Индивидуальный план педагога по самообразовании
методическая разработка на тему

Галимова Алсу Рамиловна

План на 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobr._na_5_let.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 93 «Эллюки» г. Нижнекамск РТ

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет

Тема: «Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру»

на 2014-2019 учебный год

                                                 

                                                         Составила: воспитатель  

                                                          Галимова А.Р.

План по самообразованию на тему:

«Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру»

Цель и задачи самообразования по теме:

  1. Изучение актуальности использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
  3. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
  4. Основные вопросы, намеченные для изучения.

Этапы разработки:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
  3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
  4. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

Особенности формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру

 

  Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать

  Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

  Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

  Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

  Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

  К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

  Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций

  Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.         Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

2.         Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

3.         Все психологические новообразования берут начало в игре

4.         Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

5.         Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

  На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

  На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

  Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

  В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

-игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.      

  Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры - путешествия во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

   Дидактические игры используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Тема   самообразования:

«Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

Сентябрь

Подбор

литературы

Мониторинг

уровня знаний и

умений

Ознакомление

с итогами

мониторинга

Октябрь

Изучить статью

«Малыш и математика, непохожая на математику»

Журнал «Знание сила»

Изучение литературы по проблеме.

Привлечение  родителей в

изготовлении

игры.

Ноябрь

Создание дидактической игры

«Квадрат Воскобовича»

Игры с квадратом Воскобовича

Консультация

«Как подготовить ребенка к школе»

Декабрь

Консультация для молодых

специалистов «Дидактические игры в обучении детей математики»

Обмен опытом по проблеме.

Январь

Изучить «Игра с правилами в дошкольном возрасте»

Авторы Н.Я.Михайленко,

П.А.Короткова.

Изучение литературы по проблеме.

Игры с правилами

Игры с правилами - знакомство.

Февраль

Развивающие игры и игрушки

для детей - изучить

Ознакомление с дидактическим

играми на формирование интеллекта,логики,

воображения.

Март

Создание дидактической игры «Капитошка»

Дидактическая игра «Капитошка»

Консультация «Развивающие дидактические игрушки».

 Апрель

Подготовить папку-копилку с

занимательными ребусами,

головоломками.

Игра - конкурс

«Умные и находчивые»

Участие родителей в конкурсе.

Май.

Итоговое занятие по математике с

использованием дидактических игр.

Мониторинг уровня знаний и умений.

Ознакомление с итогами мониторинга

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА  2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

сентябрь

Подбор литературы

Мониторинг уровня знаний и умений

Ознакомление с итогами мониторинга

октябрь

Выступление на родительском собрании «Готов ли ваш ребенок к школе»

Обмен опытом по проблеме.

Анкетирование

«Я и мой ребенок»

ноябрь

Выступление на педагогическом совете «Формирование элементарных математических представлений у дошкольника»

Изучение литературы по проблеме.

Выставка дидактических игр.

декабрь

Изучить литературу «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин.

  Изучение литературы по проблеме.  Дидактическая игра «Сложи узор»

Консультация«Игра как показатель развития ребенка»

январь

Создание игры

 «Читай-ка на шариках».

Автор Б.П. Никитин

Дидактическая игра.

«Читай-ка на шариках»

Привлечение родителей в изготовлении игры.

февраль

Изучить литературу «Дидактические игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л.А. Венгер, М.О .Дьяченко».

Изучение литературы по проблеме.

Дидактическая игра

«Четвертый лишний».

Консультация

«Воспитание ребенка в игре»

март

Создание дидактической игры «Логический поезд»

Дидактическая игра «Логический поезд»

Привлечение родителей в изготовлении игры

апрель

Изучить литературу  «Учите, играя» А.И. Максакова, Г.А. Тумакова.

Изучение литературы по проблеме. Дидактическая игра «Сказочные путешествия»

Консультация

        май

Показ итогового занятия по кружку «Развивай-ка».

Обмен опытом по проблеме.

Мониторинг уровня знаний и умений

Ознакомление с итогами мониторинга

                                               

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Октябрь

Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

 Подбор литературы по теме самообразования.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Ноябрь

Изучение теории по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Знакомство с литературой по данной тематике.

Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП .

Обмен опытом по проблеме.

Декабрь

Работа над модернизацией комнаты.

Оформление уголка группы

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала по темам.

Январь

Разработка плана на месяц.

Подбор материала.

Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей дошкольного возраста раздела образовательной области «Познавательное развитие»

Знакомство с литературой.

Февраль

Создание новых дидактических игр

Март

Создание методической разработки

Изучение литературы

Разработка картотек игр по ФЭМП

Подбор материала

Апрель

Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП .

Обмен опытом по проблеме.

Май

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

сентябрь

Проведение первичной диагностики.

- Анализ и оформление результатов диагностики.

- Составление перспективного плана работы.

Мониторинг уровня знаний и умений

октябрь

 Изучение литературы по теме самообразования.

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала

Изучение литературы по проблеме,

ноябрь

Оформление папки-передвижки

ТЕМА « По дороге к математике»-

- Подготовка картотеки занимательного математического материала.

Подбор материала по темам.

декабрь

- Оформление уголка занимательной математики в группе.

- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.

январь

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Подбор материала по темам.

февраль

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

Подбор материала по темам.

март

Провести консультацию «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы»

Обмен опытом по проблеме.

апрель

Оформить в группе уголок «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК»

май

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

сентябрь

Проведение первичной диагностики.

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

Мониторинг уровня знаний и умений

Изучить литературу по данной теме. 

Формирование портфолио педагога.

Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

октябрь

Разработать комплекс занятий и игр по формированию математических представлений для младших дошкольников

 Открытое занятие по математике  «Бал геометрических фигур» для родителей подготовительной группы

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

 

ноябрь

Изучение опыта педагогов ДОУ

Посетить занятия по ФЭМП опытных педагогов. Заполнить листы по посещению.

Создать папку статей по данной теме.

 

декабрь

Изучить литературу:

В. Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.

«Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

«Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

 

январь

Изучить литературу:

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

«Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

 «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

 

Изучить литературу:

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

 

февраль

Подготовка картотеки  презентаций  по ФЭМП.

 

Разработка  картотек игр по ФЭМП

 

март

Создать игры-презентации по математике, используя компьютерную технологию.

 

Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

Разработка и проведения занятий с использование ИКТ.

апрель

Участие в методических объединениях, в жизни детского сада.

Проведение открытых 

ОД, мероприятий

для воспитателей Д\С

Выступление на педсоветах и  МО

Общение с коллегами в детском саду, городе

май

Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника»

Оформить   папку передвижку «Занимательная математика дома в повседневной жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Индивидуальный план педагога по самообразованию

"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»

Задача и цели профессионального развития  Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Задача и цели профессионального развития. Основной целью моей работы являетс...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет

quot;Экологическое воспитание детей через разные виды деятельности"Цель: Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу, и привить трудовые навыки...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"               ...