Пути развития инклюзивного образования
статья (старшая группа) на тему

Сметанина Наталья Олеговна

Доклад на тему "Пути развития инклюзивного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_razvitiya_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сметанина Наталья Олеговна

воспитатель детей

старшей группы «Особый ребенок»,

МАДОУ «339, г. Казань

Пути развития инклюзивного образования.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребёнку. Это гибкая, открытая, динамичная система, где учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ.

Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями - это  попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также во включении компенсаторных механизмов, развитии своих способностей и достижении успехов при обучении и воспитании в дошкольных образовательных учреждениях.

Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. «Особые» дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся  от обычной.

 Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, достаточными голосо-речевыми навыками, культурно-нравственным потенциалом и эмоционально-личностной готовностью работать по новой образовательной модели. Внедрение идей инклюзии в образовательные учреждения требует серьёзной работы по подготовке компетентных педагогических кадров. Необходима психолого-педагогическая  коррекция профессионально значимых качеств умений и навыков педагога, и их совершенствование, а так же психопрофилактическая работа по снятию эмоционального напряжения у воспитателей и других сотрудников ДОУ.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, имеющем на своей базе группу детей с ограниченными возможностями здоровья, мне как воспитателю этой группы ежедневно приходится сталкиваться с особенностями развития и образования детей данной категории. Вопрос о внедрении в повседневную практику инклюзивных компонентов и трансформации образования и развития детей соответственно, занимает одну из важнейших ролей в повседневной жизни нашей группы. Изучая большое количество литературы на данную тематику, я выбираю для своей работы наиболее оптимальные способы и пути внедрения инклюзии в повседневный процесс воспитания и образования детей в соответствии с особенностями их здоровья и возможностями.

Данный процесс прослеживается в различных формах детской активности:

  • Повседневной игровой деятельности.
  • Образовательной деятельности (согласно режимной сетке дошкольного образовательного учреждения).
  • Индивидуальной работе с детьми.
  • Работе с различными специалистами дошкольного образовательного учреждения.
  • Провидении ежедневных режимных процессов, направленных на развитие умений самообслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Так, для проведения музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья музыкальный руководитель приводит в группу несколько детей без ограничений здоровья, которые по ходу занятия выполняют все движения и задания необходимые для подготовки к предстоящему новогоднему утреннику в группе. Дети рассаживаются на стулья через одного с детьми с ОВЗ. В процессе проведения занятия дети с ОВЗ копируют действия  детей без ограничений возможностей здоровья, пытаются подражать им, видят пример более совершенных умений и навыков. Таким образом, реализуется одна из главных задач развития детей с ОВЗ – развитие компенсаторных механизмов, достижение наиболее качественного результата деятельности каждого отдельного ребенка согласно его сензитивного периода.

Реализацию инклюзивного процесса в образовательной деятельности пронизывает игровой компонент его структуры. Разрабатывается игровой сюжет, под предлогом которого, к детям группы ОВЗ приходят дети из других групп детского сада. Этот компонент является обязательным, т.к. реализуя его, у детей с ОВЗ не возникает ощущение наигранности всего происходящего, они чувствуют себя непринужденно.

Из всего изложенного можно сделать вывод о том, что инклюзивность  является важным и неотъемлемым компонентом на пути реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, а её результаты, как показывает практика, не заставляют себя ждать.

Список литературы:

  1. Лихачева В.Б. Инклюзивное образование: современное состояние, проблемы и перспективы http://festival.1september.ru/articles/657801/
  2. Инклюзивное образование https://ru.wikipedia.org/wiki/Инклюзивное_образование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие инклюзивного образования в современной дошкольной образовательной организации в рамках реализации ФГОС»

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашем центре развития ребенка является одной из актуальных проблем, хотя оно находится на стадии формирования, как и в других дошко...

Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

Презентация "Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями"...

Материалы для работы с детьми, имеющими особенности в развитии. Инклюзивное образование.

Представлены материалы для работы с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии. (валеологические распевки, дахательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные фонопедичекие упражнения...

«Создание необходимых условий для организации и развития инклюзивного образования в доу»

"Создание инклюзивной образовательной среды в ДОУ" 1 сл. В последнее время мы слышим много рассуждений об инклюзивном образовании. На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является ...

Круглый стол с родителями Тема: «Развитие инклюзивного образования в ДОУ»

Педагог разъясняет родителям, что означает термин "Инклюзия" и в чём заключается задача инклюзивного воспитания и образования.А также основные принципы инклюзивного образования, плюсы и мину...

История развития инклюзивного образования

Методический материал для педагогов, осуществляющих инклюзивную практику...

Пути решения инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях.

В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью,но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сло...