнение разных ролей - ведущего, второстепенных. Используются игры с правилами (подвижные, сюжетно-ролевые, режиссерские). Работа в паре. Беседы по правилам поведения в группе («Час можно, час нельзя»). Введение новых правил, поощрений; заполнение «Уголка достижения», «Дневника поощрения», «Линейки достижений» и т.д. |
Организация деятельности в соответствии с целью | Слабо развита способность управлять своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью и др.) | Воспитатель. Игры: «Снеговики» («Матрешки»); «Я кладу в мешок...»; «Разрезные картинки». Упражнение «Что не дорисовано?». Психолог. Упражнения: «Классификация»; «Воспроизведение геометрических фигур». Игра «Исключение лишнего». Игровое упражнение «Кого испугался охотник?» (игры и упражнения на развитие всех ВПФ). Логопед. Игры: Кто внимательный?»; «Я - слово, вы - много слов». Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. Примечание. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин, текстов. Например: с.31 [Кронтик осваивает звуки], с.17 [ТПО, Кронтик учится слушать и рассуждать], с.17 [Кронтик учится рисовать фигуры], с.34 [В музее с Кронтильдой]. |
Не сформировано умение планировать свои действия. | Воспитатель. Игры: «Из каких мы сказок?»; «Времена года». Игры со строительным материалом (по образцу, схеме) (перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания). Психолог. Упражнение «Шифровки». Игра «Запиши сказку» (задания, направленные на воспроизведение деятельности, работу с планом, прорисовывание пана-схему, алгоритма) Логопед. Упражнение «Найди и обведи букву». Игра «Укрась салфетку так, как я скажу». Игра «Как их зовут?».Упражнение «Послушай, ответь и расскажи» (перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания) Примечание. Работа по плану. Например: занятие 4 [В музее с Кронтильдой: 21] | |
Слабо развита саморегуляция умственной деятельности. | Воспитатель. Игра «Выкладывание узора». Игра-пиктограмма «Говорящие рисунки». Психолог. Упражнение «Прямой и обратный счет». Упражнение «Пальцы». Игра-пиктограмма «Запиши сказку» (рефлексивные техники эмоционального состояния). Логопед. Упражнение «Хлопай в ладоши». Игра «Собери бусы» Примечание. При выполнении задания использовать - смену видов деятельности и поз; ввести правило «могу, хочу, умею»; систему поощрений (бонусы), релаксацию и т.д. | |
Неадекватное понимание оценки взрослого и сверстника | Слабо развиты навыки проявления волевых усилий | Воспитатель. Игровое упражнение «Четыре стихии». Игра «Слушай команду». Психолог. Упражнения: «Кто внимательнее?»; «Сосчитай глазами»; «Точки». Логопед. Игровое упражнение «Подчеркни А, зачеркни О». Игра «Зрительный диктант». Упражнение «Чем отличаются две картинки?». Примечание. Используются приемы - «похвали соседа»; цветовая оценка; невербальные средства оценки ( улыбка на ладошке, прикосновения,). Организуются игры с правилами. Например, игра «Найди слово» [ТПО, Кронтик учится слушать и рассуждать №30,32,33,34: 22-24] |
Познавательные (общеучебные) | ||
Ограниченность кругозора, бессистемность и отрывочность знаний об окружающем мире | Снижен познавательный интерес, слабо развита познавательная активность | Воспитатель. Беседы об окружающем мире. Проговаривание, ведение дневника «Сегодня я узнал.». Игра «Люди и время» Психолог. Упражнение «Реши задачу». Логопед. Разгадывание ребусов, кроссвордов. Игровое упражнение «Узнай, что (кто) это?». Игровое упражнение «Цепочка слов» Примечание. Проявление познавательной инициативы при выполнении заданий вместе с героями интриги. Например: с.7 [Кронтик учится слушать и рассуждать]. |
Отсутствие саморегуляции умственной деятельности | Воспитатель. Игра «Выкладывание узора». Игра-пиктограмма. «Говорящие рисунки». Психолог. Упражнение «Прямой и обратный счёт». Упражнение «Пальцы». Игра-пиктограмма «Запиши сказку». Рефлексивные техники эмоционального состояния. Логопед. Упражнение «Хлопай в ладоши». Игра «Собери бусы». | |
Хаотичность, непродуманность, неконтролируемость деятельности | Несформированн ость умения осознавать конкретные познавательные цели | Воспитатель. Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Психолог. Упражнение «Чем похожи и непохожи?». «Пары картинок». «Пары слов». Логопед. Игровой приём «Вспомни и назови». «Узнай, что мы загадали» |
Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности | Воспитатель. Игры: «Из каких мы сказок?»; «Времена года». Игры со строительным материалом (по образцу, схеме). Психолог. Упражнение «Шифровки». Игра «Запиши сказку». Логопед. Игровой приём «Поручение». «Зеленый, красный, синий». | |
Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности | Воспитатель. Игры: «Квартет»; «Найди дорожку»; «Лото». Игра с пальцами. Психолог. Игры: «Собери пирамидку»; «Выкладывание узора из мозаики». Логопед. Упражнение «найди и обведи букву». Игры «Укрась салфетку так, как я скажу»; «Как их зовут?». Упражнение «Послушай, ответь и расскажи». Примечание. Задания на развитие зрительно-двигательной координации («Обведи рисунок», «Скопируй через кальку», «Лабиринты») | |
Познавательные (информационные) | ||
Неумение находить и выделять необходимую информацию | Слабо развиты познавательные психические процессы | Все специалисты. См. знаково-символические трудности |
Слабо развита способность саморегуляции деятельности | Все специалисты. См. общеучебные трудности Использование игр и упражнений из карты коммуникативных трудностей | |
Предметные | ||
При письме, чтении - пропуски, замены, недописывание | Неустойчивость внимания. | Воспитатель. «Зашумленные картинки». «Зеркало». Сравни картинки и найди отличия». Психолог. Задания по принципу корректурной пробы. Логопед. «Догадайтесь, что написал Незнайка?». «Буквоедик». «Зеркало». «Найди отличия». «Вставь пропущенную букву». |
Сниженная работоспособност ь. | Психолог. Создание условий для повышения работоспособности путем индивидуализации. Задания по принципу корректурной пробы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2010- 2011 учебный год
Выявление уровня экологической воспитанности детей из кружка "Друзья природы" 2010-2011 г....
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2011- 2012 учебный год
Выявление уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы" 2011- 2012 учебный год ...
Сводная диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей старшей логопедической группы « Солнышко» за 2008-2009 уч.год
Сводная диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей старшей логопедической группы « Солнышко» за ...
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2008 - 2009 учебный год
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы" 2008 - 2009 учебный год ...
Характеристика методик психологической диагностики, представленных в комплекте диагностических журналов для проведения комплексной оценки результатов освоения программы «От рождения до школы».
Предлагаемая краткая характеристика методик психологической диагностики, представленных в комплекте диагностических журналов для проведения комплексной оценки результатов освоения программы «От рожден...
Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи.
Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи....