Париотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Методическая разработка на тему воспитания патриотизма у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 89.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Любовь к родному краю, родной
культуре, родной речи начинается
с малого и к своей семье, и своему
жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта
любовь переходит в любовь к
родной стране, к ее истории,
прошлому и настоящему, ко всему
человечеству.
Д. С. Лихачев
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности» у отдельных личностей, и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. Несколько лет назад наблюдалось отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта .К счастью в последние год-два значение патриотизма возросло. И мы, педагоги , должны идти в ногу со временем, т.е. уделять воспитанию патриотизма должное внимание.
Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Патриотизм – очень сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это чувство формируется постепенно, с самого детства.
Но проблема заключается в том, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, государственной символике, особенностях русских традиций. Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов по развитию патриотизма можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. В настоящее время эта работа особенно трудна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Однако мы должны помнить, что при правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. И если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Актуальность проблемы, ее значимость заставило меня рассмотреть вопрос, от решения которого зависит будущее каждого человека, живущего в России, и всей страны в целом – вопрос патриотического воспитания.
Все перечисленное определило выбор темы исследования: «Воспитание патриотизма детей старшего дошкольного возраста ».
Цель исследования:
- разработать систему занятий по развитию патриотизма детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования:
- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в системе ДОУ.
Предмет исследования:
- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами патриотического воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить развитие патриотизма детей старшего дошкольного возраста в системе ДОУ.
2. Провести и изучить диагностику уровня развития патриотизма детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать перспективный план по развитию патриотизма детей старшего дошкольного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность системы занятий по развитию патриотизма детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1. Теоретические основы изучения проблемы развития патриотизма детей старшего дошкольного возраста в системе ДОУ.
2. Опытно-поисковая работа по развитию патриотизма детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработка перспективного плана и создание эффективной системы занятий по развитию патриотизма детей старшего дошкольного возраста.
База исследования:
- Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 35 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования внешних социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться, или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторам страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Порой патриотическим воспитанием является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины - родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития патриотизма детей старшего дошкольного возраста в системе ДОУ.
1.1 .Современные подходы к основам патриотического воспитания.
Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Мы уже говорили, что работу в этом направлении необходимо начинать еще в дошкольном детстве, являющимся важнейшим периодом становления человеческой личности, когда закладываются нравственные основы будущего гражданина.
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, к родной улице и городу, формирование в нем чувства хозяина-человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем ценностной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Таким образом, проблема патриотического воспитания детей является одной из приоритетных в системе дошкольного образования.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современных российских ДОУ является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Теоретические основы патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформированы следующим образом:
- патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;
- патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;
- в роли первоосновного субъекта патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с дошкольным возрастом.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения.
Сложность решения задач гражданского и патриотического воспитания в том, что чувства ребенка в дошкольном возрасте не могут быть сформированы окончательно, они только зарождаются и формируются в процессе накопления знаний о своей семье, детском саде, районе, городе, стране, о труде людей на благо Родины, ее защитниках, природе родного края, национальных традициях. Для того чтобы сформировать у ребенка личностные качества, необходимые для его гражданской позиции, педагог строит собственные отношения с детьми на основе уважения личности каждого ребенка. Это значит, создаются условия для проявления детьми собственной воли и реализации волевых условий. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически и планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Еще К. Ушинский писал: «Ребенку нечего страдать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и призрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Что значит быть патриотом? Какой смысл вкладывается в понятие патриотизм, патриотическое воспитание?
Впервые слово патриот стало употребляться в период Великой французской революции гг.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». Толковый словарь русского языка С. Ожегова дает следующее определение: «Человек, преданный своему отечеству, своему народу». Словарь современного русского литературного языка дает такое толкование: «тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине».
С категорией патриот неразрывно связана категория патриотизм. Патриотизм обусловлен образованием государств и их длительной борьбой за свою независимость самостоятельность.
Приведем определения понятия патриотизм, взятые нами из различных источников.
- «Любовь к Отчизне». (Даль В. А. Толковый словарь живого великорусского словаря языка)
- «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». (Ожегов С. Н. Словарь русского языка)
- «Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу». (Словарь современного русского литературного языка)
- Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общин интересам страны, преданно служить ей, защищать её. (Психолого-педагогический словарь).
«Любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». (Философский энциклопедический словарь).
- «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». (Краткий словарь философии)
- «Любовь к Родине, к своему народу». (Российская педагогическая энциклопедия).
- «Чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы Отечества, выражающееся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов». (Советская историческая энциклопедия).
- «Любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.» (Лихачев Б. Т. Педагогика. Учеб. пособие).
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Как видно из определений, патриотизм – это, прежде всего, любовь к Родине, к своему Отечеству. Чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку.
В этой связи уместно привести слова президента Российской академии образования Н. Д. Никандрова: «Есть одна ценность, которая во многом объемлет все другие ценности – это патриотизм».
Каждый, количественно даже самый малый народ в нормальных условиях всегда справедливо гордился делами своей страны, города, села, что не мешало ни критиковать недостатки, ни учиться у других народов. Человек, лишенный патриотизма, легко продает и силы и ум, и если сможет – богатство страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках.
Исторические факты свидетельствуют о том, что в разные эпохи наша страна выходила победителем на волне всенародного патриотического подъема. Величие России определялось не только ее территорией, количеством населения, мощью экономики и науки, оснащенностью армии и флага, но и духовным потенциалом. Беззаветная преданность своей Родине, готовность в большом и малом ставить ее интересы выше личных, идти во имя ее безопасности даже на самопожертвование – именно этим всегда была сильна Россия, в этом стержень ее национального духа.
Работа над решением данной проблемы предполагает использование двух основных понятий, области которых пересекаются, но не являются идентичными. Это патриотическое и гражданское воспитание.
Гражданское воспитание – это подготовка человека к участию в решении государственных задач, выполнению функции хозяина, труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо.
Патриотическое воспитание - это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель патриотического воспитания в условиях дошкольного образования:
- формирование у ребенка потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания:
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
-формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
-воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки – необходимое, но недостаточное его условие. Гражданское поведение предполагает сформированности определенных черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания. Активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т. п. Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником. И наоборот, тот уровень восприятия, который свойственен для малышей, совершенно неодинаков с уровнем восприятия мира детьми старшего дошкольного возраста.
Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
1.2. Особенности развития патриотизма детей старшего дошкольного возраста в системе ДОУ.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.
Сложность решения данной задачи связана прежде всего с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - всё лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает: переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного детства внешние чувства чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций.
Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
В этот период деятельность анализаторов, развития представлений, воображения памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Все это входит в структуру чувственного познания как дополнительные и вспомогательные элементы. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расценивать как реальность. Дошкольник умственно более развит, если его научили обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира. Он легко и свободно запоминает созвездия, виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирование личности. Программы дошкольных учреждений в нашей стране предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей.
Физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развитие двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомляемость. Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интеллектуальный интерес и способности. Наблюдение за природными явлениями, слушание сказок, рассказов, стихов, знакомство с элементами счета, геометрическими фигурами, игровая деятельность, детское творчество – основные способы развития интеллекта дошкольника. Главное в том, что он действовал сам, изготовлял, мастерил, наблюдал, играл.
В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, к родителям, воспитателям, к самому себе. Групповые формы общения и деятельности приобретают коллективный характер. Интенсивно формируются нравственные чувства. На этой основе складывается поведение ребенка, такие качества личности как доброта, отзывчивость, скромность и др.
Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.
Задачи трудового воспитания дошкольников: познакомить детей с трудом взрослых, с профессиями, обучить доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывать любовь и интерес к труду, трудолюбие, умение трудиться в совместной и коллективной деятельности. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.
Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание и эстетические отношения детей. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе, людях, животных как в реальной жизни, так и в сказках.
Ребенку близок мир искусства, поскольку он сам мастерит, рисует, хотя и не относится к результатам своей художественно-изобразительной деятельности как произведениям искусства.
Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности. Дошкольник может многое познать в искусстве, если его правильно учить и не рассматривать его художественно – изобразительную, литературную и музыкальную творческую деятельность как забаву.
Однако ребенок в силу своих физических возможностей не может участвовать в совместном труде с взрослыми, хотя порой стремится к этому. Снять это противоречие можно посредством игры.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника. И не потому, что большую часть своей жизни в дошкольном возрасте ребенок играет, а потому, что игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализации его замыслов, желаний, стремлений. Он играет столько, сколько ему хочется. Содержание игры он заимствует из того, что видит вокруг себя. В игре знакомится с профессиями людей, их бытом, нравами, поведением, деятельностью. В игре он как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Игра может способствовать возникновению и отрицательных качеств: агрессивности, жадности, эгоизма. Направлять игровую деятельность должен воспитатель.
Ребенок хочет, чтобы в игре было так, как в жизни. содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе, уважение к окружающим, любовь к природе и ее охране, простейшие трудовые навыки и умения.
Однако, если ребенок не занимается посильным трудом по самообслуживанию, уборке помещения, не помогает взрослым, не изготовляет сам посильных вещей, то рассчитывать на воспитание трудолюбия, упорства и настойчивости не приходится. Игра не выполняет подобной задачи. Научиться трудиться можно только в труде. Хозяйственно-бытовой труд наиболее доступная и необходимая в этом возрасте деятельность.
К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Однако для этого необходима специальная учебная деятельность.
Сформировавшийся у дошкольника этап чувственного познания достаточен для дальнейшего овладения общественно-историческим опытом человечества за исключением одной стороны этого опыта – науки.
Исследования в области дошкольной педагогике и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности (Т. Н. Доронова, М. Д. Маханева, Е. В. Пчелинцева, С. А. Козлова). В этот период происходит формирование культурно-целостной ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развития его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной
самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в процессе воспитания патриотизма.
Важнейшие изменения в личности ребенка связаны с изменениями в его представлениях о себе или в его ОБРАЗЕ – Я и в осознании им отношения к нему окружающих. В представлениях ребенка о себе происходят весьма существенные изменения. Появляются представления о том, кем и каким ребенок хотел бы быть, и кем и каким не хотел бы быть ни в коем случае.
Образ – я, т. е. представление о себе, различен у разных детей. Он касается как содержания, так и отношения к нему. Весьма большие индивидуальные различия обнаруживаются и в общем отношении детей к себе. Так, некоторые дети убеждены, что они не просто «хорошие» или «очень хорошие», а «самые лучшие в мире», т. е. обнаруживают полное отсутствие какой-либо самокритичности. Другую крайность представляют дети, считающие себя «плохими». Такое несвойственное возрасту отношение к себе мешает их уверенности в своих возможностях и вызывает озлобление. Источником отношения ребенка к себе являются оценки и отношения к нему окружающих взрослых. «Лучшие в мире» полагают, что все близкие оценивают их подобным образом. «Плохие», наоборот, убеждены, что кто-то из самых близких людей ценит их не очень высоко. Довольно часто дети думают так о матерях, отдавших свою привязанность младшим детям.
После шести лет дети уже начинают отдавать себе отчет в том, как к ним относятся окружающие. Различие с младшими состоит в том, что те безошибочно чувствуют отношения других. Шестилетие это уже понимают, осознают и могут сформулировать. В большинстве случаев дети считают, что лучшие всех к ним относятся бабушки, затем мамы, папы, а за ними воспитатели. По мнению детей, воспитатели считают их «средними», не хорошими, не плохими. Последнее означает, что дети не видят в воспитателях тех людей, которые «принимают» их со всеми их шалостями и недостатками.
Это обстоятельство, которое многим может показаться несущественным, имеет на самом деле первостепенное значение. Известно, что важнейшим условием усвоения знаний и умений является хорошее отношение к тому, кто учит ребенка. А последнее возникает, только если он уверен, что этот взрослый считает его «очень хорошим», «принимает» его.
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию патриотизма детей старшего дошкольного возраста в системе ДОУ.
2.1. Мониторинг изучения уровня развития патриотизма детей старшего дошкольного возраста.
Согласно Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с целью установления уровня развития знаний, умений и навыков, предусмотренных программой ГДОУ необходимо проводить мониторинг. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения данной программы и динамики развития детей.
Исходя из этого, необходимым условием патриотического воспитания дошкольников является осуществление мониторинга уровней развития патриотических чувств у старших дошкольников.
Но на современном этапе практически отсутствуют методические разработки, в которых выделены критерии и показатели, а также представлены диагностические задания для определения уровней сформированности патриотических чувств старших дошкольников, которые отвечали бы требованиям задач современных программ дошкольного образования а области патриотического воспитания дошкольников.
Для диагностики уровня патриотических чувств у старших дошкольников я бы выделила критерии. Показатели и уровни патриотического развития детей, согласно программ ДОУ:
1. Когнитивный критерий, с показателями:
-наличие знаний названия своего города, района, домашнего адреса;
-наличие знаний достопримечательностей города.
2.Мировозренческо-ценностный критерий, с показателями:
-способность к аргументированному суждению, оценке;
-умение выразить свое отношение к объектам.
3.Мотивационно-потребностный критерий, с показателями:
-эмоционально-эстетическая отзывчивость;
-уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, стремление к их творческому освоению и сохранению.
Высокий уровень: Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает некоторые достопримечательности города, где они расположены. Называет 4-5 улиц, ближайшие площади. Правильно определяет символы, называет цвета флага России, знает порядок их расположения. Называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Проявляет интерес.
Средний уровень: Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местоположение. Отвечает на поставленные вопросы слишком кратко. Правильно называет символы, но допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значения. С помощью взрослого рассказывает о символах на гербе России и своего города. Передает настроение и впечатления от недавно посещенного места, но не всегда связно
отвечает на вопросы, требуется помощь взрослого, подсказка.
Низкий уровень: Затрудняется назвать домашний адрес, название города и его достопримечательностей. На поставленные вопросы отвечает с трудом и неверно. Затрудняется рассказать о цветах флагов, символах герба. Не проявляет интереса к теме. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы. Речь с ограниченным словарным запасом.
Для того чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, я старалась использовать различные методы и приемы.
В систему работы включили как специально разработанные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, дидактические игры, праздники.
Работу по развитию патриотизма детей я вела (и веду по сей день) совместно с родителями, общение с которыми строится на основе диалога, учета их потребностей в знаниях.
Анализ анкетирования родителей
«Патриотическое воспитание в ДОУ».
2016г.
Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.
Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
6. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?
В анкетировании приняло участие 75% родителей, дети, которых посещают старшую и подготовительную группы ГБДОУ № 35.
№ п/п | Вопрос/варианты ответа | % от числа опрошенных |
1. | Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? | |
Любовь к Родине, уважать и почитать ее традиции | 78 | |
Знание истории своей страны | 13 | |
Готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины | 4,5 | |
Любовь к семье, обществу, своей стране | 4,5 | |
2. | Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? | |
да | 89 | |
нет | 11 | |
3. | Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители? | |
Родители | 51 | |
Педагоги | 4 | |
Педагоги и родители | 45 | |
4. | Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? | |
да | 93 | |
нет | 7 | |
5. | Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? | |
да | 84 | |
нет | 16 | |
6. | Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему? | |
да | 71 | |
Нет, считают, что дети еще маленькие | 22 | |
иногда | 7 |
Проанализировав анкеты было выявлено, что для основной массы опрошенных – 78% термин «патриотическое воспитание» - это Любовь к Родине, уважение и почитание ее традиций;
Для 13% опрошенных - это знание истории своей страны;
Для 4,5% - это готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины;
Для 4,5% это - любовь к семье, обществу, своей стране.
На вопрос «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?» 89% опрошенных ответили «Да».
51% опрошенных считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей несут родители, 45% - педагоги и родители, и лишь 4% опрошенных считают, что ответственность за патриотическое воспитание детей несут педагоги.
На вопрос «Следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?» 93% ответили да, следует.
84% опрошенных считают, что тема ознакомления с родословной семьи актуальна в современном обществе.
71% из числа опрошенных родителей регулярно посещают с детьми музеи и выставки, 7% - лишь иногда посещают, и 22 % не посещают, так как считают, что дети еще маленькие.
2.2. Опыт деятельности по воспитанию патриотизма детей старшей группы в системе ДОУ.
В процессе работы по данной проблеме были выявлены следующие противоречия:
-между необходимостью патриотического воспитания детей и недостаточностью уровня знаний воспитанников;
-между пониманием родителями важности патриотического воспитания и неумением преподнести знания детям;
-между необходимостью освоить определенные знания, умения и навыки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, полученных в дошкольном учреждении.
Работа проходила поэтапно:
1 этап – аналитический. На данном этапе анализировалась педагогическая литература, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование.
2 этап – практический. Проводилась разработка непосредственно-образовательной деятельности, экскурсий, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап – аналитико-обобщающий. Посвящен систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученных в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта.
На основе этой работы был разработан перспективный план по данной теме, в котором очень подробно описаны темы и содержание занятий, а также сочетание с другими видами деятельности, то есть создана эффективная система занятий по развитию патриотизма детей старшего дошкольного возраста в системе ДОУ. Что и позволило в дальнейшем улучшить качество знаний детей.
Формы работы с детьми
по патриотическому направлению.
- Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны.
- Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
- Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества. Посещение библиотеки имени С. Я. Маршака, где проводятся занятия, знакомящие детей с различными произведениями, писателями и поэтами, а также занятия, посвященные праздникам, значимым для нашей культуры.
- Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей, презентаций, посвященным праздникам и знаменательным событиям.
- Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
- Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранам труда, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», , «Папин праздник»,»День Победы» и другие.
- Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам изготовление сувениров для ветеранов войны и труда. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.
Использование технологии проектирования помогает в работе по воспитанию чувства патриотизма, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта. Открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом (игровых, творческих, познавательных), можно предложить следующую типологию и тематику проектов:
- Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна;
- Ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленную проблему по-своему);
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи ит.д.);
- Творческие (оформление результата в виде детского праздника, дизайна и т.д.);
- Нормативные (проекты по созданию новых норм. Соблюдение правил в разных нормативных ситуациях, например «Книга правил поведения» и другие);
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании патриотических чувств трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом , я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Тематическое планирование работы по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной группах ГБДОУ д/с № 35.
Месяц. Тема. | Цель | Содержание. Сочетание с другими видами деятельности. | Взаимодействие с родителями и социальным окружением. |
Сентябрь Древние славяне – наши предки Как жили люди в древней Руси Кириллица Дорога к письменности | Познакомить с убранством крестьянской избы, подворья. Формировать элементарные представления об особенностях крестьянского труда в разное время года. Познакомить со старинными названиями месяцев, с понятием «сословие», с архитектурными сооружениями прошлого: с царским дворцом, палатами, боярским теремом, крестьянской избой. Побуждать устанавливать соответствия между современными и старинными предметами в зависимости от их назначения. Закреплять представления о старинной одежде. Учить находить аналоги предметов старинной одежды в современном мире. Познакомить детей с важнейшими категориями этики православия; с историей создания славянского алфавита, его основоположниками Кириллом и Мефодием. Обратить внимание на значимость названия каждой буквы. Побуждать анализировать собственные поступки, соотносить их с общечеловеческими ценностями и идеалами. Развивать диалогическую речь, речь-размышление. Показать, как русский народ бережно относился к книгам, любовно и красочно их оформлял. Воспитывать бережное отношение к книгам. | Беседа: «Славяне – ремесленники и творцы» Создание альбома «От поселений к славянским городам» Д/и «Чем отличается современный город от старинного?», «Одень купцов в русский и иноземный костюм» Игра-путешествие «Помоги богатырю отыскать дорогу в стольный град» Рисование «Славяне – ювелиры» Лепка «Корабли древних славян» Конструирование – создание укреплений деревянного города Рисование «Славяне – гончары» Праздник «Богатырские забавы» Знакомство с духовной музыкой, детскими православными песнями. Беседы о крещении Руси, о создании славянской письменности. Рассказ воспитателя «Во что верили славяне», «Наше духовное наследство». Изготовление макетов храмов из «Умной бумаги» Чтение: Е.Перехвальская «Откуда азбука пошла» Редьярд Киплинг «Как было написано первое письмо» | Организация выставки фоторепродукций, изделий народного промысла, продуктов совместной с взрослыми изобразительной деятельности (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи; куклы из деревянных чурбачков, куклы в национальных костюмах, обереги, матрешки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву) «Ярмарка» Изготовление макетов, атрибутов, плоскостного материала к играм «Русская изба», «Крестьянское подворье», «Ремесла Древней Руси», «Сословия», «Аналогии», «Мода: вчера и сегодня» Рекомендации для родителей посетить с детьми Петербургский музей кукол (Камская ул., 8); Санкт-Петербургский музей игрушки (наб. р.Карповки, 32), Санкт-Петербургский музей хлеба (Лиговский пр., 73) Художественная литература Л.Толстой «Учение Христа, изложение для детей», Библия для детей Православный народный календарь «Времена года» Вернисаж «Христианство и искусство» (библейские мотивы в живописи) Рассматривание старинных книг Написание писем для друзей, родных с помощью изображений предметов, узелков, «иероглифов». Закреплять знание колыбельных песен. |
Октябрь Петр Великий Русский военный костюм Белый, синий, красный Кто бережет нас в мирное время | Дать сведения о заслугах Петра 1 перед Отечеством, связанных с защитой России, ее развитием и становлением как могущественного государства с надежными армией и флотом. Познакомить с элементарными данными об истории Русского флота Формировать элементарные представления об изменении в течение веков одежды русских воинов. Учить воспринимать рисунки, анализировать и сравнивать их; отвечать на вопрос, составлять рассказы по картинкам. Развивать диалогическую речь. Развивать элементарные представления о происхождении Российского флага. Познакомить со значением флага в современной жизни. Формировать эстетическое отношение к цветам Российского флага и познакомить с их символическим значением. Прививать почитание к российской символике и историческим святыням Отечества Познакомить детей с профессией милиционера, инспектора дорожного движения, оперуполномоченного, спасателя. Рассказать об их роли в жизни людей. Побуждать правильно понимать нравственный смысл литературных произведений. Воспитывать уважение к сотрудникам внутренних войск, чувство гордости за свой народ, армию, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны. | Познавательное развлечение «Русский флот» (3, с.39) Рассматривание иллюстраций, изображающие флотилии петровского времени. С/р игра с использованием конструктора из крупного бросового материала «Строим корабли» Коллективное рисование «Русский флот» Конструирование флажков, биноклей, рупоров, моделей карт. Слушание кантаты С.Прокофьева «Александр Невский». Рассматривание репродукций «Богатыри» В. Васнецова, «Александр Невский» П.Корина, изображений старинных и современных знамен, русских национальных костюмов. Е.Л.Ерохина «Государственное устройство России» (альбом для занятий с детьми) Знакомство с иллюстративным материалом Е.К.Ривиной «Российская символика» Д/и «Выбери флаг». Конструирование Российского флага их цветной бумаги. Просмотр фотографий о службе в милиции в газетах и журналах С.Михалков «Дядя Степа – милиционер» Иллюстрации обеспечения, техники, формы для службы в МВД, ФСБ, ОМОН, при ЧС | Изготовление конструктора из коробок различных размеров, флагов, штурвалов, треуголок, пошив жилетов. Рекомендации родителям посетить Центральный военно-морской музей (Биржевая пл., 4); Музей военного костюма (3-я Советская ул., 8, лит.Б) Создание экспонатов для выставки «Русский военный костюм» на моделях-куклах и в эскизах. Побуждать родителей стимулировать детские вопросы о сражениях русских воинов. Рекомендации родителям посетить Государственный Русский музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость, 10) Повышать интерес к роли музеев в патриотическом воспитании, пропаганде славных боевых традиций армии и флота. Чтение былин об Илье Муромце, солдатских сказок, пословиц и поговорок о защите Родины и ее защитниках Наблюдения за службой инспекторов дорожного движения на улицах города. Рекомендации для родителей посетить музей истории милиции (Полтавская ул., 12) |
Ноябрь Мир – это главное слово на свете День воинской славы: 7 ноября - освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских захватчиков (1612г.) Москва – наша столица и город-герой Герб: страна и город История возникновения Руси | Формировать представление об истории зарождения и развития Москвы, ее главных достопримечательностях – Красной площади, Кремле, Поклонной горе. Воспитывать уважение и бережное отношение к традициям предков. Воспитывать осознание причастности братских народов к исторической судьбе России через приобщение к истокам культуры и мировоззрение родного народа и чувство верности своему Отечеству. Выделить роль хоровода в целостной системе народной культуры как обрядового танца, оберегового символа и возрастного периода в круге жизни человека.
Вызвать интерес к государственной символике России, к познанию истории. Познакомить с историей герба, его значением в прошлом и настоящем. Воспитывать уважительное отношение к государственному гербу России и Санкт-Петербурга, верность своему Отечеству. Формировать элементарные представления об истории возникновения Руси, о принадлежностях каждого человека к определенной национальности, о народах, населявших государство. Расширять словарный запас детей: Россия, Русь, россияне, славяне и т.д. | Беседа о Москве, «Почему Красная площадь так называется» Рассматривание буклетов, альбомов, книг и др. иллюстративного материала о музеях, памятниках, театрах Москвы Игра-путешествие «На чем можно доехать до Москвы» Д/и: «Собери Кремль» Составление и решение кроссвордов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах. Разучивание народных песен, хороводов. Рассматривание иллюстраций, репродукций, знакомство с народным календарем Монеты советского периода и современные российские, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы, иллюстрации с изображением герба России, Санкт-Петербурга, населенных пунктов Ленинградской области, карта города. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «Знаменитые земляки», «Достопримечательности города» Беседа «Откуда пошла Русская земля» Конструирование, создание макета поселения славян, крестьянской избы Лепка «Дома старины» Бумажная пластика «Поселки и крепости славян» Приобщение детей к национальным играм, народной музыке. | Коллективная работа «Красная площадь» Создание атрибутов к с/р игре «Метрополитен» Чтение литературы: А.Прокофьев «Москва», М.Цветаева «Домики старой Москвы», И.Токмакова «Красная площадь», С.Баруздин «Главный город». Праздник «Русские воины – защитники Отечества» Конкурс патриотической песни и поэзии «Я люблю тебя Россия!» Музыкальный спектакль-концерт «С чего начинается Родина?» Конструирование, изготовление народных и обрядовых кукол. Проблемная ситуация: «Что было бы, если бы у каждой страны не было герба или все гербы были одинаковые?» Посещение музеев, выставочных залов. Составление родословной, самодельных книг-фотоальбомов «Генеалогическое древо», «Герб моей семьи» Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения) Приобщение детей к народной музыке (возможно в современной обработке), песенному фольклору. Экскурсия в музей Рекомендации родителям посетить музей этнографии. |
Декабрь День воинской славы: 5 декабря – контрнаступление советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой 1812г. – разгром французской армии М.И.Кутузовым; герои-панфиловцы в ВОВ 1945) Мемориалы и памятники военной истории Музей боевой славы
Книга памяти и славы | Укреплять традиции почитания, увековечивания в памяти героев, погибших в трагических и героических событиях нашего прошлого. Познакомить с примерами величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу во все времена. Показать, как правительство по достоинству отмечает наградами тех, кто совершает ратные и трудовые подвиги. Закреплять представления детей о том, как увековечивают память о воинах-победителях в произведениях скульптуры (памятниках, обелисках, монументах), живописи, литературы, названиях улиц, площадей, проспектов городов их именами. Формировать представления о работе поисковых отрядов, чувство сопричастности к истории Отечества. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, чувство гордости за русский народ. | Рассказ воспитателя «Вставай, страна огромная…» Рассматривание картин, отражающих события времен войны и составление по ним рассказов Просмотр слайдов, диафильмов, видео Слушание песен о Москве С/р игры: «Танкисты», «Госпиталь», «Полевая кухня» Чтение: Е.Благинина «Шинель», А.Митяев «Землянка», С.Алексеев «Идет война народная», «Они защищали Москву» Создание альбомов «Памятники погибшим», иллюстраций и открыток о воинской славе Рисование и составление рассказов о героях современности, проявивших патриотизм, героизм и самоотверженность при устранении последствий аварии в Чернобыле, при паводках, пожарах, наводнениях. | Создание альбомов для рассматривания «Они защищали Родину», «Боевые награды» Создание атрибутов к с/р играм Беседы о подвигах воинов, защищавших столицу. Организация встречи с военнослужащими или офицерами запаса какого-либо рода войск Рекомендации родителям посетить военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Александровский парк,7), совершить целевую прогулку к памятнику фельдмаршалу М.И.Кутузову около Казанского собора, куда во время войны с Наполеоном доставлялись военные трофеи, ключи от взятых городов, крепостей и др. Родительские круглые столы «Растим детей патриотами» Создание книги памяти по рассказам из семейного прошлого. Создание выставки «Реликвии воинской славы России» Знакомство с улицами города, которые носят имена героев. Викторина для знатоков военной истории |
Январь День воинской славы: 27 января – снятие блокады Ленинграда (1944г.) Дети Ленинграда Львы стерегут город | Побуждать детей с гордостью и уважением относиться к людям, защищавшим свой город и внесшим вклад в его развитие. Формировать умение совместно с взрослыми заниматься поисками информации о детях блокадного Ленинграда и доносить ее до сверстников. Развивать стремление проявлять интерес к посещению музеев, библиотек города, общению со специалистами учреждений культуры. Способствовать пониманию значимости этих учреждений для граждан, сохранения культурного и исторического наследия. Побуждать отражать полученные впечатления в различных художественно-продуктивных видах деятельности Развивать внимание детей к эмоциональному миру человека, показывать, как судьба семьи связана с историей города. Рассказать детям о «сказочных защитниках» С-Петербурга: грифонах, львах, сфинксах. Познакомить с их изваяниями, с элементарной историей появления в городе. Закреплять умение складывать изображения львов из частей Развивать эмоциональное, бережное отношение к родным местам, чувство сопереживания к городу как живому существу. Сохранять трепетное отношение, уважение к заслугам и культуре петербуржцев. | Рассматривание фотографий, плакатов, выборок из газет. Чтение литературы: Слушание музыки: В.Филипенко «Вечный огонь» Фрагменты Седьмой симфонии Д.Шостаковича Посещение детских библиотек. Просмотр видеофильмов, слайдов Беседы о гражданах, переживших военное детство Рисование «Город моей мечты» С/р игра «Адресное бюро»: знакомить детей с названием улиц, местожительством сверстников; развивать воображение детей в ситуации «Каким я хочу видеть свой город» С/р игра «У нас в гостях телевидение Санкт-Петербурга»: пробудить интерес к истории родного города, используя средства музыки, чтения художественных произведений, изобразительной деятельности, беседы и др. Предоставить возможность каждому ребенку раскрыть свои творческие возможности. Воспитывать чувство гордости, любви к своему краю. «Приключения Мурзилки в Петербурге» Е.С.Ефимовский: «Мой любимый Петербург» Краеведческие игры З.А.Серовой «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?» | Родители знакомят детей с интересной и доступной информацией об историческом прошлом, помогают педагогам осуществить поиск необходимой информации о Детском фонде, гражданах, переживших военное детство. Организация выставки экспонатов военного времени. Рекомендации родителям посетить Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда (Соляной переулок, 9); Монумент героическим защитникам Ленинграда (пл. Победы, 1); музей-заповедник Прорыв блокады Ленинграда (г.Кировск, Пионерская ул., 1); музей Дорога жизни (Ленинградская обл., Кировский район, дер. Кобона) Выставка работ художественно-речевого творчества «Навек запомни!» Встречи с ветеранами труда, детьми блокадного Ленинграда, выставки детских рисунков на площади Чернышевского Целевые прогулки по Московскому району |
Февраль Зачем нужна Армия День воинской славы: 23 февраля – День защитников Отечества (победа Красной армии над войсками Германии (1918г.) Праздник «День защитника Отечества» Спортивный праздник «День защитника Отечества» (для детей подготовительной группы) | Расширять представления о назначении и функциях армии, о некоторых родах войск. Познакомить детей с присягой как принятием солдатами на себя высокой и почетной обязанности защищать Родину. Формировать представления об особенностях воинской службы, мотивацию для служения Отечеству на гражданском и военном поприще. Вызвать симпатию к воину, восхищение его силой, самоотверженностью | Чтение произведений А.Усачева А.Митяев «Почему армия всем родная», Б.Никольский «Что делают танкисты», О.Риза «Мы мужчины», В.Берестов «Богатырь», Э.Селемнис «Какого цвета страна родная?» Беседы о Российской армии С/р игры: «Военные учения», «На полигоне» Пение: «Сегодня салют» муз. М.Протасова, сл. В.Степанова, «Ты не бойся, мама» муз. М.Протасова, сл. Е.Шкловского, «Капитаны» муз. С.Бодренкова, сл. З.Петровой и др. Слушание музыки «Мир нужен всем» муз. В.Мурадели, сл. С.Богомазова Разучивание танца «Яблочко» Изобразительная деятельность: «Солдат на посту», «Корабли на рейде», «Парад», «Застава». | Создание альбома «Военная техника» Фотоконкурс «Есть такая профессия – защищать Родину» Вечер досуга «Наши защитники»: формировать представления о созидательной роли мужчин в обществе как заботливых отцах, великих художниках, музыкантах, строителях, ученых, защитниках Родины. Выпуск стенгазеты о срочной службе «Мой папа» Посещение Центрального военно-морского музея (Биржевая площадь,4) Воспитывать уважение к защитникам Отечества Праздник «День защитника Отечества» Спортивный праздник «День защитника Отечества» (для детей старшей и подготовительной группы) |
Март Россия – родина моя Проект «Моя малая родина» (семья, дом, детский сад) Государственные символы | Предоставить детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. Воспитывать понимание, что иметь дом, семью – это большое благо, а все хорошее начинается с родного дома, мамы и папы – хранителей семейного очага. Обобщить и уточнить представления детей о происхождении и назначении герба и флага России, о символическом значении цвета и образов (орел, всадник). Познакомить с видами флагов (Андреевский флаг, Государственный штандарт Президента РФ), с гимном России. Воспитывать патриотические чувства - гордость за Родину, уважение к флагу, гимну. | Беседы: «Любимый отдых семьи», «Как я помогаю дома». Экскурсия по детскому саду «Что такое хорошо и что такое плохо». С/р игры: «Дом», «Детский сад», «Семья», «Профессия моих родителей», «День рождения» Составление рассказов на тему: «Моя комната», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома». Чтение: Р.Гамзатов «Мой дедушка», С.Капутикян «Моя бабушка», К.Ушинский «Вместе тесно, врозь скучно», С.Маршак «О мальчиках и девочках», Г.Виеру «Не мешайте мне трудиться» и др. Наблюдения во время прогулок и экскурсий на каких зданиях можно увидеть государственный флаг или герб, герб города и т.д. Д/и «Создадим эмблему своей группы»: развивать мышление, способность создавать композицию эмблемы группы, подбирая цвет, детали символа, отражающие особенности деятельности детей, окружающей среды. | Соблюдать права ребенка на игру, на свою территорию, уважать право на собственность. Рисование плакатов: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Встреча гостей», «Мой дом». Составление рассказов для книг: «каким я хочу быть», «Мои мама, папа, бабушка, дедушка», «С кем я живу», «мое любимое занятие» и др. Оформление выставок (фото и изобразительное творчество): «Выходные в семье», «точка, точка, запятая: портреты членов семьи», «Работа моих родителей». Рекомендации родителям посетить Российский Этнографический музей (Инженерная пл., 4/1) Вечер досуга: игра-викторина «Символика России» Цель: обобщить и уточнить представления детей о происхождении и назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов, о гимне России |
Апрель Первый в космосе 18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на чудском озере (Ледовое побоище, 1242г.) Александр Невский – душа России или за правое дело сражайся смело! Дни памяти | Развивать интерес к истории становления и создания ракетно-космических систем, жизни и деятельности пионеров освоения космического пространства. Развивать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей. Познакомить с жизнью и деяними Александра Невского – защитником родного края, о благодарном почитании народом памяти защитника Отечества. Закреплять представление об одежде и защитном вооружении русских воинов: назначении, функциональных возможностях, материалах, из которых изготавливались. Обогащать и активизировать словарь (дружина, доспехи, кольчуга, щит, копье, шлем, копье, палица, князь, рыцарь, крестоносцы, военачальник и т.д.) Закреплять представления о памятниках старины (Древний Псков, храмы, соборы, иконопись и т.п.) Учить ориентироваться на карте-схеме. Формировать умение составлять высказывание, сравнивать характерные особенности старых и современных строений, мест проживания. Развивать память, воображение и творчество при выполнении заданий продуктивного характера. | Д/и : «Где находится памятник?» «Узнай по описанию», «Снаряди воина», «Знатоки», «Подбери оружие» «Кто больше подберет слов» Наш город называется…. Кольчуга, щит, бронежилет – это… Битва на льду Чудского озера называется… Что было бы, если бы в нашем крае не было рек, озер, лесов…. «Найди отличия» «Всё ли верно? Докажи» Беседа «Долгий век кольчуги», «Князь и его дружина» П/и: «Кто сильней» «Перетягивание каната», «Попади в мишень» «Вытолкни из круга» Разучивание пословиц и поговорок о Родине, ее доблестных защитниках. Лепка: «Войско Александра Невского» | Посещение библиотек, выставочных залов. Составление кроссвордов на тему: «Большое космическое путешествие» Семейное чтение: О.Тихомирова «Александр Невский» Главы из энциклопедии «История», справочника дошкольника «История» А.И.Бегунов «От кольчуги до мундира» «Русские богатыри» (былины) в пересказе Н.В.Карнауховой. Рассматривание иллюстраций о снаряжении шведских воинов, битве на берегу Невы и Чудском озере. Выставка совместных работ (рисунков и поделок со строительным материалом: сторожевые башни, переправы и т.п.) «Доблестные защитники Отечества. Быль об Александре Невском» Рекомендации родителям посетить музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге (ул. Пилотов, 38); Государственный музей истории Санкт-Петербурга, музея космонавтики и ракетной техники (Петропавловская крепость, 3) |
Познакомить детей с биографией, основными эпизодами военных событий и ролью в них героев ВОВ от рядовых солдат до маршалов. Рассказать о монументах, памятниках, воздвигнутых в честь Победы и в память исторического наследия нашей страны. Повышать интерес к военной истории Отечества. Закрепить знание боевых традиций нашего народа. Сохранять, развивать чувство гордости о подвигах российских воинов в великих исторических событиях. Сохранять память о победе в ВОВ, о народном подвиге. Воспитывать уважение к старшему поколению. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду | Музыка: М.Старокодомский «Марш Победы», Д.Тухманов «День Победы» Игры: «Полоса препятствий», «Мы моряки», «Пограничники», «МЧС». Изобразительная деятельность: «Парад», «Поздравительная открытка», «Салют», «Вечный огонь» Беседа о героях ВОВ Встречи с участниками Афганской и Чеченской войн Изготовление подарков и вручение их участникам войн Спортивный праздник «Салют Победе»: развивать понимание того, что целеустремленность, ловкость, настойчивость, чувство товарищества – являются качествами человека, способного защищать Родину. Воспитывать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений. | Целевые экскурсии К памятнику Маршалу Жукову, к аллее героев в парке Победы с возложением цветов. Инсценирование и слушание песен военных лет. Спортивные досуги: «Ориентировка по карте», «Рота, подъём!» Сбор информации об участниках ВОВ, Афганской и Чеченской войн, концерты-встречи, чаепития. Художественная литература: А.Нехода «Летчики», Е.Карасев «Город-герой», М.Чернявский «Огненная баллада», С.Баруздин «Шел по улице солдат». Рекомендации родителям посетить места проведения воинских ритуалов, салютов Праздник «День Победы» Концерт для ветеранов войны Викторина «Мы за мир» Создавать эмоционально-благополучную атмосферу, где взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Конкурс «Сочини стихотворение» (о маме/папе, о семье, о друге) |
Формы взаимодействия родителей и детей
по гражданственно-патриотическому воспитанию:
- сбор наглядного материала с помощью детей и родителей групп старшего дошкольного возраста (значки, открытки и пр.) для использования в беседах с детьми;
- проведение традиционных конкурсов детского рисунка на тему «Дружат дети всей земли», «Мир-главное слово на свете!»;
- проведение цикла экскурсий, прогулок ;
- организация выставки картин на военно-патриотическую тему отечественных художников;
- проведение экскурсий в краеведческий музей;
- проведение встреч с ветеранами ВОВ;
- организация выставки детских работ военно-патриотической тематики;
- просмотр иллюстрированного материала о подвигах детей в годы ВОВ;
- чтение произведений из военно-патриотической тематики;
- проведение цикла тематических занятий на тему «День Победы помнят деды, знает каждый из внучат»;
- привлечение родителей к участию в проектах, праздниках, совместных мероприятиях.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Заключение.
Любовь к Родине – чувство, которое мало поддается измерению. Патриотизм - это качество человека, коллектива, общества. Закаляется (развивается) оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со словом воспитателя входит в жизнь Гражданина.
Оттого, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина.
Ставя перед собой задачу по развитию патриотизма детей старшего дошкольного возраста в системе ДОУ, мы можем считать ее выполненной в пределах доступных дошкольному возрасту, если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи русских поэтов, петь песни родной страны.
Разработанный перспективный план по теме, система занятий по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста позволили улучшить качество знаний детей, расширить их кругозор, повысить активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным.
Реализация проекта «Воспитание патриотизма детей старшего дошкольного возраста » позволяет нам надеяться на успешное складывание предпосылок формирования подлинной гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которые затем лягут в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"
Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...
Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педаг...