Пути решения инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях.
статья по коррекционной педагогике
В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью,но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. Зарубежная система образования имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться. В настоящее время 4,5 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям. Традиционной формой обучения детей сограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Значительная часть в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов,недостаточным уровнем их подготовки. Ведь инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 41.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути решения инклюзивного образования в дошкольных
образовательных учреждениях.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на моем педагогическом опыте были всегда. Эти дети находились вместе с другими детьми с сохранным интеллектом. И мы – воспитатели искали пути решения, как работать с таким ребенком, не в ущерб остальным детям. Помогали развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Способствовали формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. В то время не было адаптированных программ для работы с детьми с особыми образовательными потребностями и я, работая по программе для детей с нормой, брала то, что мог усвоить ребенок.
Опыт работы в дошкольном учреждении показал, что в услугах по развивающему обучению, психотерапии и психопрофилактики, оптимизирующих психическое развитие детей, заинтересованы родители не только проблемных, но и обычно развивающихся детей. Наибольший интерес вызывают у родителей методы оптимального воспитания ребенка, стимуляции его интеллектуального развития и формирования у него таких качеств личности как активность, инициатива и самостоятельность. Совместное воспитание детей с особенностями развития и возрастной нормы оказывает одинаково благотворное влияние и на тех и на других. Опыт, который до сих пор осуществлялся в саду, до недавнего времени мы называли опытом интеграции. И вот появился новый термин – инклюзия. Изучив принципы инклюзивного подхода, мы поняли, что они соответствуют нашим принципам. Ознакомившись с этими принципами инклюзивного образования можно увидеть следующие способы включения:
- Принимать детей с инвалидностью «как любых других ребят в классе или группе»;
- Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;
- Вовлекать ребят в групповые формы работы и групповые решения задач;
- Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
Для оптимального осуществления инклюзивного образования на этапе дошкольного детства необходимо создавать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ в учреждении общеразвивающего вида:
1.Создание нормативно-правового и программно-методического обеспечения.
В ДОУ должна быть разработана нормативно-правовая база, задающая концептуально
содержательные основы развития инклюзивных подходов к образованию детей с ОВЗ.
2.Создание предметно-развивающей среды.
Для успеха инклюзивного образования необходимо создание предметно-развивающей среды,
обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений
высших психических функций и становление личности ребенка.
3. Кадровое обеспечение
Важным условием является наличие в дошкольном учреждении общеразвивающего вида
специалистов: учителя - логопеда, учителя - дефектолога, педагога- психолога, социального педагога,
а также высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Необходима подготовка
педагогов к инклюзивному образованию с помощью обучающих программ повышения
квалификации для специалистов дошкольных учреждений.
4.Создание психолого-педагогического сопровождения.
В дошкольных учреждениях общеразвивающего вида необходимо создавать психолого – медико
педагогические консилиумы, цель которых – организация воспитания, обучения и развития детей с
ОВЗ, расширение круга общения детей, а также психологическая и социальная поддержка семей.
Организация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
предполагает участие каждого специалиста.
В начале каждого учебного года необходимо проводить комплексное обследование детей с ОВЗ
специалистами и воспитателями. В соответствии с медицинскими диагнозами разрабатывать
индивидуальные маршруты развития на каждого ребенка, определять учебную нагрузку. На этапе
реализации каждого индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ возникает задача – создание
комплексной целенаправленной работы. Вся коррекционно-педагогическая помощь должна
осуществляться наряду с лечением. На протяжении всей коррекционной работы детям с ОВЗ
требуется внимание и участие медицинских специалистов, так как многие виды нарушений связаны
с органическими поражениями центральной нервной системы. Коррекционное воздействие на детей
оказывается более эффективным в сочетании со специальным медикаментозным лечением,
стимулирующим созревание центральной нервной системы.
Все педагоги, которые будут сопровождать детей с ОВЗ, должны знать основы коррекционного
воспитания и обучения таких детей. В процессе пребывания ребенка с ОВЗ в дошкольном
образовательном учреждении педагогам необходимо:
- включать в образовательную деятельность всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную коррекционно - развивающую программу;
- создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности, стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;
- корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка;
- при оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;
- педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Процесс этот очень сложный и требует комплексной работы на всех уровнях общества. Поскольку в результате этого процесса должна измениться система образования, а не дети адаптироваться к имеющимся образовательным программам.
Список литературы:
1."ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ". Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.С.293-311.
2.Шматко, Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н. Д. Шматко // Дефектология.1999.№1.С.41-46.
3. Шматко, Н. Д., Э.В. Миронова. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа// Дефектология. 1995. №4. С.66-74.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
В данной статье обозначены преимущества использования основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида....
Статья: "Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях".
Инклюзивное образование-образованиедоступное всем....
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Карта лучшей практики по организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении, совершенствования работы с воспитанниками с особыми образовательными возможностями.
Опыт работы по внедрению вариативных форм дошкольного образования...