Духовно - нравственное развитие дошкольников в реализации ФГОС ДО.
статья (подготовительная группа) на тему

Из опыта работы по духовно - нравственному развитию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное развитие дошкольников в реализации

ФГОС ДО.

Соломатина Наталья Николаевна - воспитатель

МБДОУ ЦРР - д/с № 12 г. Россоши

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В Общих положениях отмечено, что один из основных принципов ДО -    приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одна из задач Стандарта: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Мы только начинают делать первые шаги в этом направлении. Тем не менее, мы хотим поделиться своим небольшим опытом.

Вся работа ведется по трем направлениям:

  1. самообразование воспитателей;
  2. взаимодействие с родителями;
  3. совместная деятельность с детьми.

Самообразование воспитатели осуществляют как в коллективных, так и в индивидуальных формах. В нашем районе создано методическое объединение воспитателей по духовно – нравственному развитию ребенка. Обучающие семинары «Сотворение мира», «Свойства души», «Духовная жизнь христианина», «Воспитание мужественности у мальчиков» проводили священники храма. Научный сотрудник лаборатории семейного воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования Потаповская Ольга Михайловна на базе воскресной школы, прочитала лекции «Духовная культура воспитателя», «Проблемы духовно – нравственного воспитания и обучения в современной педагогике». Своим опытом работы по данному направлению  делились коллеги из Каменского и Подгоренского районов на областных семинарах.

Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ. Различные формы сотрудничества помогают воспитателям в достижении поставленных целей и задач:

  • анкетирование («Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка»);
  • родительские собрания («Православные традиции семьи»);
  • папки-передвижки (Беседы о воспитании);
  • тематические выставки православной литературы «Живой родник»);
  • выставки семейного творчества («Краски осени», «Пасхальный сувенир»);
  • участие в благотворительных акциях «Белый цветок», «Рождественское чудо»
  • совместные праздники («Веселиться народ – праздник Пасхи у ворот», «Жаворонки прилетайте – весну красную встречайте»)

Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом  прикасаться к азам православной культуры. Своих малышей мы пригласили в путешествие и в качестве объектов наблюдения выбрали творения окружающего мира (для каждой прогулки выбираются конкретные объекты наблюдения в соответствии с библейскими темами сотворения мира). Две формы путешествия – путешествия на прогулках и путешествия с книгой. Наблюдаем, как устроен наш мир, учимся видеть и слышать в нем красоту, премудрость. Путешествуя по страницам Библии и в творческих видах деятельности (рисовании, конструировании, пении, играх) узнаем мир в последовательности библейских дней его сотворения. Эта тема очерчивает смысловые границы православной культуры – сотворение (прекрасный, добрый мир – это дар Божий человеку), благодарение – (высшая мудрость жизни христианина: он благодарит Творца «Слава Богу за всё!»). После того, как мы узнали, как был сотворен наш мир, мы узнаем, как устроены отношения в мире, что такое хорошо и что такое плохо. Помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло - сказки. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Все это совмещается с нормами христианской этики. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них говориться о трудолюбии, о милосердии, о любви и заботе, о прощении.
Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, хвастовство, хитрость. Содержательным обобщением данного раздела стали: выставка поделок «Подарки далеким и близким друзьям», коллективная аппликация «Добрые правила жизни», слушание песен «Вместе весело шагать», «Все мы делим пополам», «Улыбка», участие в благотворительных акциях. И одна из самых интересных форм работы – православные праздники. Самые добрые праздники христиан – Рождество Христово, Пасха, День Ангела. Целью проводимых праздников является введение детей в культурную традицию празднования православных праздников, понимание смысла православных праздников. Мы даем понятие детям, что есть особые праздники – они посвящены Богу. Как христиане проводят праздничный день? Они приходят в храм для того, чтобы благодарить Бога, стараются порадовать других людей, сделать что – то доброе для них. Интересно прошел праздник Рождества Христова и у нас в детском саду. Воспитанники старшей группы показали сценку как волхвы и пастухи одаривали родившегося Христа, воспитанники средней группы пели Рождественские колядки. Выставки рисунков, поделок, чтение стихов и конечно – подарки запомнились детям. Праздник Пасхи прошел в рамках проекта «Пасху радостно встречаем». Радуясь приближению весны, в праздник Сорока Севастийских мучеников мы пекли жаворонков и угощали родителей. Встречая вербное воскресение – рисовали веточки вербы. Совместно с родителями была проведена выставка работ «Пасхальный сувенир». На пасхальной неделе дети были приглашены в храм и могли звонить в колокола. Это были самые радостные и самые запоминающиеся моменты. Видя радость в глазах детей, их лучезарную улыбку, их желание узнавать как можно больше, понимаешь, что выбрано правильное направление работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «МИР НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР»

В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как социальная норма. В ряде нормативно-правовых документов определены ориентиры и н...

Доклад воспитателя. "Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДОУ"

Одной из задач образовательного стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный   образовательный   процесс   на   основе   духовно-н...

Информация о реализации проекта "Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания"

https://radost19uray.ru/o-nas/innovacionnaja-i-jeksperimentalnaja-dejatelnost/duhovno-nravstvennoe-razvitie-doshkolnikov-kak-osnova-patrioticheskogo-vospitanija/...

Формирование основ духовно - нравственного развития дошкольников посредством православных праздников в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры — это православные праздники. Православные праздники — это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта - ...

«Музыкальный фольклор Воронежского края как средство развития духовно-нравственного потенциала дошкольников при реализации ФОП ДО»

Я расскажу Вам, уважаемые коллеги, о своей деятельности - музыкальтный фольклор в ДО. Очень любим Родину Россию! Прославляем великое Отечество через песни Воронежского края! Создали ансамбль русской п...