«Создание необходимых условий для организации и развития инклюзивного образования в доу»
статья по коррекционной педагогике на тему

Гриб Мария Викторовна
"Создание инклюзивной образовательной среды в ДОУ" 1 сл. В последнее время мы слышим много рассуждений об инклюзивном образовании. На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является приоритетным направлением развития социальной образовательной политики большинства развитых стран, в том числе и Российской Федерации. Опыт, который до сих пор осуществлялся в нашем детском саду, до недавнего времени мы называли опытом интеграции. Изучив принципы инклюзивного подхода, мы поняли, что они соответствуют нашим принципам. То, что мы провозглашали и реализовывали в своей работе, в организации детского сада в большей степени соответствует идеям инклюзивного (включающего) образования. 2 сл. Считаем необходимым еще раз вернуться к понятию инклюзивного образования. Инклюзия – (от франц. inclusif – включающий в себя), термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в массовых учреждениях. Наиболее полным, на наш взгляд, является определение ученых московского института инклюзивного образования, которые характеризуют инклюзивное образование как «такую организацию процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных учреждениях». 3 сл. Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующих инклюзивную практику, диктует необходимость создания модели инклюзивной образовательной среды. При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в нашем образовательном учреждении мы взяли во внимание учитывали следующее: - наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещающих ДОУ, на данный момент наш детский сад посещает 310 воспитанников, 42 из которых – дети с ОВЗ, что составляет % от общего количества воспитанников; - наличие мотивации руководителя ДОУ; - психологическую готовность коллектива ДОУ к инклюзии, предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними; - наличие необходимых специалистов или договора с психолого-педагогическими и медико-социальными центрами о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ; - наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды; - возможность повышения квалификации педагогов. 4сл. Основной целью нашего образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики стало обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями. 5 сл. Задачи детского сада при организации инклюзивного образования - формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; - создание в ДОУ педагогической системы центрированной на потребностях ребёнка и его семьи; - формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс; - разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса; - создать методическое обеспечение образовательного процесса; - создать вариативные формы для реализации инклюзивного образования; - повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов; - создать предметно-развивающую среду. 6 сл. Условия для коррекционной работы детей имеющих ограниченные возможности здоровья в детском саду №10 «Лазорик» Вы видите оформление холлов нашего детского сада 7 сл. Музыкальный зал 8 сл. Физкультурный зал 9 сл. Предметно-пространственная среда групп Уголок уединения, спортивный, природы, книжный , патриотический 10 сл. Подготовлены кадры:  - введена ставка учителя – дефектолога со специализацией «Олигофренопедагогика»;  - все специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, воспитатели), которые будут работать с детьми с ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»;  Два специалиста прошли стажировку в Санкт –Петербургской академии постдипломного педагогического образования «Совершенствование содержания и технологий организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ». 11 сл. Наличие необходимых специалистов 12 сл. Экскурсия по коррекционно-развивающему центру «Хрусталики добра»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ детский сад №10 « Создание необходимых условий для организации и развития инклюзивного образования в доу » Подготовила учитель-дефектолог: Гриб М.В.

Слайд 2

ИНКЛЮЗИЯ

Слайд 3

Условия для создания инклюзивной практики в Образовательном Учреждении: - наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещающих ДОУ; - наличие мотивации руководителя ДОУ; - психологическую готовность коллектива ДОУ к инклюзии; - наличие необходимых специалистов для сопровождения детей с ОВЗ; - наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; - возможность повышения квалификации педагогов.

Слайд 4

Цель: обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.

Слайд 5

Задачи детского сада при организации инклюзивного образования - формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; - создание в ДОУ педагогической системы центрированной на потребностях ребёнка и его семьи; - формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс; - разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса; - создать методическое обеспечение образовательного процесса; - создать вариативные формы для реализации инклюзивного образования; - повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов; - создать предметно-развивающую среду.

Слайд 6

Условия для коррекционной работы детей имеющих ограниченные возможности здоровья в детском саду №10 « Лазорик »

Слайд 7

Музыкальный зал

Слайд 8

Физкультурный зал

Слайд 9

Предметно-пространственная среда групп

Слайд 10

Подготовлены кадры: - введена ставка учителя – дефектолога со специализацией «Олигофренопедагогика»; - все специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, воспитатели), которые будут работать с детьми с ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»; Два специалиста прошли стажировку в Санкт –Петербургской академии постдипломного педагогического образования «Совершенствование содержания и технологий организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ».

Слайд 11

Наличие необходимых специалистов ребёнок Воспитатель Учитель-дефектолог Музыкальный работник Учитель-логопед Педагог-психолог Физкультурный работник

Слайд 13

В сенсорной зоне коррекционного центра расположено следующее оборудование: «БИЗИБОРД» - развивающая доска. Для развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулирующие формирование когнитивных процессов у детей с ОВЗ.

Слайд 14

«ГУСЕНИЦА» - развивающий сенсорный тренажер Для развития зрительного восприятия, тактильного ощущения детей, речи, внимания, координации движений и мелкой моторики пальцев рук, способствует выработке усидчивости при работе с данным ковриком. «ТРОПА ЗДОРОВЬЯ» - сенсорная дорожка Для развития вестибулярного аппарата, координации движений, речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи.

Слайд 15

«СВЕТОВОЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ» - песочная терапия. Цель: Восстановление, компенсирование и коррекция зрительных и психических функций, снятие стресса, снижение уровня нервно-психического напряжения. «СТОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РДА» - специальное оборудование для занятий. Дети с аутизмом лучше всего обучаются там, где они могут расслабиться и почувствовать себя в безопасности. Место для занятий с такими детьми должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано.

Слайд 16

Арт-терапевтический комплекс с прозрачным мольбертом. "Прозрачный мольберт» – прекрасный дидактический материал, для рисования и развития пространственного мышления, логики. Это живопись на стекле, которая является хорошим способом творческого самовыражения детей и способствует развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, даже застенчивый ребенок получает возможность установить непосредственный контакт. Дидактический стол – мозайка . Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук , развивает воображение , художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики ребенок воспитывает целенаправленность деятельности, внимательность и наблюдательность. Ребенок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Мозаика приучает работать по определенным правилам, образцу, а также знакомит детей с основными формами и цветами.

Слайд 17

В зоне релаксации расположены: «ВОЗДУНО-ПУЗЫРЬКОВАЯ КОЛОННА» Учеными доказано, что существует две вещи, которые не надоедают человеку: наблюдать за огнем и движением воды – это успокаивает нервную систему, снимает стресс, усталость и напряжение. «СУХОЙ БАССЕЙН» Разноцветными шариками обеспечивают необычные зрительные и тактильные ощущения.

Слайд 18

«СУХОЙ ДУШ» – разноцветные «струи» стимулируют и развивают тактильные ощущения, зрительную память, активизируют творческую и познавательную деятельность, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве, развивают воображение и цветовосприятие . НАСТЕННОЕ ИНТЕРАКТИВНОЕ ПАНО «БЕСКОНЕНОСТЬ» - Имитация туннеля, уходящего в бесконечность на разноцветных светодиодах. Используется для зрительной стимуляции и релаксации.

Слайд 19

«ЗВУКОАКТИВИРОВАННЫЙ ПРОЕКТОР СВЕТОФФЕКТОВ «Русская пирамида» Основное назначение прибора – стимуляция двигательной и познавательной активности.

Слайд 20

ИнТЕРАКТИВНЫЙ СТОЛ Интерактивный стол позволяет эффективно вовлекать детей в процесс обучения. Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает его использование значимым для развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Создание условий в ДОУ для реализации инклюзивного образования воспитанников»

 В  календаре есть дата - 3 декабря. Как вы думаете, что это за день? Правильно, но он называется по другому.Это день сильных людей. День тех, кого не сломила судьба и определенные об...

педсовет «Создание необходимых условий для единого образовательного пространства ДОУ по развитию речи через игровую деятельность»

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...

Статья "СОЗДАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

Целевая аудитория данной статьи инструкторы по ФК и педагоги детских садов. Предлагаем вам ознакомиться с опытом проведения всеобуча по ознакомлению с методикой физического воспитания....

Программа дополнительного образования по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста "Здоровье" на 2020-2021 учебный год

Программа дополнительного образования по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста "Здоровье" на 2020-2021 учебны...