Толерантность как принцип взаимодействия между людьми
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Семинар-Практикум
«Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»
Актуальность.
В соответствии с Законом ФГТ "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Цель.
Помощь современной семье в деле воспитания и образования детей. Родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
Задачи.
Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей
Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.
Принципы
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Единство, которое достигается, если цель и задачи воспитания хорошо понятны не только воспитателями, но и родителями;
• Доброжелательный стиль общения. Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога. Как показывает опыт, ежедневное доброжелательное взаимодействие с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
Этот принцип необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, нужно научиться чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь-то и применяется человеческое и педагогическое умение успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, «хорошо знающие» как им надо воспитывать своего ребенка. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний никогда не приносит положительных результатов. Эффективность я увидела в создании атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованности детского сада в проблемах ребенка и искреннее желание помочь семье.
Способы взаимодействия.
Важная форма взаимодействия детского сада и семьи - совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников.
В своей работе я использую как традиционные формы (собрания, консультации, беседы, так и новые: мастер – класс, стендовый доклад, "круглые столы", игровые тренинги (совместно с психологом, где происходит сближение родителей, педагогов и детей.
Наглядная агитация для родителей носит разноплановый характер: ширмы, стенд объявлений, знакомство родителей с пройденном материалом «Мы узнали». Смена материала имеет как сезонный характер, так и определенную педагогическую направленность с опорой на возрастные особенности группы. Наглядная агитация оформлена согласно задачам годового плана: оформление стенда для родителей на темы: «Советы родителям по воспитанию», «Здоровье детей»; «Воспитание культуры поведения у дошкольников» и т. д. ; оформление папок-передвижек в группах на разнообразные темы. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников носит систематический, плановый характер.
• проектная деятельность (детско-родительские проекты);
• индивидуальная беседа;
• привлечение родителей к проведению развлечений и праздников;
• анкетирование и тестирование;
• индивидуальное консультирование;
• мастер – класс;
• стендовый доклад;
• общие и групповые родительские собрания;
• «День открытых дверей»;
• знакомство родителей с пройденным материалом по НОД.
Таблица активности работы родителей.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 81% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Использование технологий
Антонова Т. В., Арнаутова Е. П., Иванова В. М., Разгонова Н. А. «Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества» // Семья на пороге третьего тысячелетия
ДороноваТ. Н. «Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития»
Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В.
«555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада»
Доронова Татьяна Николаевна «Вместе с семьей» - суть технологии в том, что в условиях, когда большинство семей озабочено решением экономических проблем, педагоги обязаны оказать помощь родителям, которые не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Майер Алексей Александрович «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» - одним из принципов этой технологии является перестройка традиционной схемы взаимодействия, в практике называемой «работой с семьей» в сторону партнерского участия основных субъектов воспитания в жизни ребенка.
Антонова Т. В. «Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества» - выделен ряд причин сложностей взаимодействия детского сада и семьи, среди которых: низкий социальный статус профессии воспитателя; недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей; отсутствие установки на сотрудничество со стороны педагогов и родителей; различие ценностных ориентации и взаимных ожиданий; стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями
Благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами обеспечивает успех в деле воспитания, развития и социализации ребенка, а значит, в будущем обеспечит успех в жизни.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речь как средство общения между людьми
Информация для родителей о речи , ее видах, в консультацию включены задания на внимание,на развитие памяти, мышления. Также предложен тест для родителей "Поиск ошибок в речи"...
Семинар-тренинг Взаимоотношения между людьми. Жизнь по собственному выбору.
Цель семинара-тренинга: осознать свое внутренне состояние в споре, агрессии; Определить модели поведения педагогов при разрешении конфликтных ситуаций.Задачи семинара-тренинга: обучить нав...
Тренинг для родителей: «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»
Здравствуйте, уважаемые родители! Мне очень приятно видеть вас всех сегодня!Сегодня мы с вами поговорим о толерантности, о взаимопонимании и уважении.Добро воспитывается добром, а зло порождает ...
Тренинговое занятие для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».
Мероприятие с педагогами ДОУ. Целью которого является, формирование толерантной личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантност...
мастер класс "Толерантность как принцип взаимодействия между людьми"
мастер класс для педагогов "Толерантность как принцип взаимодействия между людьми"...
"Толерантность - принцип взаимодействия между людьми"
Мастер-класс на тему: «Толерантность - принцип взаимодействия между людьми»...
Мастер-класс для педагогов «Толерантность – принцип взаимодействия между людьми»
Создать условия для толерантной среды в ДОУ. Формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «взрослый – взрослый», приобретение педагогами знаний и прак...